Милленаристские воззрения и государственноконфессиональные отношения на Алтае (рубеж XIX–XX вв.): преемственность и противоречия

Основное содержание статьи

А. А. Насонов Email: nasonov@rgisi42.ru

Аннотация

В статье рассматриваются специфика распространения милленаристских воззрений в контексте изменений государственно-конфессиональных отношений. Автором закрывается предметное поле исследования через анализ теоретических аспектов и истории изучения проблемы. Акцентируется внимание на особенностях использования мил-ленаристских идей в проповеднических тактиках адептов направлений христианского вероучения и интерпретации данных взглядов у коренного населения Алтая на рубеже XIX-XX вв. На основе архивных источников выявлено, что активизация милле-наристских воззрений происходила в периоды войн (Русско-японской войны 19041905 гг., Первой мировой войны 1914-1918 гг.) и революционных событий 1905-1907 и 1917 гг. Действия представителей государственной власти на локальном уровне были нацелены на сохранение стабильной ситуации и предотвращение волнений, а также наблюдался отказ от применения крайних мер. Религиозная ситуация резко изменилась в условиях оформления бурханистского движения в 1904 г. Первоначальная жесткая реакция в виде разгона коллективного моления и судебного процесса над предводителями сменилась фактическим признанием нового вероучения.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Насонов, А. А. (2022). Милленаристские воззрения и государственноконфессиональные отношения на Алтае (рубеж XIX–XX вв.): преемственность и противоречия. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 27(4), 165-175. https://doi.org/10.14258/nreur(2022)4-10
Раздел
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Биография автора

А. А. Насонов, Алтайский государственный университет; Филиал Российского государственного института сценических искусств в Кемерово — Сибирская Высшая школа музыкального и театрального искусства

кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник отдела сопровождения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Алтайского государственного университета, Барнаул (Россия); заместитель директора по учебной, научной и воспитательной работе филиала Российского государственного института сценических искусств в Кемерово — Сибирской Высшей школы музыкального и театрального искусства, Кемерово (Россия)

Литература

Государственный архив Алтайского края. Ф. 11. Оп. 4. Д. 2.

Государственный архив Алтайского края. Ф. 164. Оп. 1. Д. 55.

Государственный архив Алтайского края. Ф. 164. Оп. 1. Д. 100.

Государственный архив Алтайского края. Ф. 164. Оп. 1. Д. 157.

Государственный архив Томской области. Ф. 3. Оп. 12. Д. 688.

Григоренко А. Ю. Эсхатология старообрядцев: социальный дискурс // Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии. 2014. № 3. С. 83-96.

Данилин А. Г. Из истории национально-освободительного движения на Алтае в 1916 году // Борьба классов. 1936. № 9. С. 36-44.

Доронин Д. Ю. Огонь, потоп и война с Востока: культурный трансфер в современных эсхатологических представлениях на Алтае // Studia Litterarum. 2018. Т. 3, № 3. С. 278-303.

Златкин И. Я. Русские архивные материалы об Амурсане // Филология и история монгольских народов. Памяти академика Б. Я. Владимирцова. М. : Изд-во восточной литературы, 1958. С. 289-313.

Знаменский А. А. «Белая вера» в Горном Алтае: тибетский буддизм, Монголия и ойротское пророчество (1880-е — 1920-е гг.) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. № 1 (38). С. 123-151.

Иванов К. Ю. Алтайская духовная миссия: старообрядцы и инородцы (по миссионерским отчетам) // Этнография Алтая и сопредельных территорий : материалы научно-практической конференции. Барнаул : Изд-во БГПУ, 1998. С. 233-234.

Куприянова И. В. Старообрядцы Алтая в системе этнокультурных связей // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 2 (39). С. 191-196.

Лиморенко Ю. В. Фольклорный сюжет и его исторические основы: сохранение представлений об исторической личности в народной памяти // Языки и фольклор коренных народов Сибири. 2017. № 1 (32). С. 67-74.

Мамет Л. П. К вопросу о сущности бурханизма // Революционный Восток. 1929. № 7. С. 211-232.

Мовлева Н. С. Малый православный толковый словарь. М. : Рус. яз. Медиа, 2005. 527 с.

Ойноткинова Н. Р. Эсхатологические повествования в фольклоре алтайцев // Традиционная культура. 2017. № 1 (65). С. 101-110.

Первая записка департамента полиции царю от 19 июня 1904 г. // Бурханизм — Ак Jанг: документы и материалы. Горно-Алтайск : Юч-Сюмер — Белуха, 2004. С. 27-28.

Покровский Н. Н., Зольникова Н. Д. Освоение Сибири и старообрядчество // ЭКО. 2011. № 2 (440). С. 168-184.

Потапов Л. П. Очерки истории алтайцев. Новосибирск : ОГИЗ, 1948. 506 с.

Протокол допроса свидетеля Д. Н. Бидиекова о распространении писем о пришествии Царя-Амыр-Сана от 4 июня 1917 г. // В составе Томской губернии. История Республики Алтай в документах Государственного архива Томской области. XIX — начало XX в. Горно-Алтайск, 2004. С. 362.

Шерстова Л. И. Вхождение Горного Алтая в состав России: событие, отраженное в легендах // Развитие территорий. 2016. № 1 (4). С. 14-22.

Шерстова Л. И. Эсхатология раннего бурханизма: из опыта реконструкции традиционного этнического самосознания // Вестник Томского государственного университета. История. 2013. № 3 (23). С. 181-185.

Jacquemoud C. Altaj-Buucaj, heros epique de l'entre-deuz siecles // Etudes mongoles et siberiennes, centrasiatiques et tibetaines. 2014. Vol. 45. URL: https://journals.openedition.org/ emscat/2292 (дата обращения: 20.08.2022).