Traditions of protection and the savings water resources at the Turkme
Main Article Content
Abstract
The severe and droughty climate of Turkmenistan has generated the main and eternal problem - shortage of water. Water becomes the main property and riches of the people. The image of reviver was strongly embodied in spiritual and material culture of society. The earliest data connected with reverence of water, it is possible to find out on settlements of the first farmers neolith epoch.
The attitude to water in a Turkmen society was expressed by row of the of corresponding positions. The valid attitude to water in due course has generated its original cult which, in turn, began to acquire by row of the of interdictions and taboo. Installed society of the veto was obligatory for all without exception. Its disobedience entailed inevitable punishment. Reverence of water and the interdictions connected by it were included into etiquette of the population, and in due course have formed the whole tradition in system of local religious views. The data resulted here allow us to look and realize the importance of this natural gift more deeply. Wishing somehow to find an explanation to the phenomena happening around, the people addressed with pleas to divine forces, presenting them every possible sacrifices. The real world changed in imagination of people in original space, giving a push to origin various popular belief, superstitions, etc. which in turn, were issued in complete system of the certain traditions, beliefs and the representations, regulated social behavior of the person.
Downloads
Metrics
Article Details
References
Контекст: ...А кто соорудил колодец или водный бассейн, Того вознаградит Всевышний. (Азади Д., 1962, с. 71) Скотоводческое население песков Каракумы использовало с глубокой древности как грунтовые, так и поверхностные дождевые воды для питья и водопоя скота, строя колодцы (гуйы), искусственные водоемы (ховуз, как, гуйма) и сардобы - специальные крытые водоемы.
2. Андреев М.С. Чильтаны в среднеазиатских верованиях//В.В. Бартольду. Ташкент, 1927. С. 334-343.
Контекст: ...На Амударье роль повелителя вод играл собирательный образ кыркчильтенов (Андреев М.С., 1927, с. 334-343).
3. Асатрян Г.С. Некоторые вопросы традиционного мировоззрения заза//Традиционные мировоззрения у народов Передней Азии. М., 1992. С. 104-124.
Контекст: ...По местному поверью, вызвать дождь могут и смелые односельчане, отважившиеся несколько раз переплыть местные реки Евфрат или Мурад-су и трижды обратившиеся к водяному святому (Асатрян Г.С., 1992, с. 108).
4. Атдаев С. Экология и традиции туркмен//Возрождение. Ашхабад, 2006. №4. С. 18-19.
Контекст: ...Ослушание его влекло за собой неминуемое наказание (Атдаев С., 2006, с. 18-19).
5. Атдаев С. Пиры-покровители в туркменской народной традиции//Восток-запад: диалог культур и цивилизаций Евразии. Казань, 2007. Вып. 8. С. 314-318.
Контекст: ...В них чувствуются отголоски воззрений глубокой древности, связанных с тотемическими и шаманистскими представлениями людей той эпохи (Атдаев С., 2007, с. 315).
6. Байрамсахатов Н. Неджмеддин Кубра//Ашхабад, 1995. №6. С. 130-134.
Контекст: ...Монголы предприняли вторую атаку, оказавшуюся успешной, и подвергли город полному разрушению (Байрамсахатов Н., 1995, с. 132).
7. Басилов В.Н. О туркменском пире дождя Буркут-баба//Советская этнография. 1963. №3. С. 42-52.
Контекст: ...Если в ближайшее время выпадали осадки, животное приносили в жертву и устраивали коллективную трапезу в честь Буркут-баба «Burgudyn yoluna» (Басилов В.Н., 1963, с. 43).
8. Басилов В.Н. Культ святых в исламе. М., 1970. 144 с.
Контекст: ...Образ Буркут-баба известен также узбекам, казахам и таджикам (Дивана-и Бурх, Дивана-и Борх, Шайны-Бурхы-диуана), но у них этот святой не обладает функциями «хозяина» дождя» (Басилов В.Н., 1970, с. 10-40).
9. Бердыев О. Древнейшие земледельцы Южного Туркменистана. Ашхабад, 1969. 102 с.
Контекст: ...Обнаруженные на этом поселении керамические сосуды изобилуют росписями, в орнаментах которых преобладают водные мотивы: волнистые линии струящихся ручейков и точечные знаки падающего снега или дождя (Бердыев О., 1969, с. 95).
10. Бойс М. Зороастийцы: Верования и обычаи. М., 1988. 301 с.
Контекст: ...Приверженцы этого учения «совершали регулярные жертвоприношения огню и воде - двум элементам, которые играли жизненно важную роль в их каждодневной жизни» (Бойс М., 1988, с. 153).
