КЕНОТАФЫ КОЧЕВНИКОВ АЛТАЯ В ЭПОХУ ПОЗДНЕЙ ДРЕВНОСТИ И РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Основное содержание статьи

ДАШКОВСКИЙ П.К.
СЕРЕГИН Н.Н.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
П.К., Д., & Н.Н., С. (1). КЕНОТАФЫ КОЧЕВНИКОВ АЛТАЯ В ЭПОХУ ПОЗДНЕЙ ДРЕВНОСТИ И РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 2(2), 83-100. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2385
Раздел
РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ И ОБРЯДЫ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Литература

1. Авдусин Д.А. Полевая археология СССР. М., 1980. 335 с
Контекст: ...В последнем случае факт наличия в древности в могиле тела умершего человека можно установить с помощью фосфатного анализа почвы (Авдусин Д.А., 1980, с. 133-134), однако такие определения, как правило, не приводятся (Тишкин А.А., Грушин С.П., 1997, с. 25).

2. Бородаев В.Б., Мамадаков Ю.Т. Могильники Кырлык-I и Кырлык-II в Горном Алтае//Проблемы охраны археологических памятников Сибири. Новосибирск, 1985. С. 51-88
Контекст: ...Также в одном случае вместо лошади была положена овца (Бородаев В.Б., Мамадаков Ю.Т., 1985, рис. 13).

3. Брыкина Г.А., Труниева Т.Н. Идолы в захоронениях Ферганы//Памятники Евразии скифо-сарматской эпохи. М., 1995. С. 76-81
Контекст: ...Такие элементы погребального обряда известны по памятникам от эпохи неолита до бронзового века, исследованных в разных районах Европы и Азии (Брыкина Г. А., Трунаева Т.Н., 1995, с. 76-81; и др.).

4. Вадецкая Э. Б. Мумии и куклы в погребальной обрядности Западной и Южной Сибири//Мировоззрение народов Западной Сибири по археологическим и этнографическим данным. Томск, 1985. С. 36-38
Контекст: ...Интересно также отметить, что изготовление различных кукол (манекенов, человеческих тел, являлось одной из характерных черт погребальных обрядов таштыкской культуры Минусинской котловины, что имело и соответствующее мировоззренческое обоснование (Киселёв С.В., 1951; Вадецкая Э.Б., 1985; 1990; 1999, с. 17-23; и др.).

5. Вадецкая Э.Б. К реконструкции древнего мировоззрения по таштыкским погребальным маскам//Проблемы исторической интерпретации археологических и этнографических источников Западной Сибири. Томск, 1990. С. 116-118
Контекст: ...Интересно также отметить, что изготовление различных кукол (манекенов, человеческих тел, являлось одной из характерных черт погребальных обрядов таштыкской культуры Минусинской котловины, что имело и соответствующее мировоззренческое обоснование (Киселёв С.В., 1951; Вадецкая Э.Б., 1985; 1990; 1999, с. 17-23; и др.).

6. Вадецкая Э.Б. Таштыкская эпоха в древней истории Сибири. СПб., 1999. 440 с
Контекст: ...Интересно также отметить, что изготовление различных кукол (манекенов, человеческих тел, являлось одной из характерных черт погребальных обрядов таштыкской культуры Минусинской котловины, что имело и соответствующее мировоззренческое обоснование (Киселёв С.В., 1951; Вадецкая Э.Б., 1985; 1990; 1999, с. 17-23; и др.).

7. Вайнштейн С.И. Раскопки могильника Кокэль в 1962 г. (памятники казыл-ганской и сыын-чурекской культур)//Труды ТКАЭЭ. Л., 1970. Т. III, С. 7-79
Контекст: ...Традиция сооружения кенотафов зафиксирована и в синхронных памятниках кокэльской культуры в Туве (Вайнштейн С.И., Дьяконова В.П., 1966; Вайнштейн С.И., 1970).

8. Вайнштейн С.И., Дьяконова В.П. Памятники в могильнике Кокэль конца I тыс. до н.э. -первых веков н.э.//Труды ТКАЭЭ. М. -Л., 1970. Т. II
Контекст: ...Традиция сооружения кенотафов зафиксирована и в синхронных памятниках кокэльской культуры в Туве (Вайнштейн С.И., Дьяконова В.П., 1966; Вайнштейн С.И., 1970).

9. Васильев Ю.М. Мемориальные погребения (кенотафы)//Интеграция археологических и этнографических исследований. Омск, 2003. С. 39-42
Контекст: ...Предпринимались провести систематизацию таких памятников применительно к разным периодам (Грязнов М.П., 1982; Грушин С.П., 1996; 1997; Тишкин А.А., Грушин С.П., 1997; Шилов С.Н., Масложенко Д.Н., 2001, с.15-20; Тишкин А.А., Дашковский П.К., 2003; Матренин С.С., 2005; Обельченко О.В., 2000; Васильев Ю.М., 2003; Серегин Н.Н., 2005; и др.).

10. Гаврилова А. А. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племен. М.; Л., 1965. 146 с
Контекст: ...Узунтал-I (Гаврилова А. А., 1965, с. 27, табл.

11. Гомер. Поэмы. М., 1953. 519 с
12. Горбунов В.В. Панцирные пластины тюркского доспеха//Древности Алтая. Вып. 12. Горно-Алтайск, 2004. С. 95-114
Контекст: ...В то же время панцирные пластины и части кольчуги являются весьма редкой находкой в погребениях тюрок (Горбунов В.В., 2004, с. 96-97).

