РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СИСТЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ НА ТЕРРИТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВОГО КАЗАХСТАНА (VI-XIII ВВ.)

Основное содержание статьи

НУРЖАНОВ А.А.
МУРАТОВА С.Е.

Аннотация

На протяжении многих столетий территория Казахстана являлась местом пересечения трех мировых религий, буддизма, христианства и ислама. Их длительное сосуществование и взаимодействие в едином географическом пространстве наложило своеобразный отпечаток на развитие культуры народов, населявших Казахстан. Это важная историческая особенность духовной жизни была обусловлена центральным положением региона в геополитическом пространстве внутри континентальной Евразии и глубокими традициями номадизма в образе жизни многих поколений его обитателей. Каждая из них имела свою прочную базу, организацию и свои культовые сооружения, которые в определенном промежутке времени мирно сосуществовали. Путем диалога и созидательного сотрудничества они взаимообогащались и внесли достойные вклад в развитии духовной культуры в раннесредневековой цивилизации.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
А.А., Н., & С.Е., М. (1). РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СИСТЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ НА ТЕРРИТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВОГО КАЗАХСТАНА (VI-XIII ВВ.). НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 8(8), 79-93. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2263
Раздел
РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ

Литература

1. Байпаков К.М. Исламская археологическая архитектура и археология Казахстана. Алматы; Самарканд, 2012.
Контекст: ...Согласно ей знакомство тюрков с исламом начинается в VII-VIII вв. в эпоху Саманидов, а при новых правителях Караханидов произошло по-настоящему успешное обращение тюрков в ислам (Байпаков К.М., 2012, с. 11).

2. Байпаков К.М. Христианство Казахстана в средние века//Из истории древних культов Средней Азии. Христианство. Ташкент, 1994.
Контекст: ...И хотя Чингисхан в 1203 г. разорил княжество кереитов, именно его в странах Западной Европы признавали пресвитером Иоанном, чье легендарное царство хронисты XII в. помещали на Востоке (Байпаков К.М., 1994, с. 97).

3. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия//Сочинения. М., 1963. Т. 1. 818 с.
Контекст: ...В 859 г. его брат Ахмед ибн Асад совершил поход на Шавгар, где было произведено избиение нескольких тысяч человек (Бартольд В.В., 1963, с. 268).

4. Бартольд В.В. Баласагун//Сочинения. М., 1965. Т. III. 789 с.
Контекст: ...Потребовалось около двух столетий со времени первых завоеваний Ферганы в начале VIII в., прежде чем ислам закрепился в Жетысу (Бартольд В.В., 1965, с. 355).

5. Бартольд В.В. Сочинения. М., 1964. Т. 2, ч. 2. 806 с.
Контекст: ...Он писал: «Китайские историки называют жителей Трансоксонии буддистами» (Бартольд В.В., 1964, с. 268-269).

6. Бартольд В.В. Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии//Сочинения. М., 1966. Т. 5. 806 с.
7. Бартольд В.В. Сочинения. М, 1971. Т. 7.
Контекст: ...В.В. Бартольд (1971, с. 68) писал: «Главное преимущество ислама заключалось, конечно, в культурном первенстве мусульманского мира, одинаково в области материальной и духовной культуры, среди образованных народов того времени».

8. Беленицкий А.М., Бентович И.Б., Большаков О.Г. Средневековый город Средней Азии. Л., 1973. С. 187-190.
9. Богомолов Г.И. О христианстве в Чаче//Из истории древних культов Средней Азии. Христианство. Ташкент, 1994.
Контекст: ...Показателен в этом отношении и тот факт, что одно из самых ранних произведений Нового Завета - Апокалипсис, был адресован христианским общинам семи городов Малой Азии (Богомолов Г.И., 1994, с. 71).

10. Большаков О.Г. К истории Таласской битвы (751 г.)//Страны и народы Востока. 1980. Вып. ХХ11. С. 132-136.
Контекст: ...В 751 г. арабы дошли до Таласа, на берегах которого разбили китайскую армию (Большаков О.Г., 1980, с. 132-136).

11. Борисов А.Я. Сирийская надпись на сосуде из Тараза//Известия Академии наук КазССР. Сер.: Археология. 1948. Вып. 1(46).
Контекст: ...При раскопках древних городищ Тараза и Сарыга в слоях VII-VIII вв. были найдены обломки сосудов с надписями христианского содержания на сирийском и согдийском языках (Борисов А.Я., 1948, с. 107).

12. Винник Д.Ф. Башня Бурана//Памятники Киргизстана. Фрунзе, 1974.
Контекст: ...т минарет, вход в который устроен более чем в 5 м над землей, а также сообщение конца Х1Х в. о руинах «довольно большого здания, заваленного массой кирпичных обломков», расположенных в 20 м к югу от минарета (Винник Д.Ф., 1974, с. 55).

13. Волин С.Л. Сведение арабских источников ГХ-XVI вв. долине р. Талас и смежных районах//Труды ИИАЭ АН КазССР. Алма-Ата, 1960. Т. 18. 267 с.
Контекст: ...Нух ибн Асад подчинил себе Испиджаб (Волин С.Л., 1960, с. 83).

14. Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье/под ред. Б.А. Литвинского. М., 1992. Т. 2. 687с.
Контекст: ...Если на ранних этапах существования тюркских каганатов буддистами были в основном согдийцы, тохаристанцы, хотано-саки, потомки парфян, то с VIII в. в городскую среду активно внедряются огузы, уйгуры, карлуки, чигилы. (Восточный Туркестан..., 1992, с. 687).

15. Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. М., 1972. 409 с.
Контекст: ...Б.Г. Гафуров (1972, с. 322-324) отмечал, что «мусульманская культура - результат синтеза творческих достижений многих народов, в том числе и среднеазиатских...

16. Горячева В.П., Перегудова С.Я. Памятники христианства на территории Кыргызстана//Из истории древних культов Средней Азии. Христианство. Ташкент, 1994.
Контекст: ...Здесь в завале найден бронзовый нательный крестик (Горячева В.П., 1994, с. 87).

17. Джумагулов Ч. Язык сиро-тюркских (несторианских) памятников Киргизии. Фрунзе, 1971. 159 с.
Контекст: ...К выдающимся произведениям «религиозного искусства и религиозной символики» среднеазиатских христиан, тюрок по этнической принадлежности (Джумагулов Ч., 1971, с. 159), относятся кайраки -надгробные камни с несторианской символикой и тюрко-сирийскими надписями.

18. Записки Восточного отделения Русского археологического общества. СПб., 1852. Ч. 4.
Контекст: ...Рашид-ад-дин в «Истории монголов» писал: «Исповедание Иисуса - мир ему! - проникло к ним (кереитам), и они приняли его» (Записки Восточного отделения..., 1852, с. 104).

19. Зильпер Д.Г. Ташкент в древности и в средние века//Древний Ташкент. Ташкент, 1973.
Контекст: ...Археолог Д.Г. Зильпер (1973, с. 29), изучавший городище Мин-гурюк (Мадина Чач - согласно арабским источникам), его разгром и пожар связывает с арабским завоеванием: «Гибель городища, совпадающая по времени с серединой VIII в., в

20. Кляшторный С.Г. Древнетюркская религия: проблемы реконструкции и генезиса//Информ. бюллетень. МАИКЦА. 1987. Спец. вып.
Контекст: ...Махмуд ал Кашгари, как правоверный мусульманин, сокрушался о «неверных» тюрках, которые словом «Тенгри» называли «большие деревья» (Кляшторный С.Г., 1987, с. 45-53).

21. Кляшторный С.Г., Лившиц В.А. Согдийская надпись из Бугута//Страны и народы Востока. М., 1971. Вып. X.
Контекст: ...Так, «буддизм получил распространение в тюркской среде еще в позднегуннских государствах Восточного Туркестана (IV-V вв.), с которыми генетически и исторически связано племя ашина (Кляшторный С.Г., Лившиц В.А., 1971, с. 132).

22. Кожа М. Походы арабов в районы Ферганы, Чача и Средней Сырдарьи в VIII в.//Материалы и исследования по археологии Кыргызстана. Бишкек, 2009. Вып.4.
Контекст: ...О полном утверждении ислама на территории Южного Казахстана говорит отсутствие каменных изваяний кипчакского облика (Кожа М., 2009, с. 101).

23. Кызласов Р.Л. Археологические исследования на городище Ак-Бешим в 1953-1954 гг.//Труды КАЭЭ. 1959. Т. 2.
Контекст: ...Вдоль коридора в храме располагались скульптуры, от них остались лишь следы, стены храма были покрыты узорными росписями и изображениями Будды, Бодхисатвы и Докшита (Кызласов Р.Л., 1959, с. 192).

24. Литвинский Б.А. Еще о буддийских памятниках Семиречья (Киргизия)//Вестник древней истории. 1996. №2.
Контекст: ...Это религия не занимала в нем монопольного положения, основная масса тюрок даже не были знакомы с законом Будды, не было ни монастырей, ни монахов, сообщает Хой Гао в 726 г. (Литвинский Б.А., 1996, с. 190-193), очевидно, имея в виду степь.

25. Литвинский Б.А. Монастырская жизнь восточно-туркестанской санк-хи. Буддийские церемонии//Буддизм: История и культура. М., 1989.
Контекст: ...А фон Г абэн связывает распространение буддизма среди тюрок с процессом перехода их к оседлости и включением в среду местного зороастрийско-буддийского населения (Литвинский Б.А., 1989, с. 169-171).

26. Материалы по истории туркмен и Туркмении. М.; Л., 1939. Т. 1. 489 с.
27. Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1996. 591 с.
Контекст: ...А. Мец (1996, с. 544) в книге, посвященной истории культуры халифата III-V вв. хиджры (1Х-Х1 вв. н.э.) - периода «мусульманского ренессанса», писал, что именно в это время «ощущается тяга к новым духовным потребностям», а

28. Можейко И.В. 1185 год (Восток -Запад). М., 1989. 668 с.
Контекст: ...И.В. Можейко (1989, с. 524) пишет: «Ислам смог сохранить внешнюю обрядовую сторону во многих странах, где он укрепился с помощью конных армий арабских завоевателей.

