Kipchaksky charms by results of excavation medieval dwellings on Toropovo-7

Main Article Content

A.M. Ilyushin Email: Ilushin1963@mail.ru
S.S. Onischenko Email: bios@kemsu.ru

Abstract

In article on the basis of new materials from excavation of dwellings of Kuznetsk complex arkheologoethnographic expedition on a complex of archaeological monuments of Toropovo-7 the hypothesis about existence of charms in the form of the head or a skull of a horse at the population entering an ethnopolitical and ethnocultural area East Desht-i-Kipchak is investigated. By paleozoologichesky materials from excavations No. 5, 8–10 where the facts of existence in housing ditches on some copies of skulls of a horse which were purposely left in the dwelling were elicited were formed the basis for development of a hypothesis. It is difficult to explain these artifacts from a position of the economic and household sphere of activity, but they quite fit into system of outlook of the medieval population where protective function of the dwelling was assigned to skulls of horses. In the territory of Kuznetsk Depression the facts of use of a horse in cult practice from the period of late bronze to a Middle Ages era were noted. To the studied facts analogies were found in written and ethnographic materials on traditional culture of the Turkic people that testifies to legitimacy of the stated hypothesis.

Downloads

Download data is not yet available.

Metrics

Metrics Loading ...

Article Details

How to Cite
Ilyushin, A., & Onischenko, S. (1). Kipchaksky charms by results of excavation medieval dwellings on Toropovo-7. NATIONS AND RELIGIONS OF EURASIA, 9(9), 101-108. Retrieved from http://journal.asu.ru/wv/article/view/2116
Section
RELIGIOUS FACTOR IN THE HISTORY OF ANCIENT AND MEDIUM PEOPLES OF EURASIA
Author Biographies

A.M. Ilyushin, Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева

доктор исторических наук, старший научный сотрудник (доцент), профессор кафедры отечественной истории, теории и истории культуры Кузбасского государственного технического университета им. Т.Ф. Горбачева, Кемерово

S.S. Onischenko, Кемеровский государственный университет

кандидат биологических наук, доцент, заведующий лабораторией Кемеровского государственного университета

References

1. Ахинжанов С.С. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Алматы, 1999. 296 с.
Контекст: ...Известно, что у средневековых кыпчаков Казахстана существовала традиция, которая своими корнями уходит в культуру саков: лучших коней приносить в жертву, а череп и копыта коня использовать в качестве оберега (Ахинжанов С.С., 1999, с. 244; Маргулан А.Х., 1986, с. 31).

2. Бәйтенов Е.М. Күмбездер//Бiлiм және еңбек. 1984. №7.
3. Бобров В.В., Васютин А.С., Онищенко С.С. Вагановский курганный некрополь IX в н.э. в Присалаирье. Кемерово, 2010. 276 с.
4. Васютин А.С., Васютин С.А., Онищенко С.С. Калтышинский археологический микрорайон в конце VIII-XI вв. н.э.: природа и культура (степное Присалаирье). Кемерово, 2012. 213 с.
5. Илюшин А.М. Курганы средневековых кочевников долины реки Бачат. Кемерово, 1993. 116 с.
Контекст: ...В это же время появляются захоронения людей с тушей или шкурой лошади под земляными курганными насыпями (Васютин А.С., Васютин С.А., Онищенко С.С., 2013, с. 138, 173; Илюшин А.М., Сулейменов М.Г., Гузь В.Б., Стародубцев А.Г., 1992, с. 9-10; Илюшин А.М., 1993, с. 30; 1999, с. 55-57; 2012, с. 28; 2014а, с. 36; и др.), которые интерпретируются как устойчивая традиция погребального обряда кочевников- скотоводов, окончательно сформировавшаяся в эпоху раннего железного века в Центральной Азии (Тишкин А.А., Дашковский П.К., 1997, с. 115).

6. Илюшин А.М. Население Кузнецкой котловины в период развитого средневековья (по материалам раскопок курганного могильника Торопово-1). Кемерово, 1999. 208 с.
Контекст: ...а специальных ритуальных площадках под земляными курганными насыпями (Бобров В.В., Васютин А.С., Онищенко С.С., 2010, с. 156-274; Васютин А.С., Васютин С.А., Онищенко С.С., 2013, с. 100, 112-114, 145, 176; Илюшин А.М., 1999, с. 53; 2012, с. 28; 2014а, с. 34; Илюшин А.М., Сулейменов М.Г., Гузь В.Б., Стародубцев А.Г., 1992, с. 6-8, 11, 15-16; и др.).

7. Илюшин А.М. Курганы поздних кочевников близ устья Ура. Кемерово, 2012. 188 с.
Контекст: ...а специальных ритуальных площадках под земляными курганными насыпями (Бобров В.В., Васютин А.С., Онищенко С.С., 2010, с. 156-274; Васютин А.С., Васютин С.А., Онищенко С.С., 2013, с. 100, 112-114, 145, 176; Илюшин А.М., 1999, с. 53; 2012, с. 28; 2014а, с. 34; Илюшин А.М., Сулейменов М.Г., Гузь В.Б., Стародубцев А.Г., 1992, с. 6-8, 11, 15-16; и др.).

