Religious tolerance as a system of the relations of all worlds religions on the territory of middle aged Kazakhstan

Main Article Content

A.A. Nurrzhanov Email: arnabai@mail.ru
S.E. Muratova Email: muratova-saltanat@mail.ru

Abstract

For many centuries the territory of Kazakhstan was the place of interaction for many world’s religions as: Buddhism, Christians, Islam. Their interaction in one geographic area gave a special features to the cultures development of the Kazakhstan and people who lined here. It is a very important historical feature and it was a result of central location of this region in geo-political area - continental Eurasia and ancient traditions of nomadism in life of its population. Every of these religions had its own base, organization and cult places, building of temples. Interesting, that religions on this territory existed in peace. The secret is - the dialogue and constructive relations: because of it, they contributed a great benefit to the spiritual culture in middle aged civilization.

Downloads

Download data is not yet available.

Metrics

Metrics Loading ...

Article Details

How to Cite
Nurrzhanov, A., & Muratova, S. (1). Religious tolerance as a system of the relations of all worlds religions on the territory of middle aged Kazakhstan . NATIONS AND RELIGIONS OF EURASIA, 8(8), 79-93. Retrieved from http://journal.asu.ru/wv/article/view/2263
Section
RELIGIOUS FACTOR IN THE HISTORY OF ANCIENT AND MEDIUM PEOPLES OF EURASIA
Author Biographies

A.A. Nurrzhanov, Институт археологии им. А.Х. Маргулана Министерства образования и науки Республики Казахстан

кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии им. А.Х. Маргулана Министерства образования и науки Республики Казахстан, Алматы

S.E. Muratova, Институт археологии им. А.Х. Маргулана Министерства образования и науки Республики Казахстан

младший научный сотрудник Института археологии им. А.Х. Маргулана Министерства образования и науки Республики Казахстан, Алматы

References

1. Байпаков К.М. Исламская археологическая архитектура и археология Казахстана. Алматы; Самарканд, 2012.
Контекст: ...Согласно ей знакомство тюрков с исламом начинается в VII-VIII вв. в эпоху Саманидов, а при новых правителях Караханидов произошло по-настоящему успешное обращение тюрков в ислам (Байпаков К.М., 2012, с. 11).

2. Байпаков К.М. Христианство Казахстана в средние века//Из истории древних культов Средней Азии. Христианство. Ташкент, 1994.
Контекст: ...И хотя Чингисхан в 1203 г. разорил княжество кереитов, именно его в странах Западной Европы признавали пресвитером Иоанном, чье легендарное царство хронисты XII в. помещали на Востоке (Байпаков К.М., 1994, с. 97).

3. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия//Сочинения. М., 1963. Т. 1. 818 с.
Контекст: ...В 859 г. его брат Ахмед ибн Асад совершил поход на Шавгар, где было произведено избиение нескольких тысяч человек (Бартольд В.В., 1963, с. 268).

4. Бартольд В.В. Баласагун//Сочинения. М., 1965. Т. III. 789 с.
Контекст: ...Потребовалось около двух столетий со времени первых завоеваний Ферганы в начале VIII в., прежде чем ислам закрепился в Жетысу (Бартольд В.В., 1965, с. 355).

5. Бартольд В.В. Сочинения. М., 1964. Т. 2, ч. 2. 806 с.
Контекст: ...Он писал: «Китайские историки называют жителей Трансоксонии буддистами» (Бартольд В.В., 1964, с. 268-269).

6. Бартольд В.В. Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии//Сочинения. М., 1966. Т. 5. 806 с.
7. Бартольд В.В. Сочинения. М, 1971. Т. 7.
Контекст: ...В.В. Бартольд (1971, с. 68) писал: «Главное преимущество ислама заключалось, конечно, в культурном первенстве мусульманского мира, одинаково в области материальной и духовной культуры, среди образованных народов того времени».

