Мотивы летящей птицы и крылатой богини в средневековой торевтике и традиционное наследие народов Саяно-Алтая
Основное содержание статьи
Аннотация
Рассмотрены некоторые орнитоморфные изображения и мотив крылатой «богини» на торевтике малых форм (предметах художественной пластики) Саяно-Алтая и прилегающих территорий конца I - начала II тыс. Первые представлены мотивами перелетных водоплавающих птиц (фламинго?, уток, гусей, лебедей?), пути ежегодных миграций которых проходят над рассматриваемой территорией. Мотив летящей птицы зафиксирован в двух вариантах: изобразительном и пластическом, в том числе в виде соединяющихся частей застежки. Крылатая «богиня» украшает предметы, вероятно, женского обихода (игольники и серьги). Внешне эклектичный облик антропоморфного персонажа можно предположительно считать оригинальным «енисейским» вариантом воплощения образа одного из главных божеств древнетюркской мифологии - богини Умай. В мировоззрении, верованиях, мифологии, эпической традиции, ритуалах и обрядах народов Саяно-Алтая и богиня Умай, и водоплавающие птицы имели особое значение, что обеспечило сохранение образов средневекового искусства.
Скачивания
Metrics
Детали статьи
Литература
Контекст: ...Верхнее Прииртышье; 6-8 - Нечунаево, северо-западные предгорья Алтая; 9-12, 14 - Минусинская котловина, Средний Енисей; 13 - Тора-Тал-Арты, Верхний Енисей (1, 2 - по: Король Г.Г., 2013б, рис. 3; 3-8 - по: Арсланова Ф.Х., 2013, рис. 1; 9-14 - по: Кызласов Л.Р., Король Г.Г., 1990, рис. 35, 61, 62. 1, 2 - без масштаба) Увидеть их весной считалось счастьем, а осенью - плохим предзнаменованием.
2. Бутанаев В.Я. Культ огня у хакасов//Этнографическое обозрение. 1998. №3. С. 25-35.
Контекст: ...Умай как богини, духа или хозяйки огня: «Не горящая в огне дева-мать!», «С украшением на голове мать-огонь; Мать-огонь с головным украшением», «С гребневидной головой мать Умай» (Дыренкова Н.П., 1927, с. 64; Потапов Л.П., 1973, с. 280; Бутанаев В.Я., 1998, с. 34).
3. Бутанаев В.Я., Монгуш Ч.В. Архаические обычаи и обряды саянских тюрков. Абакан, 2005. 200 с.
Контекст: ...По мнению исследователей, особое почитание этих птиц (в хакасском языке они объединены одним словом, означающим «лебедь») и обрядовые действия, связанные с ними, уходят корнями в древний тотемизм (Бутанаев В.Я., Монгуш Ч.В., 2005, с. 97-100, 173).
4. Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье. М., 2000. 584 с.
Контекст: ...Замечу вслед за Н.В. Лонтьевым, что сложная тиара на голове женского персонажа на рассматриваемых предметах действительно напоминает некоторые уборы уйгурских принцесс на средневековых росписях (Восточный Туркестан., 2000, табл. 69.-4-6), восходящие, возможно, к сложным китайским прическам, в которых используются крупные и длинные декоративные булавки.
5. Длужневская Г.В. Еще раз о «Кудыргинском валуне» (К вопросу об иконографии Умай у древних тюрков)//Тюркологический сб. 1974. М., 1978. С. 230-237.
6. Дыренкова Н.П. Культ огня у алтайцев и телеутов//Сборник Музея антропологии и этнографии. Л., 1927. Т. VI. С. 63-78.
Контекст: ...и с одной из ипостасей Умай как богини, духа или хозяйки огня: «Не горящая в огне дева-мать!», «С украшением на голове мать-огонь; Мать-огонь с головным украшением», «С гребневидной головой мать Умай» (Дыренкова Н.П., 1927, с. 64; Потапов Л.П., 1973, с. 280; Бутанаев В.Я., 1998, с. 34).
