Окуневские святилища в контексте изучения культовых мест Сибири

Основное содержание статьи

Д.А. Миягашев

Аннотация

Анализируются культовые памятники окуневской культуры ХакасскоМинусинской котловины. Выделяются сложноорганизованные культовые объекты - святилища: комплексы с каменными изваяниями в меж-горной котловине Сорга, святилища на вершинах гор, астрономические комплексы, а также простые - скальные плоскости с «иконостасами» джойского типа. Комплексы с каменными изваяниями посвящены годичным движениям солнца (солнцестояние, равноденствие), горные сооружения связаны с почитанием культа Мировой горы. При сооружении горных святилищ большое внимание уделялось сакральной разметке - каменным стенам. Астрономические комплексы предназначались для вычисления времени восхода и заката зимней полной луны в год, когда она сближалась с Севером в наибольшей степени.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Миягашев, Д. (1). Окуневские святилища в контексте изучения культовых мест Сибири. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 8(8), 63-73. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2261
Раздел
РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ
Биография автора

Д.А. Миягашев, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Улан-Удэ

Улан-Удэ, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН

Литература

1. Готлиб А.И., Паульс Е.Д., Подольский М.Л. Архитектурная организация сакрального пространства (горные сооружения типа «све» эпохи бронзы в Минусинской котловине)//Курган: историко-культурные исследования и реконструкции: тез. докл. темат. науч. конф. СПб., 1996.
2. Готлиб А.И., Подольский М. Л. Све -горные сооружения Минусинской котловины. СПб., 2008. 222 с.
3. Дэвлет М.А. Окуневские антропоморфные личины в ряду наскальных изображений Северной и Центральной Азии//Окуневский сборник. СПб., 1997. С. 20-250.
4. Есин Ю.Н. Малоарбатская писаница: изображения эпохи бронзы//Археология, этнография и антропология Евразии. 2012. №3 (51). С. 67-75.
Контекст: ...И.П., 2011, с. 62-63), весьма логично выглядит гипотеза о том, что на культовых местах с иконостасами могли совершаться моления с целью испрошения защиты у высших сил на определенной территории (участке местности, горном перевале или реке) (Лазаретов И.П., 2011, с. 62; Есин Ю.Н., 2012, с. 74).

5. Кызласов Л.Р. Древнейшая Хакасия. М., 1986. 295 с.
Контекст: ...Анализу и семантике окуневских стел посвящено немало работ (Киселев С.В., 1962; Липский А.Н., 1970; Хлобыстина М.Д., 1971; Кызласов Л.Р., 1986; Пяткин Б.Н., 1987; Подольский М.Л., 1987; 1997; Семенов В.А., 2002; Соколова Л.А., 2001; Миклашевич Е.А., 2002; Леонтьев Н.В., Капелько В.Ф., Есин Ю.Н., 2006).

6. Лазаретов И.П. Окуневские личины древнего типа -маркеры древних путей//Наскальное искусство в современном обществе: К 290-летию научного открытия Томской писаницы: мат. Междунар. науч. конф. Кемерово, 2011. Т. 2. С. 59-64.
Контекст: ...Хакасия), а также в степной зоне, но на береговых скалах крупных рек, связывающих горно-таежные районы со степными (Усть-Туба, Коровий лог) (Леонтьев Н.В., 1969; Шер Я.А., 1980, с. 216; Леонтьев Н.В., Капелько В.Ф., Есин Ю.Н., 2006, №14, 129, 202, 215, 284, 292; Лазаретов И.П., 2011, с. 60).

7. Ларичев В.Е., Гиенко Е.Г., Паршиков С.А., Прокопьева С.А. Лунная обсерватория Первого сундука: третий каньон (методы наблюдений восхода и захода высокой зимней Луны и проблема многолетнего счисления лунносолнечного времени в эпоху палеометалла северной Хакасии)//Вестник НГУ. Сер.: История, филология. 2009. Т. 8, вып. 3. С. 146-150.
8. Леонтьев Н.В. Кундусукские росписи//СА. 1969. №4. С. 245-248.
Контекст: ...Аскизском, Бейском, Таштыпском и Усть-Абаканском районах Республики Хакасия), а также в степной зоне, но на береговых скалах крупных рек, связывающих горно-таежные районы со степными (Усть-Туба, Коровий лог) (Леонтьев Н.В., 1969; Шер Я.А., 1980, с. 216; Леонтьев Н.В., Капелько В.Ф., Есин Ю.Н., 2006, №14, 129, 202, 215, 284, 292; Лазаретов И.П., 2011, с. 60).