13. Грач А. Д. Археологические исследования в Кара-Холе и Монгун-Тайге (Полевой сезон 1958 г.)//ТТКАЭЭ: Материалы по археологии и этнографии Западной Тувы. М.; Л., 1960. Т. I. С. 73-150
Контекст: ...Аналогичный элемент погребального обряда выявлен и в тюркском кенотафе из могильника Монгун-Тайга в Туве (Грач А. Д., 1960б, с. 137, 141, рис. 83).

14. Грач А.Д. Древние кочевники в центре Азии. М., 1980. 256 с
Контекст: ...Такие памятники известны в синхронных культурах Центральной и Средней Азии (Грач А.Д., 1980, с. 77, Обельченко О.В,, 2000; Литвинский Б. А., 1972, с.12, 14; и др.).

15. Грушин С.П. Причины появления кенотафов//Археология, палеоэкология и этнология Сибири и Дальнего Востока. Иркутск, 1996. Ч. II. С. 5-7
Контекст: ...Предпринимались провести систематизацию таких памятников применительно к разным периодам (Грязнов М.П., 1982; Грушин С.П., 1996; 1997; Тишкин А.А., Грушин С.П., 1997; Шилов С.Н., Масложенко Д.Н., 2001, с.15-20; Тишкин А.А., Дашковский П.К., 2003; Матренин С.С., 2005; Обельченко О.В., 2000; Васильев Ю.М., 2003; Серегин Н.Н., 2005; и др.).

16. Грязнов М.П. Раскопки на Алтае//СГЭ. Л., 1940. Вып. 1. С. 17-21
Контекст: ...В этой связи неоднократно высказывались предположения об использовании оградок для захоронений по обряду трупо-сожжения (Грязнов М.П., 1940, с. 20; Гумилев Л.Н., 1959, с. 112; Сура-заков А.С., 1087, с. 41).

17. Грязнов М. П. О кенотафах//Проблемы археологии и этнографии. Иркутск, 1982. С. 98-99
Контекст: ...Предпринимались провести систематизацию таких памятников применительно к разным периодам (Грязнов М.П., 1982; Грушин С.П., 1996; 1997; Тишкин А.А., Грушин С.П., 1997; Шилов С.Н., Масложенко Д.Н., 2001, с.15-20; Тишкин А.А., Дашковский П.К., 2003; Матренин С.С., 2005; Обельченко О.В., 2000; Васильев Ю.М., 2003; Серегин Н.Н., 2005; и др.).

18. Гумилев Л.Н. Алтайская ветвь тюрок-тугю//СА, 1959, №1. С. 107-114
Контекст: ...В этой связи неоднократно высказывались предположения об использовании оградок для захоронений по обряду трупо-сожжения (Грязнов М.П., 1940, с. 20; Гумилев Л.Н., 1959, с. 112; Сура-заков А.С., 1087, с. 41).

19. Дашковский П.К. Оружие в погребальном обряде пазырыкской культуры Алтая//Снаряжение кочевников Евразии. Барнаул, 2005
Контекст: ...Предпринимались провести систематизацию таких памятников применительно к разным периодам (Грязнов М.П., 1982; Грушин С.П., 1996; 1997; Тишкин А.А., Грушин С.П., 1997; Шилов С.Н., Масложенко Д.Н., 2001, с.15-20; Тишкин А.А., Дашковский П.К., 2003; Матренин С.С., 2005; Обельченко О.В., 2000; Васильев Ю.М., 2003; Серегин Н.Н., 2005; и др.).

20. Дашковский П.К., Грушин С.П. Кенотафы пазырыкского времени Горного Алтая//Археология и этнография Сибири и Дальнего Востока. Улан-Удэ, 1998. С. 51-52
Контекст: ...Так, они обнаружены в Варнинском энеолитическом могильнике в Болгарии (Грязнов М.П., 1982, с. 99), в некрополях Древнего Египта эпохи Нового царства (XVI-XI вв. до н.э.), в Средней Азии, Древней Греции и Риме (Дашковский П.К., Грушин С.П., 1998).

21. Дашковский П.К., Тишкин А.А., Тур С.С. Вторичные погребения в курганах скифского времени на памятнике Ханкаринский дол//Западная и Южная Сибирь в древности. Барнаул, 2005. С. 62-68
Контекст: ...Предпринимались провести систематизацию таких памятников применительно к разным периодам (Грязнов М.П., 1982; Грушин С.П., 1996; 1997; Тишкин А.А., Грушин С.П., 1997; Шилов С.Н., Масложенко Д.Н., 2001, с.15-20; Тишкин А.А., Дашковский П.К., 2003; Матренин С.С., 2005; Обельченко О.В., 2000; Васильев Ю.М., 2003; Серегин Н.Н., 2005; и др.).

22. Длужневская Г. В., Овчинникова Б. Б. Кочевое население Тувы в раннем средневековье//Новейшие исследования по археологии Тувы и этногенезу тувинцев. Кызыл, 1980. С. 77-94
23. Дьяконова В.П. Заметки о погребальном обряде «кокэльцев»//Евразия сквозь века. Сборник научных трудов, посвященный 60-летию со дня рождения Д.Г. Савинова. СПб., 2001. С. 183-186
Контекст: ...Общество «кокэльцев», как и «булан-кобинцев» было сильно милитаризировано, что подтверждается значительным количеством находок предметов вооружения и числом погребенных людей, умерших от различных ранений и травм (Дьяконова В.П., 2001; Савинов Д.Г., 2005; и др.).

