Symbolics kettle at the Turkmen

Main Article Content

O.A. Geldyniyazova Email: dashkovskiy@fpn.asu.ru

Abstract

The history of use the gazan our ancestors has deep roots. Ritual boilers are found out on a monument of a bronze age in Gonurdepe – of the capital of Margian. Fragments of stone boilers in a plenty are found out on medieval site of ancient settlement Sultankala. The similar utensil has been found out also on New Nisa and in Kunyaurgench. Kazan as the vessel had sacral purpose. In premises of temple Togolok-21 archeologists find out cult ves-sels in which the ritual drink spread.


Kazan carried in itself a greater semantic loading and it was represented as the mythical sacral center. Kazan intelligently had in the center of the mausoleums, symbolizing that the center of a universe.


Kazans since the most ancient times were esteemed by Turkmens and in-tended as for cooking. Turkmens used kazans during carrying out of big general holidays and ritual ceremonies. In the center of everyone Turkmen covered wagon installed gazan in which cooked food for the big family. The word gazan is frequent is used for a designation of such concepts as "family", "the native center" or "house". Gazan – one of the most important subjects the Turkmen, symbolizing a prosperity, hospitality, a generality, unity and integrity of people.

Downloads

Download data is not yet available.

Metrics

Metrics Loading ...

Article Details

How to Cite
Geldyniyazova, O. (1). Symbolics kettle at the Turkmen . NATIONS AND RELIGIONS OF EURASIA, 8(8), 152-159. Retrieved from http://journal.asu.ru/wv/article/view/2271
Section
РАЗДЕЛ II ТРАДИЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИБИРИ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Author Biography

O.A. Geldyniyazova, Институт археологии и этнографии Академии наук Татарстана

аспирантка Института археологии и этнографии Академии наук Туркменистана, Ашхабад

References

1. Ал-Макдиси. Асхан ат-такасим фи-марифат ал-акалим//МИТТ. М.; Л., 1939. Т. 1. С. 184-198.
2. Атаниязов С. Словарь туркменских этнонимов. Ашхабад, 1988. 180 с.
Контекст: ...Географические объекты с названием казан встречаются и в Крыму (Атаниязов С., 1988, с. 38).

3. Вамбери А. Путешествие по Средней Азии. М., 1865. 221 с.
Контекст: ...Среди этих сакральных вещей находится один котелок, который служит предметом особого почитания (Вамбери А., 1865, с. 72).

4. Джикиев А. Этнографический очерк населения Юго-Восточного Туркменистана (конец XIX -начало XX в.). Ашхабад, 1972. 110 с.
Контекст: ...Со словом «казан» связано имя легендарного предка туркмен Казан-хана, или Салыр Казана (Джикиев А., 1972, с. 17).

5. Ермоленко Л.Н. О ритуальных сосудах для сакральных напитков у древних кочевников (сосуды на поддоне)//Вопросы археологии Казахстана. Алматы; М., 1998. Вып. 2. С. 110-115.
Контекст: ...Котлы могли служить также для приготовления, сбраживания и перегонки напитков - кумыса, араки (Ермоленко Л.Н., 1998, с. 112).

6. Иванов А.А. О бронзовых изделиях конца XIV в. из мавзолея ходжа Ахмеда Ясеви//Средняя Азия и ее соседи в древности и средневековье. М., 1981. С. 70-82.
Контекст: ...Отлит он был в 1375 г. (Иванов А.А., 1981, с. 75).

7. Кононов А.Н. Родословная туркмен. Сочинение Абу-л-Гази хана хивинского. М.; Л., 1958. 192 с.
Контекст: ...В этой же работе он упоминается под именами Казан Салор и Казан Алп (Кононов А.Н., 1958, с. 68, 73).

8. Кузьмина Е. В стране Кавата и Афрасиаба. М., 1977. 144 с.
Контекст: ...На древних поселениях Южного и Северного Туркменистана обнаружены большие котлы, в которых в честь солнца в дни наступления праздника весеннего равноденствия - новруза, приготовляли мясо жертвенных животных (Кузьмина Е.В., 1977, с. 109).

9. Кураева Л.А. Средневековая привозная каменная утварь из Мерва и Нисы//Труды Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции. Ашхабад, 1969. Т. XIV. С. 217-225.
Контекст: ...Применение умельцами токарного станка с механическим приводом говорит о том, что каменная утварь производилась в больших объемах и предназначалась для рынка (Кураева Л.А., 1969, с. 220).

10. Курмангазиев Ж.Е. Об этимологии слова «Казына»//Сункар. 2008. 14 июля. №62. Новрузнама. Ашхабад, 2013. 294 с.
Контекст: ...Имена героев в эпосах казахов, огузов, туркмен - Казан, Кожан, Ко-зан, Кожак, Косай, Асан - трансформировались из первоначального значения слова «казан» (Курмангазиев Ж.Е., 2008).

11. Оразов А. Ритуальная пища туркмен//Материалы по исторической этнографии туркмен. Ашхабад, 1987. С. 30-46.
Контекст: ...Частью таких угощений была и выпечка в казане хлебных изделий - челпека, катлама и богурсака, являвшихся своеобразным символом туркменского тоя (Оразов А., 1987, с. 36).

12. Оразов А. Скотоводство у туркмен в XIX -начале XX в. Ашхабад, 1995. 330 с.
Контекст: ...После окончания сезона доения, обычно перед перекочевкой на летние поселения, скотоводы собранное за сезон сливочное масло растапливали в больших чугунных котлах суйт газан вместе с зернами риса или крупной пшеницы и джугары (Оразов А., 1995, с. 289).

13. Причудливый Кугитанг. Ашхабад, 2011. 184 с.
Контекст: ...На протяжении многих лет этот грот является местом паломничества женщин, желающих зачать ребенка (Причудливый Кугитанг, 2011, с. 96).

14. Сарианиди В. Древневосточное царство в старой дельте реки Мургаб. Ашхабад, 2002. 360 с.
Контекст: ...Жрецы пили через костяные трубочки этот опьяняющий культовый напиток (Сарианиди В., 2002, с. 177).

15. Смагулов Е.А. К истории туркестанского тай-казана . URL: http://www. heritagenet/kz/content/history/monument/turkestan1/tay-kazan.htm.
16. Ибн-Хаукаль. Китаб ал-месалик ва-ал мемалик//МИТТ. М.; Л., 1939. Т. 1. С. 80-94.
17. Atayew G. Turkmen dilinin hunarmentfilik leksikasynyn sozlugi. Agabat. 1982. 128 s. (на туркм. яз.).
Контекст: ...Именовали их также пастушьими - чопан казан (Atayew G., 1982, с. 26).

18. Turkmen halk yrym-ynanflary. Qapa tayyarlan Gyrbanjemal Ylyasowa. Agabat, 2005. 224 с. (на туркм. яз.).