The ocunevo culture sanctuary in the context of researching of places of worship in Siberia

Main Article Content

D.A. Miyagashev Email: dashkovskiy@fpn.asu.ru

Abstract

The paper is devoted to analysis of cult sites of Ocunev culture of Khakas-Minusinsk basin. The complex cult objects – sanctuaries: the complexes with stone sculptures at intermountain valley Sorga, the sanctuaries on the head of mountain, astronomic complexes and the simple cult objects – the rock survey with a so called Djoy type “iconostasis” are distinguished. The complexes with stone sculptures were related with annual motion of the sun (the solstice or an equinox), the mountain constructions were related with a veneration of the cult of the World Mountain. In the construction of mountain sanctuaries much attention was paid to sacral mark – the stone wall. The astronomic complexes were built for observing the moon.

Downloads

Download data is not yet available.

Metrics

Metrics Loading ...

Article Details

How to Cite
Miyagashev, D. (1). The ocunevo culture sanctuary in the context of researching of places of worship in Siberia. NATIONS AND RELIGIONS OF EURASIA, 8(8), 63-73. Retrieved from http://journal.asu.ru/wv/article/view/2261
Section
RELIGIOUS FACTOR IN THE HISTORY OF ANCIENT AND MEDIUM PEOPLES OF EURASIA
Author Biography

D.A. Miyagashev, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Улан-Удэ

Улан-Удэ, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН

References

1. Готлиб А.И., Паульс Е.Д., Подольский М.Л. Архитектурная организация сакрального пространства (горные сооружения типа «све» эпохи бронзы в Минусинской котловине)//Курган: историко-культурные исследования и реконструкции: тез. докл. темат. науч. конф. СПб., 1996.
2. Готлиб А.И., Подольский М. Л. Све -горные сооружения Минусинской котловины. СПб., 2008. 222 с.
3. Дэвлет М.А. Окуневские антропоморфные личины в ряду наскальных изображений Северной и Центральной Азии//Окуневский сборник. СПб., 1997. С. 20-250.
4. Есин Ю.Н. Малоарбатская писаница: изображения эпохи бронзы//Археология, этнография и антропология Евразии. 2012. №3 (51). С. 67-75.
Контекст: ...И.П., 2011, с. 62-63), весьма логично выглядит гипотеза о том, что на культовых местах с иконостасами могли совершаться моления с целью испрошения защиты у высших сил на определенной территории (участке местности, горном перевале или реке) (Лазаретов И.П., 2011, с. 62; Есин Ю.Н., 2012, с. 74).

5. Кызласов Л.Р. Древнейшая Хакасия. М., 1986. 295 с.
Контекст: ...Анализу и семантике окуневских стел посвящено немало работ (Киселев С.В., 1962; Липский А.Н., 1970; Хлобыстина М.Д., 1971; Кызласов Л.Р., 1986; Пяткин Б.Н., 1987; Подольский М.Л., 1987; 1997; Семенов В.А., 2002; Соколова Л.А., 2001; Миклашевич Е.А., 2002; Леонтьев Н.В., Капелько В.Ф., Есин Ю.Н., 2006).

6. Лазаретов И.П. Окуневские личины древнего типа -маркеры древних путей//Наскальное искусство в современном обществе: К 290-летию научного открытия Томской писаницы: мат. Междунар. науч. конф. Кемерово, 2011. Т. 2. С. 59-64.
Контекст: ...Хакасия), а также в степной зоне, но на береговых скалах крупных рек, связывающих горно-таежные районы со степными (Усть-Туба, Коровий лог) (Леонтьев Н.В., 1969; Шер Я.А., 1980, с. 216; Леонтьев Н.В., Капелько В.Ф., Есин Ю.Н., 2006, №14, 129, 202, 215, 284, 292; Лазаретов И.П., 2011, с. 60).

7. Ларичев В.Е., Гиенко Е.Г., Паршиков С.А., Прокопьева С.А. Лунная обсерватория Первого сундука: третий каньон (методы наблюдений восхода и захода высокой зимней Луны и проблема многолетнего счисления лунносолнечного времени в эпоху палеометалла северной Хакасии)//Вестник НГУ. Сер.: История, филология. 2009. Т. 8, вып. 3. С. 146-150.
8. Леонтьев Н.В. Кундусукские росписи//СА. 1969. №4. С. 245-248.
Контекст: ...Аскизском, Бейском, Таштыпском и Усть-Абаканском районах Республики Хакасия), а также в степной зоне, но на береговых скалах крупных рек, связывающих горно-таежные районы со степными (Усть-Туба, Коровий лог) (Леонтьев Н.В., 1969; Шер Я.А., 1980, с. 216; Леонтьев Н.В., Капелько В.Ф., Есин Ю.Н., 2006, №14, 129, 202, 215, 284, 292; Лазаретов И.П., 2011, с. 60).

