СИБИРСКОЕ ХРАМОВОЕ БАРОККО В ЕВРОПЕЙСКОМ ПРЕДУРАЛЬЕ. СЛУЧАЙНОСТЬ ИЛИ ОБРАТНОЕ ДВИЖЕНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ВОЛНЫ С ВОСТОКА НА ЗАПАД

Основное содержание статьи

М.В. ГОЛОВИЗНИН

Аннотация

Сибирское храмовое барокко XVII-XVIII вв., которое изначально развивалось на основе архитектурных приемов Москвы, Русского Севера и Украины, окончательно сформировалось как стиль, испытав на себе восточное (монгольское и китайское влияние). В связи с экономическим подъемом Сибири, вызванным развитием пограничной торговли с Китаем в Кяхте и сетью региональных ярмарок в Енисейске, Ирбите и др., азиатские (китайские, монгольские, индийские) товары стали распространяться в России, формируя потребительские и эстетические вкусы населения. В связи с этим такие архитектурные стили, как «тотемское барокко», возникшее в XVIII в. на Русском Севере и Европейском Предуралье, и близкое «сибирскому барокко», можно связать с вовлечением этих регионов в единую систему международной торговли между «Востоком и Западом».

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Детали статьи

Как цитировать
ГОЛОВИЗНИН, М. (1). СИБИРСКОЕ ХРАМОВОЕ БАРОККО В ЕВРОПЕЙСКОМ ПРЕДУРАЛЬЕ. СЛУЧАЙНОСТЬ ИЛИ ОБРАТНОЕ ДВИЖЕНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ВОЛНЫ С ВОСТОКА НА ЗАПАД. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 9(9), 141-170. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2120
Раздел
ТРАДИЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИБИРИ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Литература

1. Болдырев-Казарин Д.А. Народное искусство Сибири//Сибирская живая сторона: этнографический сборник. Иркутск, 1924. Вып. 2. С. 5-20.
Контекст: ...Недаром Д.А. Болдырев-Казарин (1924, с. 18-19) отметил, что «барокко в своих крайних проявлениях, в рококо так хорошо вязался с рисунками китайских ваз, а при- хотливым изгибом архитектурных линий заставлял вспомнить свое- нравный и капризный бег линий на картинах ламайских «цзураши».

2. Вершинин Е.В. Ирбитская слобода в XVII в.//Очерки истории Урала. Вып. 20: Ирбитская ярмарка. Ирбитская слобода и Ирбитская ярмарка в XVII-XVIII вв. Екатеринбург, 2003. С. 5-36.
Контекст: ...Потребностями гужевого транспорта объяснялась и все возрастающая торговля лошадьми, которая происходила с юга от башкир и казахов (Вершинин Е.В., 2003, с. 22).

3. Выголов В.П. Архитектура барокко в Тотьме//Памятники русской архитектуры и монументального искусства: материалы и исследования, М., 1980. С. 103-125.
4. Головизнин М.В. «Православно-буддийский диалог» и его культурно-исторические последствия в Южной Сибири XVII-XVIII вв.//Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Барнаул, 2009. Вып. 3. С. 19-35.
Контекст: ...То есть храмовое барокко Тотьмы явилось результатом «реэкспорта» сибирского барокко в европейскую часть России (подробнее об этом см.: Головизнин М.В., 2009, с. 30-32; 2010, с. 106-110).

5. Головизнин М.В. «Диалог» барокко и классицизма в архитектуре как отражение социальной динамики «третьего сословия» Западной Сибири начала XIX в.//Труды Тобольской комплексной научной станции Уро РАН. Вып. 3: Исторические науки. Тобольск, 2013. С. 48-56.
Контекст: ...XIX в. в Южном и Западном Зауралье (Головизнин М.В., 2013, с. 50- 55).

6. Головизнин М.В. Сибирское барокко с буддийским оттенком // Восточная коллекция. 2010. №3 (42). С. 100-110. Денике Б.П. Выставка китайского искусства и новые археологические памятники Древнего Китая // Вестник древней истории. 1940. С. 172-178.
7. Згура В.В. Китайская архитектура и ее отражение в Западной Европе. М., 1929. 47 с.
Контекст: ...Его высокий купол с переломом скатов, фигурные фронтоны и главы, стоящие на разных уровнях, создают то впечатление дискретности, о котором говорил В.В. Згура (1929, с. 16-17), описывая китайскую архитектуру.

8. Каптиков А.Ю. Архитектурные формы храмов 1730-1770-х гг.//Энциклопедия земли вятской. Киров, 1996. Т. 5. С. 103-111.
9. Колесников П.А. Город Тотьма в XVII в. (к вопросу о социально-экономической истории русского поморского города)//Тотьма: краеведческий альманах. Вологда, 2001. Вып. 3. С. 180-277.
Контекст: ...Число дворовла- дельцев-ремесленников в Тотьме уменьшилось с 26,5% в 1625 г. до 4,7% в 1688 г. (Колесников П.А., 2001, с. 220, 232, 270). 60% от их общего числа в 1688 г. было причислено писцами к людям, занимающимся черной работой.

