КОМПОНЕНТЫ И КРИТЕРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Основное содержание статьи

Татьяна Леонидовна Худякова Email: tanya.dom@list.ru
Юлия Владимировна Клепач Email: y-klepach@mail.ru
Мариям Равильевна Арпентьева Email: mariam_rav@mail.ru

Аннотация

Проблематика психологической безопасности образования в последние десятилетия жизни России становится все более практически и теоретически актуальной: качественные и количественные трансформации ситуаций и типов нарушений психологической безопасности образования требуют системных, обобщающих исследований и практических разработок в области его сохранения и восстановления. Исследование представляет собой попытку системного осмысления проблем психологической безопасности образования – шаг на пути создания интегративной теории этого феномена. Цель исследования – анализ проблем психологической безопасности образования, компонентов и критериев психологической безопасности образования. Метод исследования – интегративный теоретический анализ проблем психологической безопасности образования. В работе приводятся данные эмпирических опросов студентов и преподавателей Калужской, Воронежской и Московской областей в отношении разных компонентов психологической безопасности образования. Работа вносит вклад в создание системной модели психологической безопасности образования. Проблематика психологической безопасности образования включает в себя проблемы личностной, межличностной, учебно-профессиональной и организационной безопасности, она тесно связана с вопросами инноваций и реформ в высшем, среднем и начальном образовании, включая проблемы сопротивления инновациям и переменам в образовательной среде, проблемы стресса инноваций, а также вопросы превенции и коррекции педиогений и матетогений. Показателями психологической безопасности человека в условиях образовательного учреждения образования выступают: 1) безопасность человека как личности; 2) безопасность человека как партнера; 3) безопасность человека как ученика и профессионала. Исследование вносит вклад в разработку интегративной модели психологической безопасности образования и поиску новых, интегративных путей ее достижения, поддержания и восстановления.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Худякова, Т. Л., Клепач, Ю. В., & Арпентьева, М. Р. (2023). КОМПОНЕНТЫ И КРИТЕРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ. Society and Security Insights, 5(4), 155-170. https://doi.org/10.14258/ssi(2022)4-09
Раздел
СОЦИАЛЬНЫЕ, КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ
Биографии авторов

Татьяна Леонидовна Худякова, Воронежский государственный педагогический университет

канд. психол. наук, доцент, заведующий кафедрой практической психологии, Воронежский государственный педагогический университет.

Юлия Владимировна Клепач, Воронежский государственный педагогический университет

канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры практической психологии, Воронежский государственный педагогический университет.

Мариям Равильевна Арпентьева, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие»

д-р психологических наук, доцент, академик Международной академии образования (МАО), член-корреспондент Российской академии естествознания (РАЕ), психолог-исследователь, ГБОУ КО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Содействие"», Калуга, Россия.

Литература

Арпентьева М. Р. Социально-психологические проблемы балльно-рейтинговой системы оценки труда сотрудников образовательных учреждений // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10. № 1. С. 3611-3619.
Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Изд-во. «Союз», 2002. 271 с.
Баева И. А. Психологические проблемы обеспечения безопасности в образовании // Мир психологии. 2020. № 2 (102). С. 184-190.
Базилевич Е. М. Проблема изучения профессионального маргинализма в психологии // Проблемы высшего образования. 2011. № 1. С. 121-122.
Безукладников К. Э., Крузе Б. А., Жигалев Б. А., Сорокоумова С. Н., Егорова П. А. Психологическая безопасность в школьном и вузовском лингвистическом образовании // Язык и культура. 2018. № 44. С. 134-151.
Беляева П. И. Психологическая безопасность школьника как психическое состояние // Вестник Новгородского государственного университета. 2011. № 64. С. 217-222.
Василенко Т. Д., Хорунжая О. С. Субъективное ощущение неподконтрольности: риски дезадаптации // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2021. T. 13, № 1(66) [Электронный ресурс]. URL: http://mprj.ru (дата обращения: 21.11.2021).
Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
Габер И. В., Зарецкий В. В. Методологические и теоретические основания обеспечения психологической безопасности образовательно-воспитательной // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2019. Т. 19, № 2. С. 121–131.
Ганузин В. М. Синдром педагогического насилия как форма дидактогении // Медицинская психология в России. 2013. T. 5, № 5. С. 15. http://dx.doi.org/10.24411/2219-8245-2013-15150
Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения. Кострома: Авантитул, 2004. С. 55–64.
Любимов Л. Л. Общество и образование в России // Народное образование. 2009. № 2. С. 16–20.
Магомедова М. Г., Аминова Д. К., Цахаева А. А. Гуманизация инновационного образования в Дагестанском ГПУ как сопровождение психологической безопасности образовательной среды вуза // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 4. С. 67-74. http://dx.doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-4-67-74
Макаренко А. С. Марш тридцатого года. М.: Просвещение, 1988. 288с.
Новикова М. А., Реан А. А. Влияние школьного климата на возникновение травли: отечественный и зарубежный опыт исследования // Вопросы образования. 2019. № 2. С. 78–97.
Синякова М. Г., Захарова Л. А. Психологическая безопасность обучаемых в учреждениях дополнительного образования детей // Актуальные проблемы психологического знания. 2019. № 2 (51). С. 43-51.
Скорова Л. В., Качимская А. Ю., Якушева Ю. А. Представления о психологической безопасности образовательного пространства у будущих педагогов дошкольного образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 3. С. 74.
Соловей В. Д. Абсолютное оружие. Основы психологической войны и медиаманипулирования. М.: Эксмо, 2015. 320 с.
Хуторской А. В. Талантливым просьба не беспокоиться // Эйдос. 2018. № 2. С. 16-18. URL: http://eidos.ru/journal/2018/200/
Azevedo J. P., Gutierrez M., de Hoyos R., & Saavedra J. The Unequal Impacts of COVID-19 on Student Learning // Primary and Secondary Education During Covid-19 / Reimers F.M. (eds.). Cham: Springer,. 2022. Pp. 421-459. https://doi.org/10.1007/978-3-030-81500-4_16
Rivers W. Interactive Language Teaching. Cambridge University Press, 1987. P. XVII + 228.
Walfers A. Discord and Collaboration, Essays on International Politics. Baltimore: John Hopkins University Press, 1962. 303 р.
Yildirim K. Psychological unsafety in schools: The development and validation of Scale // J. of Education and Training Studies. 2017. Vol. 5, № 6. doi:10.11114/jets.v5i6.2372.