9. Леонтьев Н.В., Капелько В.Ф., Есин Ю.Н. Изваяния и стелы окунев-ской культуры. Абакан, 2006. 236 с.
10. Липский А.Н. К вопросу о семантике солнцеобразных личин Енисея//Сибирь и ее соседи в древности. Новосибирск, 1970. С. 167-173.
Контекст: ...Анализу и семантике окуневских стел посвящено немало работ (Киселев С.В., 1962; Липский А.Н., 1970; Хлобыстина М.Д., 1971; Кызласов Л.Р., 1986; Пяткин Б.Н., 1987; Подольский М.Л., 1987; 1997; Семенов В.А., 2002; Соколова Л.А., 2001; Миклашевич Е.А., 2002; Леонтьев Н.В., Капелько В.Ф., Есин Ю.Н., 2006).

11. Марсадолов Л. С. Методические аспекты изучения древних святилищ Саяно-Алтая//Теория и практика археологических исследований. Барнаул, 2005. Вып. 1. С. 34-42.
Контекст: ...Астрономические пункты наблюдений - ниши, гроты, земляные и скальные «ямы», выкладки, отдельные ряды камней и стел, лунки и наскальные изображения (Марсадолов Л.С., 2005). 3.

12. Молодин В.И., Ефремова Н.С. Грот Куйлю -культовый комплекс на реке Кучерле (Горный Алтай). Новосибирск, 2010. 264 с.
13. Подольский М.Л. Овладение бесконечностью (опыт типологического подхода к окуневскому искусству)//Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. СПб., 1997. С. 168-201.
Контекст: ...Анализу и семантике окуневских стел посвящено немало работ (Киселев С.В., 1962; Липский А.Н., 1970; Хлобыстина М.Д., 1971; Кызласов Л.Р., 1986; Пяткин Б.Н., 1987; Подольский М.Л., 1987; 1997; Семенов В.А., 2002; Соколова Л.А., 2001; Миклашевич Е.А., 2002; Леонтьев Н.В., Капелько В.Ф., Есин Ю.Н., 2006).

14. Русанов И.П., Тимощук Б.Я. Языческие святилища древних славян. М., 2007. 304 с.
Контекст: ...щ (Русанова И.П., 2002, с. 11; Марсодолов Л.С., 2005), определен ряд характерных признаков, наличие которых является подтверждением «культовости» памятника (Тиваненко А.В., 1989; Марсодолов Л.С., 2005; Русанова И.П., Тимощук Б.Я., 2007; Шелепова Е.В., 2011).

15. Тиваненко А.В. Древние святилища Восточной Сибири в эпоху камня и бронзы. Новосибирск, 1989. 202 с.
Контекст: ...За последние годы уже получены существенные результаты в этой области - выработаны методики исследований святилищ (Русанова И.П., 2002, с. 11; Марсодолов Л.С., 2005), определен ряд характерных признаков, наличие которых является подтверждением «культовости» памятника (Тиваненко А.В., 1989; Марсодолов Л.С., 2005; Русанова И.П., Тимощук Б.Я., 2007; Шелепова Е.В., 2011).

16. Тиваненко А.В. Святилища курыкан Прибайкалья//Этногенез и культурогенез в Байкальском регионе (средневековье). Улан-Удэ, 2010. С. 205-229.
Контекст: ...Городища-убежища, служившие одновременно и культовым целям (Русанова И.П., Тимощук Б.Я., 2007; Тиваненко А.В., 2010). 4.

17. Харинский А.В. Кудинские городища-святилища: планиграфия и конструкция//Вестник Томского государственного университета. Сер.: История. 2013. №2 (22). С. 133-136.
Контекст: ...Оградительно-маркирующая функция каменно-земляных сооружений отмечена для городищ Кудинской долины Предбайкалья, которые также считаются культовыми центрами (Харинский А.В., 2013, с. 133).

18. Шелепова Е.В. Теоретические аспекты изучения памятников культовой деятельности Алтая//Древние и современные культовые места Алтая. Барнаул, 2011. С. 100-109.
Контекст: ...Марсодолов Л.С., 2005), определен ряд характерных признаков, наличие которых является подтверждением «культовости» памятника (Тиваненко А.В., 1989; Марсодолов Л.С., 2005; Русанова И.П., Тимощук Б.Я., 2007; Шелепова Е.В., 2011).

19. Шер Я.А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М., 1980. 328 с.
Контекст: ...Таштыпском и Усть-Абаканском районах Республики Хакасия), а также в степной зоне, но на береговых скалах крупных рек, связывающих горно-таежные районы со степными (Усть-Туба, Коровий лог) (Леонтьев Н.В., 1969; Шер Я.А., 1980, с. 216; Леонтьев Н.В., Капелько В.Ф., Есин Ю.Н., 2006, №14, 129, 202, 215, 284, 292; Лазаретов И.П., 2011, с. 60).