8. Беленицкий А.М., Бентович И.Б., Большаков О.Г. Средневековый город Средней Азии. Л., 1973. С. 187-190.
9. Богомолов Г.И. О христианстве в Чаче//Из истории древних культов Средней Азии. Христианство. Ташкент, 1994.
Контекст: ...Показателен в этом отношении и тот факт, что одно из самых ранних произведений Нового Завета - Апокалипсис, был адресован христианским общинам семи городов Малой Азии (Богомолов Г.И., 1994, с. 71).

10. Большаков О.Г. К истории Таласской битвы (751 г.)//Страны и народы Востока. 1980. Вып. ХХ11. С. 132-136.
Контекст: ...В 751 г. арабы дошли до Таласа, на берегах которого разбили китайскую армию (Большаков О.Г., 1980, с. 132-136).

11. Борисов А.Я. Сирийская надпись на сосуде из Тараза//Известия Академии наук КазССР. Сер.: Археология. 1948. Вып. 1(46).
Контекст: ...При раскопках древних городищ Тараза и Сарыга в слоях VII-VIII вв. были найдены обломки сосудов с надписями христианского содержания на сирийском и согдийском языках (Борисов А.Я., 1948, с. 107).

12. Винник Д.Ф. Башня Бурана//Памятники Киргизстана. Фрунзе, 1974.
Контекст: ...т минарет, вход в который устроен более чем в 5 м над землей, а также сообщение конца Х1Х в. о руинах «довольно большого здания, заваленного массой кирпичных обломков», расположенных в 20 м к югу от минарета (Винник Д.Ф., 1974, с. 55).

13. Волин С.Л. Сведение арабских источников ГХ-XVI вв. долине р. Талас и смежных районах//Труды ИИАЭ АН КазССР. Алма-Ата, 1960. Т. 18. 267 с.
Контекст: ...Нух ибн Асад подчинил себе Испиджаб (Волин С.Л., 1960, с. 83).

14. Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье/под ред. Б.А. Литвинского. М., 1992. Т. 2. 687с.
Контекст: ...Если на ранних этапах существования тюркских каганатов буддистами были в основном согдийцы, тохаристанцы, хотано-саки, потомки парфян, то с VIII в. в городскую среду активно внедряются огузы, уйгуры, карлуки, чигилы. (Восточный Туркестан..., 1992, с. 687).

15. Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. М., 1972. 409 с.
Контекст: ...Б.Г. Гафуров (1972, с. 322-324) отмечал, что «мусульманская культура - результат синтеза творческих достижений многих народов, в том числе и среднеазиатских...

16. Горячева В.П., Перегудова С.Я. Памятники христианства на территории Кыргызстана//Из истории древних культов Средней Азии. Христианство. Ташкент, 1994.
Контекст: ...Здесь в завале найден бронзовый нательный крестик (Горячева В.П., 1994, с. 87).

17. Джумагулов Ч. Язык сиро-тюркских (несторианских) памятников Киргизии. Фрунзе, 1971. 159 с.
Контекст: ...К выдающимся произведениям «религиозного искусства и религиозной символики» среднеазиатских христиан, тюрок по этнической принадлежности (Джумагулов Ч., 1971, с. 159), относятся кайраки -надгробные камни с несторианской символикой и тюрко-сирийскими надписями.

18. Записки Восточного отделения Русского археологического общества. СПб., 1852. Ч. 4.
Контекст: ...Рашид-ад-дин в «Истории монголов» писал: «Исповедание Иисуса - мир ему! - проникло к ним (кереитам), и они приняли его» (Записки Восточного отделения..., 1852, с. 104).

19. Зильпер Д.Г. Ташкент в древности и в средние века//Древний Ташкент. Ташкент, 1973.
Контекст: ...Археолог Д.Г. Зильпер (1973, с. 29), изучавший городище Мин-гурюк (Мадина Чач - согласно арабским источникам), его разгром и пожар связывает с арабским завоеванием: «Гибель городища, совпадающая по времени с серединой VIII в., в

20. Кляшторный С.Г. Древнетюркская религия: проблемы реконструкции и генезиса//Информ. бюллетень. МАИКЦА. 1987. Спец. вып.
Контекст: ...Махмуд ал Кашгари, как правоверный мусульманин, сокрушался о «неверных» тюрках, которые словом «Тенгри» называли «большие деревья» (Кляшторный С.Г., 1987, с. 45-53).

