СИМВОЛИКА КАЗАНА У ТУРКМЕН

Основное содержание статьи

ГЕЛЬДЫНИЯЗОВА О.А.

Аннотация

История использования казана нашими предками имеет глубокие корни. Ритуальные котлы обнаружены на памятнике бронзового века -столичном городе Маргианы Гонурдепе. Фрагменты каменных котлов в большом количестве найдены на средневековом городище Султанка-ла. Подобная посуда зафиксирована также на Новой Нисе и Куняурген-че. Казан как сосуд имел сакральное назначение. В помещениях храма Тоголок-21 археологами обнаружены культовые сосуды, в которые разливался ритуальный напиток. Казан нес в себе большую смысловую нагрузку и представлялся как мифический сакральный центр. Казан осмысленно располагали в центре мавзолеев, символизируя тем самым центр мироздания. Казаны с древнейших времен почитались туркменами и предназначались для приготовления пищи. Туркмены пользовались казанами во время проведения больших общих праздников и ритуальных обрядов. В центре каждой туркменской юрты устанавливали казан, в котором варили пищу для большого семейства. Нередко слово казан используется для обозначения таких понятий, как «семья», «родной очаг» или «дом». Казан - один из наиболее важных предметов туркмен, символизирующий достаток, гостеприимство, общность, единство и целостность народа.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
О.А., Г. (1). СИМВОЛИКА КАЗАНА У ТУРКМЕН. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 8(8), 152-159. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2271
Раздел
РАЗДЕЛ II ТРАДИЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИБИРИ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Литература

1. Ал-Макдиси. Асхан ат-такасим фи-марифат ал-акалим//МИТТ. М.; Л., 1939. Т. 1. С. 184-198.
2. Атаниязов С. Словарь туркменских этнонимов. Ашхабад, 1988. 180 с.
Контекст: ...Географические объекты с названием казан встречаются и в Крыму (Атаниязов С., 1988, с. 38).

3. Вамбери А. Путешествие по Средней Азии. М., 1865. 221 с.
Контекст: ...Среди этих сакральных вещей находится один котелок, который служит предметом особого почитания (Вамбери А., 1865, с. 72).

4. Джикиев А. Этнографический очерк населения Юго-Восточного Туркменистана (конец XIX -начало XX в.). Ашхабад, 1972. 110 с.
Контекст: ...Со словом «казан» связано имя легендарного предка туркмен Казан-хана, или Салыр Казана (Джикиев А., 1972, с. 17).

5. Ермоленко Л.Н. О ритуальных сосудах для сакральных напитков у древних кочевников (сосуды на поддоне)//Вопросы археологии Казахстана. Алматы; М., 1998. Вып. 2. С. 110-115.
Контекст: ...Котлы могли служить также для приготовления, сбраживания и перегонки напитков - кумыса, араки (Ермоленко Л.Н., 1998, с. 112).

6. Иванов А.А. О бронзовых изделиях конца XIV в. из мавзолея ходжа Ахмеда Ясеви//Средняя Азия и ее соседи в древности и средневековье. М., 1981. С. 70-82.
Контекст: ...Отлит он был в 1375 г. (Иванов А.А., 1981, с. 75).

7. Кононов А.Н. Родословная туркмен. Сочинение Абу-л-Гази хана хивинского. М.; Л., 1958. 192 с.
Контекст: ...В этой же работе он упоминается под именами Казан Салор и Казан Алп (Кононов А.Н., 1958, с. 68, 73).

8. Кузьмина Е. В стране Кавата и Афрасиаба. М., 1977. 144 с.
Контекст: ...На древних поселениях Южного и Северного Туркменистана обнаружены большие котлы, в которых в честь солнца в дни наступления праздника весеннего равноденствия - новруза, приготовляли мясо жертвенных животных (Кузьмина Е.В., 1977, с. 109).

9. Кураева Л.А. Средневековая привозная каменная утварь из Мерва и Нисы//Труды Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции. Ашхабад, 1969. Т. XIV. С. 217-225.
Контекст: ...Применение умельцами токарного станка с механическим приводом говорит о том, что каменная утварь производилась в больших объемах и предназначалась для рынка (Кураева Л.А., 1969, с. 220).

10. Курмангазиев Ж.Е. Об этимологии слова «Казына»//Сункар. 2008. 14 июля. №62. Новрузнама. Ашхабад, 2013. 294 с.
Контекст: ...Имена героев в эпосах казахов, огузов, туркмен - Казан, Кожан, Ко-зан, Кожак, Косай, Асан - трансформировались из первоначального значения слова «казан» (Курмангазиев Ж.Е., 2008).

11. Оразов А. Ритуальная пища туркмен//Материалы по исторической этнографии туркмен. Ашхабад, 1987. С. 30-46.
Контекст: ...Частью таких угощений была и выпечка в казане хлебных изделий - челпека, катлама и богурсака, являвшихся своеобразным символом туркменского тоя (Оразов А., 1987, с. 36).

12. Оразов А. Скотоводство у туркмен в XIX -начале XX в. Ашхабад, 1995. 330 с.
Контекст: ...После окончания сезона доения, обычно перед перекочевкой на летние поселения, скотоводы собранное за сезон сливочное масло растапливали в больших чугунных котлах суйт газан вместе с зернами риса или крупной пшеницы и джугары (Оразов А., 1995, с. 289).

13. Причудливый Кугитанг. Ашхабад, 2011. 184 с.
Контекст: ...На протяжении многих лет этот грот является местом паломничества женщин, желающих зачать ребенка (Причудливый Кугитанг, 2011, с. 96).

14. Сарианиди В. Древневосточное царство в старой дельте реки Мургаб. Ашхабад, 2002. 360 с.
Контекст: ...Жрецы пили через костяные трубочки этот опьяняющий культовый напиток (Сарианиди В., 2002, с. 177).

15. Смагулов Е.А. К истории туркестанского тай-казана . URL: http://www. heritagenet/kz/content/history/monument/turkestan1/tay-kazan.htm.
16. Ибн-Хаукаль. Китаб ал-месалик ва-ал мемалик//МИТТ. М.; Л., 1939. Т. 1. С. 80-94.
17. Atayew G. Turkmen dilinin hunarmentfilik leksikasynyn sozlugi. Agabat. 1982. 128 s. (на туркм. яз.).
Контекст: ...Именовали их также пастушьими - чопан казан (Atayew G., 1982, с. 26).

18. Turkmen halk yrym-ynanflary. Qapa tayyarlan Gyrbanjemal Ylyasowa. Agabat, 2005. 224 с. (на туркм. яз.).