Кипчакские обереги по результатам раскопок средневековых жилищ на Торопово-7
Основное содержание статьи
Аннотация
На основе новых материалов из раскопок жилищ Кузнецкой комплексной археолого-этнографической экспедиции на комплексе археологических памятников Торопово-7 исследуется гипотеза о наличии оберегов в виде головы или черепа лошади у населения, входившего в этнополитический и этнокультурный ареал Восточный Дешт-и-Кипчак. Основанием для выработки гипотезы послужили палеозоологические материалы из раскопов №5, 8-10, где были выявлены факты наличия в жилищных котлованах по нескольку экземпляров черепов лошади, которые преднамеренно оставлялись в жилище. Эти артефакты сложно объяснить с позиции хозяйственно-бытовой сферы жизнедеятельности, но они вполне вписываются в систему мировоззрения средневекового населения, где на черепа лошадей возлагалась защитная функция жилища. На территории Кузнецкой котловины были отмечены факты использования лошади в культовой практике с периода поздней бронзы до эпохи средневековья. Исследуемым фактам были найдены аналогии в письменных и этнографических материалах по традиционной культуре тюркоязычных народов, что свидетельствует о правомерности высказанной гипотезы.
Скачивания
Metrics
Детали статьи
Литература
Контекст: ...Известно, что у средневековых кыпчаков Казахстана существовала традиция, которая своими корнями уходит в культуру саков: лучших коней приносить в жертву, а череп и копыта коня использовать в качестве оберега (Ахинжанов С.С., 1999, с. 244; Маргулан А.Х., 1986, с. 31).
2. Бәйтенов Е.М. Күмбездер//Бiлiм және еңбек. 1984. №7.
3. Бобров В.В., Васютин А.С., Онищенко С.С. Вагановский курганный некрополь IX в н.э. в Присалаирье. Кемерово, 2010. 276 с.
4. Васютин А.С., Васютин С.А., Онищенко С.С. Калтышинский археологический микрорайон в конце VIII-XI вв. н.э.: природа и культура (степное Присалаирье). Кемерово, 2012. 213 с.
5. Илюшин А.М. Курганы средневековых кочевников долины реки Бачат. Кемерово, 1993. 116 с.
Контекст: ...В это же время появляются захоронения людей с тушей или шкурой лошади под земляными курганными насыпями (Васютин А.С., Васютин С.А., Онищенко С.С., 2013, с. 138, 173; Илюшин А.М., Сулейменов М.Г., Гузь В.Б., Стародубцев А.Г., 1992, с. 9-10; Илюшин А.М., 1993, с. 30; 1999, с. 55-57; 2012, с. 28; 2014а, с. 36; и др.), которые интерпретируются как устойчивая традиция погребального обряда кочевников- скотоводов, окончательно сформировавшаяся в эпоху раннего железного века в Центральной Азии (Тишкин А.А., Дашковский П.К., 1997, с. 115).
6. Илюшин А.М. Население Кузнецкой котловины в период развитого средневековья (по материалам раскопок курганного могильника Торопово-1). Кемерово, 1999. 208 с.
Контекст: ...а специальных ритуальных площадках под земляными курганными насыпями (Бобров В.В., Васютин А.С., Онищенко С.С., 2010, с. 156-274; Васютин А.С., Васютин С.А., Онищенко С.С., 2013, с. 100, 112-114, 145, 176; Илюшин А.М., 1999, с. 53; 2012, с. 28; 2014а, с. 34; Илюшин А.М., Сулейменов М.Г., Гузь В.Б., Стародубцев А.Г., 1992, с. 6-8, 11, 15-16; и др.).
7. Илюшин А.М. Курганы поздних кочевников близ устья Ура. Кемерово, 2012. 188 с.
Контекст: ...а специальных ритуальных площадках под земляными курганными насыпями (Бобров В.В., Васютин А.С., Онищенко С.С., 2010, с. 156-274; Васютин А.С., Васютин С.А., Онищенко С.С., 2013, с. 100, 112-114, 145, 176; Илюшин А.М., 1999, с. 53; 2012, с. 28; 2014а, с. 34; Илюшин А.М., Сулейменов М.Г., Гузь В.Б., Стародубцев А.Г., 1992, с. 6-8, 11, 15-16; и др.).
8. Илюшин А.М. Касьминский археологический микрорайон и результаты раскопок на Торопово-7//Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул, 2013. С. 137-142.
Контекст: ...Исследование материалов раскопок позволило выделить две культурно-хронологические группы археологических объектов, одна из которых относится к шандинской археологической культуре XI-XIV вв. н.э. на территории Кузнецкой котловины (Илюшин А.М., 2013, с. 137-142).
