ИСКУССТВО КАМЕННОГО ВЕКА УРАЛА

Основное содержание статьи

СЕРИКОВ ЮРИЙ БОРИСОВИЧ

Аннотация

ИСКУССТВО КАМЕННОГО ВЕКА УРАЛА

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
ЮРИЙ БОРИСОВИЧ, С. (1). ИСКУССТВО КАМЕННОГО ВЕКА УРАЛА. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 7(7), 29-46. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2288
Раздел
РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ

Литература

1. Байбурин А.К. Семиотические аспекты функционирования вещей//Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. С. 63-87.
Контекст: ...Большинство исследователей сходится в том, что украшение вещей придавало им особую силу (Байбурин А.К., 1989, с. 68-69; Калинина И.В., 2006, с. 396).

2. Богданов С.В., Котов В.Г. Новая находка произведения монументального искусства на Южном Урале//Проблемы первобытной культуры. Уфа, 2001. С. 113-116.
Контекст: ...Изображение имеет распространенные аналогии в мадленском искусстве Западной Европы (Богданов С.В., Котов В.Г., 2001, с. 113-115).

3. Искусство каменного века (лесная зона Восточной Европы). М., 1992. 136 с.
Контекст: ...Вырезана голова на плоской изогнутой доске, вследствие чего предполагается, что изделие крепилось к лыже при помощи круглых отверстий под скульптурой (Искусство каменного века…, 1992, с. 33-34).

4. Калинина И.В. Орнаментальные композиции на мезолитических наконечниках стрел в связи с культовым характером пещеры Камень Дыроватый//Тверской археологический сборник. Тверь, 2006. Т. 1, вып. 6. С. 393-402.
Контекст: ...На одной из его сторон выгравированы изображения двух человеческих фигур (Калинина И.В., 2006, с. 393).

5. Калинина И.В. Орнаментальные «знаки-метки» и «граффити» на мезолитических наконечниках стрел из пещеры Камень Дыроватый на р. Чусовой//Тверской археологический сборник. Вып. 7: Тверская земля и сопредельные территории в древности: мат. 9-11-го заседаний науч.-метод. семинара. Тверь, 2009. С. 351-372.
Контекст: ...По ее мнению, нанесение орнамента на наконечники стрел еще не обособилось от обрядовых действий, связанных с представлениями о воспроизводстве жизни (Калинина И.В., 2009, с. 351- 372).

6. Котов В.Г. Палеолит//История башкирского народа. М., 2009. Т. I. С. 23-53.
Контекст: ...Это самое раннее произведение искусства на территории Урала, радиоуглеродная датировка обработанной кости гигантского оленя показала дату в 40 тыс. лет (Котов В.Г., 2009, с. 33).

7. Ляхницкий Ю.С., Солодейников А.К. Результаты исследования рисунков пещеры Шульган-Таш (Каповой) группой ВСЕГЕИ в 2001-2004 гг.//Уфимский археологический вестник. Уфа, 2004. Вып. 5. С. 56-64.
Контекст: ...Оригинальными изображениями можно считать естественные выступы скал, иногда подработанные подтеской и сколами, которые тонировались цветными красителями (Ляхницкий Ю.С., Солодейников А.К., 2004, с. 56, 63-64).

8. Макаров Э.Ю., Павлов П.Ю. Стоянка Шированово-II -новый памятник позднего палеолита в бассейне Верхней Камы//Каменный век Европейского Севера. Сыктывкар, 2007. С. 7-21.
Контекст: ...С двух сторон плитки глубокими гравированными линиями выделены задние ноги животного (Макаров Э.Ю., Павлов П.Ю., 2007, с. 12).

9. Мошинская В.И. Древняя скульптура Урала и Западной Сибири. М., 1976. 132 с.
10. Носкова Л.В., Шорин А.Ф. Скульптурные изображения на неолитических сосудах Кокшаровского холма//Миф и символ в прошлом и настоящем. Нижний Тагил, 2007. С. 22-27.
Контекст: ...Самая крупная коллекция происходит с Кокшаровского холма, где выявлено 57 фрагментов керамики с налепами от 49 сосудов (Носкова Л.В., Шорин А.Ф., 2007, с. 22-25).