10. Корепанов Н.С. Ирбит и Ирбитская ярмарка в XVIII в.//Очерки истории Урала. Вып. 20: Ирбитская ярмарка. Ирбитская слобода и Ирбитская ярмарка в XVII-XVIII вв. Екатеринбург, 2003. С. 37-83.
Контекст: ...О размере притока купцов в Ирбитскую слобо- ду на время ярмарки позволяют судить такие данные: с 18 по 26 января в 1734 г. здесь побывали купцы из 26 европейских и уральских городов и 8 сибирских (Корепанов Н.С., 2003, с. 50-51).

11. Масиель-Санчес Л. Православные каменные храмы Западного Забайкалья XVIII -первой половины XIX в. История региональной традиции//Памятники русской архитектуры и русского монументального искусства XVI-XX вв. М., 2005. Вып. 7. С. 178-207.
12. Масиель-Санчес Л.К. Четыре сибирских храма 1770-х гг.: с Байкала на Енисей//Архитектурное наследство. 2015. Вып. 62. С. 118-127.
Контекст: ...Иркутскими мастерами была построена Троицкая церковь в Енисейске, которая стала образцом для местного барокко (Масиель-Санчес Л.К., 2015, с. 122).

13. Наумова О.А. Тотемское купечество в XVIII-XIX вв., его состав и регионы предпринимательской деятельности: (обзор документов Государственного архива Вологодской области)//Тотьма: историко-литературный альманах. Вологда, 1995. Вып. 1. С. 306-314.
Контекст: ...Из списка купцов Тотьмы по состоянию на 1820 г. все купцы 1-й и 2-й гильдии и подавляющее большинство купцов третьей гильдии вели свои дела в Сибири, в основном в Иркутской губернии и на Кяхтинской таможне (Наумова О.А., 1995, с. 308-310).

14. Оглы Б.И. Архитектурные памятники Иркутска XVIII -начала XIX в.//Архитектурное наследство. 1979. Вып. 27. С. 161-169.
Контекст: ...В связи с этим следует подчеркнуть факт, что новообращенные буряты участвовали в постройке православных храмов (Оглы Б.И., 1979, с. 167).

15. Проскурякова Т.С. Особенности сибирского барокко//Архитектурное наследство. 1979. Вып. 27. С. 147-160.
Контекст: ...Так, Т.С. Проскурякова (1979, с. 148), автор многочисленных статей о «сибирском барокко» и соавтор фундаментальной монографии, посвященной архитектуре Индокитая, вслед за Д.А. Болдыревым-Казариным выделяет в истории сибирского барокко сходные периоды развития - 20-30-е гг.

16. Проскурякова Т.С., Жуковская Н.П. Енисейск в XVII-XVIII вв.//Архитектурное наследство. 1984. Вып. 32. С. 80-89.
Контекст: ...Другой бароч- ный храм Енисейска - Спасский собор, подобно иркутским храмам, имеет длинные горизонтальные карнизные пояса, идущие по периметру восьме- рика собора и восьмигранника колокольни, состоящие из ромбо-квадратных элементов декора, имеющих связь с алтайским и тунгусским декором (Проскурякова Т.С., Жуковская Н.П., 1984, с. 86) (рис. 14).

17. Силин Е.П. Кяхта в XVIII в. Из истории русско-китайской торговли. Иркутск, 1947. 204 с.
Контекст: ...Фото М.В. Головизнина В 1721 г. из Китая на русскую территорию перебежал некий человек, способный писать по-китайски и по-маньчжурски, который остался в Троице-Селенгинском монастыре и принял крещение (Силин Е.П., 1947, с. 116).

18. Слащев К.Р. Демографическая ситуация в Тотьме в конце XVIII в.//Тотьма: краеведческий альманах. Вологда, 2001. Вып. 3. С. 143-150.
Контекст: ...Демографическая ситуация в Тотьме, согласно данным церковного учета, стала меняться к лучшему лишь в самом конце XVIII в., когда население города увеличилось за счет естественного прироста, а рождаемость превысила смертность (Слащев К.Р., 2001, с. 148).

19. Тельтевский П.А. Памятники архитектуры XVIII в. в Тотьме//Архитектурное наследство. 1962. Вып. 14. С. 203-210.
Контекст: ...Уже первые научные публикации о тотемской архитектуре (Тельтевский П.А., 1962, с. 203-210) позволяют предположить, что аналоги «выстроенных безвестными мастерами» храмов следует искать к востоку от Тотьмы.

20. Хохряков А.Н. Православные храмы села Шестаково и предания, связанные с ними//Слободской и слобожане: сб. мат. II науч.-практ. конф. Слободской, 1997. С. 28-31.
Контекст: ...Исторические источники о постройке Благовещенской церкви, к сожалению, крайне скудны и не сохранили сведений о строительной артели, воздвигавшей храм, а свидетельства старожилов Шестакова весьма разнятся, сообщая, что родиной строителей храма является либо Москва, либо Великий Устюг, либо Тотьма (Хохряков А.Н., 1997, с. 28-31).Однако, по мнению авторитетного исследователя архитектуры Урала и Сибири А.Ю. Кап- тикова (1996, с.105), архитектурные формы Благовещенской церкви Шестакова имеют наибольшее сходство с сибирским, точнее тоболь- ским, храмовым барокко.