11. Бируни. Избранные произведения. Ташкент, 1957. Т. 1. 486 с.
Контекст: ...Подобные действия находят аналогии с сообщениями Бируни (1957, с. 231), в которых говорится, что жители Амуля выходили к Хазарскому морю и целый день проводили в играх и развлечениях в воде и на берегу.
12. Ботяков Ю.М., Ботякова О.А. Раннее детство в представлениях, обычаях и обрядах туркмен//Детство в традиционной культуре народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа. СПб., 1998. С. 94-102.
Контекст: ...По мнению ученого, соответствующая группа кукол изготовлялась специально для проведения обряда вызывания дождя (Ботяков Ю.М., Ботякова О.А., 1998, с. 96).
13. Бурханов А.А. Орошаемое земледелие и скотоводство в среднеаму-дарьинском регионе (древность и средневековье)//Человек и природа: история и современность. Вып. XXIV: Социоестественная история. Симферополь, 2004. С. 10-14.
Контекст: ...Храм мог предназначаться для принесения жертвоприношений и проведения сельскохозяйственных праздников (Бурханов А.А., 2004, с. 13).
14. Гельдыханов М. О формах и способах добычи воды в пустыне Каракумы//Очерки по истории хозяйства народов Средней Азии и Казахстана. Л., 1973. С. 72-84.
Контекст: ...Вода в них была всегда пресной, пригодной для питья и водопоя скота (Гельдыханов М., 1973, с. 76).
15. Гундогдыев О.А. Богиня-мать земли туркменской. Ашхабад, 1998. 106 с.
Контекст: ...По мнению ряда исследователей, культ Мамака может быть отождествлен с древнетюркским божеством Умай (Джикиев А., 1983, с. 42), а также с культом зороастрийской Анахиты, покровительницы ветра, облаков, дождя и града (Гундогдыев О.А., 1998, с. 37).
16. Гундогдыев О., Ходжаниязов Т. Полевой отчет о проведении археологических работ на Акдепе в Чандыбильском этрапе города Ашхабада//Ми-рас. Ашхабад, 2007. №3. С. 122-131.
17. Давлетшин Г. Некоторые сюжеты из области духовной культуры древних тюрков//Древнетюркский мир: история и традиции. Казань, 2002. С. 10-24.
Контекст: ...Поклонение священным рощам и обращение к ним в надежде вымолить осадки имело широкое распространение в мировоззрении древних тюрков (Давлетшин Г., 2002, с. 15).
18. Демидов С.М. О пережитках верований, связанных с водной стихией и рыболовством у туркмен//Труды Института истории, археологии и этнографии. Сер. этнограф. Ашхабад, 1963. Т. VII. С. 119-134.
Контекст: ...На этот титул может претендовать морской владыка Деря-эеси, почитание которого прикаспийскими туркменами было безгранично (Демидов С.М., 1963, с. 122).
19. Демидов С.М. Обряды и обычаи туркмен, связанные с земледелием и скотоводством (конец XIX -первая четверть XX в.)//Материалы по исторической этнографии туркмен. Ашхабад, 1987. С. 4-30.
Контекст: ...Популярность Егенджана-хаджи была столь велика, что и после его ухода из жизни люди приходили к его могиле, обращаясь с просьбой вызвать дождь (Демидов С.М., 1987, с. 19).
20. Джикиев А. Традиционные туркменские праздники, развлечения и игры. Ашхабад, 1983. 120 с.
Контекст: ...Перед дождем взрослые пугали детей, говоря: «Спрячьтесь скорее дома, иначе Мамака заберет вас в свой мешок и унесет на небо» (Джикиев А., 1983, с. 14).
21. Джуртубаев М. Духовная культура карачаево-балкарского народа. М., 1998. 28 с.
Контекст: ...Интересно, что в мифологии карачаевцев и балкарцев богиня Ажам также изображается с топором на поясе (Джуртубаев М., 1998, с. 18).
22. Кляшторный С.Г., Султанов Г.И. Государства и народы Евразийских степей. Древность и Средневековье. СПб., 2000. 284 с.
Контекст: ...Со временем эти два образа слились, и единое божество стало именоваться не иначе как «Тенгри-хан громовержец» (Кляшторный С.Г., 2000, с. 162).
23. Макеев П.С. Колодцы в Северо-Восточных Каракумах//Материалы комиссии экспедиционных исследований АН СССР. Л., 1930. Вып. 20. С. 202-212.