11. Обыденнов М.Ф., Корепанов К.И. Искусство Урала и Прикамья. Ч. I: Эпоха камня и бронзы. Уфа, 1997. 91 с.
Контекст: ...Подобные скульптурные изображения известны на целом ряде палеолитических памятников Восточной и Западной Европы (Обыденнов М.Ф., Корепанов К.И., 1997, с. 16-17).

12. Петрин В.Т. Палеолитическое святилище в Игнатиевской пещере на Южном Урале. Новосибирск, 1992. 207 с.
Контекст: ...Более 50 рисунков красного и черного цвета выявлено в Игнатиевской пещере (Ямазы-Таш) (Петрин В.Т., 1992, с. 38-73).

13. Петрин В.Т., Смирнов Н.Г. Палеолитические памятники в гротах Среднего Урала и некоторые вопросы палеолитоведения Урала//Вопросы археологии Урала. Свердловск, 1977. Вып. 14. С. 56-71.
Контекст: ...Замечательным произведением палеолитического искусства является плоская скульптура кошачьего (?) хищника из грота Безымянного (Свердловская обл.), выполненная из тонкой пластинки бивня мамонта (рис. 1.-4) (Петрин В.Т., Смирнов Н.Г., 1977, с. 60).

14. Савченко С.Н. История формирования коллекции шигирских древностей в Свердловском областном краеведческом музее//120 лет археологии Восточного склона Урала. Первые чтения памяти В.Ф. Генинга. Ч. 1: Из истории уральской археологии: Духовная культура Урала: мат. науч. конф. Екатеринбург, 1999. С. 46-53.
Контекст: ...В 1997 г. по внутренним слоям скульптуры были получены радиоуглеродные даты, которые удивили всех уральских археологов - 9,5 тыс. лет назад (Савченко С.Н., 1999, с. 50-52).

15. Савченко С.Н. Кинжалы и ножи из кости и рога в шигирской коллекции Свердловского областного краеведческого музея//Каменный век лесной зоны Восточной Европы и Зауралья. М., 2005. С. 213-237.
Контекст: ...По мнению С.Н. Савченко (2005, с. 213, 224), два кинжала увенчаны зооморфными навершиями в виде стилизованных изображений головы медведя и водоплавающей птицы.

16. Савченко С.Н. Костяные наконечники стрел с пазами в Среднем Зауралье//РА. 2011. №1. С. 27-37.
Контекст: ...Большая коллекция орнаментированных наконечников представлена в Шигирской коллекции Свердловского областного краеведческого музея (Савченко С.Н., 2011).

17. Сериков Ю.Б. Произведения первобытного искусства с восточного склона Урала//Вопросы археологии Урала. Екатеринбург, 2002. Вып. 24. С. 127-150.
Контекст: ...По всей видимости, изделие изображало морду медведя в фас (Сериков Ю.Б., 2002, с. 127).

18. Сериков Ю.Б. Орнаментированные наконечники стрел эпохи мезолита с пещерного святилища на Камне Дыроватом (р. Чусовая)//Образы и сакральное пространство древних эпох. Екатеринбург, 2003. С. 73-82.
Контекст: ...Наконечники с подобным орнаментом трудно объединить в группы, все они требуют индивидуального описания (Сериков Ю.Б., 2003). 36 II. РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ ДРЕВНИХ… НАРОДОВ… В этом плане интересен орнамент на почти целом вкладышевом наконечнике.

19. Сериков Ю.Б. Использование природных форм из кости и камня в первобытном искусстве//Изобразительные памятники: стиль, эпоха, композиции: мат. темат. науч. конф. СПб., 2004. С. 58-61.
Контекст: ...Подобная скульптура с такой же подработкой была найдена и на дне Шигирского озера во время подводных археологических исследований (Сериков Ю.Б., 2004, с. 58).