9. Илюшин А.М. Семейные святилища у восточных кыпчаков (по материалам исследований Кузнецкой комплексной археолого-этнографической экспедиции в 2011 г.)//Казахстан и Россия: научное и культурное взаимодействие и сотрудничество. Астана-Омск, 2013а. С. 127-136.
Контекст: ...Исследование материалов раскопок позволило выделить две культурно-хронологические группы археологических объектов, одна из которых относится к шандинской археологической культуре XI-XIV вв. н.э. на территории Кузнецкой котловины (Илюшин А.М., 2013, с. 137-142).
10. Илюшин А.М. Исследование семейных культовых площадок восточных кыпчаков на Торопово-7 в Кузнецкой котловине//Полевые исследования в Верхнем Приобье, Прииртышье и на Алтае. 2013 г.: археология, этнография, устная история. Павлодар, 2014. Вып. 9. C. 64-69.
Контекст: ...Эта группа состоит из таких объектов, как остатки жилищ и культовые семейные площадки, которые были сооружены населением, входившим в этнополитическое и этнокультурное объединение Восточный Дешт-и-Кипчак (Илюшин А.М., 2013а, с. 127- 136; 2014, с. 64-69; Илюшин А.М., Борисов В.А., 2014, с. 100-105; Илюшин А.М., Борисов В.А., Онищенко С.С., 2015, с. 61-65; и др.).
11. Илюшин А.М. Курганы кыштымов в долине Ура. Кемерово, 2014а. 216 с. Илюшин А.М. Исследования Кузнецкой комплексной археолого-этнографической экспедиции в 2010-2012 гг.//Археологические открытия 2010-2013 гг. М., 2015. C. 647-650.
12. Илюшин А.М., Борисов В.А. Средневековое жилище на комплексе археологических памятников Торопово-7//Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул, 2014. Вып. XX. С. 100-105.
Контекст: ...Эта группа состоит из таких объектов, как остатки жилищ и культовые семейные площадки, которые были сооружены населением, входившим в этнополитическое и этнокультурное объединение Восточный Дешт-и-Кипчак (Илюшин А.М., 2013а, с. 127- 136; 2014, с. 64-69; Илюшин А.М., Борисов В.А., 2014, с. 100-105; Илюшин А.М., Борисов В.А., Онищенко С.С., 2015, с. 61-65; и др.).
13. Илюшин А.М., Борисов В.А., Онищенко С.С. Исследования средневековых жилищ на комплексе археологических памятников Торопово-7//Полевые исследования в Прииртышье, Верхнем Приобье и на Алтае. 2014 г.: археология, этнография, устная история. Барнаул, 2015. Вып. 10. С. 61-65.
Контекст: ...Этот археологический памятник был открыт Ю.В. Шириным в 2003 г. и систематически исследуется ККАЭЭ ГНЦ КузГТУ с 2008 г. (Ширин Ю.В., 2003; Илюшин А.М., 2015, с. 647-650; Илюшин А.М., Борисов В.А., Бутьян В.А., 2014, с. 149-160; 2014а, с. 151-154; Илюшин А.М., Буть- ян В.А., 2011, с. 115-120; Илюшин А.М., Бутьян В.А., Борисов В.А., 2012, с. 142-152; Илюшин А.М., Сулейменов М.Г., Бутьян В.А., 2009, с. 165-179).
14. Илюшин А.М., Борисов В.А., Бутьян В.А. Полевые исследования Кузнецкой комплексной археолого-этнографической экспедиции в 2012 г.//Вестник КузГТУ. 2014. №1. С. 149-160.
Контекст: ...Эта группа состоит из таких объектов, как остатки жилищ и культовые семейные площадки, которые были сооружены населением, входившим в этнополитическое и этнокультурное объединение Восточный Дешт-и-Кипчак (Илюшин А.М., 2013а, с. 127- 136; 2014, с. 64-69; Илюшин А.М., Борисов В.А., 2014, с. 100-105; Илюшин А.М., Борисов В.А., Онищенко С.С., 2015, с. 61-65; и др.).
15. Илюшин А.М., Борисов В.А., Бутьян В.А. Полевые исследования Кузнецкой комплексной археолого-этнографической экспедиции в 2013 г.//Вестник КузГТУ. 2014а. №6. С. 151-154.
Контекст: ...Эта группа состоит из таких объектов, как остатки жилищ и культовые семейные площадки, которые были сооружены населением, входившим в этнополитическое и этнокультурное объединение Восточный Дешт-и-Кипчак (Илюшин А.М., 2013а, с. 127- 136; 2014, с. 64-69; Илюшин А.М., Борисов В.А., 2014, с. 100-105; Илюшин А.М., Борисов В.А., Онищенко С.С., 2015, с. 61-65; и др.).