7. Дыренкова Н.П. Умай в культуре турецких племен//Культура и письменность Востока. Баку, 1928. Кн. III. С. 134-139.
Контекст: ...Леонтьева) Умай - в первую очередь богиня плодородия и деторождения, охраняющая жизнь не только детей, но и взрослых, которая может считаться «двойником человека, духом-хранителем как ребенка, так и взрослого» (Дыренкова Н.П., 1928, с. 135). «С ясного неба, паря (как птица), спустись, Мать Умай (словно) птица-мать!» (Потапов Л.П., 1973, с. 276).
8. Дьяконова Н.В. Материалы по культовой иконографии Центральной Азии домусульманского периода//Культура и искусство народов Востока. Л., 1961. С. 257-272. (Тр. Гос. Эрмитажа; т. V).
Контекст: ...Образ крылатой богини со Среднего Енисея (1-3) и условные аналогии из Средней Азии (3-5) и Тибета (6-10): 1 - Минусинский музей, №6821 (Минусинский край), №6827 (Аёшка); 2 - могильник Койбалы, курган №7 (по: Скобелев С.Г., 1990, рис. 1, 2); 3-5 - «четырехрукая богиня» по материалам VI-VIII вв. (по: Дьяконова Н.В., 1961, рис. 4); 6-9 - амулеты khyung; 10 - ритуальный дротик (6, 7, 9 -по: Gudrun J., 2006, p. 148, 149, 218; 8, 10 - по: Bellezza J.V., 1998, fig. 28, 35; 6 - выс. 3,6 см; 7 - выс. 3,8 см; 9 - выс. 7,5 см; 3-5, 8, 9 - без масштаба; 1, 2 - прорисовка
9. Дьяконова Н.В., Смирнова О.И. К вопросу о культе Наны (Анахиты) в Согде//СА. 1967. №1. С. 74-83.
Контекст: ...Исследователям она представляется одной из ипостасей иранской Анахиты и согдийской Наны, иконография которой сформировалась под влиянием индо-буддийского искусства (Дьяконова Н.В., Смирнова О.И., 1967, с. 80; Рапопорт Ю.А., 1971, с. 106, 107).
10. Дэвлет М.А., Дэвлет Е.Г. Мифы в камне: Мир наскального искусства России. М., 2005. 472 с.
Контекст: ...Как известно, мотив птицы, в том числе водоплавающей, - характерная для местного населения мифологема, связанная в первую очередь с пти-цей-демиургом (Мифы., т. 2, 1994, с. 399; Напольских В.В., 1990; Дэвлет Е.Г., Дэвлет М.А., 2005, с. 98-100).
11. Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. СПб., 2005. 346 с.
Контекст: ...Кыргызского каганата над уйгурами и периодом «экспансии», или «кыргызского великодержа-вия»; см.: Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г., 2005, с. 263-275).
12. Конькова Л.В., Король Г.Г. Кочевой мир: развитие технологии и декора (художественный металл)//Этнографическое обозрение. 1999. №2. С. 56-68.
Контекст: ...Ранее высказывалось предположение, что рассматриваемое крылатое антропоморфное изображение из Минусинской котловины могло быть составлено из оттисков разных композиций, так как технология изготовления подобных изделий позволяла это (Конькова Л.В., Король Г.Г., 1999, с. 61).
13. Король Г.Г. Искусство средневековых кочевников Евразии: очерки. М.; Кемерово, 2008. 332 с. (Тр. Сибирской ассоциации исследователей первобытного искусства; вып. V).
Контекст: ...Выявленная «цепочка» копий игольников с этой композицией, выполненных разными техническими средствами, определенными Л.В. Коньковой (подробней см.: Король Г.Г., 2008, с. 19, 22, табл. 1), показала, что смысл основного рисунка, пришедшего из инокультур-ной среды, был понятен и отобран для тиражирования разного уровня качества с постепенной утратой, вероятно, неважных д
14. Король Г.Г. Фантастические животные в декоре средневекового художественного металла Саяно-Алтая//РА. 2013 а. №3. С. 26-36.
