ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД ТЮРКСКОЙ КУЛЬТУРЫ АЛТАЯ И НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ СИСТЕМЫ КОЧЕВНИКОВ

Основное содержание статьи

ДАШКОВСКИЙ П.К.
СЕРЕГИН Н.Н.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
П.К., Д., & Н.Н., С. (1). ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД ТЮРКСКОЙ КУЛЬТУРЫ АЛТАЯ И НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ СИСТЕМЫ КОЧЕВНИКОВ. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 3(3), 35-62. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2524
Раздел
РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ И ОБРЯДЫ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Литература

1. Азбелев П.П. К исследованию культуры могильника Кудыргэ на Алтае//Пятые исторические чтения памяти М.П. Грязнова. Омск, 2000. С. 4-5
Контекст: ...П.П. Азбелев (2000, с. 4) предположил, что раздельные погребения человека и коня характерны для раннесредневековых объектов могильника Кудыргэ, однако с этим сложно согласиться.

2. Ахинжанов С.М. Об этнической принадлежности каменных изваяний в «трехрогих» головных уборах из Семиречья//Археологические памятники Казахстана. Алматы, 1978. С. 71-87
Контекст: ...Кроме ритуальных сосудов, необходимо отметить и изображения так называемых трехрогих головных уборов или трехрогих тиар, которые выявлены на антропоморфных изваяниях, личинах, бляшках и некоторых других предметах (Досымбаева А.М., 2006, с. 44-50; Ахинжанов С.М., 1978; Шер Я.А., 1966; и др.).

3. Ахинжанов С.М. Археологические памятники в зоне затопления Шульбинской ГЭС/С.М. Ахинжанов, А.С. Ермолаева, А.Г. Максимова, З.С. Самашев, Ж.К. Тамагамбетов, Ю.И. Трифонов. Алма-Ата, 1987. 279 с
Контекст: ...м определенных этнокультурных контактов, миграций групп населения, своеобразием обряда каких-либо племенных объединений и другими факторами (Гаврилова А.А,, 1965; Савинов Д.Г., Павлов П.Г., Паульс Е.Д., 1988; Ахинжанов С.М. и др., 1987).

4. Байпаков К.М. Религии и культы средневекового Казахстана (по материалам городища Куйрыктобе)/К.М. Байпаков, Г.А. Терновая. Алматы, 2005. 236 с
Контекст: ...К.М. Байпаков и Т.А. Терновая (2005, c. 133-135) приводят широкий спектр аналогий отмеченной традиции.

5. Бартольд В.В. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. М., 2002. 757 с
Контекст: ...Правда, исключением являются собственно тюркские рунические надписи, в которых отсутствует прямая информация о священнослужителях (Малов С.Е., 1951; Бартольд В.В., 2002, с. 472; и др.).

6. Басилов В.И. Что такое шаманство//ЭО. 1997. №5. С. 3-15
Контекст: ...Однако последнее утверждение вряд ли можно признать утвердительным, поскольку современные религиоведческие исследования демонстрируют достаточно широкое в хронологическом и территориальном аспектах распространение данного религиозного феномена (Басилов В.Н., 1997; Элиаде М., 1998; Миллер Н.В., 2000; и др.).

7. Баяр Д. Новые археологические раскопки на памятнике Бильгэ кагана//Археология, этнография и антропология Евразии. 2004. №4. С. 73-84
Контекст: ...Косвенным подтверждением формирования определенной группы священнослужителей у тюрок являются сложные мемориальные комплексы в Монголии, посвященные элите (Новгородова В.А., 1981; Войтов В.Е., 1996; Тиваненко А.В., 1994; Баяр Д., 2004; и др.).

8. Безертинов Р.Н. Тенгрианство -религия тюрков и монголов. Набережные челны, 2000. 455 с
Контекст: ...Это понятие встречается и в некоторых научно-популярных изданиях, которые содержат весьма субъективное и тенденциозное изложение данной проблематики (Безертинов Р.М., 2000).

9. Бичеев Б.А. Тенгрианство как центральноазиатская религиозная система//Время и культура в археолого-этнографических исследованиях древних и современных обществ Западной Сибири и сопредельных территорий: проблемы, интерпретации и реконструкции. Томск, 2008. С. 269273
10. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Алматы, 1998. Т. 1. LLXIV+390 с
Контекст: ...Ежегодно он со своими вельможами приносит жертву в пещере предков; а в средней декаде пятой луны собирает прочих, и при реке приносит жертву духу неба» (Бичурин Н.Я., 1998, с. 234-235).

11. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Алматы, 1998б. Т. 2. 352 с
Контекст: ...Ежегодно он со своими вельможами приносит жертву в пещере предков; а в средней декаде пятой луны собирает прочих, и при реке приносит жертву духу неба» (Бичурин Н.Я., 1998, с. 234-235).

12. Войтов В.Е. Древнетюркский пантеон и модель мироздания в культово-поминальных памятниках Монголии VT-VTH вв. М., 1996. 152 с
Контекст: ...Некоторые наблюдения были сделаны специалистами при исследовании поминальных памятников (оградок, изваяний, балбалов и элитных комплексов) на различных территориях Центральной Азии (Гумилев Л.Н., 1959; Грач А.Д., 1961; Кубарев В.Д., 1979; 1984; Ермоленко Л.Н., 1991; Войтов В.Е., 1996; Дубровский Д.В., 2005; Суразаков А.С., Тишкин А.А., Шелепова Е.В., 2008; и др.).

13. Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье. Этнос, языки, религия. М., 1992. 687 с
Контекст: ...Так, Мухан-каган в начале своего правления в середине VI в. обратился в буддизм (Восточный Туркестан., 1992, с. 489).

