ТРАДИЦИИ ОХРАНЫ И СБЕРЕЖЕНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ У ТУРКМЕН

Основное содержание статьи

АТДАЕВ С.Д.

Аннотация

Суровый и засушливый климат Туркменистана породил главную и вечную проблему - нехватку воды. Вода становится главным достоянием и богатством человека. Образ живительной влаги прочно запечатлелся в духовной и материальной культуре социума. Самые ранние сведения, связанные с почитанием воды, можно обнаружить на поселениях первых земледельцев неолитической эпохи. Отношение к воде в туркменском обществе выражалось рядом соответствующих положений. Уважительное отношение к воде со временем сформировало его своеобразный культ, который, в свою очередь, стал обрастать рядом запретов и табу. Установленное обществом вето было обязательным для всех без исключения. Ослушание его влекло за собой неминуемое наказание. Почитание воды и связанные с ней запреты прочно вошли в этикет населения и со временем образовали целую традицию в системе местных религиозных воззрений. Приведенные здесь сведения позволяют нам более глубже взглянуть и осознать значимость этого природного дара. Желая как-то найти объяснение происходящим вокруг явлениям, человек обращался с мольбами к божественным силам, принося им в дар всевозможные подношения и жертвоприношения. Реальный мир преображался в воображении людей в своеобразный космос, давая толчок зарождению различных поверий, суеверий и т.д., которые, в свою очередь, оформились в целостную систему определенных традиций, верований и представлений, регулировавшую социальное поведение человека.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
С.Д., А. (1). ТРАДИЦИИ ОХРАНЫ И СБЕРЕЖЕНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ У ТУРКМЕН. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 8(8), 138-152. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2270
Раздел
РАЗДЕЛ II ТРАДИЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИБИРИ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Литература

1. Азади Д. Вагзы-азат. Ашхабад, 1962. 71 с.
Контекст: ...А кто соорудил колодец или водный бассейн, Того вознаградит Всевышний. (Азади Д., 1962, с. 71) Скотоводческое население песков Каракумы использовало с глубокой древности как грунтовые, так и поверхностные дождевые воды для питья и водопоя скота, строя колодцы (гуйы), искусственные водоемы (ховуз, как, гуйма) и сардобы - специальные крытые водоемы.

2. Андреев М.С. Чильтаны в среднеазиатских верованиях//В.В. Бартольду. Ташкент, 1927. С. 334-343.
Контекст: ...На Амударье роль повелителя вод играл собирательный образ кыркчильтенов (Андреев М.С., 1927, с. 334-343).

3. Асатрян Г.С. Некоторые вопросы традиционного мировоззрения заза//Традиционные мировоззрения у народов Передней Азии. М., 1992. С. 104-124.
Контекст: ...По местному поверью, вызвать дождь могут и смелые односельчане, отважившиеся несколько раз переплыть местные реки Евфрат или Мурад-су и трижды обратившиеся к водяному святому (Асатрян Г.С., 1992, с. 108).

4. Атдаев С. Экология и традиции туркмен//Возрождение. Ашхабад, 2006. №4. С. 18-19.
Контекст: ...Ослушание его влекло за собой неминуемое наказание (Атдаев С., 2006, с. 18-19).

5. Атдаев С. Пиры-покровители в туркменской народной традиции//Восток-запад: диалог культур и цивилизаций Евразии. Казань, 2007. Вып. 8. С. 314-318.
Контекст: ...В них чувствуются отголоски воззрений глубокой древности, связанных с тотемическими и шаманистскими представлениями людей той эпохи (Атдаев С., 2007, с. 315).

6. Байрамсахатов Н. Неджмеддин Кубра//Ашхабад, 1995. №6. С. 130-134.
Контекст: ...Монголы предприняли вторую атаку, оказавшуюся успешной, и подвергли город полному разрушению (Байрамсахатов Н., 1995, с. 132).

7. Басилов В.Н. О туркменском пире дождя Буркут-баба//Советская этнография. 1963. №3. С. 42-52.
Контекст: ...Если в ближайшее время выпадали осадки, животное приносили в жертву и устраивали коллективную трапезу в честь Буркут-баба «Burgudyn yoluna» (Басилов В.Н., 1963, с. 43).

8. Басилов В.Н. Культ святых в исламе. М., 1970. 144 с.
Контекст: ...Образ Буркут-баба известен также узбекам, казахам и таджикам (Дивана-и Бурх, Дивана-и Борх, Шайны-Бурхы-диуана), но у них этот святой не обладает функциями «хозяина» дождя» (Басилов В.Н., 1970, с. 10-40).