Контекст: ...Среди последних - разные птицы, в том числе и фантастические, все варианты которых условно можно объединить названием «феникс» (Король Г.Г., 2013б).
15. Король Г.Г. Фантастические птицы в декоре средневекового художественного металла Саяно-Алтая//Научное обозрение Саяно-Алтая. 2013б. №1 (5). С. 160-176.
Контекст: ...Среди последних - разные птицы, в том числе и фантастические, все варианты которых условно можно объединить названием «феникс» (Король Г.Г., 2013б).
16. Король Г.Г., Конькова Л.В. Торевтика малых форм IX-X вв. из раскопок И.А. Армстронга у Семипалатинска (комплексное исследование)//Культурно-экологические области: взаимодействие традиций и культурогенез. СПб., 2007. С. 228-248.
Контекст: ...Помимо случайных сборов, известны их находки в женских погребениях (подборку информации см.: Король Г.Г., Конькова Л.В., 2007; Арсланова Ф.Х., 2013).
17. Кызласов Л.Р. Таштыкская эпоха в истории Хакасско-Минусинкой котловины. М., 1960. 197 с.
Контекст: ...Подчеркнем, что в искусстве южносибирских, как и многих других народов, он имеет также глубокие корни (см., например: Кызласов Л.Р., 1960, с. 142-144).
18. Кызласов Л.Р., Король Г.Г. Декоративное искусство средневековых хакасов как исторический источник. М., 1990. 216 с.
Контекст: ...Нечунаево, северо-западные предгорья Алтая; 9-12, 14 - Минусинская котловина, Средний Енисей; 13 - Тора-Тал-Арты, Верхний Енисей (1, 2 - по: Король Г.Г., 2013б, рис. 3; 3-8 - по: Арсланова Ф.Х., 2013, рис. 1; 9-14 - по: Кызласов Л.Р., Король Г.Г., 1990, рис. 35, 61, 62. 1, 2 - без масштаба) Увидеть их весной считалось счастьем, а осенью - плохим предзнаменованием.
19. Леонтьев Н.В. О буддийских мотивах в средневековой торевтике Хакасии: (по материалам коллекции Минусинского краеведческого музея)//Историко-культурные связи народов Южной Сибири. Абакан, 1988. С. 184-196.
Контекст: ...Подробно иконография изображения крылатой богини на этих предметах рассмотрена Н.В. Леонтьевым (1988, с. 191), сделавшим вывод о возможном влиянии буддийского восточнотуркестанского искусства.
20. Митько О.А. Средневековые игольники//Проблемы средневековой археологии Южной Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 1991. С. 101-108.
21. Мифы народов мира: энциклопедия: в 2-х тт. М., 1994. Т. 1-2.
Контекст: ...Как известно, мотив птицы, в том числе водоплавающей, - характерная для местного населения мифологема, связанная в первую очередь с пти-цей-демиургом (Мифы., т. 2, 1994, с. 399; Напольских В.В., 1990; Дэвлет Е.Г., Дэвлет М.А., 2005, с. 98-100).
22. Мотов Ю.А. К изучению идеологии раннесредневекового населения Алтая (по материалам могильника Кудыргэ)//История и археология Семи-речьяАлматы, 2001. Вып. 2. С. 63-86.
23. Напольских В.В. Древнейшие финно-угорские мифы о возникновении земли//Мировоззрение финно-угорских народов. Новосибирск, 1990. С. 5-21.
Контекст: ...Как известно, мотив птицы, в том числе водоплавающей, - характерная для местного населения мифологема, связанная в первую очередь с пти-цей-демиургом (Мифы., т. 2, 1994, с. 399; Напольских В.В., 1990; Дэвлет Е.Г., Дэвлет М.А., 2005, с. 98-100).