14. Гаврилова А.А. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племен. М.; Л., 1965. 146 с
Контекст: ...В связи с этим нередко отклонения от традиционного направления объяснялись исследователями наличием определенных этнокультурных контактов, миграций групп населения, своеобразием обряда каких-либо племенных объединений и другими факторами (Гаврилова А.А,, 1965; Савинов Д.Г., Павлов П.Г., Паульс Е.Д., 1988; Ахинжанов С.М. и др., 1987).

15. Генинг В.В. Метод определения традиций ориентировок погребенных по сторонам горизонта/В.В. Генинг, В.Ф. Генинг//Археология и методы исторических реконструкций. Киев, 1985. С. 136-152
Контекст: ...Отметим, что, согласно данным, полученным в ходе анализа погребальных памятников по методу В.В. и В.Ф. Генингов (1985), тюрки при совершении похорон могли ориентироваться не по восходу, а по заходу солнца.

16. Голден П.Б. Государство и государственность у хазар: власть хазарских каганов//Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти. М., 1993. С. 211-233
Контекст: ...Сходные обряды инаугурации кочевых правителей, вероятно, существовали еще у хунну (Крадин Н.Н., 2001, с. 141), хотя наибольшего распространения они получили в эпоху средневековья (Скрынникова Т.Д., 1997, с. 109-112; Крадин Н.Н., Скрынникова Т.Д., 2006; Голден П.Б., 1993, с. 222; Кычанов Е.И., 1978, с. 99; и др.).

17. Горбунов В.В. О территории формирования тюркского этноса/B.В. Горбунов, А.А. Тишкин//Тюркские народы. Тобольск; Омск, 2002. C. 43-46
Контекст: ...Кроме того, Алтай рассматривается многими учеными в качестве одного из регионов формирования тюркского этноса (Горбунов В.В., Тишкин А.А., 2002), что позволяет проследить наиболее ранние верования и элементы погребальной обрядности кочевников.

18. Грач А.Д. Древнетюркские изваяния Тувы. М., 1961. 94 с
Контекст: ...Некоторые наблюдения были сделаны специалистами при исследовании поминальных памятников (оградок, изваяний, балбалов и элитных комплексов) на различных территориях Центральной Азии (Гумилев Л.Н., 1959; Грач А.Д., 1961; Кубарев В.Д., 1979; 1984; Ермоленко Л.Н., 1991; Войтов В.Е., 1996; Дубровский Д.В., 2005; Суразаков А.С., Тишкин А.А., Шелепова Е.В., 2008; и др.).

19. Грач В.А. Средневековые впускные погребения из кургана-храма Улуг-Хорум в Южной Туве//Археология Северной Азии. Новосибирск, 1982. С. 156-168
Контекст: ...К таким специфичным признакам можно отнести расположение лошади и человека в одну линию, встреченное на могильнике Улуг-Хорум в Туве (Грач В.А., 1982), а также помещение животного над погребенным, зафиксированное дважды на территории Горного Алтая (Кирюшин Ю.Ф., Неверов С.В., Степанова Н.Ф., 1990; Могильников В.А., Елин В.Н., 1983).

20. Грязнов М.П. Раскопки на Алтае//СГЭ. Л., 1940. Вып. 1. С. 17-21.
Контекст: ...К памятникам данного типа относятся впускные погребения без дополнительных конструкций (Бертек-27; Яконур, курган №5; и др.) (Савинов Д.Г., 1994; Грязнов М.П., 1940; Тишкин А.А., Горбунов В.В., 2003).

21. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1993. 527 с
Контекст: ...Так, Менандр, повествуя о посольстве Земарха к тюркскому хану в 568 г., сообщает об обряде очищения огнем от злых духов, который совершали «.некоторые люди из этого племени - (тюркского. - Авт.)» (цит. по: Гумилев Л.Н., 1993, с. 85).

22. Гусева Н. К вопросу о ритуальных напитках древних скотоводов евразийских степей и Центральной Азии//Международная ассоциация по изучению культур Центральной Азии: Информационный бюллетень. М., 1983. Вып. 3-4. С. 89-95
Контекст: ...Существовала у номадов и традиция приготовления особого сакрального напитка, связанного с культом Сомы (Хаомы) или близким ему ритуалом (Гусева Н., 1983; Федоров В.К., 2002; и др.).

23. Дашковский П.К. Синкретизм религиозно-мифологической системы и служители культа у кочевников Горного Алтая скифской эпохи//Древности Алтая. Горно-Алтайск, 2003. №11. С. 59-72
Контекст: ...Следует также отметить, что при изучении древностей Алтая исследователями уже выработаны и апробированы методические принципы анализа погребальных обрядов бийкенской, пазырыкской, булан-ко-бинской, сросткинской культур (Кирюшин Ю.Ф., Тишкин А.А., 1997; Тишкин А.А., Дашковский П.К., 2003; Матренин С.С., 2005; Кондра-шов А.В., 2004; и др.).

24. Дашковский П.К. Религиозный аспект политической культуры и служители культа у кочевников Центральной Азии в хуннуско-сяньбийско-жужанский период//Известия АлтГУ. Сер.: История. Барнаул, 2008. №4(2). С. 36-45
Контекст: ...Подобного характера и масштаба религиозные действия существовали и у хунну, что является проявлением государственной религиозной политики (Дашковский П.К., 2008).

25. Дашковский П.К. Изучение духовной культуры кочевников Центральной Азии эпохи средневековья во второй половине XIX -начале XX в.//Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных территорий. Ховд; Томск, 2009а. Т. I. С. 22-28
Контекст: ...Изучение мировоззрения тюрок Южной Сибири и Центральной Азии началось еще в XIX в. в период становления тюркологии как научного направления (Дашковский П.К., 2009а).

