Художественно-эстетическая репрезентация мифологического образа водяной девы в башкирском народном эпосе (на примере эпосов «Акбузат» и «Заятуляк и Хыухылу»).
Аннотация
В статье на примере башкирских эпосов «Акбузат» и «Заятулык и Хыухылу» рассматривается мифический образ девы вод – хаухылу, который выполняет в произведениях значимые художественно-эстетические функции. Данный образ в мифологии всех народов и в древних сакральных верованиях занимает особое место. Ввиду того, что после принятия Христианства/Ислама у народов все некогда священные, языческие божества – хозяева рек и озер, гор и урочищ, лесов и полей, а также околодомашнего мира, были наделены отрицательной характеристикой и стали репрезентироваться как нечистая сила. Такая судьба была уготована, например, традиционной Бабе-Яге – Ящуре, возведенной в ранг положительного персонажа, обожествленного каноном древних славян, хранительницей рода, его традиций и обычаев. Соответственно после принятия Христианства, Ящура приняла тот отрицательный, зловредный характер, известный нам из славянских народных сказок и быличек. Как верно отмечает Э.В. Померанцева, в художественно-эстетическом смысле в мифологических легендах и быличках всегда присутствуют схожие мотивы «внезапной встречи», «опускания в подводное царство», «награды водяного царя», «…женитьбы героя в подводном царстве» и т.д.. В рассматриваемых в статье башкирских эпических памятниках эти мотивы строго прослеживаются и успешно реализовываются в художественно-эстетическом аспекте.
Скачивания
Metrics
Литература
Атдаев С. Дж. Русалки и водяные девы – сув-периси в традиционном представлении туркмен // Народы и религии Евразии. 2019. №1 (18).
Жирнова Г.К. Образ русалки в мифах, легендах и произведениях русских писателей [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/557136.
Левкиевская Е.Е. Мифы и легенды восточных славян. М., 2010. [Электронный ресурс]. URL: https://kartaslov.ru
Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975.
Хуббитдинова Н.А. Художественное отражение фольклора в литературе XIX в. (к проблеме русско-башкирских фольклорно-литературных взаимосвязей). Уфа, 2011.
Чжоу Яньянь Образ «美人鱼 / русалка» в русской и китайской традиции: общее и особенное // Научный диалог. 2017. № 5. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-rusalka-v-russkoy-i-kitayskoy-traditsii-obschee-i-osobennoe/viewer
Элиде К.П. Аспекты мифа. М., 2001.
Список источников
Башкирский народный эпос: Эпос народов СССР. М., 1977.
Башкирское народное творчество. Обрядовый фольклор / сост., авт. вступ. ст. и коммент. Р.А. Султангареева и А.М. Сулейманов. Уфа, 2010.
Даль В.И. Башкирская русалка // Башкирия в русской литературе. В 6 томах. Т. 1. Уфа, 1989.
Женщина в мифах и легендах: энциклопедический словарь. Ташкент, 1992.
Мифы древних славян. Саратов, 1993.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.