Образ «яблоко» в фольклорном сознании (на материале башкирского народного творчества)
Аннотация
Яблоко издревле является символическим образом в культуре разных народов мира, в том числе и у башкир. Традиционный образ «яблоко», а также мотив «выбор суженого посредством одаривания его яблоком» в народных сказках и башкирском эпосе «Урал-батыр» нашли художественно-эстетическое отражение и выполняют значимые идейно-художественные функции. Перед автором стояла задача выявления этих художественных форм и раскрытия особенностей их изображения в народном произведении.
Для решения поставленных задач были рассмотрены сказки, в которых изображался образ яблока и получил развитие мотив «выбора суженого посредством одаривания его яблоком», а также башкирский народный эпос «Урал-батыр», в котором эти составные части сюжета явственнее всего получили художественно-эстетическое прочтение.
В результате было установлено, что традиционный образ «яблоко» и связанный с ним мотив «выбор суженого посредством одаривания его яблоком» являются универсальными художественными элементами для фольклора разных народов и выполняют в произведении значимые идейно-художественные функции.
Автор связывает уникальность и своеобразное изображение образа яблока в башкирских сказках с жизнью и бытом сельского народа, которые в основной своей массе являются носителями устного поэтического творчества. В фольклоре издревле сложилось особое отношение к яблоку как «дефицитному» плоду в жизни и сокровищу в сказке, поэтому оно золотое, волшебное. Последнее является сакральным мотивом, известным и в фольклоре других народов, и своими корнями восходит к древнегреческой мифологии. Став кочующим образом и включившись в известный мотив, образ «яблоко» принял вид традиционной художественной формулы постижения счастья и благополучия.
Выявление и изучение подобных универсальных для многих народов традиционных образов или мотивов в башкирском фольклоре позволило бы рассматривать его как часть художественного универсалия культур.
Скачивания
Metrics
Литература
Афанасьев А.Н. Поэтическое воззрение славян на природу. М., 2000.
Башкирское народное творчество: Эпос. Уфа, 1973. Кн. 2.
Башкирское народное творчество: волшебно-героические сказки. Уфа, 1976. Т. 2.
Троянская война // Мифы народов мира. М., 1988. Кн. 2. К-Я.
Урал-батыр // Башкирский народный эпос: Эпос народов СССР. М., 1977.
Фадеева Л.В. «Яблоневый сад» А.Н. Островского (о народно-поэтических основах комедии «Правда – хорошо, а счастье – лучше») // Традиционная культура. 2006. № 1.
Фрезер Дж. Фольклор в Ветхом завете. М., 1985.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.