26. Дашковский П.К. Служители культов у тюрок Центральной Азии в эпоху Средневековья//Известия АлтГУ. Сер.: История, политология. 2009б. №4/1 (64). С. 65-71
Контекст: ...Изучение мировоззрения тюрок Южной Сибири и Центральной Азии началось еще в XIX в. в период становления тюркологии как научного направления (Дашковский П.К., 2009а).

27. Дашковский П.К. Кенотафы кочевников Алтая в эпоху поздней древности и раннего средневековья/П.К. Дашковский, Н.Н. Серегин//Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Барнаул, 2008. Вып. II. С. 83-100
Контекст: ...Подобного характера и масштаба религиозные действия существовали и у хунну, что является проявлением государственной религиозной политики (Дашковский П.К., 2008).

28. Дашковский П.К. Лошадь в мировоззрении кочевых народов Южной Сибири/П.К. Дашковский, А.А. Тишкин//VI Конгресс этнографов и антропологов России. СПб., 2005
Контекст: ...Следует также отметить, что при изучении древностей Алтая исследователями уже выработаны и апробированы методические принципы анализа погребальных обрядов бийкенской, пазырыкской, булан-ко-бинской, сросткинской культур (Кирюшин Ю.Ф., Тишкин А.А., 1997; Тишкин А.А., Дашковский П.К., 2003; Матренин С.С., 2005; Кондра-шов А.В., 2004; и др.).

29. Длужневская Г.В. Еще раз о Кудыргинском валуне (К вопросу об иконографии Умай у древних тюрков)//Тюркологический сборник 1974. М., 1978. С. 230-237
30. Досымбаева А.М. Мерке -сакральная земля тюрков Жетысу. Алматы, 2002. 108 с
31. Досымбаева А.М. Западный Тюркский каганат: культурное наследие казахской степи. Алматы, 2006. 168 с
Контекст: ...Потом, после клятвы, он выпивает воду» (цит. по: Досымбаева А.М., 2006, с. 50).

32. Досымбаева А.М. О символике сосуда в тюркском прикладном искусстве и его связи с идеей сакрализации пространства//Кадырбаевские чтения 2007. Актобе, 2007. С. 238-242
Контекст: ...А.М. Досымбаева (2007, с. 239) интерпретирует изображенные сосуды на изваяниях как символ одного из тюркских божеств Жер-Су (Йер-Су), которое олицетворяет женское начало, плодородие, священную Землю-Воду.

33. Дробышев Ю.И. Горизонты тенгрианства//Сибирь на перекрестке мировых религий: Мат. Третьей межрегион. науч.-практ. конф., посвящ. памяти М.И. Рижского. Новосибирск, 2006. С. 276-280
Контекст: ...Начиная с 1990-х гг. исследователи вновь обратились к терминологическому обоснованию религии средневековых кочевников и стали все чаще применять термин «тенгрианство» (Советколы А.-А., 1998. с. 97-101; Жумаганбетов Т.С., 2003, с. 75-76; Дробышев Ю.И., 2006. с. 276-280; Би-чеев Б.А., 2008, с. 269-273; и др.).

34. Дубровский Д.В. Идея рядности в культуре кочевников Центральной Азии//Древние кочевники Центральной Азии (история, культура, наследие). Улан-Удэ, 2005. С. 91-101
Контекст: ...Некоторые наблюдения были сделаны специалистами при исследовании поминальных памятников (оградок, изваяний, балбалов и элитных комплексов) на различных территориях Центральной Азии (Гумилев Л.Н., 1959; Грач А.Д., 1961; Кубарев В.Д., 1979; 1984; Ермоленко Л.Н., 1991; Войтов В.Е., 1996; Дубровский Д.В., 2005; Суразаков А.С., Тишкин А.А., Шелепова Е.В., 2008; и др.).

35. Дубровский Д.В. Жертвенный конь и концепт пути в погребальном обряде кочевников Центральной Азии/Д.В. Дубровский, А.Г. Юрченко//Святилища: археология ритуала и вопросы семантики. СПб., 2000. С. 187-190
Контекст: ...На наш взгляд, следует согласиться с теми исследователями, которые считают, что конь в погребальном обряде тюркоязычных кочевников Центральной Азии выполнял функции по доставке хозяина в загробный мир (Липец Р.Ф., 1982; Овчинникова Б.Б., 1983; Нестеров С.П., 1990; Дубровский Д.В., Юрченко А.Г., 2000; и др.).

36. Ермоленко Л.Н. Древнетюркская оградка, изваяние, балбалы как культовый комплекс//Охрана и исследования археологических памятников Алтая. Барнаул, 1991. С. 166-168
Контекст: ...Некоторые наблюдения были сделаны специалистами при исследовании поминальных памятников (оградок, изваяний, балбалов и элитных комплексов) на различных территориях Центральной Азии (Гумилев Л.Н., 1959; Грач А.Д., 1961; Кубарев В.Д., 1979; 1984; Ермоленко Л.Н., 1991; Войтов В.Е., 1996; Дубровский Д.В., 2005; Суразаков А.С., Тишкин А.А., Шелепова Е.В., 2008; и др.).

37. Ермоленко Л.Н. Средневековые каменные изваяния казахстанских степей (типология, семантика в аспекте военной идеологии и традиционного мировоззрения). Новосибирск, 2004. 132 с
Контекст: ...Некоторые тюркологи (Ермоленко Л.Н., 2004, с. 64), исходя из особенностей военной идеологии номадов, рассматривают сосуды, изображенные на тюркских изваяниях, как символ ритуала возлияния божеству (божествам), которое покровительствует войне.

