Использование фрагментов керамики в культах и ритуалах
Основное содержание статьи
Скачивания
Данные скачивания пока недоступны.
Metrics
Загрузка метрик ...
Детали статьи
Как цитировать
Сериков , Ю. Б. (1). Использование фрагментов керамики в культах и ритуалах. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 2(2), 11-31. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2381
Выпуск
Раздел
РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ И ОБРЯДЫ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Литература
1. Берсенева Н.А. Керамические пряслица из погребений саргатской культуры//XIV Уральское археологическое совещание: Тезисы докладов. Челябинск, 1999. С. 115-117
Контекст: ...Если предположить, что керамические диски, а также их каменные и костяные аналоги, служили маховичками в лучковых приборах для добывания «священного» огня, то становится понятным их присутствие на святилищах (Сериков Ю.Б., Серикова Л.В., 2005, с. 25-26), в мужских погребениях (Берсенева Н.А., 1999, с. 115-117), в металлургических комплексах (Викторова В.Д., Непомнящая О.В., 2006, с. 130-137).
2. Берсенева Н.А., Берсенев А.Г. К проблеме функционального определения артефактов: керамические пряслица саргатской культуры//Шестые исторические чтения памяти М.П. Грязнова: Материалы всероссийской научной конференции. Омск, 2004. С. 202-204
Контекст: ...К сожалению, они не смогли выяснить что-либо определенное по поводу «пряслиц», выточенных из стенок лепных сосудов (Берсенева Н.А., Берсенев А.Г., 2004, с. 202-204).
3. Берсенева Н.А., Берсенев А.Г. Трасологические аспекты изучения керамических пряслиц//Северный Археологический Конгресс. Тезисы докладов. Екатеринбург, 2002. С. 221-222
Контекст: ...Изучив посредством микроанализа керамические «пряслица» из могильников и поселений саргатской культуры, Н.А. Берсенева и A.Г. Берсенев выяснили, что трасологически «пряслица» разбиваются на две основные группы: со следами вращения и со следами подвешивания (Берсенева Н.А., Берсенев А.Г., 2002, с. 221-222).
4. Бишони Р. Неопубликованные находки из Анау, хранящиеся в музее Пибоди (США)//СА. 1977. № 2. С. 152-161
Контекст: ...Если учесть, что «пряслица» с сюжетным орнаментом появляются в эпоху энеолита (Бишони Р., 1977, с. 159-160), а широкое распространение получают только в раннем железном веке (Викторова В.Д., 2003, с. 195), то данную находку следует признать уникальной.
5. Викторова В.Д. Пряслица в мифо -ритуальной практике народов Урала в раннем железном веке//Международное (ХУ! Уральское) археологическое совещание: Материалы международной научной конференции. Пермь, 2003. С. 194-197
Контекст: ...Закодированные тексты мифологической картины мира видит B.Д. Викторова в орнаментах, представленных на «пряслицах» иткуль-ской культуры раннего железного века (Викторова В. Д., 2003, с. 194- 197).
6. Викторова В. Д., Непомнящая О. В. «Пряслица» с памятников иткульского металлургического очага//Пятые Берсовские чтения. Екатеринбург, 2006. С. 130-143
Контекст: ...я «священного» огня, то становится понятным их присутствие на святилищах (Сериков Ю.Б., Серикова Л.В., 2005, с. 25-26), в мужских погребениях (Берсенева Н.А., 1999, с. 115-117), в металлургических комплексах (Викторова В.Д., Непомнящая О.В., 2006, с. 130-137).
7. Гейко А. В., Гавриш П. А. Об использовании обработанных фрагментов керамической посуды (по археологическим и этнографическим данным)//Интеграция археологических и этнографических исследований: Сборник научных трудов. Алматы; Омск, 2004. С. 75-76
Контекст: ...По их мнению, обточенные черепки служили фишками для детских игр (Гейко А.В., Гавриш П.А., 2004, с. 75-76).
8. Гуляева Ю.П., Коренюк С.Н. Солярная символика на изделиях ананьинской культуры (VIII-III вв. до н. э.)//Полевой симпозиум «Святилища и жертвенные места финно -угорского населения Евразии». Пермь, 1996. С. 24-26
Контекст: ...Интересно еще одно наблюдение: каменные пряслица ананьинской культуры найдены в основном на святилищах, а глиняные и керамические - на поселениях (Гуляева Ю.П., Коренюк С.Н., 1996, с. 24-26).
9. Калинина И. В. Орнаментальные композиции на мезолитических наконечниках стрел в связи с культовым характером пещеры Камень Дыроватый//Тверской археологический сборник. Вып. 6. Т. I. Тверь, 2006. С. 393-402
Контекст: ...Иногда он трактуется как знак закрытия (перекрытия) (Калинина И.В., 2006, с. 400).
10. Коренюк С. Н. Образ волка -собаки в искусстве населения Прикамья в раннем железном веке//ХУ1 Уральское археологическое совещание: Материалы международной научной конференции. Пермь, 2003. С. 203-205
Контекст: ...Несколько работ посвящено семантике образа свернувшегося хищника, изображения которого присутствуют на «пряслицах» анань-инской культуры (Коренюк С.Н., 2003, с. 204).
11. Котов В.Г. Семантика пряслиц ананьинской культуры//Международное (ХУ1 Уральское) археологическое совещание: Материалы международной научной конференции. Пермь, 2003. С. 201-202
Контекст: ...Анализируя сюжеты, изображенные на «пряслицах» ананьин-ской культуры, В.Г. Котов предполагает, что «огневое сверло символизировало собой мировую/космическую ось, под которой воспринималась мировая гора в индоиранской традиции» (Котов В.Г., 2003, с. 201202).