16. Илюшин А.М., Бутьян В.А. Исследования Кузнецкой комплексной археолого-этнографической экспедиции в 2010 г.//Вестник КузГТУ. 2011. №3. С. 115-120.
Контекст: ...Этот археологический памятник был открыт Ю.В. Шириным в 2003 г. и систематически исследуется ККАЭЭ ГНЦ КузГТУ с 2008 г. (Ширин Ю.В., 2003; Илюшин А.М., 2015, с. 647-650; Илюшин А.М., Борисов В.А., Бутьян В.А., 2014, с. 149-160; 2014а, с. 151-154; Илюшин А.М., Буть- ян В.А., 2011, с. 115-120; Илюшин А.М., Бутьян В.А., Борисов В.А., 2012, с. 142-152; Илюшин А.М., Сулейменов М.Г., Бутьян В.А., 2009, с. 165-179).
17. Илюшин А.М., Бутьян В.А., Борисов В.А. Исследования Кузнецкой комплексной археолого-этнографической экспедиции в 2011 г.//Вестник КузГТУ. 2012. №2. С. 142-152.
Контекст: ...а специальных ритуальных площадках под земляными курганными насыпями (Бобров В.В., Васютин А.С., Онищенко С.С., 2010, с. 156-274; Васютин А.С., Васютин С.А., Онищенко С.С., 2013, с. 100, 112-114, 145, 176; Илюшин А.М., 1999, с. 53; 2012, с. 28; 2014а, с. 34; Илюшин А.М., Сулейменов М.Г., Гузь В.Б., Стародубцев А.Г., 1992, с. 6-8, 11, 15-16; и др.).
18. Илюшин А.М., Сулейменов М.Г., Бутьян В.А. Результаты полевых разведок Кузнецкой комплексной археолого-этнографической экспедиции в 2008 г.//Вестник КузГТУ. 2009. №3. С. 165-179.
19. Илюшин А.М., Сулейменов М.Г., Гузь В.Б., Стародубцев А.Г. Могильник Сапогово -памятник древнетюркской эпохи в Кузнецкой котловине. Новосибирск, 1992. 126 с.
20. Ковалевский С.А. Ритуально-жертвенные комплексы с черепами животных в эпоху поздней бронзы у населения ирменской культуры//Вестник КузГТУ. 2004. №5. С. 126-130.
Контекст: ...а специальные площадки или в могилы под земляными насыпями, а ее появление объясняли наличием кочевого ведения хозяйства, почитанием тотемных животных и выполнением ими охранных функций для погребенных (Ковалевский С.А., 2004, с. 126-127).
21. Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство. Алма-Ата, 1986. Т. 1. 256 с. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. М., 1958. 264 с.
22. Назиров Р.Г. Череп на шесте. Международные параллели к одному русскому сказочному мотиву//Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1982. С. 33-43.
Контекст: ...В прошлом широко был распространен (и не только у башкир, но и у многих тюрко-монгольских и других народов) обычай вешать лошадиный череп над ульями, во дворе, на кольях оград, на воротах в качестве оберега» (Назиров Р.Г., 1982, с. 39). «Череп коня у тюркоязычных горцев Северного Кавказа применялся в качестве оберега.
23. Нестеров С.П. Конь в культах тюркоязычных племен Центральной Азии в эпоху средневековья. Новосибирск, 1990. 143 с.
Контекст: ...Все эти находки объясняли наличием культа предков и традицией совершения заупокойной тризны и жертвоприношения животных, что было характерно для тюркоязычных племен Центральной Азии в эпоху средневековья (Нестеров С.П., 1990, с. 85-92).
24. Текеева Л.К. Домашние животные в традиционном мировоззрении тюркоязычных народов Северного Кавказа (XIX -начало XX в.)//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. №11, ч. I. C. 167-170.
Контекст: ...Кумыки череп лошади как оберег вешали в садах и на деревьях» (Текеева Л.К., 2013, с. 169).
25. Тишкин А.А., Дашковский П.К. Захоронение человека с конем как отражение некоторых сторон социально-экономической структуры населения Горного Алтая скифской эпохи//Социально-экономическая структура древних обществ Западной Сибири. Барнаул, 1997. С. 115-127.
Контекст: ...А.М., 1993, с. 30; 1999, с. 55-57; 2012, с. 28; 2014а, с. 36; и др.), которые интерпретируются как устойчивая традиция погребального обряда кочевников- скотоводов, окончательно сформировавшаяся в эпоху раннего железного века в Центральной Азии (Тишкин А.А., Дашковский П.К., 1997, с. 115).
26. Ширин Ю.В. Охранные археологические работы в исторической зоне «Кузнецк» и на юге Кемеровской области в 2003 г. (Новокузнецк, 2004)//Архив историко-архитектурного музея «Кузнецкая крепость», Ф. 3. Оп. 3. Д. 26/27.