Религиозная символическая атрибутика русского севера в системе культурных ценностей гижигинцев (XIX — начало XX в.)
Основное содержание статьи
Аннотация
Статья вводит в научный оборот данные анализа артефактов, полученных в результате изучения в 2020 г. Гижигинской археологической экспедицией первого города на территории Магаданской области — Гижигинска: двух киотных крестов, фигурки Святой Богородицы, фрагментов окладов икон, а также иконы Владимирской Божьей Матери из фондов Магаданского областного краеведческого музея.
Определение состава сплава металлов предметов из археологической коллекции посредством неразрушающего рентгенофлюоресцентного анализа (РФА) выявило использование многокомпонентных и бинарных латуней, а также серебра при их изготовлении. Установлено применение гальванического способа нанесения золота на артефакты.
Выполненные кустарным способом кресты могли использоваться как при совершении обрядовых таинств, так составлять вместе с фигуркой Святой Богородицы композицию «Голгофа с предстоящими». Предметы наглядно демонстрируют атрибуты, свя
занные с отправлением религиозных культов на далекой окраине России, и подтверждают распространение в Гижигинске в XIX — начале XX в. не только синодального, но и старообрядческого православия.
Вероятно, в результате дефицита предметов культа происходило копирование/приспособление религиозной атрибутики других конфессиональных направлений к нуждам старообрядцев. Предположительно на территории торгового города сложилось мирное сосуществование представителей разных вероисповеданий.
В условиях атеистической пропаганды в 1920-1930-е гг. предметы религиозного назначения сохранялись местным населением и передавались из поколения в поколение.
Скачивания
Metrics
Детали статьи
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Литература
Антипина Д. О. Принципы типологизации русских православных крестов : дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2006. 230 с.
Аргудяева Ю. В. Старообрядцы на Дальнем Востоке России. М. : Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2000. 365 с.
Барсуков И. П. Творения Иннокентия, митрополита Московского. Кн. 2. М. : Синод. тип., 1887. 494 с.
Батаршев С. В., Понкратова И. Ю., Дорофеева Н. А., Малков С. С., Голохвастов М. В., Лебедева Л. С., Нестерович А. В. Историческая археология Севера: город Гижигинск // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2022. № 1 (38). С. 23-34.
Безнутров И. Служили, крестили, венчали, отпевали // Маяк Севера. 1995. № 48. С. 2-6.
Бурлаева Н. А. Религиозные символы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2015. № 1. С. 222-224.
Вдовин И. С. Гижига — город-крепость на Северо-Востоке России // Памятники, памятные места истории и культуры Северо-Востока России. Магадан : Магадан. кн. изд-во, 1995. С. 78-82.
Государственный Архив Магаданской области. Ф. Д-73 «Гижигинская Спасская церковь».
Гордеева О. Г., Вышар Н. И. Памятники по истории миссионерства в собрании ГИМ (Государственный исторический музей) // Русская Америка. Материалы III Международной научной конференции «Русская Америка», Иркутск, 2007. URL: https://www.pribaikal.ru/project-item/article/4270.html (дата обращения: 01.02.2023).
Горохов С. В. История, проблемы, цели и перспективы анализа состава металла православных нательных крестов конца XVI-XIX веков в Сибири и на Дальнем Востоке // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2018. Т. 17. № 7. С. 44-55.
Зайков В. В. Геоархеология бронзы (обзор) // Геоархеология и археологическая ми-нералогия-2017. Миасс : ИМин УрО РАН, 2017. С. 5-16.
Егошина Г. Г. «Крест — хранитель всей Вселенной...» // Словесница Искусств, 2006. № 1. С. 91-95.
Ениосова Н. В., Митоян Р. А. Рентгеноспектральный метод анализа археологического металла: преимущества, ограничения и ловушки в процессе измерения и интерпретации // Труды IV (XX) Всероссийского археологического съезда в Казани. Казань : Отечество, 2014. Т. IV. С. 143-146.
Лазович А. В. (иерей Андрей) Роль Иннокентия Московского в христианизации населения Гижигинского уезда в XIX веке // Иннокентий (Вениаминов) — великий Дальневосточник. 2022. С. 61-70.
Кедров Н. Н. Нижнекамчатский острог на реке Радуге — колыбель российского купеческого частнопредпринимательского флота на Тихом океане // Историческое краеведение и архивы. Вологда, 1996. Вып. 3. С. 38-46.
Митрополит Нестор. Моя Камчатка: записки православного миссионера. Петропавловск-Камчатский : Камч. печ. двор: кн. изд-во, 2003. 198 с.
Назарова Я. В. История Гижиги (XVII-XX в). Освоение Северо-Востока России. Дюссельдорф : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 128 с.
Орлова В. Э. Проблемы изучения символики и атрибутики новых религиозных движений // Царскосельские чтения, 2016. С. 144-148.
Российский государственный исторический архив. Ф. 1399. ОП. 1, Д. 346. Л. 15.
Савина Л. Н. К истории производства и бытования медного художественного литья в XIX — начале ХХ вв. // Русское медное литье. М. : Сол Систем, 1993. Вып. 1. С. 48-55.
Сальникова И. В. Результаты статистического анализа химико-технологического исследования коллекции меднолитой пластики // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2016. Т. 15. № 7. С. 39-48.
Сафронов Ф. Г. Русские на северо-востоке Азии в XVII — середине XIX в.: управление, служилые люди, крестьяне, городское население. М. : Наука, 1978. 258 с.
Сафронов Ф. Г. Тихоокеанские окна России: Из истории освоения русскими людьми побережий Охотского и Берингова морей, Сахалина и Курил. Хабаровск : Хабаровское книжное издательство, 1988. 192 с.
Тураев В. А. Русская православная церковь и коренные малочисленные народы Дальнего Востока (XVII-XIX вв.) // Вестник ДВО РАН. 2012. № 4. С. 85-93.
Хаховская Л. Н. Охотские церкви в XIX — начале XX в. (Гижигинская, Тауйская, Ямская и Ольская) // Материалы по истории Севера Дальнего Востока. Магадан : СВКНИИ ДВО РАН, 2004. С. 5-25.