38. Жумаганбетов Т.С. Проблемы формирования и развития древнетюркской системы государственности и права VI-XII вв. Алматы, 2003. 432 с
Контекст: ...Начиная с 1990-х гг. исследователи вновь обратились к терминологическому обоснованию религии средневековых кочевников и стали все чаще применять термин «тенгрианство» (Советколы А.-А., 1998. с. 97-101; Жумаганбетов Т.С., 2003, с. 75-76; Дробышев Ю.И., 2006. с. 276-280; Би-чеев Б.А., 2008, с. 269-273; и др.).

39. Зуев В.Ю. Исповедальные пути божественного всадника (по материалам ковровых полотен и погребального обряда в Пазырыке)//Северная Азия от древности до средневековья. СПб., 1992. С. 131-134
Контекст: ...Свое иконографическое выражение такой мотив нашел на знаменитых коврах из Пазырыкских курганов (Зуев В.Ю., 1992).

40. Зуев Ю.А. Ранние тюрки: очерки истории и идеологии. Алматы, 2002. 338 с
Контекст: ...Сходную мировоззренческую нагрузку несут тамги в виде сосуда на тюр-гешских монетах, а сама мифологема «священного сосуда» имеет достаточно широкое распространение у разных народов мира (Зуев Ю.А., 2002, с. 119).

41. Кирюшин Ю.Ф. Древнетюркские курганы могильника Тыткескень-VI/Ю.Ф. Кирюшин, В.В. Горбунов, Н.Ф. Степанова, А.А. Тишкин//Древности Алтая. Горно-Алтайск, 1998. №3. С. 165-175
42. Кирюшин Ю.Ф. Курганный могильник Верх-Еланда-I в Горном Алтае/Ю.Ф. Кирюшин, С.В. Неверов, Н.Ф. Степанова//Археологические исследования на Катуни. Новосибирск, 1990. С. 224-242
43. Кирюшин Ю.Ф. Скифская эпоха Горного Алтая. Ч. I: Культура населения в раннескифское время/Ю.Ф. Кирюшин, А.А. Тишкин. Барнаул, 1997. 232 с
Контекст: ...Следует также отметить, что при изучении древностей Алтая исследователями уже выработаны и апробированы методические принципы анализа погребальных обрядов бийкенской, пазырыкской, булан-ко-бинской, сросткинской культур (Кирюшин Ю.Ф., Тишкин А.А., 1997; Тишкин А.А., Дашковский П.К., 2003; Матренин С.С., 2005; Кондра-шов А.В., 2004; и др.).

44. Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. М., 1951. 638 с
Контекст: ...Имеется опыт систематизации погребальных сооружений тюркской культуры, исследованных в различных районах ее распространения: Горном Алтае, Минусинской котловине, Туве и Тянь-Шане (Киселев С.В., 1951, с. 530-545; Трифонов Ю.И., 1975; Нестеров С.П., 1985; Табалдиев К.Ш., 1996, с. 15-35; Худяков Ю.С., 2004, с. 41-54; Кубарев Г.В., 2005, с. 12-25).

45. Кляшторный С.Г. Храм, изваяние, стела (к интерпретации Ихе-Ханын-норской надписи)//ТС. 1974. М., 1978. С. 238-255
46. Кляшторный С.Г. История Центральной Азии и памятники рунического письма. СПб., 2003. 560 с
Контекст: ...Это свидетельствует о существовании особого государственного религиозного культа, при отправлении которого, по мнению исследователей, каган выступал в роли первосвященника (Кляшторный С.Г., 2003, с. 337-338; Жумаганбе-тов Т.С., 2003, с. 6-67; и др.).

47. Кляшторный С.Г. Согдийская надпись из Бугута/С.Г. Кляшторный, В.А. Лившиц//Страны и народы Востока. М., 1971. Вып. X. С. 121-146
Контекст: ...Участие Таспар-кагана в буддийских обрядах подтверждается сведениями Бугутской надписи (Кляшторный С.Г., Лившиц В.А., 1971, с. 133).

48. Комарова М.Н. Тюркское погребение с конем в Аржане//Ученые записки ТНИИЯЛИ. Кызыл, 1973. Вып. XVI. С. 207-210
Контекст: ...Своеобразной является традиция захоронения лошади рядом с человеком, но в отдельной яме, обнаруженная при раскопках впускного раннесредневекового погребения на могильнике Аржан в Туве (Комарова М.Н., 1973).

49. Кондратов А.В. Изучение погребального обряда и социальной организации сросткинской культуры (по материалам археологических памятников юга Западной Сибири середины VII -XII вв. н.э.): Автореф. дис.... канд. ист. наук. Барнаул, 2004. 24 с
50. Кормушин И.В. Тюркские енисейские эпитафии: грамматика, текстология. М., 2008. 342 с
51. Королькова Е.Ф. Ритуальные чаши с зооморфным декором в культуре ранних кочевников//Скифы Северного Причерноморья в VII-IV вв. до н.э.: проблемы палеоэкологии, антропологии и археологии. М., 1999. С. 58-61
Контекст: ...Примечательно, что особые ритуальные сосуды существовали уже у кочевников Евразии со скифо-сакского времени (Кузнецова Т.М., 1988; Королькова Е.Ф., 1999; и др.).

52. Крадин Н.Н. Империя хунну. 2-е изд. М., 2001. 312 с
Контекст: ...Сходные обряды инаугурации кочевых правителей, вероятно, существовали еще у хунну (Крадин Н.Н., 2001, с. 141), хотя наибольшего распространения они получили в эпоху средневековья (Скрынникова Т.Д., 1997, с. 109-112; Крадин Н.Н., Скрынникова Т.Д., 2006; Голден П.Б., 1993, с. 222; Кычанов Е.И., 1978, с. 99; и др.).

