Отражение суфийско-хуруфитского мировоззрения в творчестве Насими

  • Низами Мамедов-Тагисой Бакинский славянский университет (Азербайджан)
Ключевые слова: классик, мировоззрение, общечеловеческие ценности, любовь, разум, свобода, ценность, суфизм, хуруфизм, истина, Аллах

Аннотация

В средневековой азербайджанской литературе творчество Сейида Имадеддина Насими занимает исключительно важное место. Эпоха, в которой жил и творил поэт, была одним из сложных периодов в жизни народа. Мировоззрение Насими складывалось в трудных условиях антифеодального, антимонгольского ига под влиянием основателя учения хуруфизма Фазлуллаха Наими. Хуруфитские идеи в тот период отвечали настроениям широких народных масс. Однако до знакомства с хуруфитским учением на Востоке довольно широко было распространено учение суфизма, оказавшего значительное влияние на творчество Насими раннего этапа. Оба эти течения неотделимы от исторической судьбы Востока. Насими был знаком с суфийскими воззрениями Ал-Газали и Мансура Халладжа (казненного за утверждение «Ана-аль-хакк», то есть «Я есть бог»), и суфизм Мансура Халладжа неудержимо влек поэта.

В суфизме Аллах и человек двуедины. Именно суфийская философия вывела Насими на арену борьбы за духовно-нравственную независимость. Хуруфизм же привлекал внимание Насими своим вмешательством в социально-политическую жизнь общества и своим отношением к разуму. Формула «Человек и есть Аллах» была в хуруфизме достаточно завершенной. Если в суфизме в тождестве человека и Аллаха ядром является любовь, то в хуруфизме доминирующим является разум. Вот почему следует считать, что творчество Насими оформилось именно под влиянием двух религиозно-философских течений. Через все творчество Насими красной нитью проходит мысль об Истине, она пронизывает фактически все его произведения. Истина для Насими превыше всего. По его воззрениям Человек всемогущ. Он – творческое начало и имеет фактически все атрибуты божественности. Сравнивая человека с Аллахом, Насими стремится не человека поднимать в небеса, а Аллаха спускать на землю. Поэтому в лице человека он видит единого Аллаха. Лицо человека поэт сравнивает со светом Аллаха, считает человека божьей Истиной. Для Насими человеческая сила и познание безграничны. Истина и Правда‒ его жизненные спутники. Именно они являются мерилами его достоинства, ибо самопознание возвеличивает человека, что в конечном итоге приводит к познанию бога в человеке.

Будучи религиозно-философски мыслящим художником, Насими своими творениями поднял слово на новую высоту. Опираясь на толкование Корана, поэт руководствовался формулой «Аллах - слово - человек». В его толковании у слова есть шесть граней, имеющих свои хронотопы. В его понимании Аллах и слово имеют одну и ту же аналогию и суть. Творец фактически есть проявление сути в букве, слове и выражении. Исходя из религиозно-философских взглядов поэта, мы стремились отразить особенности творчества Имадеддина Насими, оставившего значительный след в истории азербайджанской поэзии XIV – XV веков. Исследуя данную проблему, мы пришли к выводу о том, что последовательное изучение всего наследия Насими будет всемерно способствовать глубокому постижению его тем, идей, образов и художественного мира.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биография автора

Низами Мамедов-Тагисой, Бакинский славянский университет (Азербайджан)

доктор филологических наук, профессор кафедры азербайджанской литературы

Литература

Аль-Джанаби М.М. Теология и философия ал-Газали. М., 2010.

Араслы Г. Имадеддин Насими (жизнь и творчество). Баку, 1972.

Ахундова Н.Ф. Развитие суфизма в Азербайджане: возвышение Шейха Суфи Ад-Дина Исхака Ардебили в эпоху Ильханата (на основе сведений западной историографии). Баку, 2017.

Ибрагимов М. Насими и его время // Насими. Лирика. М., 1973.

Кули-заде З.А. Насими – философ и поэт Востока. Баку, 1973.

Кули-заде З. Хуруфизм и его представители в Азербайджане. Баку, 1970.

Насими И. Лирика. М., 1973.

Насими. Врата Древнего Востока (сборник). Пер. Т. Стрешневой. Баку, 1980.

Ошо Р. Люди пути. О суфиях, суфизме и суфийских историях. СПб., 2013.

Рустамов Ю. Поэзия Насими – религия любви к Истине (некоторые размышления о мировоззрении поэта под впечатлением нового прочтения сборника его стихотворений) // Mütərcim. 2006. № 3–4.

Ходжсон М. История ислама: Исламская цивилизация от рождения до наших дней. Пер. с англ. А.Н. Гордиенко, И.В. Матвеева, Н.В. Шевченко. М., 2013.

Babayev Y. Azərbaycan ədəbiyyat tarixi (XIII – XVIII əsrlər). Bakı, 2018.

Hodgson M. Тhe Venture of Islаm. Consecience and History in a World Civilization, Chicago and London, 1977.

Nəsimi İmaddədin. İraq Divanı. Bakı, 2018.

Seyid İmadəddin Nəsimi / Azərbaycan ədəbiyyatı tarixi. Bakı, 2009.

Şıxıyеva S. Nəsiminin irfani görüşləri // Sivilizasiya. 2016. № 4.

Опубликован
2019-12-06
Как цитировать
1. Мамедов-Тагисой Н. Отражение суфийско-хуруфитского мировоззрения в творчестве Насими // Филология и человек, 2019. № 4. С. 111-123. URL: http://journal.asu.ru/pm/article/view/6344.
Выпуск
Раздел
Статьи