9. Бердыев О. Древнейшие земледельцы Южного Туркменистана. Ашхабад, 1969. 102 с.
Контекст: ...Обнаруженные на этом поселении керамические сосуды изобилуют росписями, в орнаментах которых преобладают водные мотивы: волнистые линии струящихся ручейков и точечные знаки падающего снега или дождя (Бердыев О., 1969, с. 95).

10. Бойс М. Зороастийцы: Верования и обычаи. М., 1988. 301 с.
Контекст: ...Приверженцы этого учения «совершали регулярные жертвоприношения огню и воде - двум элементам, которые играли жизненно важную роль в их каждодневной жизни» (Бойс М., 1988, с. 153).

11. Бируни. Избранные произведения. Ташкент, 1957. Т. 1. 486 с.
Контекст: ...Подобные действия находят аналогии с сообщениями Бируни (1957, с. 231), в которых говорится, что жители Амуля выходили к Хазарскому морю и целый день проводили в играх и развлечениях в воде и на берегу.

12. Ботяков Ю.М., Ботякова О.А. Раннее детство в представлениях, обычаях и обрядах туркмен//Детство в традиционной культуре народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа. СПб., 1998. С. 94-102.
Контекст: ...По мнению ученого, соответствующая группа кукол изготовлялась специально для проведения обряда вызывания дождя (Ботяков Ю.М., Ботякова О.А., 1998, с. 96).

13. Бурханов А.А. Орошаемое земледелие и скотоводство в среднеаму-дарьинском регионе (древность и средневековье)//Человек и природа: история и современность. Вып. XXIV: Социоестественная история. Симферополь, 2004. С. 10-14.
Контекст: ...Храм мог предназначаться для принесения жертвоприношений и проведения сельскохозяйственных праздников (Бурханов А.А., 2004, с. 13).

14. Гельдыханов М. О формах и способах добычи воды в пустыне Каракумы//Очерки по истории хозяйства народов Средней Азии и Казахстана. Л., 1973. С. 72-84.
Контекст: ...Вода в них была всегда пресной, пригодной для питья и водопоя скота (Гельдыханов М., 1973, с. 76).

15. Гундогдыев О.А. Богиня-мать земли туркменской. Ашхабад, 1998. 106 с.
Контекст: ...По мнению ряда исследователей, культ Мамака может быть отождествлен с древнетюркским божеством Умай (Джикиев А., 1983, с. 42), а также с культом зороастрийской Анахиты, покровительницы ветра, облаков, дождя и града (Гундогдыев О.А., 1998, с. 37).

16. Гундогдыев О., Ходжаниязов Т. Полевой отчет о проведении археологических работ на Акдепе в Чандыбильском этрапе города Ашхабада//Ми-рас. Ашхабад, 2007. №3. С. 122-131.
17. Давлетшин Г. Некоторые сюжеты из области духовной культуры древних тюрков//Древнетюркский мир: история и традиции. Казань, 2002. С. 10-24.
Контекст: ...Поклонение священным рощам и обращение к ним в надежде вымолить осадки имело широкое распространение в мировоззрении древних тюрков (Давлетшин Г., 2002, с. 15).

18. Демидов С.М. О пережитках верований, связанных с водной стихией и рыболовством у туркмен//Труды Института истории, археологии и этнографии. Сер. этнограф. Ашхабад, 1963. Т. VII. С. 119-134.
Контекст: ...На этот титул может претендовать морской владыка Деря-эеси, почитание которого прикаспийскими туркменами было безгранично (Демидов С.М., 1963, с. 122).

19. Демидов С.М. Обряды и обычаи туркмен, связанные с земледелием и скотоводством (конец XIX -первая четверть XX в.)//Материалы по исторической этнографии туркмен. Ашхабад, 1987. С. 4-30.
Контекст: ...Популярность Егенджана-хаджи была столь велика, что и после его ухода из жизни люди приходили к его могиле, обращаясь с просьбой вызвать дождь (Демидов С.М., 1987, с. 19).

20. Джикиев А. Традиционные туркменские праздники, развлечения и игры. Ашхабад, 1983. 120 с.
Контекст: ...Перед дождем взрослые пугали детей, говоря: «Спрячьтесь скорее дома, иначе Мамака заберет вас в свой мешок и унесет на небо» (Джикиев А., 1983, с. 14).

21. Джуртубаев М. Духовная культура карачаево-балкарского народа. М., 1998. 28 с.
Контекст: ...Интересно, что в мифологии карачаевцев и балкарцев богиня Ажам также изображается с топором на поясе (Джуртубаев М., 1998, с. 18).

22. Кляшторный С.Г., Султанов Г.И. Государства и народы Евразийских степей. Древность и Средневековье. СПб., 2000. 284 с.
Контекст: ...Со временем эти два образа слились, и единое божество стало именоваться не иначе как «Тенгри-хан громовержец» (Кляшторный С.Г., 2000, с. 162).