53. Крадин Н.Н. Империя Чингис-хана/Н.Н. Крадин, Т.Д. Скрынникова. М., 2006. 557 с
Контекст: ...Сходные обряды инаугурации кочевых правителей, вероятно, существовали еще у хунну (Крадин Н.Н., 2001, с. 141), хотя наибольшего распространения они получили в эпоху средневековья (Скрынникова Т.Д., 1997, с. 109-112; Крадин Н.Н., Скрынникова Т.Д., 2006; Голден П.Б., 1993, с. 222; Кычанов Е.И., 1978, с. 99; и др.).

54. Кубарев В.Д. Древнетюркские изваяния Алтая. Новосибирск, 1984. 230 с
Контекст: ...Некоторые наблюдения были сделаны специалистами при исследовании поминальных памятников (оградок, изваяний, балбалов и элитных комплексов) на различных территориях Центральной Азии (Гумилев Л.Н., 1959; Грач А.Д., 1961; Кубарев В.Д., 1979; 1984; Ермоленко Л.Н., 1991; Войтов В.Е., 1996; Дубровский Д.В., 2005; Суразаков А.С., Тишкин А.А., Шелепова Е.В., 2008; и др.).

55. Кубарев В.Д. Изваяние, оградка, балбалы (о проблемах типологии, хронологии и семантики древнетюркских поминальных сооружений Алтая и сопредельных территорий)//Алтай и сопредельные территории в эпоху средневековья. Барнаул, 2001. С. 24-54
Контекст: ...В этой связи отметим только, что, по мнению ряда кочевниковедов, подобные объекты могли быть связаны не только с реализацией поминальной практики (Могильников В.А., 1997, с. 225; Кубарев В.Д., 2001, с. 42; Кубарев Г.В., 2005, с. 13).

56. Кубарев В.Д. Новые сведения о древнетюркских оградках Восточного Алтая//Новое в археологии Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1979. С. 135-160
Контекст: ...Некоторые наблюдения были сделаны специалистами при исследовании поминальных памятников (оградок, изваяний, балбалов и элитных комплексов) на различных территориях Центральной Азии (Гумилев Л.Н., 1959; Грач А.Д., 1961; Кубарев В.Д., 1979; 1984; Ермоленко Л.Н., 1991; Войтов В.Е., 1996; Дубровский Д.В., 2005; Суразаков А.С., Тишкин А.А., Шелепова Е.В., 2008; и др.).

57. Кубарев Г.В. Культура древних тюрок Алтая (по материалам погребальных памятников). Новосибирск, 2005. 400 с
Контекст: ...Кроме того, предпринимались попытки систематизировать данные и по погребальному обряду тюркской культуры, рассматриваемого региона (Кубарев Г.В., 2005; Серегин Н.Н., 2009а-б).

58. Кубарев Г.В. Культура древних тюрок Алтая: Автореф. дис.... канд. ист. наук. Новосибирск, 1997. 18 с
Контекст: ...Особенности планиграфии погребальных комплексов тюркской культуры Алтая затрагивались разными археологами, но в наиболее полной форме представлены в работах Г.В. Кубарева (1997, с. 4-5; 2005, с. 12-13).

59. Кузнецова Т.М. Скифские ритуальные сосуды//КСИА. М., 1988. Вып. 194. С. 17-23
Контекст: ...Примечательно, что особые ритуальные сосуды существовали уже у кочевников Евразии со скифо-сакского времени (Кузнецова Т.М., 1988; Королькова Е.Ф., 1999; и др.).

60. Кызласов Л.Р. К истории шаманских верований на Алтае//КСИИМК. 1949. Вып. XXIX. С. 48-54
Контекст: ...Дискуссия вокруг семантики данного памятника ведется уже несколько десятилетий (Потапов Л.П., 1953, с. 92; Киселев С.В., 1951, с. 479; Кызласов Л.Р., 1949; Гаврилова А.А., 1965, с. 19; Длужневская Г.В., 1978; Суразаков А.С., 1994; Янборисов В.Р., 1984; Мотов Ю.А., 2001; и др.).

61. Кызласов Л.Р. О шаманстве древних тюрков//СА. 1990. №3. С. 261264
Контекст: ...На существование у тюрок именно шаманов настаивают и другие исследователи, которые трактуют саму религию кочевников как шаманизм или во всяком случае рассматривают его в качестве основополагающего элемента (Кызласов Л.Р., 1990; Стеблева И.В., 2007, с. 20; Кляшторный С.Г., 2003, с. 317-338; Михайлов Т.М., 1980, с. 131; и др.).

62. Кычанов Е.М. Кочевые государства: от гуннов до маньчжуров. М., 1997. 319 с
Контекст: ...Следует также обратить внимание на мнение М. Мори о том, что интронизация тюркского кагана была такой же, как интронизация шамана в шаманизме (цит. по: Кычанов Е.И., 1997, с. 99).

63. Липец Р.С. Отражение погребального обряда в тюрко-монгольском эпосе//Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982. С. 212-236
Контекст: ...На наш взгляд, следует согласиться с теми исследователями, которые считают, что конь в погребальном обряде тюркоязычных кочевников Центральной Азии выполнял функции по доставке хозяина в загробный мир (Липец Р.Ф., 1982; Овчинникова Б.Б., 1983; Нестеров С.П., 1990; Дубровский Д.В., Юрченко А.Г., 2000; и др.).

64. Львова Э.Л. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир/Э.Л. Львова, И.В. Октябрьская, А.М. Сагалаев, М.С. Усманова. Новосибирск, 1988. 225 с
65. Лю Маоцай. Сведения о древних тюрках в средневековых китайских источниках: Пер. с нем. В.Н. Добжанского и Л.Н. Ермоленко. М., 2002. 126 с
66. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности. М.; Л., 1951. 112 с
Контекст: ...Правда, исключением являются собственно тюркские рунические надписи, в которых отсутствует прямая информация о священнослужителях (Малов С.Е., 1951; Бартольд В.В., 2002, с. 472; и др.).