24. Евтюхова Л.А., Киселев С.В. Отчет о работах Саяно-Алтайской археологической экспедиции в 1935 г.//Труды ГИМ. 1941. Вып 16. С. 75-117
Контекст: ...В тоже время, некоторые ученые интерпретируют такие объекты как курганы культового и специального назначения (Евтюхова Л.А., Киселев С.В., 1941, с. 93; Могильников В.А., 1990, с. 145), ритуальные курганы (Илюшин А.М., 1990; Соенов В.И., Глебов А.М., Эбель А.В., Пивоварова Н.Н., 1992, с. 90) или кенотафы (Длуж-невская Г.В., Овчинникова Б.Б., 1980, с. 89; Могильников В.А. и др., 1992, с. 83; Кубарев Г.В. и др., 2007, с. 302).

25. Загородний А.С., Григорьев Ф.П. Дополнительные данные о могильнике Иссык//Вопросы археологии Казахстана. Вып. II. Алмааты; М., 1998. С. 117-123
Контекст: ...Схожая ситуация наблюдается и на сопредельных территориях (Грач А.Д., 1960, с. 129-139; Кызласов Л.Р., 1979, с. 122, 129-131; Загородний А.С., Григорьев Ф.П., 1998, с. 118-122).

26. Заднепровский Ю.А. Семиречье, Тянь-Шань, Фергана и Памир//Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1992. С. 73-100
Контекст: ...Традиция сооружения скотоводами кенотафов I-III типов известна и на синхронных памятниках Тувы, Памира, Казахстана и Средней Азии (Грач А.Д., 1980, с. 76, 110; Чугунов К.В., 1996, с. 69-80; Заднепровский Ю.А., 1992, с. 87; Обельченко О.В., 2000, с.171-173; и др.).

27. Ильинская В. А. Скифские курганы около г. Борисполя//СА. 1966. №3. С. 152-171
28. Илюшин А. М. Хронология и периодизация ритуальных курганов Горного Алтая//Охрана и использование археологических памятников Алтая. Барнаул, 1990. С. 117-119
Контекст: ...В тоже время, некоторые ученые интерпретируют такие объекты как курганы культового и специального назначения (Евтюхова Л.А., Киселев С.В., 1941, с. 93; Могильников В.А., 1990, с. 145), ритуальные курганы (Илюшин А.М., 1990; Соенов В.И., Глебов А.М., Эбель А.В., Пивоварова Н.Н., 1992, с. 90) или кенотафы (Длуж-невская Г.В., Овчинникова Б.Б., 1980, с. 89; Могильников В.А. и др., 1992, с. 83; Кубарев Г.В. и др., 2007, с. 302).

29. Илюшин А. М. Ритуальные захоронения коней в Горном Алтае (датировка и география)//Сохранение и изучение памятников археологии Алтайского края. Вып. V. Ч. 1. Барнаул, 1995. С. 122-125
Контекст: ...При этом схожие традиции в культурах кочевников наблюдаются и в более раннее время (Илюшин А.М., 1995).

30. Илюшин А.М. Ритуал захоронения коней как этнографо-археологический источник//Интеграция археологических и этнографических исследований. Омск, 2003. С. 47-50
31. Кирюшин Ю.Ф., Степанова Н.Ф., Тишкин А.А. Скифская эпоха Горного Алтая. Ч.Ш: Погребально-поминальные комплексы пазырыкской культуры. Барнаул, 2003. 234 с
32. Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. М., 1951. 638 с
Контекст: ...Подобный ритуал отмечен и при изучении «стандартного» погребения тюркской культуры на могильнике Курай-IV (Киселев С.В., 1951, с. 535).

33. Кожанов С.Т. Снаряжение и одежда воинов эпохи Хань//Древние культуры Китая. Палеолит. Неолит и эпоха металла. Новосибирск, 1985. С. 112-119
Контекст: ...Аналогии кенотафу IV типа можно найти в погребальных памятниках Китая эпохи Хань, в которых реальные люди, сопровождающие умершего человека в потусторонний мир, заменялись их изображениями (Кожанов С.Т., 1985, с. 112-119; и др.).

34. Комарова М. Н. Тюркское погребение с конем в Аржане//Ученые записки ТНИИЯЛИ. Вып. XVI. Кызыл, 1973. С. 207-210
Контекст: ...Традиция помещения лошади и умершего в раздельные ямы под одной наземной конструкцией также фиксируется в материалах тюркской и сросткин-ской культур (Комарова М.Н., 1973; Митько О.А., 1995, с. 14; Кондра-шов А.В., 2004, с. 15).

35. Кондрашов А. В. Изучение погребального обряда и социальной организации сросткинской культуры (по материалам археологических памятников юга Западной Сибири середины VII -XII вв. н.э.): Автореф. дис. канд. ист. наук. Барнаул, 2004. 24 с
36. Кубарев В.Д. Древнетюркские кенотафы Боротала//Древние культуры Монголии. Новосибирск, 1985. С. 136-148
Контекст: ...Коркечу (Кубарев,1985, с. 133-135), к. 1, 20, 22, 25 м.

37. Кубарев В.Д. Курганы Уландрыка. Новосибирск, 1987. 302 с
Контекст: ...Уландрык-II (Кубарев В.Д., 1987, с. 156, 173), к. 2 м.