23. Макеев П.С. Колодцы в Северо-Восточных Каракумах//Материалы комиссии экспедиционных исследований АН СССР. Л., 1930. Вып. 20. С. 202-212.
Контекст: ...Учитывая это обстоятельство, скотоводы не допускали загрязнения территории вокруг колодца (Макеев П.С., 1930, с. 206).

24. Массон М.Е. Отголоски языческих представлений о человекоподобных существах, обитаемых в Мургабе//Известия АН ТССР. СОН. Ашхабад, 1978. №5. С. 85-86.
Контекст: ...Проживающие по берегам рек Мургаба и Амударьи туркмены сохранили рассказы о существовании водных духов (Массон М.Е., 1978, с. 85-86).

25. Махтумкули. Избранные стихи. Ашхабад, 1976. 258 с.
Контекст: ...В творчестве великого классика туркменской поэзии Махтумкули имеются сокровенные строки, обращенные к Всевышнему: Лишь к такому как Ты всемогущему просьба моя, Окажи милость, дождь ниспошли, о мой Султан! Беден, печален, стенанья к Тебе возношу, Окажи милость, дождь ниспошли, о мой Султан! (Махтумкули, 1976, с. 209-210) Приведенные здесь сведения позволяют нам более глубже взглянуть и осознать значимость этого природного дара.

26. Мовсес Каланкатуаци. История страны алуанк/пер. Ш.В. Смбатяна. Ереван. 1984. 114 с.
Контекст: ...Осуждая гуннов за их языческие заблуждения, епископ в своей проповеди восклицал: «Вы также почитаете богом и называете спасителем молнию небесную, которая сверкает во время грома» (Мовсес Каланкатуаци, 1984, с. 126).

27. Нечаева Н.Т., Мордвинов Н.А., Мосолов И.А. Пастбища Каракумов и их использование. Ашхабад, 1943. 163 с.
Контекст: ...По некоторым сведениям, в редких случаях применялся черный саксаул (Нечаева Н.Т., 1943, с. 76).

28. Нургельдыев Я. Гидротехнические сооружения средневековых городов Южного Туркменистана и традиции водопользования у туркмен в IX-XV вв.//Мирас. 2006. №4. С. 75-80.
Контекст: ...Строительство сардоб, а также снегохранилищ получило широкое применение в средние века (Нургельдыев Я., 2006, с. 76).

29. Оразов А. О типологии источников водопоя в Центральных и ЮгоВосточных Каракумах//Очерк этнографии населения Южного Туркменистана (XIX -начало Xx в.). Ашхабад, 1979. С. 20-36.
Контекст: ...При креплении стенок колодца деревом, использовали особые сорта и породы: песчаная акация sozen, кандым juzgun, фисташковое дерево, тутовник, арча (Оразов А., 1979, с. 31), дабы не повлиять на вкусовые качества воды.

30. Оразов А. Народные традиции охраны природы у туркмен//Верования, обряды и обычаи туркмен. Ашхабад, 1992. С. 5-16.
Контекст: ...В этом смысле данный запрет и связанное с ним предостережение имеют воспитательное значение, направленное на сохранение чистоты воды в арыках и самих арыков от засорения грязью и мусором (Оразов А., 1992, с. 7).

31. Пенджиев М. Древние оросительные сооружения Туркменистана: (историко-лингвистический аспект)//Мирас. 2005. №2. С. 104-112.
Контекст: ...Некоторое сходство с кяризом имеет другая искусственная водная система, известная под названием ла-гым (Пенджиев М., 2005, с. 106).

32. Сарианиди В.И. Древневосточное царство в старой дельте реки Мур-габ. Ашгабат, 2002. 360 с.
Контекст: ...Можно предположить, что это изображение хранит в себе образ самого Бога-Громовержца (Сарианиди В.И., 2002, с. 302).

33. Сарианиди В.И. Храм воды в Гонур-депе и новые образцы искусства страны Маргуш//Мирас. Ашгабат, 2004. №3. С. 86-94.
Контекст: ...На поселении был открыт также Храм воды (Сарианиди В.И., 2004, с. 89).

34. Соловьева Н.Ф. Йылгынлы-депе: сотрудничество продолжается//Нейтральный Туркменистан. 2008. 30 мая. Факих.
Контекст: ...Роспись святилища выполнена в уникальной и редкой для энеолита форме исполнения (Соловьева Н.Ф., 2008).

35. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. М., 1980. 831 с.
36. Agalyyew D. Karizin piri kim bolupdyr//Turkmen dunyasy. 2011. 25 awgust (на туркм. яз.).
Контекст: ...По другим данным, покровителя кяризов называли мастер Тахир, или Тахир-люле (Agalyyew D., 2011).