8. Илюшин А.М. Касьминский археологический микрорайон и результаты раскопок на Торопово-7//Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул, 2013. С. 137-142.
Контекст: ...Исследование материалов раскопок позволило выделить две культурно-хронологические группы археологических объектов, одна из которых относится к шандинской археологической культуре XI-XIV вв. н.э. на территории Кузнецкой котловины (Илюшин А.М., 2013, с. 137-142).

9. Илюшин А.М. Семейные святилища у восточных кыпчаков (по материалам исследований Кузнецкой комплексной археолого-этнографической экспедиции в 2011 г.)//Казахстан и Россия: научное и культурное взаимодействие и сотрудничество. Астана-Омск, 2013а. С. 127-136.
Контекст: ...Исследование материалов раскопок позволило выделить две культурно-хронологические группы археологических объектов, одна из которых относится к шандинской археологической культуре XI-XIV вв. н.э. на территории Кузнецкой котловины (Илюшин А.М., 2013, с. 137-142).

10. Илюшин А.М. Исследование семейных культовых площадок восточных кыпчаков на Торопово-7 в Кузнецкой котловине//Полевые исследования в Верхнем Приобье, Прииртышье и на Алтае. 2013 г.: археология, этнография, устная история. Павлодар, 2014. Вып. 9. C. 64-69.
Контекст: ...Эта группа состоит из таких объектов, как остатки жилищ и культовые семейные площадки, которые были сооружены населением, входившим в этнополитическое и этнокультурное объединение Восточный Дешт-и-Кипчак (Илюшин А.М., 2013а, с. 127- 136; 2014, с. 64-69; Илюшин А.М., Борисов В.А., 2014, с. 100-105; Илюшин А.М., Борисов В.А., Онищенко С.С., 2015, с. 61-65; и др.).

11. Илюшин А.М. Курганы кыштымов в долине Ура. Кемерово, 2014а. 216 с. Илюшин А.М. Исследования Кузнецкой комплексной археолого-этнографической экспедиции в 2010-2012 гг.//Археологические открытия 2010-2013 гг. М., 2015. C. 647-650.
12. Илюшин А.М., Борисов В.А. Средневековое жилище на комплексе археологических памятников Торопово-7//Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул, 2014. Вып. XX. С. 100-105.
Контекст: ...Эта группа состоит из таких объектов, как остатки жилищ и культовые семейные площадки, которые были сооружены населением, входившим в этнополитическое и этнокультурное объединение Восточный Дешт-и-Кипчак (Илюшин А.М., 2013а, с. 127- 136; 2014, с. 64-69; Илюшин А.М., Борисов В.А., 2014, с. 100-105; Илюшин А.М., Борисов В.А., Онищенко С.С., 2015, с. 61-65; и др.).

13. Илюшин А.М., Борисов В.А., Онищенко С.С. Исследования средневековых жилищ на комплексе археологических памятников Торопово-7//Полевые исследования в Прииртышье, Верхнем Приобье и на Алтае. 2014 г.: археология, этнография, устная история. Барнаул, 2015. Вып. 10. С. 61-65.
Контекст: ...Этот археологический памятник был открыт Ю.В. Шириным в 2003 г. и систематически исследуется ККАЭЭ ГНЦ КузГТУ с 2008 г. (Ширин Ю.В., 2003; Илюшин А.М., 2015, с. 647-650; Илюшин А.М., Борисов В.А., Бутьян В.А., 2014, с. 149-160; 2014а, с. 151-154; Илюшин А.М., Буть- ян В.А., 2011, с. 115-120; Илюшин А.М., Бутьян В.А., Борисов В.А., 2012, с. 142-152; Илюшин А.М., Сулейменов М.Г., Бутьян В.А., 2009, с. 165-179).

14. Илюшин А.М., Борисов В.А., Бутьян В.А. Полевые исследования Кузнецкой комплексной археолого-этнографической экспедиции в 2012 г.//Вестник КузГТУ. 2014. №1. С. 149-160.
Контекст: ...Эта группа состоит из таких объектов, как остатки жилищ и культовые семейные площадки, которые были сооружены населением, входившим в этнополитическое и этнокультурное объединение Восточный Дешт-и-Кипчак (Илюшин А.М., 2013а, с. 127- 136; 2014, с. 64-69; Илюшин А.М., Борисов В.А., 2014, с. 100-105; Илюшин А.М., Борисов В.А., Онищенко С.С., 2015, с. 61-65; и др.).

15. Илюшин А.М., Борисов В.А., Бутьян В.А. Полевые исследования Кузнецкой комплексной археолого-этнографической экспедиции в 2013 г.//Вестник КузГТУ. 2014а. №6. С. 151-154.
Контекст: ...Эта группа состоит из таких объектов, как остатки жилищ и культовые семейные площадки, которые были сооружены населением, входившим в этнополитическое и этнокультурное объединение Восточный Дешт-и-Кипчак (Илюшин А.М., 2013а, с. 127- 136; 2014, с. 64-69; Илюшин А.М., Борисов В.А., 2014, с. 100-105; Илюшин А.М., Борисов В.А., Онищенко С.С., 2015, с. 61-65; и др.).

