Грамматика современной русской поэзии: субъектная перспектива, предикативные категории, модусные рамки (часть 1)
Аннотация
В статье рассматриваются грамматические особенности современной русской поэзии, связанные с реализацией в ней предикативных категорий, субъектной перспективы и модусных рамок. Выявляются особенности взаимодействия указанных грамматических механизмов с такими сущностными свойствами поэтического текста, как субъективность, множественность толкований, «модальная неопределенность», «множественная референция», суггестивность, двойное членение, повышенная сукцессивность, малый объем и самостоятельность мотивов и др., на современном этапе. Результаты лингвистического анализа сопоставляются с рефлексией авторов, выраженной в поэтических текстах, интервью, критических разборах и т.п., что позволяет определить значимость рассматриваемых грамматических явлений для передачи «обязательных смыслов» эпохи. Эти результаты подтверждают особую значимость субъекта как категории плана содержания и плана выражения, вокруг которой объединяются «усилия» всех остальных анализируемых грамматических категорий (время, модальность, пространственная локализация). «Грамматика поэзии» при таком подходе понимается не как грамматика «искажений», иррегулярностей, противопоставленная общеязыковой грамматике, а как реализация и переосмысление потенций и заполнение лакун, содержащихся в грамматической системе языка, особой группой его носителей для создания новых смыслов и форм – как «вечных», так и соответствующих духу времени. Особое внимание в статье уделяется инфинитивной и номинативной поэзии, в которой проявляется креативный потенциал, соответственно, неопределенной формы глагола и именительного падежа существительного, а также функционированию в поэтических текстах отрицательных предложений.
Скачивания
Metrics
Литература
Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М., 1988.
Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М., 1955.
Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Пространственно-временная локализация как суперкатегория предложения // Вопросы языкознания. 1989. № 3.
Гайда Ст. Проблемы жанра // Функциональная стилистика: теория стилей и их языковая реализация. Пермь, 1980.
Гаспаров М.Л. Первочтение и перечтение. К тыняновскому понятию сукцессивности стихотворной речи // Избранные труды: в 3-х тт. М., 1997. Т. 2.
Гин Я.И. К вопросу о построении поэтики грамматических категорий // Вопросы языкознания. 1991. № 2.
Гин Я.И. Поэтика грамматической категории лица в русской лирике // Проблемы исторической поэтики. М., 1992.
Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности. Л., 1987.
Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 2004.
Зубова Л.В. Языки современной поэзии. М., 2010.
Кац Е.А. Языковая личность в поэтическом идиолекте Георгия Иванова: дис. ... канд. филол. наук. М., 2009.
Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. М., 1986.
Ковтунова И.И. Семантика форм лица в языке поэзии // Русский язык в научном освещении. 2003. № 1 (5).
Курицын В.Н. Русский литературный постмодернизм. М., 2000.
Ларин Б.А. О разновидностях художественной речи // Русская словесность. М., 1997.
Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М., 1998.
Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста. СПб., 1996.
Невзглядова Е. Звук и смысл. СПб, 1998.
Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм. М., 2011.
Овсянико-Куликовский Д.Н. Синтаксис русского языка. СПб., 1912.
Онипенко Н.К. Идея субъектной перспективы в русской грамматике // Русистика сегодня. 1994. № 3.
Ревзина О.Г. К построению лингвистической теории языка художественной литературы // Теоретические и прикладные аспекты вычислительной лингвистики. М., 1981.
Ревзина О.Г. От стихотворной речи к поэтическому идиолекту // Очерки истории языка русской поэзии XX века. Поэтический язык и идиостиль. Общие вопросы. Звуковая организация текста. М., 1990.
Ревзина О.Г. Парадокс поэтического анализа // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1995. № 2.
Ревзина О.Г. Загадки поэтического текста // Коммуникативно-смысловые параметры грамматики и текста. М., 2002.
Рильке Р.-М. Ворпсведе. Огюст Роден. Письма. Стихи. М., 1970.
Сидорова М.Ю. Грамматика художественного текста. М., 2001.
Томашевский Б.В. Поэтика. М., 1996.
Тынянов Ю.Н. Проблемы стихотворного языка. М., 1965.
Шапир М.И. «Versus» vs «Prosa»: пространство-время поэтического текста // Philologica. № 2. 1995.
Шапир М.И. Universum versus: Язык − стих − смысл в русской поэзии XѴIII−XX веков. Кн. 2. М., 2015.
Beaugrande R.de. Text, discourse and process. Norwood, 1980.
Carter R. Language and Literature: An introductory reader in stylistics. London, 1995.
Champigny R. For and Against Genre Labels // Poetics. 1981. Vol. X, No. 2-3.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.