24. Орус-оол С.М. Тувинские героические сказания (текстология, поэтика, стиль). М., 2001. 424 с.
Контекст: ...Удивительно, но утка-гусь-лебедь, которым подвластны две сферы - водная и небесная, в одном из сказаний участвуют в цепочке перевоплощений (оборотничества) героя и в подземном мире: утка с золотой шеей - турпан с золотой шеей - гусь златоглавый - лебедь желтопестрый (Орус-оол С.М., 2001, с. 72).
25. Потапов Л.П. Умай -божество древних тюрков в свете этнографических данных//Тюркологический сборник. 1972. М., 1973. С. 265-286.
26. Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. Л., 1991. 203 с. Рапопорт Ю.А. Из истории религии древнего Хорезма (оссуарии). М., 1971. 132 с. (Тр. Хорезмской археолого-этнографической экспедиции; т. VI).
27. Ремпель Л.И. Цепь времен: вековые образы и бродячие сюжеты в традиционном искусстве Средней Азии. Ташкент, 1987. 189 с.
Контекст: ...Древний образ крылатой богини, а также птице-девы хорошо известен в среднеазиатском искусстве и восходит, по мнению исследователей, к древнеиранской традиции (Хакимов А.А., 1983, с. 101, 102; Ремпель Л.И., 1987, с. 92).
28. Сагалаев А.М. Птица, дающая жизнь//Мировоззрение финно-угорских народов. Новосибирск, 1990. С. 21-34.
Контекст: ...Он повсеместно включен в картину мира, вплетен в ткань шаманской поэзии» (Сагалаев А.М., 1990; 1991, с. 76, 77; см. также: Черемисин Д.В., 1997).
29. Сагалаев А.М. Урало-алтайская мифология: символ и архетип. Новосибирск, 1991. 153 с.
Контекст: ...Сюжет об утке как птице-демиурге сохранился в хакасском фольклоре у качинцев (подробно о божественных птицах и птицах, с которыми тюрки связывали свое происхождение, см.: Традиционное мировоззрение., 1988, с. 17, 18; 1989, с. 28, 29; Сагалаев А.М., 1991, с. 60, 72, 75-97).
30. Скобелев С.Г. Изображение божества Умай на подвесках из могильника Койбалы//Первобытное искусство. Семантика древних образов. Новосибирск, 1990. С. 152-159.
Контекст: ...Образ крылатой богини со Среднего Енисея (1-3) и условные аналогии из Средней Азии (3-5) и Тибета (6-10): 1 - Минусинский музей, №6821 (Минусинский край), №6827 (Аёшка); 2 - могильник Койбалы, курган №7 (по: Скобелев С.Г., 1990, рис. 1, 2); 3-5 - «четырехрукая богиня» по материалам VI-VIII вв. (по: Дьяконова Н.В., 1961, рис. 4); 6-9 - амулеты khyung; 10 - ритуальный дротик (6, 7, 9 -по: Gudrun J., 2006, p. 148, 149, 218; 8, 10 - по:
31. Скобелев С.Г. Иконография образа богини Умай в древнетюркскую эпоху//Евразия: культурное наследие древних цивилизаций. Вып. 2: Горизонты Евразии. Новосибирск, 1999. С. 162-167.
Контекст: ...Их иконография и семантика подробно рассмотрены автором раскопок (Скобелев С.Г., 1990, 1999, 2001).
32. Скобелев С.Г. Иконография и принадлежности образа богини Умай у древних и современных тюрок. Новосибирск, 2001. . URL: http://www.kyrgyz.ru.
Контекст: ...Их иконография и семантика подробно рассмотрены автором раскопок (Скобелев С.Г., 1990, 1999, 2001).
33. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. Новосибирск, 1988. 224 с.
Контекст: ...Сюжет об утке как птице-демиурге сохранился в хакасском фольклоре у качинцев (подробно о божественных птицах и птицах, с которыми тюрки связывали свое происхождение, см.: Традиционное мировоззрение., 1988, с. 17, 18; 1989, с. 28, 29; Сагалаев А.М., 1991, с. 60, 72, 75-97).
34. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек. Общество. Новосибирск, 1989. 242 с.
35. Улагашев Н.У. Алтай-Бучай. Ойротский народный эпос. Новосибирск, 1941. 407 с.
Контекст: ...а гусь! / Неустанны крылья твои, / По воде ты как цветок плывешь, / По земле ты легче иноходца ходишь. / Вокруг Алтая облетишь - / Усталости не почувствуешь, / Вокруг земли облететь / Сил у тебя хватит» (Улагашев Н.У., 1941, с. 267).
36. Хакимов А.А. Изобразительно-орнаментальные образы и мотивы прикладного искусства//Художественная культура Средней Азии IX-XIII вв. Ташкент, 1983. С. 90-111.
Контекст: ...Древний образ крылатой богини, а также птице-девы хорошо известен в среднеазиатском искусстве и восходит, по мнению исследователей, к древнеиранской традиции (Хакимов А.А., 1983, с. 101, 102; Ремпель Л.И., 1987, с. 92).
37. Черемисин Д.В. К ирано-тюркским связям в области мифологии: Богиня Умай и мифическая птица//Народы Сибири: история и культура. Новосибирск, 1997. С. 31-43.
Контекст: ...Он повсеместно включен в картину мира, вплетен в ткань шаманской поэзии» (Сагалаев А.М., 1990; 1991, с. 76, 77; см. также: Черемисин Д.В., 1997).
38. Шер Я.А. Каменные изваяния Семиречья. М.; Л., 1966. 140 с.
Контекст: ...т плохой сохранности изображения) рассматриваемой крылатой богини хотя и перекликаются с «трехрогой тиарой» на других известных изображениях в среде кочевников, в том числе и на каменных изваяниях (см.: Шер Я.А., 1966, рис. 18, табл.
39. Bellezza J.V. Thogchags Talismans of Tibet//Arts of Asia. 1998. Vol. 28, number 3. З. 44-64.
Контекст: ...С.Г., 1990, рис. 1, 2); 3-5 - «четырехрукая богиня» по материалам VI-VIII вв. (по: Дьяконова Н.В., 1961, рис. 4); 6-9 - амулеты khyung; 10 - ритуальный дротик (6, 7, 9 -по: Gudrun J., 2006, p. 148, 149, 218; 8, 10 - по: Bellezza J.V., 1998, fig. 28, 35; 6 - выс. 3,6 см; 7 - выс. 3,8 см; 9 - выс. 7,5 см; 3-5, 8, 9 - без масштаба; 1, 2 - прорисовка Н.В. Леонтьева) Умай - в первую очередь богиня плодородия и деторождения, охраняющая жизнь н
40. Gudrun J. Tibetische Amulette aus Himmels-Eisen. Das Geheimnis der Toktschaks/Thog lcags. Rahden, 2006. 263 s.
Контекст: ...Койбалы, курган №7 (по: Скобелев С.Г., 1990, рис. 1, 2); 3-5 - «четырехрукая богиня» по материалам VI-VIII вв. (по: Дьяконова Н.В., 1961, рис. 4); 6-9 - амулеты khyung; 10 - ритуальный дротик (6, 7, 9 -по: Gudrun J., 2006, p. 148, 149, 218; 8, 10 - по: Bellezza J.V., 1998, fig. 28, 35; 6 - выс. 3,6 см; 7 - выс. 3,8 см; 9 - выс. 7,5 см; 3-5, 8, 9 - без масштаба; 1, 2 - прорисовка Н.В. Леонтьева) Умай - в первую очередь б
41. Gyllensvard B. T'ang gold and silver. Goteborg, 1958. 371 p.
42. Le arts de l'Asie central. La collection Paul Pelliot du musee national des arts asiatiques -Guimet. Paris, 1996. Vol. II. 446 p.