21. Кляшторный С.Г., Лившиц В.А. Согдийская надпись из Бугута//Страны и народы Востока. М., 1971. Вып. X.
Контекст: ...Так, «буддизм получил распространение в тюркской среде еще в позднегуннских государствах Восточного Туркестана (IV-V вв.), с которыми генетически и исторически связано племя ашина (Кляшторный С.Г., Лившиц В.А., 1971, с. 132).

22. Кожа М. Походы арабов в районы Ферганы, Чача и Средней Сырдарьи в VIII в.//Материалы и исследования по археологии Кыргызстана. Бишкек, 2009. Вып.4.
Контекст: ...О полном утверждении ислама на территории Южного Казахстана говорит отсутствие каменных изваяний кипчакского облика (Кожа М., 2009, с. 101).

23. Кызласов Р.Л. Археологические исследования на городище Ак-Бешим в 1953-1954 гг.//Труды КАЭЭ. 1959. Т. 2.
Контекст: ...Вдоль коридора в храме располагались скульптуры, от них остались лишь следы, стены храма были покрыты узорными росписями и изображениями Будды, Бодхисатвы и Докшита (Кызласов Р.Л., 1959, с. 192).

24. Литвинский Б.А. Еще о буддийских памятниках Семиречья (Киргизия)//Вестник древней истории. 1996. №2.
Контекст: ...Это религия не занимала в нем монопольного положения, основная масса тюрок даже не были знакомы с законом Будды, не было ни монастырей, ни монахов, сообщает Хой Гао в 726 г. (Литвинский Б.А., 1996, с. 190-193), очевидно, имея в виду степь.

25. Литвинский Б.А. Монастырская жизнь восточно-туркестанской санк-хи. Буддийские церемонии//Буддизм: История и культура. М., 1989.
Контекст: ...А фон Г абэн связывает распространение буддизма среди тюрок с процессом перехода их к оседлости и включением в среду местного зороастрийско-буддийского населения (Литвинский Б.А., 1989, с. 169-171).

26. Материалы по истории туркмен и Туркмении. М.; Л., 1939. Т. 1. 489 с.
27. Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1996. 591 с.
Контекст: ...А. Мец (1996, с. 544) в книге, посвященной истории культуры халифата III-V вв. хиджры (1Х-Х1 вв. н.э.) - периода «мусульманского ренессанса», писал, что именно в это время «ощущается тяга к новым духовным потребностям», а

28. Можейко И.В. 1185 год (Восток -Запад). М., 1989. 668 с.
Контекст: ...И.В. Можейко (1989, с. 524) пишет: «Ислам смог сохранить внешнюю обрядовую сторону во многих странах, где он укрепился с помощью конных армий арабских завоевателей.

29. Никитин А.Б. Христианство в Центральной Азии (древность и средневековье)//Восточный Туркестан и Средняя Азия. М., 1984.
Контекст: ...По мнению исследователей, отсутствие религиозной живописи в несторианских церквях Центральной Азии было связано с соответствующими канонами, сложившимися в результате реформ XII-XIII вв. (Никитин А.Б., 1984, с. 70).

30. Нуржанов А.А. О христианском наследии в культуре Средней Азии и Казахстана//Религия в истории народов России и Центральной Азии: мат. Всерос. с междунар. участием конф., посвящ. 10-летию кафедры религиоведения и теологии АлтГУ. Барнаул, 2011.
Контекст: ...По существу народы Центральной Азии были толерантны к вере и позитивно воспринимали созидательные стороны каждой религии (Нуржанов А.А., 2011, с. 187).