38. Кубарев В.Д. Курганы Юстыда. Новосибирск, 1991. 270 с
Контекст: ...Барбургазы-I (Кубарев В.Д., 1991, с. 130), к. 12 м.

39. Кубарев В.Д. Курганы Сайлюгема. Новосибирск, 1992. 220 с
40. Кубарев В. Д. Изваяние, оградка, балбалы (о проблемах типологии, хронологии и семантики древнетюркских поминальных сооружений Алтая и сопредельных территорий)//Алтай и сопредельные территории в эпоху средневековья. Барнаул, 2001. С. 24-54
Контекст: ...Своеобразие обозначенных памятников определило появление различных объяснений их существования в период раннего средневековья (Могильников В.А., 1994, с. 112-113; Кубарев В.Д., 2001, с. 43; Худяков Ю.С. и др., 2001, с. 469).

41. Кубарев В.Д., Киреев С.М., Черемисин Д.В. Курганы урочища Бике//Археологические исследования на Катуни. Новосибирск, 1990. С. 43-95
42. Кубарев Г.В. Культура древних тюрок Алтая (по материалам погребальных памятников). Новосибирск, 2005. 400 с
Контекст: ...В частности, при изучении «пустых могил» на памятнике Барбургазы-I на месте предполагаемого погребения человека зафиксировано изделие, напоминающее куклу (Кубарев Г.В., 2005, с. 19).

43. Кубарев Г.В., Кубарев Д.В. Погребение знатного тюрка из Балык-Соока (Центральный Алтай)//Археология, этнография и антропология Евразии. Новосибирск, 2003. №4. С. 64-82
Контекст: ...К примеру, в Горном Алтае остатки защитного вооружения встречены лишь однажды при исследовании «элитного» кургана 11 на памятнике Ба-лык-Соок-I (Кубарев Г.В., Кубарев В.Д., 2003).

44. Кызласов Л.Р. Древняя Тува (от палеолита до IX в.). М., 1979. 207 с
Контекст: ...Схожая ситуация наблюдается и на сопредельных территориях (Грач А.Д., 1960, с. 129-139; Кызласов Л.Р., 1979, с. 122, 129-131; Загородний А.С., Григорьев Ф.П., 1998, с. 118-122).

45. Литвинский Б.А. Древние кочевники «Крыши мира». М., 1972. 269 с
Контекст: ...Такие памятники известны в синхронных культурах Центральной и Средней Азии (Грач А.Д., 1980, с. 77, Обельченко О.В,, 2000; Литвинский Б. А., 1972, с.12, 14; и др.).

46. Мамадаков Ю. Т. Новые материалы гунно-сарматского времени в Горном Алтае//Алтай в эпоху камня и раннего металла. Барнаул, 1985. С.173-191
Контекст: ...Булан-Кобы-IV (Мамадаков Ю.Т., 1985, с. 178), к. № 46 м.

47. Мамадаков Ю. Т. Ритуальные сооружения булан-кобинской культуры//Археология горного Алтая. Барнаул, 1994. С. 58-63
Контекст: ...Важно обратить внимание на то, что носителями тюркской культуры отдельные захоронения лошадей совершались также в округлых и прямоугольных оградках (Могильников В.А., 1994; Худяков Ю.С., Табал-диев К.Ш., 1992, с. 90; Мамадаков Ю.Т., 1994; Соенов В.И., Эбель А.В., 1997; Худяков Ю.С., 2001; и др.).

48. Мамадаков Ю.Т., Горбунов В.В. Древнетюркские курганы могильника Катанда-III//Известия лаборатории археологии. Горно-Алтайск, 1997. Вып. 2. С. 115-129
Контекст: ...Однако, точное определение хронологической и культурной принадлежности основано, безусловно, на анализе предметов, обнаруживаемых при раскопках некоторых «пустых» курганов, в том числе и относящихся к периоду раннего средневековья (Илюшин А.М., 1990; Мамадаков Ю.Т., Горбунов В.В., 1997, с. 117).

49. Марсадолов Л. С. История и итоги изучения археологических памятников Алтая VIII-IV веков до н.э. (от истоков до начала 80-х годов XX века). СПб., 1996а. 200 с
Контекст: ...р скифского типа, а также военные кампании Александра Македонского в Малую и Среднюю Азию, приведшие к большим перемещениям целых народов и отдельных племён после 330-320 гг. до н.э. (Савинов Д.Г., 1991, с. 94; Марсадолов Л.С., 1996, с. 73).

50. Матренин С.С. Социальная структура населения Горного Алтая хунно-сяньбийского времени (по материалам погребальных памятников булан-кобинской культуры II в. до н.э. -V в. н.э.). Автореф. дис....канд. ист. наук. Барнаул, 2005а. 24 с
Контекст: ...Предпринимались провести систематизацию таких памятников применительно к разным периодам (Грязнов М.П., 1982; Грушин С.П., 1996; 1997; Тишкин А.А., Грушин С.П., 1997; Шилов С.Н., Масложенко Д.Н., 2001, с.15-20; Тишкин А.А., Дашковский П.К., 2003; Матренин С.С., 2005; Обельченко О.В., 2000; Васильев Ю.М., 2003; Серегин Н.Н., 2005; и др.).