16. Илюшин А.М., Бутьян В.А. Исследования Кузнецкой комплексной археолого-этнографической экспедиции в 2010 г.//Вестник КузГТУ. 2011. №3. С. 115-120.
Контекст: ...Этот археологический памятник был открыт Ю.В. Шириным в 2003 г. и систематически исследуется ККАЭЭ ГНЦ КузГТУ с 2008 г. (Ширин Ю.В., 2003; Илюшин А.М., 2015, с. 647-650; Илюшин А.М., Борисов В.А., Бутьян В.А., 2014, с. 149-160; 2014а, с. 151-154; Илюшин А.М., Буть- ян В.А., 2011, с. 115-120; Илюшин А.М., Бутьян В.А., Борисов В.А., 2012, с. 142-152; Илюшин А.М., Сулейменов М.Г., Бутьян В.А., 2009, с. 165-179).

17. Илюшин А.М., Бутьян В.А., Борисов В.А. Исследования Кузнецкой комплексной археолого-этнографической экспедиции в 2011 г.//Вестник КузГТУ. 2012. №2. С. 142-152.
Контекст: ...а специальных ритуальных площадках под земляными курганными насыпями (Бобров В.В., Васютин А.С., Онищенко С.С., 2010, с. 156-274; Васютин А.С., Васютин С.А., Онищенко С.С., 2013, с. 100, 112-114, 145, 176; Илюшин А.М., 1999, с. 53; 2012, с. 28; 2014а, с. 34; Илюшин А.М., Сулейменов М.Г., Гузь В.Б., Стародубцев А.Г., 1992, с. 6-8, 11, 15-16; и др.).

18. Илюшин А.М., Сулейменов М.Г., Бутьян В.А. Результаты полевых разведок Кузнецкой комплексной археолого-этнографической экспедиции в 2008 г.//Вестник КузГТУ. 2009. №3. С. 165-179.
19. Илюшин А.М., Сулейменов М.Г., Гузь В.Б., Стародубцев А.Г. Могильник Сапогово -памятник древнетюркской эпохи в Кузнецкой котловине. Новосибирск, 1992. 126 с.
20. Ковалевский С.А. Ритуально-жертвенные комплексы с черепами животных в эпоху поздней бронзы у населения ирменской культуры//Вестник КузГТУ. 2004. №5. С. 126-130.
Контекст: ...а специальные площадки или в могилы под земляными насыпями, а ее появление объясняли наличием кочевого ведения хозяйства, почитанием тотемных животных и выполнением ими охранных функций для погребенных (Ковалевский С.А., 2004, с. 126-127).

21. Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство. Алма-Ата, 1986. Т. 1. 256 с. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. М., 1958. 264 с.
22. Назиров Р.Г. Череп на шесте. Международные параллели к одному русскому сказочному мотиву//Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1982. С. 33-43.
Контекст: ...В прошлом широко был распространен (и не только у башкир, но и у многих тюрко-монгольских и других народов) обычай вешать лошадиный череп над ульями, во дворе, на кольях оград, на воротах в качестве оберега» (Назиров Р.Г., 1982, с. 39). «Череп коня у тюркоязычных горцев Северного Кавказа применялся в качестве оберега.

23. Нестеров С.П. Конь в культах тюркоязычных племен Центральной Азии в эпоху средневековья. Новосибирск, 1990. 143 с.
Контекст: ...Все эти находки объясняли наличием культа предков и традицией совершения заупокойной тризны и жертвоприношения животных, что было характерно для тюркоязычных племен Центральной Азии в эпоху средневековья (Нестеров С.П., 1990, с. 85-92).

24. Текеева Л.К. Домашние животные в традиционном мировоззрении тюркоязычных народов Северного Кавказа (XIX -начало XX в.)//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. №11, ч. I. C. 167-170.
Контекст: ...Кумыки череп лошади как оберег вешали в садах и на деревьях» (Текеева Л.К., 2013, с. 169).

25. Тишкин А.А., Дашковский П.К. Захоронение человека с конем как отражение некоторых сторон социально-экономической структуры населения Горного Алтая скифской эпохи//Социально-экономическая структура древних обществ Западной Сибири. Барнаул, 1997. С. 115-127.
Контекст: ...А.М., 1993, с. 30; 1999, с. 55-57; 2012, с. 28; 2014а, с. 36; и др.), которые интерпретируются как устойчивая традиция погребального обряда кочевников- скотоводов, окончательно сформировавшаяся в эпоху раннего железного века в Центральной Азии (Тишкин А.А., Дашковский П.К., 1997, с. 115).

26. Ширин Ю.В. Охранные археологические работы в исторической зоне «Кузнецк» и на юге Кемеровской области в 2003 г. (Новокузнецк, 2004)//Архив историко-архитектурного музея «Кузнецкая крепость», Ф. 3. Оп. 3. Д. 26/27.