31. Орынбеков М.С. Г енезис религиозности в Казахстане. Алматы, 2005. 201 с.
Контекст: ...Для тюрков в буддизме близким оказалось понимание трех миров: Небесного (верхнего), Среднего (земного) и Нижнего (подземного), что соответствовало представлениям из древних верований Тенг-ра, Жер Су, Умай и шаманизма (Орынбеков М.С., 2005, с. 133).

32. После Марко Поло. М., 1986. 429 с.
Контекст: ...Племянница разгромленного Чингисханом кере-итского Ван-хана несторианка Соргатханибеки была женою младшего сына Чингисхана Тулия, матерью двух великих ханов Мунке и Хубилая и завоевателя Ирана Хулагу (После Марко Поло, 1986, с. 68).

33. Путешествие в Восточные страны Плано Карпини и Гильом де Рубру-ка. Алма-Ата, 1993. 423 с.
Контекст: ...Однако за сундуком, служившим алтарем, Руб-рук видел «изображение, имевшее крылья, как у святого Михаила, и другие изображения, вроде епископов, державших пальцы как бы для благословения» (Путешествие в Восточные страны..., 1993, с. 111).

34. Ремпель Л.И. Некрополь древнего Тараза//КСИИМК. 1957. Вып 69.
Контекст: ...Христианские погребения более позднего времени известны по результатом обследования некрополя древнего Тараза - захоронения в хумах и в маленьких склепах из обожженного кирпича (Ремпель Л.И., 1957, с. 110).

35. Свеницкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1987 311 с.
Контекст: ...Иоанн Креститель и Иисус Христос являлись своего рода посредниками между учением, доступным только избранным, и проповедями, призывы которых были адресованы широким массам, из которых затем выросло христианство (Свеницкая И.С., 1987, с. 87).

36. Смагулов Е. Арабское нашествие на Южный Казахстан: данные письменных и археологических источников//Мобилизованной археологией. Астана, 2004. 271 с.
Контекст: ...На городище Культобе также зафиксирован длительный период запустения, который приходится на VIII в. (Смагулов Е., 2004, с. 271).

37. Смагулов Е.А. Городище Культобе//Свод памятников истории и культуры Казахстана. Южно-Казахстанская область. Алматы, 1994. 178 с.
Контекст: ...Раскопки на одном из крупнейших городищ Туркестанского района - Сидаке - показали, что жизнь на поселении прекратилась после сильного пожара в VIII в., который, по мнению исследователей памятника, связан с арабским завоеванием региона (Смагулов Е.А., 1994, с. 178).

38. Смагулов Е.А., Григорьев Ф.П. Из домонгольской истории г. Туркестана//Известия МН -АН РК. 1996. №2.
Контекст: ...Однако представители суфизма имели здесь больше последователей среди кочевников, чем среди оседлого населения (Смагулов Е.А., Григорьев Ф.П., 1996, с. 66-75).

39. Ставиский Б.Я. Буддизм в Средней Азии//Буддизм: словарь. М., 1992. 219 с.
Контекст: ...В VII-VIII вв. этот регион был важным центром буддизма на одном из главных путей его распространения из Индии в Центральную Азию и на Дальний Восток (Ставиский Б.Я., 1992, с. 68).

40. Ставиский Б.Я. Некоторые вопросы буддизма в Средней Азии (из итогов раскопок Кара-тепе -буддийского пещерного монастыря в Старом Термезе)//Доклады по этнографии/Географическое общество СССР. Отделение этнографии. М., 1965. Вып. 1(4).
Контекст: ...Они возводились по приказу императрицы Ву Хоу (Ву Цзян), которая провела реформу буддизма на базе сутры «Большое яблоко» (Ставиский Б.Я., 1965, с. 28-29).

41. Hillenbrand R. Islamic Architectur. New York, 1994. (на англ. яз.).
Контекст: ...Это было простое прямоугольное (53*50 м) отгороженное пространство, включавшее комнаты для Пророка, его жен, затененное место в южной стороне двора, которое использовалось для проповедей и было обращено в направлении Мекки (Hillenbrand R., 1994, р. 39-42).