51. Матренин С.С. Способы захоронения населения Горного Алтая II в. до н.э. -V в. н.э.//Изучение историко-культурного наследия народов Южной Сибири. Горно-Алтайск, 2005б. Вып. 2. С. 35-51
Контекст: ...Предпринимались провести систематизацию таких памятников применительно к разным периодам (Грязнов М.П., 1982; Грушин С.П., 1996; 1997; Тишкин А.А., Грушин С.П., 1997; Шилов С.Н., Масложенко Д.Н., 2001, с.15-20; Тишкин А.А., Дашковский П.К., 2003; Матренин С.С., 2005; Обельченко О.В., 2000; Васильев Ю.М., 2003; Серегин Н.Н., 2005; и др.).

52. Матренин С. С., Сарафанов Д. Е. Классификация оградок тюркской культуры Горного Алтая//Изучение историко-культурного наследия народов Южной Сибири. Горно-Алтайск, 2006. Вып. 3-4. С. 203-218
Контекст: ...VI вв. н.э.) тюркской культуры (Тишкин А. А., Горбунов В.В., 2005, с. 161), прежде всего, наличие каменного ящика и захоронения лошади, позволяют предполагать возможность их связи с «миниатюрными» кенотафами булан-кобинской культуры (Матренин С.С., Сарафанов Д.Е., 2006, с. 210; Матренин С.С., Шелепова Е.В., 2007, с. 86).

53. Матренин С.С., Шелепова Е.В. Материалы по изучению ритуальных сооружений кочевников Горного Алтая II в. до н. э. -V в. н. э. (булан-кобинская культура)//Изучение историко-культурного наследия народов Южной Сибири. Горно-Алтайск, 2007. Вып. 5. С. 84-90
Контекст: ...Достаточно обстоятельно этот вопрос рассмотрен С.С. Матрениным (Матренин С.С., 2005а,б; Матренин С.С., Шелепова Е.В., 2007).

54. Митько О.А. Население территории Среднего Енисея в эпоху средневековья (VI -XVI вв.) (по данным погребальной обрядности): Автореф. дис.. канд. ист. наук. Новосибирск, 1995. 23 с
Контекст: ...Традиция помещения лошади и умершего в раздельные ямы под одной наземной конструкцией также фиксируется в материалах тюркской и сросткин-ской культур (Комарова М.Н., 1973; Митько О.А., 1995, с. 14; Кондра-шов А.В., 2004, с. 15).

55. Могильников В.А. Тюрки//Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981. С. 28-43. (Археология СССР)
56. Могильников В.А. Курганы Кызыл-Джар-Ш -памятники пазырыкской культуры Алтая//Вопросы археологии и этнографии Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1983а. С. 3-39
Контекст: ...Кызыл-Джар-III (Могильников,1983а, с. 15; 1983б, с. 44), к. 6 м.

57. Могильников В. А. Курганы Кызыл-Джар II-V и некоторые вопросы состава населения Алтая во второй половине I тыс. до н. э.//Вопросы археологии и этнографии Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1983 б. С. 40-71
Контекст: ...Кызыл-Джар-III (Могильников,1983а, с. 15; 1983б, с. 44), к. 6 м.

58. Могильников В.А. Древнетюркские курганы Кара-Коба-I//Проблемы изучения древней и средневековой истории Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1990. С. 137-185
Контекст: ...В тоже время, некоторые ученые интерпретируют такие объекты как курганы культового и специального назначения (Евтюхова Л.А., Киселев С.В., 1941, с. 93; Могильников В.А., 1990, с. 145), ритуальные курганы (Илюшин А.М., 1990; Соенов В.И., Глебов А.М., Эбель А.В., Пивоварова Н.Н., 1992, с. 90) или кенотафы (Длуж-невская Г.В., Овчинникова Б.Б., 1980, с. 89; Могильников В.А. и др., 1992, с. 83; Кубарев Г.В. и др., 2007, с. 302).

59. Могильников В.А. Культовые кольцевые оградки и курганы Кара-Кобы-I//Археологические и фольклорные источники по истории Алтая. Горно-Алтайск, 1994. С. 94-116
Контекст: ...Важно обратить внимание на то, что носителями тюркской культуры отдельные захоронения лошадей совершались также в округлых и прямоугольных оградках (Могильников В.А., 1994; Худяков Ю.С., Табал-диев К.Ш., 1992, с. 90; Мамадаков Ю.Т., 1994; Соенов В.И., Эбель А.В., 1997; Худяков Ю.С., 2001; и др.).

60. Могильников В.А. Курган 85 Кара-Кобы-I и некоторые итоги изучения древнетюркских памятников Алтая в связи с исследованиями в Кара-Кобе//Источники по истории Республики Алтай. Горно-Алтайск, 1997. С. 187-234
Контекст: ...Многие исследователи признают, что подобные объекты могли быть связаны не только с реализацией поминальной практики (Могильников В.А., 1997, с. 225; Кубарев В.Д., 2001, с. 42; Кубарев Г.В., 2005, с. 13).

61. Могильников В.А., Елин В.Н. Курганы Талдура-I//КСИА. 1982. Вып. 170. С. 103-109
Контекст: ...Талдура-II (Могильников В.А., Елин В.Н., 1982, с. 103; 1983, с. 135), к. 4 м.

62. Могильников В. А., Куйбышев А. В., Елин В. Н. Раскопки в Куроте//Проблемы сохранения, использования и изучения памятников археологии Алтая. Горно-Алтайск, 1992. С. 83-84
Контекст: ...Могильников В.А., 1990, с. 145), ритуальные курганы (Илюшин А.М., 1990; Соенов В.И., Глебов А.М., Эбель А.В., Пивоварова Н.Н., 1992, с. 90) или кенотафы (Длуж-невская Г.В., Овчинникова Б.Б., 1980, с. 89; Могильников В.А. и др., 1992, с. 83; Кубарев Г.В. и др., 2007, с. 302).