Контекст: ...Учитывая это обстоятельство, скотоводы не допускали загрязнения территории вокруг колодца (Макеев П.С., 1930, с. 206).
24. Массон М.Е. Отголоски языческих представлений о человекоподобных существах, обитаемых в Мургабе//Известия АН ТССР. СОН. Ашхабад, 1978. №5. С. 85-86.
Контекст: ...Проживающие по берегам рек Мургаба и Амударьи туркмены сохранили рассказы о существовании водных духов (Массон М.Е., 1978, с. 85-86).
25. Махтумкули. Избранные стихи. Ашхабад, 1976. 258 с.
Контекст: ...В творчестве великого классика туркменской поэзии Махтумкули имеются сокровенные строки, обращенные к Всевышнему: Лишь к такому как Ты всемогущему просьба моя, Окажи милость, дождь ниспошли, о мой Султан! Беден, печален, стенанья к Тебе возношу, Окажи милость, дождь ниспошли, о мой Султан! (Махтумкули, 1976, с. 209-210) Приведенные здесь сведения позволяют нам более глубже взглянуть и осознать значимость этого природного дара.
26. Мовсес Каланкатуаци. История страны алуанк/пер. Ш.В. Смбатяна. Ереван. 1984. 114 с.
Контекст: ...Осуждая гуннов за их языческие заблуждения, епископ в своей проповеди восклицал: «Вы также почитаете богом и называете спасителем молнию небесную, которая сверкает во время грома» (Мовсес Каланкатуаци, 1984, с. 126).
27. Нечаева Н.Т., Мордвинов Н.А., Мосолов И.А. Пастбища Каракумов и их использование. Ашхабад, 1943. 163 с.
Контекст: ...По некоторым сведениям, в редких случаях применялся черный саксаул (Нечаева Н.Т., 1943, с. 76).
28. Нургельдыев Я. Гидротехнические сооружения средневековых городов Южного Туркменистана и традиции водопользования у туркмен в IX-XV вв.//Мирас. 2006. №4. С. 75-80.
Контекст: ...Строительство сардоб, а также снегохранилищ получило широкое применение в средние века (Нургельдыев Я., 2006, с. 76).
29. Оразов А. О типологии источников водопоя в Центральных и ЮгоВосточных Каракумах//Очерк этнографии населения Южного Туркменистана (XIX -начало Xx в.). Ашхабад, 1979. С. 20-36.
Контекст: ...При креплении стенок колодца деревом, использовали особые сорта и породы: песчаная акация sozen, кандым juzgun, фисташковое дерево, тутовник, арча (Оразов А., 1979, с. 31), дабы не повлиять на вкусовые качества воды.
30. Оразов А. Народные традиции охраны природы у туркмен//Верования, обряды и обычаи туркмен. Ашхабад, 1992. С. 5-16.
Контекст: ...В этом смысле данный запрет и связанное с ним предостережение имеют воспитательное значение, направленное на сохранение чистоты воды в арыках и самих арыков от засорения грязью и мусором (Оразов А., 1992, с. 7).
31. Пенджиев М. Древние оросительные сооружения Туркменистана: (историко-лингвистический аспект)//Мирас. 2005. №2. С. 104-112.
Контекст: ...Некоторое сходство с кяризом имеет другая искусственная водная система, известная под названием ла-гым (Пенджиев М., 2005, с. 106).
32. Сарианиди В.И. Древневосточное царство в старой дельте реки Мур-габ. Ашгабат, 2002. 360 с.
Контекст: ...Можно предположить, что это изображение хранит в себе образ самого Бога-Громовержца (Сарианиди В.И., 2002, с. 302).
33. Сарианиди В.И. Храм воды в Гонур-депе и новые образцы искусства страны Маргуш//Мирас. Ашгабат, 2004. №3. С. 86-94.
Контекст: ...На поселении был открыт также Храм воды (Сарианиди В.И., 2004, с. 89).
34. Соловьева Н.Ф. Йылгынлы-депе: сотрудничество продолжается//Нейтральный Туркменистан. 2008. 30 мая. Факих.
Контекст: ...Роспись святилища выполнена в уникальной и редкой для энеолита форме исполнения (Соловьева Н.Ф., 2008).
35. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. М., 1980. 831 с.
36. Agalyyew D. Karizin piri kim bolupdyr//Turkmen dunyasy. 2011. 25 awgust (на туркм. яз.).
Контекст: ...По другим данным, покровителя кяризов называли мастер Тахир, или Тахир-люле (Agalyyew D., 2011).