67. Мамадаков Ю.Т. Культура населения Центрального Алтая в первой половине I тыс. н.э.: Автореф. дис.... канд. ист. наук. Новосибирск, 1990. 19 с
Контекст: ...Тесную связь булан-кобинской и тюркской культур отмечает целый ряд специалистов (Мамадаков Ю.Т., 1990; Горбунов В.В., Тишкин А.А., 2002; и др.).

68. Мамадаков Ю.Т. Древнетюркские курганы могильника Катанда-III/Ю.Т. Мамадаков, В.В. Горбунов//Известия лаборатории археологии. Горно-Алтайск, 1997. С. 115-129
Контекст: ...Представлен памятниками, имеющими округлую курганную насыпь, могильную яму с приступкой по одной из стенок и внут-римогильную конструкцию в виде перегородки (Кара-Коба-I, курган №75; Катанда-III, курган №3; и др.) (Могильников В.А., 1990; Мамадаков Ю.Т., Горбунов В.В., 1997).

69. Материалы по истории Средней и Центральной Азии X-XIX вв. Ташкент, 1988. 414 с
Контекст: ...Так, Мухаммад Иби Мансур Мерверруди сообщает, что тюрки знали «тайны волшебства и небесных светил» (Материалы по истории., 1988, с. 92).

70. Мармонтова Т.В. Тенгрианство как традиционная система мировоззрения кочевников//Центральная Азия от Ахеминидов до Тимуридов: археология, история, этнология, культура. СПб., 2005. С. 347-349
Контекст: ...Так, Т.М. Мармонтова (2005, с. 237) полагает, что тенгрианство - это, с одной стороны, шаманизм, а с другой - система взглядов на окружающий мир кочевых народов.

71. Матренин С.С. Особенности ориентации погребенных в курганах Горного Алтая II в. до н.э. -V в. н.э.//Культура Сибири и сопредельных территорий в прошлом и настоящем. Томск, 2003. С. 234-236
Контекст: ...Четкой корреляции между рассматриваемым элементом ритуала и такими показателями, как топография и планиграфия курганов, не зафиксировано, хотя возможны и исключения, которые необходимо рассматривать отдельно (Нестеров С.П., Милютин К.И., 1995, с. 157; Матренин С.С., 2003, с. 235).

72. Матренин С.С. Социальная структура населения Горного Алтая хунно-сяньбийского времени (по материалам погребальных памятников булан-кобинской культуры II в. до н.э. -V в. н.э.): Автореф. дис.... канд. ист. наук. Барнаул, 2005. 23 с
Контекст: ...Следует также отметить, что при изучении древностей Алтая исследователями уже выработаны и апробированы методические принципы анализа погребальных обрядов бийкенской, пазырыкской, булан-ко-бинской, сросткинской культур (Кирюшин Ю.Ф., Тишкин А.А., 1997; Тишкин А.А., Дашковский П.К., 2003; Матренин С.С., 2005; Кондра-шов А.В., 2004; и др.).

73. Матренин С.С. Способы захоронения населения Горного Алтая II в. до н.э. -V в. н.э.//Изучение историко-культурного наследия народов Южной Сибири. Горно-Алтайск, 2005. Вып. 2. С. 35-51
Контекст: ...Следует также отметить, что при изучении древностей Алтая исследователями уже выработаны и апробированы методические принципы анализа погребальных обрядов бийкенской, пазырыкской, булан-ко-бинской, сросткинской культур (Кирюшин Ю.Ф., Тишкин А.А., 1997; Тишкин А.А., Дашковский П.К., 2003; Матренин С.С., 2005; Кондра-шов А.В., 2004; и др.).

74. Мелиоранский П.М. Об орхонских и енисейских надгробных памятниках//Журнал Министерства народного просвещения. 1898. Т. 6
Контекст: ...в на Алтае и в Монголии позволили В.В. Радлову и П.М. Мелиоранскому фактически сделать первые заключения относительно религиозной системы тюрок (Радлов В.В., 1892; Радлов В.В., Мелио-ранский П.М, 1897; Мелиоранский П.М., 1898; 1899).

75. Мелиоранский П.М. Памятник Кюль-Тегина//Записки Восточного отделения Археологического общества. СПб., 1899. Т. XII, вып. II-III
Контекст: ...в на Алтае и в Монголии позволили В.В. Радлову и П.М. Мелиоранскому фактически сделать первые заключения относительно религиозной системы тюрок (Радлов В.В., 1892; Радлов В.В., Мелио-ранский П.М, 1897; Мелиоранский П.М., 1898; 1899).

76. Миллер Н.В. Шаманизм: история, особенности развития (на материалах Западной Сибири): Афтореф. дис.... канд. ист. наук. Омск, 2000. 24 с
Контекст: ...Однако последнее утверждение вряд ли можно признать утвердительным, поскольку современные религиоведческие исследования демонстрируют достаточно широкое в хронологическом и территориальном аспектах распространение данного религиозного феномена (Басилов В.Н., 1997; Элиаде М., 1998; Миллер Н.В., 2000; и др.).

77. Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм с древности до XVIII в. Новосибирск, 1980. 320 с
Контекст: ...На существование у тюрок именно шаманов настаивают и другие исследователи, которые трактуют саму религию кочевников как шаманизм или во всяком случае рассматривают его в качестве основополагающего элемента (Кызласов Л.Р., 1990; Стеблева И.В., 2007, с. 20; Кляшторный С.Г., 2003, с. 317-338; Михайлов Т.М., 1980, с. 131; и др.).