63. Могильников В.А., Суразаков А.С. Раскопки памятников Большой Яломан-I и II//Археологические и фольклорные источники по истории Алтая. Горно-Алтайск, 1994. С. 38-48
Контекст: ...Важно обратить внимание на то, что носителями тюркской культуры отдельные захоронения лошадей совершались также в округлых и прямоугольных оградках (Могильников В.А., 1994; Худяков Ю.С., Табал-диев К.Ш., 1992, с. 90; Мамадаков Ю.Т., 1994; Соенов В.И., Эбель А.В., 1997; Худяков Ю.С., 2001; и др.).

64. Неверов С. В., Степанова Н. Ф. Могильник скифского времени Кайнду в Горном Алтае//Археологические исследования на Катуни. Новосибирск, 1990. С. 242-270
Контекст: ...Кайнду (Неверов С.В., Степанова Н.Ф., 1990, с. 257), к. 99 м.

65. Нестеров С.П. Конь в культах тюркоязычных племен Центральной Азии в эпоху средневековья. Новосибирск, 1990. 143 с
Контекст: ...По всей видимости, обозначенные стороны света могли связываться с направлением пути в загробный мир (Нестеров С.П., 1990, с. 78-79).

66. Овчинникова Б.Б. Тюркские древности Саяно-Алтая в VI-X вв. Свердловск, 1990. 223 с
Контекст: ...Вполне возможно, исключительная ценность и редкость фрагментов доспеха, не раз отмечавшаяся исследователями (Овчинникова Б.Б., 1990, с. 130-131; Кубарев Г.В., Кубарев В.Д., 2003, с. 70; и др.), связана с их символической значимостью.

67. Обельченко О.В. Средняя Азия. Археология. История. Культура. М., 2000. С.171-175
Контекст: ...Предпринимались провести систематизацию таких памятников применительно к разным периодам (Грязнов М.П., 1982; Грушин С.П., 1996; 1997; Тишкин А.А., Грушин С.П., 1997; Шилов С.Н., Масложенко Д.Н., 2001, с.15-20; Тишкин А.А., Дашковский П.К., 2003; Матренин С.С., 2005; Обельченко О.В., 2000; Васильев Ю.М., 2003; Серегин Н.Н., 2005; и др.).

68. Полосьмак Н.В. Всадники Укока. Новосибирск, 2001а. 336 с
Контекст: ...Ак-Алаха-V (Полосьмак Н.В., 2001), к. 3 м.

69. Поселянин А. И., Киргинеков Э. И., Тараканов В. В. Исследование средневекового могильника Белый Яр-II//Евразия: культурное наследие древних цивилизаций. Новосибирск, 1999. Вып. 2. С. 88-116
70. Савинов Д. Г. Древнетюркские курганы Узунтала (к вопросу о выделении курайской культуры)//Археология Северной Азии. Новосибирск, 1982. С. 102-122
Контекст: ...XXIII, XXIV; Савинов Д.Г., 1982, рис. 2.-5; 1987).

71. Савинов Д. Г. Парный кенотаф древнетюркского времени//Проблемы происхождения и этнической истории тюркских народов Сибири. Томск, 1987. С. 80-89
Контекст: ...XXIII, XXIV; Савинов Д.Г., 1982, рис. 2.-5; 1987).

72. Савинов Д.Г. Возможности синхронизации письменных и археологических дат в изучении культуры Южной Сибири скифо-сарматского времени//Проблемы хронологии и периодизации археологических памятников Южной Сибири. Барнаул, 1991. С. 93-96
Контекст: ...Интересно отметить, что именно в этот период происходит трансформация южно-сибирских культур скифского типа, а также военные кампании Александра Македонского в Малую и Среднюю Азию, приведшие к большим перемещениям целых народов и отдельных племён после 330-320 гг. до н.э. (Савинов Д.Г., 1991, с. 94; Марсадолов Л.С., 1996, с. 73).

73. Савинов Д.Г. Древнетюркское время//Древние культуры Бертекской долины. Новосибирск, 1994. С. 146-152
Контекст: ...Указанные объекты нередко путают, что объясняется неразработанностью дифференцирующих признаков (Савинов Д.Г., 1994, с. 151).

74. Савинов Д.Г. Кокэльский могильник в Туве//Социальная структура ранних кочевников Евразии. Иркутск, 2005. С. 200-223
Контекст: ...Общество «кокэльцев», как и «булан-кобинцев» было сильно милитаризировано, что подтверждается значительным количеством находок предметов вооружения и числом погребенных людей, умерших от различных ранений и травм (Дьяконова В.П., 2001; Савинов Д.Г., 2005; и др.).

75. Семенов Вл.А. «Ритуальный двойник» в похоронном обряде кочевников Южной Сибири//Смерть как феномен культуры. Сыктывкар, 1994. С. 135-142
76. Серегин Н.Н. Кенотафы тюркской культуры Алтая//Материалы XLIII Международной научной студенческой конференции «Студент и научнотехнический прогресс»: Археология и этнография. Новосибирск, 2005. С. 62-64
Контекст: ...Грушин С.П., 1996; 1997; Тишкин А.А., Грушин С.П., 1997; Шилов С.Н., Масложенко Д.Н., 2001, с.15-20; Тишкин А.А., Дашковский П.К., 2003; Матренин С.С., 2005; Обельченко О.В., 2000; Васильев Ю.М., 2003; Серегин Н.Н., 2005; и др.).