20. Сериков Ю.Б. Галечные скульптуры -изобразительные символы обрядовой деятельности древнего человека//Миф и символ в прошлом и настоящем. Нижний Тагил, 2007. С. 28-39.
Контекст: ...Ее размеры 5,5?3,2 см (Сериков Ю.Б., 2007, с. 32).

21. Сериков Ю.Б. Глиняная пластика Урала в эпохи неолита-бронзы//Ученые записки НТГСПА. Общественные науки. Нижний Тагил, 2007а. С. 18-37.
Контекст: ...Ее размеры 5,5?3,2 см (Сериков Ю.Б., 2007, с. 32).

22. Сериков Ю.Б. Кремневая скульптура Урала (вопросы хронологии, происхождения и семантики)//Тверской археологический сборник. Вып. 7: Тверская земля и сопредельные территории в древности: мат. 9-11-го заседаний науч.-метод. семинара. Тверь, 2009. С. 391-410.
Контекст: ...Очертаниями хвоста они напоминают осетровых (рис. 2.-4) (Сериков Ю.Б., 2009, с. 398-399).

23. Сериков Ю.Б. Техника гравировки по камню в первобытном искусстве Урала//Памятники археологии и художественное творчество: мат. осеннего коллоквиума. Омск, 2009а. Вып. 5. С. 79-84.
Контекст: ...Очертаниями хвоста они напоминают осетровых (рис. 2.-4) (Сериков Ю.Б., 2009, с. 398-399).

24. Сериков Ю.Б. Использование красок на территории Урала в древности//Памятники археологии и художественное творчество: мат. осеннего коллоквиума. Омск, 2011. С. 80-84.
Контекст: ...Причем на одном ребре из Гарей охра нанесена поперечными полосами (Сериков Ю.Б., 2011, с. 80-81).

25. Синицын А.А. Раскрашенные плитки стоянки Талицкого//Пещерный палеолит Урала: мат. междунар. конф. Уфа, 1997. С. 86-87.
Контекст: ...На второй плитке охрой выполнены идущие под разными углами линии (Синицын А.А., 1997, с. 86-87).

26. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985. 299 с.
Контекст: ...Подобные «натуральные макеты» зверя, по мнению А.Д. Столяра (1985, с. 205), являлись одним из элементов верхнепалеолитической культуры.

27. Усачева И.В. Семиотический статус «утюжков»//Вестник археологии, антропологии и этнографии. Тюмень, 2011. №1 (14). С. 11-19.
Контекст: ...И.В. Усачева (2011, с. 13-16) фиксирует на «утюжках» Урала 36 разновидностей мотивов и 15 вариантов сюжетов орнамента.

28. Чернецов В.Н. Наскальные изображения Урала. М., 1971. 120 с.
Контекст: ...Наскальные изображения (писаницы) известны на прибрежных скалах рек Тагил, Нейва, Реж, Ирбит, Белая, Юрюзань, Уфа, Ай, Зилим, Вишера, озер Большие Аллаки, Аракуль, Аргази (Чернецов В.Н., 1971).

29. Широков В.Н. Древнейшее искусство уральских пещер. Екатеринбург, 1995. 80 с.
Контекст: ...Возраст рисунков не установлен, но предположительно их относят к эпохе мезолитанеолита (Широков В.Н., 1995, с. 44-45).

30. Щелинский В.Е. Некоторые итоги и задачи исследований пещеры Шульган-Таш (Каповой). Уфа, 1996. 25 с.
Контекст: ...Самым известным памятником с палеолитическими росписями является Капова пещера (Шульган-Таш) (Щелинский В.Е., 1996).

31. Эдинг Д.Н. Резная скульптура Урала//Труды ГИМ. М., 1940. Вып. X. 104 с.
Контекст: ...У нее вырезан такой же горбатый нос с широкими ноздрями, рельефно показан разрез пасти, кольцевой канавкой обведены глаза и также на затылке присутствует отросток от ушей (рис. 3.-9) (Эдинг Д.Н., 1940, с. 51-54).