78. Могильников В.А. Древнетюркские курганы Кара-Коба-I//Проблемы изучения древней и средневековой истории Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1990. С. 137-185
Контекст: ...Представлен курганами с округлой насыпью, каменной выкладкой по периметру и простой могильной ямой под наземной конструкцией (Кара-Коба-I, курган №74а; Урочище Балчикова-III, курган №7; и др.) (Могильников В.А., 1990; Шульга П.И., Горбунов В.В., 2002).

79. Могильников В.А. Курган №85 Кара-Кобы-I и некоторые итоги изучения древнетюркских памятников Алтая в связи с исследованиями в Ка-ра-Кобе//Источники по истории Республики Алтай. Горно-Алтайск, 1997. С. 187-234
Контекст: ...В этой связи отметим только, что, по мнению ряда кочевниковедов, подобные объекты могли быть связаны не только с реализацией поминальной практики (Могильников В.А., 1997, с. 225; Кубарев В.Д., 2001, с. 42; Кубарев Г.В., 2005, с. 13).

80. Могильников В.А. Курганы Талдура/В.А. Могильников, В.Н. Елин//Археологические исследования в Горном Алтае в 1980-1982 гг. Горно-Алтайск, 1983. С. 127-153
81. Мотов Ю.А. К изучению идеологии раннесредневекового населения Алтая (по материалам могильника Кудыргэ)//История и археология Семиречья. Алматы, 2001. Вып. 2. С. 63-86
Контекст: ...Дискуссия вокруг семантики данного памятника ведется уже несколько десятилетий (Потапов Л.П., 1953, с. 92; Киселев С.В., 1951, с. 479; Кызласов Л.Р., 1949; Гаврилова А.А., 1965, с. 19; Длужневская Г.В., 1978; Суразаков А.С., 1994; Янборисов В.Р., 1984; Мотов Ю.А., 2001; и др.).

82. Нестеров С.П. Конь в культах тюркоязычных племен Центральной Азии в эпоху средневековья. Новосибирск, 1990. 143 с
Контекст: ...На наш взгляд, следует согласиться с теми исследователями, которые считают, что конь в погребальном обряде тюркоязычных кочевников Центральной Азии выполнял функции по доставке хозяина в загробный мир (Липец Р.Ф., 1982; Овчинникова Б.Б., 1983; Нестеров С.П., 1990; Дубровский Д.В., Юрченко А.Г., 2000; и др.).

83. Нестеров С.П. Таксономический анализ минусинской группы погребений с конем//Проблемы реконструкций в археологии. Новосибирск, 1985. С. 111-121
Контекст: ...Имеется опыт систематизации погребальных сооружений тюркской культуры, исследованных в различных районах ее распространения: Горном Алтае, Минусинской котловине, Туве и Тянь-Шане (Киселев С.В., 1951, с. 530-545; Трифонов Ю.И., 1975; Нестеров С.П., 1985; Табалдиев К.Ш., 1996, с. 15-35; Худяков Ю.С., 2004, с. 41-54; Кубарев Г.В., 2005, с. 12-25).

84. Нестеров С.П. Средневековые памятники под горой Карали-Ярык/С.П. Нестеров, К.И. Милютин//Военное дело и средневековая археология Центральной Азии. Кемерово, 1995
Контекст: ...Четкой корреляции между рассматриваемым элементом ритуала и такими показателями, как топография и планиграфия курганов, не зафиксировано, хотя возможны и исключения, которые необходимо рассматривать отдельно (Нестеров С.П., Милютин К.И., 1995, с. 157; Матренин С.С., 2003, с. 235).

85. Новгородова Э.А. Памятники изобразительного искусства древнетюркского времени на территории МНР//Тюркологический сборник. 1977. М., 1981. С. 203-218
86. Овчинникова Б.Б. К вопросу о захоронениях в подбоях в средневековой Туве//Этногенез и этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных территорий. Омск, 1983. С. 60-68
Контекст: ...На наш взгляд, следует согласиться с теми исследователями, которые считают, что конь в погребальном обряде тюркоязычных кочевников Центральной Азии выполнял функции по доставке хозяина в загробный мир (Липец Р.Ф., 1982; Овчинникова Б.Б., 1983; Нестеров С.П., 1990; Дубровский Д.В., Юрченко А.Г., 2000; и др.).

87. Ольховский В.С. Погребально-поминальная обрядность в системе взаимосвязанных понятий//СА. 1986. №1. С. 65-76
Контекст: ...В отечественной археологии сложились различные подходы к определению структуры погребального памятника как части обряда в целом (Ольховский В.С., 1986).

88. Пиотровский М.Б. Светское и духовное в теории и практике средневекового ислама//Ислам: религия, общество, государство. М., 1984. С. 204-211
Контекст: ...В этой связи интересно отметить, что религиозный фактор в эпоху средневековья играл все более значительную роль в этнополитических процессах развития кочевников не только в Центральной Азии, но и далеко за ее пределами (Хазанов А.М., 2004; Пиотровский М.Б., 1984; Прозоров С.М., 1970).

89. Подосинов А.В. Ex oriente lux! Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. М., 1999. 720 с
Контекст: ...В данном случае не исключено, что определяющей являлась ориентация лошади, однако, возможно, первостепенное значение имело направление человека ногами на запад, что символизировало готовность к отправлению в загробный мир (Подосинов А.В., 1999, с. 582-583).

90. Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев. М.; Л., 1953. 444 с
Контекст: ...Дискуссия вокруг семантики данного памятника ведется уже несколько десятилетий (Потапов Л.П., 1953, с. 92; Киселев С.В., 1951, с. 479; Кызласов Л.Р., 1949; Гаврилова А.А., 1965, с. 19; Длужневская Г.В., 1978; Суразаков А.С., 1994; Янборисов В.Р., 1984; Мотов Ю.А., 2001; и др.).

91. Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. Л., 1991. 321 с
Контекст: ...Такие попытки в большей или меньшей степени предпринимались учеными с опорой как на письменные, так и на этнографические данные (Потапов Л.П., 1991; Табалдиев К.Ш., 1996, с. 24-35; Кубарев В.Д., 2005, с. 23-25).

92. Прозоров С.М. Из истории религиозно-политической идеологии в раннем халивате//История, культура, языки народов Востока. М., 1970
Контекст: ...В этой связи интересно отметить, что религиозный фактор в эпоху средневековья играл все более значительную роль в этнополитических процессах развития кочевников не только в Центральной Азии, но и далеко за ее пределами (Хазанов А.М., 2004; Пиотровский М.Б., 1984; Прозоров С.М., 1970).

93. Радлов В.В. Атлас древностей Монголии: В 3-х вып. СПб., 1892. Вып. I
Контекст: ...Перевод китайских источников и дешифровки рунических надписей, а также исследований мемориальных комплексов кочевников на Алтае и в Монголии позволили В.В. Радлову и П.М. Мелиоранскому фактически сделать первые заключения относительно религиозной системы тюрок (Радлов В.В., 1892; Радлов В.В., Мелио-ранский П.М, 1897; Мелиоранский П.М., 1898; 1899).

94. Радлов В.В. Древнетюркские памятники в Кошо-Цайдаме/В.В. Радлов, П.М. Мелиоранский//Сборник трудов Орхонской экспедиции. 1897. Вып. IV
Контекст: ...Перевод китайских источников и дешифровки рунических надписей, а также исследований мемориальных комплексов кочевников на Алтае и в Монголии позволили В.В. Радлову и П.М. Мелиоранскому фактически сделать первые заключения относительно религиозной системы тюрок (Радлов В.В., 1892; Радлов В.В., Мелио-ранский П.М, 1897; Мелиоранский П.М., 1898; 1899).

95. Раевский Д.С. Очерки идеологии скифо-сакских племен. Опыт реконструкции скифской мифологии. М., 1977. 216 с
Контекст: ...Более того, согласно скифской генеалогической легенде, чаша рассматривалась как жреческий символ (Раевский Д.С., 1977, с. 71).

96. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. М.; Л., 1952. Т. I, кн. 1-2. 316 с
Контекст: ...Сведения об использовании магических действий, направленных на изменение погоды, известны у кочевников как в предшествующий, хунно-сяньбийско-жужанский период, так и в эпоху развитого средневековья (Бичурин Н.Я., 1998б, с. 268; Рашид-ад-дин, 1952, с. 121-122).

97. Савинов Д.Г. Древнетюркские курганы Узунтала (к вопросу о выделении курайской культуры)//Археология Северной Азии. Новосибирск, 1982. С. 102-122
Контекст: ...Его отличительными чертами являются округлая насыпь и перегородка, разделяющая простую могильную яму на две части (Бар-бургазы-II, курган №9; Узунтал-VIII, курган №1; и др.) (Савинов Д.Г., 1982; Кубарев Г.В., 2005).

98. Савинов Д.Г. Могильник Бертек-27//Древние культуры Бертекской долины. Новосибирск, 1994. С. 88-94
Контекст: ...К памятникам данного типа относятся впускные погребения без дополнительных конструкций (Бертек-27; Яконур, курган №5; и др.) (Савинов Д.Г., 1994; Грязнов М.П., 1940; Тишкин А.А., Горбунов В.В., 2003).

99. Савинов Д.Г. Раннесредневековые впускные погребения на юге Хакасии/Д.Г. Савинов, П.Г. Павлов, Е.Д. Паульс//Памятники археологии в зонах мелиорации Южной Сибири (по материалам раскопок 1980-1984 гг.). Л., 1988. С. 83-103
100. Серегин Н.Н. Погребальные сооружения тюркской культуры Саяно-Алтая (систематизация и анализ)//Известия АлтГУ. Сер.: История, политология. 2009а. №4/2. С. 190-194
Контекст: ...Кроме того, предпринимались попытки систематизировать данные и по погребальному обряду тюркской культуры, рассматриваемого региона (Кубарев Г.В., 2005; Серегин Н.Н., 2009а-б).

101. Серегин Н.Н. Погребальный ритуал тюркской культуры Саяно-Алтая//Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных регионов. Ховд; Томск, 2009б. С. 43-49
Контекст: ...Кроме того, предпринимались попытки систематизировать данные и по погребальному обряду тюркской культуры, рассматриваемого региона (Кубарев Г.В., 2005; Серегин Н.Н., 2009а-б).

102. Серегин Н.Н. Традиция сооружения кенотафов кочевниками тюркской культуры//Археология степной Евразии. Кемерово, 2008. С. 144153
103. Симокатта Ф. Памятники средневековой истории народов Центральной и Восточной Европы. М., 1957. 224 с
Контекст: ...Другой византийский автор Фиофилакт Симокатта (1957, с. 161) немного конкретизирует деятельность священнослужителей, обозначая их, если следовать русскому переводу, термином «жрец».

104. Скрынникова Т.Д. Харизма и власть в эпоху Чингисхана. М., 1997. 216 с
Контекст: ...Сходные обряды инаугурации кочевых правителей, вероятно, существовали еще у хунну (Крадин Н.Н., 2001, с. 141), хотя наибольшего распространения они получили в эпоху средневековья (Скрынникова Т.Д., 1997, с. 109-112; Крадин Н.Н., Скрынникова Т.Д., 2006; Голден П.Б., 1993, с. 222; Кычанов Е.И., 1978, с. 99; и др.).

105. Советколы А.-А. Тенгризм. Да благословит нас Тенгри//Культурные контакты Казах