REFERENCES

Arpentieva, M. R. (2020). Socio-psychological problems of the point-rating system for assessing the labor of employees of educational institutions. Professional'noye obrazovaniye v sovremennom mire, 10(1), 3611–3619. (In Russ.).
Baeva, I. A. (2002). Psychological safety in education. St. Petersburg: Publishing house. "Soyuz". (In Russ.).
Baeva, I. A. (2020). Psychological problems of ensuring safety in education. Mir psikhologii, 2(102), 184–190. (In Russ.).
Bazilevich, E. M. (2001). The problem of studying professional marginalism in psychology. Problemy vysshego obrazovaniya, 1, 121–122. (In Russ.).
Belyaeva, P. I. (2011). Psychological safety of a schoolchild as a mental state. Bulletin of the Novgorod State University, 64, 217–222. (In Russ.).
Bezukladnikov, K. E., Kruse, B. A., Zhigalev, B. A., Sorokoumova, S. N., Egorova, P. A. (2018). Psychological safety in school and university linguistic education. Yazyk i kul'tura, 44, 134–151. (In Russ.).
Gaber, I. V., Zaretskiy, V. V. (2019). Methodological and theoretical foundations of ensuring the psychological safety of educational and upbringing. Voprosy psikhicheskogo zdorov'ya detey i podrostkov, 19(2), 121–131. (In Russ.).
Ganuzin, V. M. (2021). School climate, bullying, victimization, didactogeny and pedagogical violence syndrome: battlefields in school life. Meditsinskaya psikhologiya v Rossii, 1 (66). http://www.mprj.ru/archiv_global/2021_1_66/nomer09.php (In Russ.).
Khutorskoy, A. V. (2018). Talented people, please do not worry. Eidos, vol. 2, p. 16-18. http://eidos.ru/journal/2018/200/ (In Russ.).
Kryukova, T. L. (2004). The psychology of coping behavior. Kostroma: Avantitul (In Russ.).
Lyubimov, L. L. (2009). Society and education in Russia. Narodnoye obrazovaniye, 2, 16–20. (In Russ.).
Magomedova, M. G., Aminova, D. K., Tsakhaeva, A. A. (2018). Humanization of innovative education at the Dagestan State Pedagogical University as an accompaniment to the psychological safety of the educational environment of the university. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psikhologo-pedagogicheskiye nauki, 12(4), 67-74. http://dx.doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-4-67-74 (In Russ.).
Makarenko, A. S. (1998). March of the thirtieth year. Moscow: Prosveshcheniye (In Russ.).
Novikova, M. A., Rean, A. A. (2019). The influence of the school climate on the occurrence of bullying: domestic and foreign research experience. Voprosy obrazovaniya, 2, 78–97. (In Russ.).
Sinyakova, M. G., Zakharova, L. A. (2019). Psychological safety of trainees in institutions of additional education for children. Aktual'nyye problemy psikhologicheskogo znaniya = Actual problems of psychological knowledge, 2(51), 43–51. (In Russ.).
Skorova, L. V., Kachimskaya, A. Yu., Yakusheva, Yu. A. (2020). Ideas about the psychological safety of the educational space among future teachers of preschool education. World of Science. Pedagogy and psychology, 8(3), 74–76. http://dx.doi.org/10.15862/46PSMN320 (In Russ.).
Solovey, V. D. (2015). The ultimate weapon. The basics of psychological warfare and media manipulation. Moscow: Eksmo (In Russ.).
Vasilenko, T. D., Khorunzhaya, O. S. (2021). Subjective feeling of uncontrollability: risks of maladjustment. Meditsinskaya psikhologiya v Rossii, 1(66). http://mprj.ru (In Russ.).
Vygotskiy, L. S. (2005). Psychology of a person's development. Moscow: Sense; Eksmo, (In Russ.).
Azevedo, J. P., Gutierrez, M., de Hoyos, R., & Saavedra, J. (2022). The Unequal Impacts of COVID-19 on Student Learning. In: Reimers F.M. (eds.). Primary and Secondary Education During Covid-19. Cham: Springer. Pp. 421-459. https://doi.org/10.1007/978-3-030-81500-4_16
Walfers, A. (1962). Discord and Collaboration, Essays on International Politics. Baltimore: John Hopkins University Press.
Rivers W. (1987). Interactive Language Teaching. Cambridge University Press.
Yildirim K. (2017). Psychological unsafety in schools: The development and validation of Scale. Journal of Education and Training Studies. 5(6). doi:10.11114/jets.v5i6.2372.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)