77. Серегин Н. Н. Некоторые особенности погребального ритуала кочевников тюркской культуры Южной Сибири//Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. Вып. 3. Барнаул, 2006а. С. 24-27
Контекст: ...Наиболее распространенным является западное, с отклонениями направление, однако присутствует и северная ориентация, которую представляется возможным рассматривать как самостоятельную традицию (Серегин Н.Н., 2006 а, с. 26).

78. Серегин Н.Н. Опыт классификации погребальных сооружений тюркской культуры Горного Алтая//Археология, этнология, палеоэкология Северной Евразии и сопредельных территорий. Т. II. Красноярск, 2006б. С. 59-62
Контекст: ...Наиболее распространенным является западное, с отклонениями направление, однако присутствует и северная ориентация, которую представляется возможным рассматривать как самостоятельную традицию (Серегин Н.Н., 2006 а, с. 26).

79. Соенов В.И. Раскопки на могильнике Сары-Бел//Древности Алтая: Известия лаборатории археологии. Горно-Алтайск, 1999. №4. С.134-152
Контекст: ...Сары-Бел (Соенов В.И., 1999), к. 45, 55, 57а, 60а и др. (Тишкин А.А., Горбунов В.В., 2003, с. 489), к. 11 Верх-Уймон (Соенов В.И., Эбель А.В., 1992) и др.

80. Соенов В.И. Археологические памятники Горного Алтая гунносарматской эпохи (Описание, систематизация, анализ). Горно-Алтайск, 2003. 160 с
Контекст: ...Ай-рыдаш-I (Соенов В.И., 2003а, с.108) и др.

81. Соенов В.И., Глебов А.М., Эбель А.В., Пивоварова Н.Н. Раскопки аварийных средневековых памятников на могильнике Мендур-Соккон-I//Проблемы сохранения, использования и изучения памятников археологии Алтая. Горно-Алтайск, 1992. С. 90
Контекст: ...Сары-Бел (Соенов В.И., 1999), к. 45, 55, 57а, 60а и др. (Тишкин А.А., Горбунов В.В., 2003, с. 489), к. 11 Верх-Уймон (Соенов В.И., Эбель А.В., 1992) и др.

82. Соенов В.И., Эбель А.В., Курганы гунно-сарматской эпохи на Верхней Катуни. Горно-Алтайск, 1992. 116 с
Контекст: ...Сары-Бел (Соенов В.И., 1999), к. 45, 55, 57а, 60а и др. (Тишкин А.А., Горбунов В.В., 2003, с. 489), к. 11 Верх-Уймон (Соенов В.И., Эбель А.В., 1992) и др.

83. Соенов В.И., Эбель А.В. Новые материалы из алтайских оградок//Гуманитарные науки в Сибири. 1996. №3. С. 115-118
84. Соенов В.И., Эбель А.В. Ритуальные сооружения могильника Мендур-Соккон-I//Известия лаборатории археологии. Вып. 2. Горно-Алтайск, 1997. С. 103-115
Контекст: ...Важно обратить внимание на то, что носителями тюркской культуры отдельные захоронения лошадей совершались также в округлых и прямоугольных оградках (Могильников В.А., 1994; Худяков Ю.С., Табал-диев К.Ш., 1992, с. 90; Мамадаков Ю.Т., 1994; Соенов В.И., Эбель А.В., 1997; Худяков Ю.С., 2001; и др.).

85. Сорокин С.С. Памятники ранних кочевников в верховьях Бухтармы//АС-ГЭ. 1966. №8. С. 39-60
Контекст: ...Копай (Сорокин С.С., 1966, с. 47-48, 56-57), к. 20 м.

86. Сорокин С.С. Отчёт Южно-Алтайской экспедиции Государственного Эрмитажа о работах 1966 г.//Тезисы докладов научной сессии, посвященной работам ГЭ за 1966 г. Л., 1967. С. 49-51
Контекст: ...Копай (Сорокин С.С., 1966, с. 47-48, 56-57), к. 20 м.

87. Сорокин С.С. Большой Берельский курган (полное издание материалов раскопок 1865 и 1959 гг.)//ТГЭ. Л., 1969а. Т. X. С. 208-236
Контекст: ...Аргут-I (Сорокин С.С., 1969, с. 80), к. 13 м.

88. Сорокин С.С. Материалы к археологии Горного Алтая//УЗГАНИИИЯЛ. Барнаул, 1969б. Вып. 8. С. 71-88
Контекст: ...Аргут-I (Сорокин С.С., 1969, с. 80), к. 13 м.

89. Суразаков А.С. Об отражении космогонических представлений в погребальных конструкциях южносибирских и центральноазиатских племен//Проблемы археологии Северной Азии. Кемерово, 1987. С. 39-41
90. Суразаков А.С. Кош-Тал//Материалы по истории и этнографии Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1993. С. 25-45
Контекст: ...Кош-Тал (Суразаков А.С., 1993), к. 2 м.

91. Тишкин А.А., Горбунов В.В. Исследование погребально-поминальных памятников кочевников в Центральном Алтае//Проблемы археологии, этнографии и антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 2003. Т. IX, Ч. I. С. 488-493
Контекст: ...Предпринимались провести систематизацию таких памятников применительно к разным периодам (Грязнов М.П., 1982; Грушин С.П., 1996; 1997; Тишкин А.А., Грушин С.П., 1997; Шилов С.Н., Масложенко Д.Н., 2001, с.15-20; Тишкин А.А., Дашковский П.К., 2003; Матренин С.С., 2005; Обельченко О.В., 2000; Васильев Ю.М., 2003; Серегин Н.Н., 2005; и др.).

