ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПО-РУССКИ: ИЗ ИСТОРИИ ПРОВЕДЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИЕЙ В ТУРКЕСТАНЕ

Основное содержание статьи

БРЕЖНЕВА С.Н.

Аннотация

Межконфессиональные отношения на территории единого государства всегда были в центре внимания общественности. Особенно актуален этот вопрос в настоящее время, когда существует реальная угроза исламского фундаментализма. Поэтому опыт сосуществования двух мировых религий - христианства и ислама - в пределах одного государства приобретает особое звучание. В статье проанализирована религиозная политика Российской империи в Туркестанском крае. На протяжении всего существования Туркестанского генерал-губернаторства (18671917 гг.) религиозная политика русской власти, по сути, не претерпела изменений, ориентируясь на концепцию «игнорирования ислама», выдвинутую первым туркестанским генерал-губернатором К.П. фон Кауфманом. При его преемниках неоднократно предпринимались попытки пересмотра религиозной политики, однако каких-либо радикальных шагов не последовало. Автор приходит к выводу, что отсутствие гибкости в межконфессиональных отношениях со стороны русской администрации стало причиной радикализации массовых волнений на территории края, имевших религиозную окраску, что привело к самому мощному восстанию туркестанских мусульман в 1916 г.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Детали статьи

Как цитировать
С.Н., Б. (1). ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПО-РУССКИ: ИЗ ИСТОРИИ ПРОВЕДЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИЕЙ В ТУРКЕСТАНЕ. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 8(8), 211-222. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2276
Раздел
РАЗДЕЛ III ПОЛОЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН И ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИИ И СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Литература

1. Восстание 1916 г. в Средней Азии и Казахстане: сб. док. М., 1960. 786 с
Контекст: ...е местной специфики; малочисленный и плохо материально обеспеченный состав должностных лиц; отчуждение земель местного населения под русские селения; неверная переселенческая политика российской власти (Восстание 1916 г. ..., 1960, с. 81-82).

2. Гинзбург А.И. Русское население в Туркестане. М., 1990. 212 с
Контекст: ...Русские не знают местных туземных наречий и в глазах туземцев являются неверными» (цит. по: Гинзбург А.И., 1990, с. 55).

3. Дякин В.С. Национальный вопрос во внутренней политике царизма (XIX в.)//Вопросы истории. 1995. №9. С. 130-141
Контекст: ...При этом он полагал, что христианство с мусульманством никогда не смогут мирно сосуществовать. «Терпеть, но не охранять мусульманскую веру, не признавать никакой ее духовной иерархии» (цит. по: Дякин В.С., 1995, с. 134).

4. Письмо Епископа Туркестанского и Ташкентского Дмитрия на имя Военного губернатора Семиреченской области А. Самсонова от 10 марта 1910 г. за №294/http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1059397440
5. Полное собрание законов Российской империи. 1886. Т. VI, №3814. Полное собрание законов Российской империи. 3-е собр. СПб., 1888
6. Сальков В.П. Андижанское восстание в 1898 г. Казань, 1901. 69 с
Контекст: ...Оно детально описано В.П. Сальковым (1901) в работе «Андижанское восстание в 1898 г.».

7. Харюков Л.Н. Англо-русское соперничество в Центральной Азии и исмаилизм. М., 1995. 236 с
Контекст: ...Афганистане ислам, как внутренне сильная и тотальная религия, охватывавшая все стороны жизни, «сливающаяся воедино с политикой, с государством, доходящая в религиозном рвении до нетерпимости, был в наибольшей мере консервативен и в наименьшей степени поддавался внутренней трансформации» (Харюков Л.Н., 1995, с. 3-4).

8. Хорошхин А.П. Сборник статей, касающихся до Туркестанского края. СПб., 1876. 360 с
Контекст: ...Знаток азиатской психологии А.П. Хорошхин (1876, с. 25), занимавший в Туркестанском крае различные должности по военному народному управлению, не раз говорил о необходимости упрочения русского влияния среди тех народов, которые уже находятся в русском подданстве, «иначе цель правительства - умиротворить край -не будет достигнута».