29. Никитин А.Б. Христианство в Центральной Азии (древность и средневековье)//Восточный Туркестан и Средняя Азия. М., 1984.
Контекст: ...По мнению исследователей, отсутствие религиозной живописи в несторианских церквях Центральной Азии было связано с соответствующими канонами, сложившимися в результате реформ XII-XIII вв. (Никитин А.Б., 1984, с. 70).

30. Нуржанов А.А. О христианском наследии в культуре Средней Азии и Казахстана//Религия в истории народов России и Центральной Азии: мат. Всерос. с междунар. участием конф., посвящ. 10-летию кафедры религиоведения и теологии АлтГУ. Барнаул, 2011.
Контекст: ...По существу народы Центральной Азии были толерантны к вере и позитивно воспринимали созидательные стороны каждой религии (Нуржанов А.А., 2011, с. 187).

31. Орынбеков М.С. Г енезис религиозности в Казахстане. Алматы, 2005. 201 с.
Контекст: ...Для тюрков в буддизме близким оказалось понимание трех миров: Небесного (верхнего), Среднего (земного) и Нижнего (подземного), что соответствовало представлениям из древних верований Тенг-ра, Жер Су, Умай и шаманизма (Орынбеков М.С., 2005, с. 133).

32. После Марко Поло. М., 1986. 429 с.
Контекст: ...Племянница разгромленного Чингисханом кере-итского Ван-хана несторианка Соргатханибеки была женою младшего сына Чингисхана Тулия, матерью двух великих ханов Мунке и Хубилая и завоевателя Ирана Хулагу (После Марко Поло, 1986, с. 68).

33. Путешествие в Восточные страны Плано Карпини и Гильом де Рубру-ка. Алма-Ата, 1993. 423 с.
Контекст: ...Однако за сундуком, служившим алтарем, Руб-рук видел «изображение, имевшее крылья, как у святого Михаила, и другие изображения, вроде епископов, державших пальцы как бы для благословения» (Путешествие в Восточные страны..., 1993, с. 111).

34. Ремпель Л.И. Некрополь древнего Тараза//КСИИМК. 1957. Вып 69.
Контекст: ...Христианские погребения более позднего времени известны по результатом обследования некрополя древнего Тараза - захоронения в хумах и в маленьких склепах из обожженного кирпича (Ремпель Л.И., 1957, с. 110).

35. Свеницкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1987 311 с.
Контекст: ...Иоанн Креститель и Иисус Христос являлись своего рода посредниками между учением, доступным только избранным, и проповедями, призывы которых были адресованы широким массам, из которых затем выросло христианство (Свеницкая И.С., 1987, с. 87).

36. Смагулов Е. Арабское нашествие на Южный Казахстан: данные письменных и археологических источников//Мобилизованной археологией. Астана, 2004. 271 с.
Контекст: ...На городище Культобе также зафиксирован длительный период запустения, который приходится на VIII в. (Смагулов Е., 2004, с. 271).

37. Смагулов Е.А. Городище Культобе//Свод памятников истории и культуры Казахстана. Южно-Казахстанская область. Алматы, 1994. 178 с.
Контекст: ...Раскопки на одном из крупнейших городищ Туркестанского района - Сидаке - показали, что жизнь на поселении прекратилась после сильного пожара в VIII в., который, по мнению исследователей памятника, связан с арабским завоеванием региона (Смагулов Е.А., 1994, с. 178).

38. Смагулов Е.А., Григорьев Ф.П. Из домонгольской истории г. Туркестана//Известия МН -АН РК. 1996. №2.
Контекст: ...Однако представители суфизма имели здесь больше последователей среди кочевников, чем среди оседлого населения (Смагулов Е.А., Григорьев Ф.П., 1996, с. 66-75).

39. Ставиский Б.Я. Буддизм в Средней Азии//Буддизм: словарь. М., 1992. 219 с.
Контекст: ...В VII-VIII вв. этот регион был важным центром буддизма на одном из главных путей его распространения из Индии в Центральную Азию и на Дальний Восток (Ставиский Б.Я., 1992, с. 68).

40. Ставиский Б.Я. Некоторые вопросы буддизма в Средней Азии (из итогов раскопок Кара-тепе -буддийского пещерного монастыря в Старом Термезе)//Доклады по этнографии/Географическое общество СССР. Отделение этнографии. М., 1965. Вып. 1(4).
Контекст: ...Они возводились по приказу императрицы Ву Хоу (Ву Цзян), которая провела реформу буддизма на базе сутры «Большое яблоко» (Ставиский Б.Я., 1965, с. 28-29).

41. Hillenbrand R. Islamic Architectur. New York, 1994. (на англ. яз.).
Контекст: ...Это было простое прямоугольное (53*50 м) отгороженное пространство, включавшее комнаты для Пророка, его жен, затененное место в южной стороне двора, которое использовалось для проповедей и было обращено в направлении Мекки (Hillenbrand R., 1994, р. 39-42).