9. Леонтьев Н.В., Капелько В.Ф., Есин Ю.Н. Изваяния и стелы окунев-ской культуры. Абакан, 2006. 236 с.
10. Липский А.Н. К вопросу о семантике солнцеобразных личин Енисея//Сибирь и ее соседи в древности. Новосибирск, 1970. С. 167-173.
Контекст: ...Анализу и семантике окуневских стел посвящено немало работ (Киселев С.В., 1962; Липский А.Н., 1970; Хлобыстина М.Д., 1971; Кызласов Л.Р., 1986; Пяткин Б.Н., 1987; Подольский М.Л., 1987; 1997; Семенов В.А., 2002; Соколова Л.А., 2001; Миклашевич Е.А., 2002; Леонтьев Н.В., Капелько В.Ф., Есин Ю.Н., 2006).

11. Марсадолов Л. С. Методические аспекты изучения древних святилищ Саяно-Алтая//Теория и практика археологических исследований. Барнаул, 2005. Вып. 1. С. 34-42.
Контекст: ...Астрономические пункты наблюдений - ниши, гроты, земляные и скальные «ямы», выкладки, отдельные ряды камней и стел, лунки и наскальные изображения (Марсадолов Л.С., 2005). 3.

12. Молодин В.И., Ефремова Н.С. Грот Куйлю -культовый комплекс на реке Кучерле (Горный Алтай). Новосибирск, 2010. 264 с.
13. Подольский М.Л. Овладение бесконечностью (опыт типологического подхода к окуневскому искусству)//Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. СПб., 1997. С. 168-201.
Контекст: ...Анализу и семантике окуневских стел посвящено немало работ (Киселев С.В., 1962; Липский А.Н., 1970; Хлобыстина М.Д., 1971; Кызласов Л.Р., 1986; Пяткин Б.Н., 1987; Подольский М.Л., 1987; 1997; Семенов В.А., 2002; Соколова Л.А., 2001; Миклашевич Е.А., 2002; Леонтьев Н.В., Капелько В.Ф., Есин Ю.Н., 2006).

14. Русанов И.П., Тимощук Б.Я. Языческие святилища древних славян. М., 2007. 304 с.
Контекст: ...щ (Русанова И.П., 2002, с. 11; Марсодолов Л.С., 2005), определен ряд характерных признаков, наличие которых является подтверждением «культовости» памятника (Тиваненко А.В., 1989; Марсодолов Л.С., 2005; Русанова И.П., Тимощук Б.Я., 2007; Шелепова Е.В., 2011).

15. Тиваненко А.В. Древние святилища Восточной Сибири в эпоху камня и бронзы. Новосибирск, 1989. 202 с.
Контекст: ...За последние годы уже получены существенные результаты в этой области - выработаны методики исследований святилищ (Русанова И.П., 2002, с. 11; Марсодолов Л.С., 2005), определен ряд характерных признаков, наличие которых является подтверждением «культовости» памятника (Тиваненко А.В., 1989; Марсодолов Л.С., 2005; Русанова И.П., Тимощук Б.Я., 2007; Шелепова Е.В., 2011).

16. Тиваненко А.В. Святилища курыкан Прибайкалья//Этногенез и культурогенез в Байкальском регионе (средневековье). Улан-Удэ, 2010. С. 205-229.
Контекст: ...Городища-убежища, служившие одновременно и культовым целям (Русанова И.П., Тимощук Б.Я., 2007; Тиваненко А.В., 2010). 4.

17. Харинский А.В. Кудинские городища-святилища: планиграфия и конструкция//Вестник Томского государственного университета. Сер.: История. 2013. №2 (22). С. 133-136.
Контекст: ...Оградительно-маркирующая функция каменно-земляных сооружений отмечена для городищ Кудинской долины Предбайкалья, которые также считаются культовыми центрами (Харинский А.В., 2013, с. 133).

18. Шелепова Е.В. Теоретические аспекты изучения памятников культовой деятельности Алтая//Древние и современные культовые места Алтая. Барнаул, 2011. С. 100-109.
Контекст: ...Марсодолов Л.С., 2005), определен ряд характерных признаков, наличие которых является подтверждением «культовости» памятника (Тиваненко А.В., 1989; Марсодолов Л.С., 2005; Русанова И.П., Тимощук Б.Я., 2007; Шелепова Е.В., 2011).

19. Шер Я.А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М., 1980. 328 с.
Контекст: ...Таштыпском и Усть-Абаканском районах Республики Хакасия), а также в степной зоне, но на береговых скалах крупных рек, связывающих горно-таежные районы со степными (Усть-Туба, Коровий лог) (Леонтьев Н.В., 1969; Шер Я.А., 1980, с. 216; Леонтьев Н.В., Капелько В.Ф., Есин Ю.Н., 2006, №14, 129, 202, 215, 284, 292; Лазаретов И.П., 2011, с. 60).