92. Тишкин А.А., Горбунов В.В. Комплекс археологических памятников в долине р. Бийке (Горный Алтай). Барнаул, 2005. 200 с
Контекст: ...Последнее обстоятельство было обусловлено особенностями образа жизни, мировоззрения и палеодемографическими процессами, что отчасти подтверждается исследованием вторичных погребений на Алтае, (Дашковский П.К., Тишкин А.А., Тур С.С., 2005; и др.).

93. Тишкин А.А., Грушин С.П. Что такое кенотаф?//Известия лаборатории археологии. Горно-Алтайск, 1997. Вып. 2. С. 24-28
Контекст: ...Предпринимались провести систематизацию таких памятников применительно к разным периодам (Грязнов М.П., 1982; Грушин С.П., 1996; 1997; Тишкин А.А., Грушин С.П., 1997; Шилов С.Н., Масложенко Д.Н., 2001, с.15-20; Тишкин А.А., Дашковский П.К., 2003; Матренин С.С., 2005; Обельченко О.В., 2000; Васильев Ю.М., 2003; Серегин Н.Н., 2005; и др.).

94. Тишкин А.А., Дашковский П.К. Социальная структура и система мировоззрений населения Алтая скифской эпохи. Барнаул, 2003. 430 с
Контекст: ...Предпринимались провести систематизацию таких памятников применительно к разным периодам (Грязнов М.П., 1982; Грушин С.П., 1996; 1997; Тишкин А.А., Грушин С.П., 1997; Шилов С.Н., Масложенко Д.Н., 2001, с.15-20; Тишкин А.А., Дашковский П.К., 2003; Матренин С.С., 2005; Обельченко О.В., 2000; Васильев Ю.М., 2003; Серегин Н.Н., 2005; и др.).

95. Ткачев А.А., Ткачева Н.А. Итоги исследования археологических памятников Усть-Каменогорского микрорайона//Вестник археологи, антропологии и этнографии. 1999. Вып. 2. С. 136-145
Контекст: ...Их специфика заключается в том, что сопроводительное захоронение животного совершалось в отдельной яме, но под одной подпрямо-угольной насыпью-оградой с могилой, содержащей инвентарь мужчины-воина (Ткачев А.А., Ткачева Н.А., 1999, с. 142-144).

96. Трифонов Ю.И. Работы в Туве и Хакассии//АО 1974 года. М., 1975. С. 136-238
97. Худяков Ю.С., Борисенко А.Ю., Кыпчакова К.И. Изучение древнетюркских поминальных комплексов в долине р. Эдиган//Проблемы археологии, этнографии, антропологи Сибири и сопредельных территорий. Т. VII. Новосибирск, 2001. С. 465-470
Контекст: ...Важно обратить внимание на то, что носителями тюркской культуры отдельные захоронения лошадей совершались также в округлых и прямоугольных оградках (Могильников В.А., 1994; Худяков Ю.С., Табал-диев К.Ш., 1992, с. 90; Мамадаков Ю.Т., 1994; Соенов В.И., Эбель А.В., 1997; Худяков Ю.С., 2001; и др.).

98. Худяков Ю.С., Табалдиев К.Ш. Новые памятники древних тюрок на Тянь-Шане//Проблемы сохранения, использования и изучения памятников археологии. Горно-Алтайск, 1992. С. 89-90
Контекст: ...Важно обратить внимание на то, что носителями тюркской культуры отдельные захоронения лошадей совершались также в округлых и прямоугольных оградках (Могильников В.А., 1994; Худяков Ю.С., Табал-диев К.Ш., 1992, с. 90; Мамадаков Ю.Т., 1994; Соенов В.И., Эбель А.В., 1997; Худяков Ю.С., 2001; и др.).

99. Чугунов К.В. Погребальный комплекс с кенотафом из Тувы (к вопросу о некоторых параллелях археологических и письменных источников)//Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. СПб., 1996. С. 69-80
Контекст: ...Традиция сооружения скотоводами кенотафов I-III типов известна и на синхронных памятниках Тувы, Памира, Казахстана и Средней Азии (Грач А.Д., 1980, с. 76, 110; Чугунов К.В., 1996, с. 69-80; Заднепровский Ю.А., 1992, с. 87; Обельченко О.В., 2000, с.171-173; и др.).

100. Шилов С.Н., Масложенко Д.Н. К вопросу о кенотафах в системе погребальной обрядности бронзового векка//Уфимский археологический вестник. Уфа, 2001. Вып. 3. С. 15-20
Контекст: ...Предпринимались провести систематизацию таких памятников применительно к разным периодам (Грязнов М.П., 1982; Грушин С.П., 1996; 1997; Тишкин А.А., Грушин С.П., 1997; Шилов С.Н., Масложенко Д.Н., 2001, с.15-20; Тишкин А.А., Дашковский П.К., 2003; Матренин С.С., 2005; Обельченко О.В., 2000; Васильев Ю.М., 2003; Серегин Н.Н., 2005; и др.).

101. Шульга П.И., Горбунов В.В. Фрагмент доспеха из тюркского кенотафа в долине р. Сентелек//Материалы по военной археологии Алтая и сопредельных территорий. Барнаул, 2002. С. 112-130

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)