12. Отрощенко В. В. О функции колесовидных дисков эпохи поздней бронзы//Проблемы первобытной археологии Евразии (к 75-летию А. А. Формозова). М., 2004. С. 224-227
Контекст: ...Только в его реконструкции диск, надетый на деревянный стержень, представляет модель священного дерева (Отрощенко В.В., 2004, с. 224-227).
13. Потемкина Т.М. Древние святилища как источник исследования мировоззренческих традиций (по материалам Обь-Иртышья)//Миф, обряд и ритуальный предмет в древности. Екатеринбург-Сургут, 2007. С. 197-223
Контекст: ...Для эпохи неолита - это Кокшаровский холм (Шо-рин А.Ф., 2007) (рис. 2.-2, 4, 8-10), для энеолита - Шайтанское озеро I (Сериков Ю.Б., 2004) (рис. 2.-1, 5-7), для бронзового века - Сузгун II и Чудская Гора (Потемкина Т.М., 2007).
14. Потемкина Т.М., Корочкова О.Н., Стефанов В.И. Лесное Тоболо-Иртышье в конце эпохи бронзы. М., 1995. 152 с
Контекст: ...Некоторые видят в них своеобразные «игральные жетоны» для настольных игр (Потемкина Т.М. и др., 1995, с. 48).
15. Сериков Ю.Б. Исследование грота на камне Дождевом (р.Чусовая)//Вопросы археологии Урала. Вып. 21. Екатеринбург, 1993. С. 120-143
Контекст: ...По мнению автора, они были нашитые на штаны и играли роль своеобразных «паспортов», призванных служить показателями принадлежности к определенным группам или объединениям (Сериков Ю.Б., 1993, с. 141).
16. Сериков Ю. Б. К вопросу о сакральном и функциональном назначении так называемых пряслиц//XIII Уральское археологическое совещание. Тезисы докладов. Часть I. Уфа, 1996. С. 34-36
Контекст: ...Автор уже обращался к вопросу о функциональном и сакральном назначении «пряслиц» (Сериков Ю.Б., 1996; 2005).
17. Сериков Ю.Б. Шаманские погребения Зауралья//Вопросы археологии Урала. Вып. 23. Екатеринбург, 1998. С. 29-47
Контекст: ...Необычное использование фрагментов керамики зафиксировано в самом богатом неолитическом погребении Урала, которое автор трактует как погребение шамана (Сериков Ю.Б., 1998).
18. Сериков Ю.Б. Вторичное использование изделий предшествующих эпох//ХУ Уральское археологическое совещание. Тезисы докладов международной научной конференции. Оренбург, 2001. С. 56-57
Контекст: ...Автор неоднократно сталкивался с фактами вторичного использования изделий предшествующих эпох (Сериков Ю.Б., 2001).
19. Сериков Ю.Б. Произведения первобытного искусства с восточного склона Урала//Вопросы археологии Урала. Вып. 24. Екатеринбург, 2002. С. 127-150
Контекст: ...Поверх орнамента уже по сухой глине были прочерчены непонятные знаки, напоминающие руническое письмо (рис. 6.-6) (Сериков Ю.Б., 2002, с. 134).
20. Сериков Ю.Б. Культовый памятник нового типа на западном берегу Шайтанского озера//Ученые записки Нижнетагильской государственной социально -педагогической академии. Общественные науки. Нижний Тагил, 2004. С. 101-146
Контекст: ...Для эпохи неолита - это Кокшаровский холм (Шо-рин А.Ф., 2007) (рис. 2.-2, 4, 8-10), для энеолита - Шайтанское озеро I (Сериков Ю.Б., 2004) (рис. 2.-1, 5-7), для бронзового века - Сузгун II и Чудская Гора (Потемкина Т.М., 2007).
21. Сериков Ю. Б. К вопросу о сакральном и функциональном назначении так называемых пряслиц//Археология Урала и Западной Сибири. Екатеринбург, 2005. С. 93-101
Контекст: ...Автор уже обращался к вопросу о функциональном и сакральном назначении «пряслиц» (Сериков Ю.Б., 1996; 2005).
22. Сериков Ю. Б. Украшения древнего человека по материалам археологических памятников Урала//Памятники археологии и художественное творчество: Материалы осеннего коллоквиума. Вып. 4. Омск, 2007. С. 78-84
Контекст: ...Обычно бляшки строго индивидуальны и крайне редко образуют серии (Сериков Ю.Б., 2007, с. 78-84).
23. Сериков Ю.Б., Серикова Л.В. Святилище на вершине горы Голый Камень (Нижний Тагил). Нижний Тагил, 2005. 79 с
Контекст: ...Автор уже обращался к вопросу о функциональном и сакральном назначении «пряслиц» (Сериков Ю.Б., 1996; 2005).
24. Усачева И.В. Иррациональное в «утюжках»//XVII Уральское археологическое совещание. Материалы научной конференции. Екатеринбург-Сургут, 2007. С. 119-120
Контекст: ...Уникальными находками являются так называемые «утюжки», выполненные из фрагментов керамических сосудов (Усачева И.В., 2007, с. 119).
25. Чаиркина Н.М. Энеолит Среднего Зауралья. Екатеринбург, 2005. 312 с
Контекст: ...Там же присутствуют и законченные изделия из фрагментов липчинских сосудов, которые Н. М. Чаиркина считает шпателями (Чаиркина Н.М., 2005, с. 143, рис. 34.-1-3).
26. Черных Е.М., Тищенко И.Г. «Свернувшийся зверь» -волк, медведь, дракон? (К вопросу о появлении мотива в декоре пряслиц ананьинской культуры//Пятые Берсовские чтения. Екатеринбург, 2006. С. 125-129
Контекст: ...Разносторонний анализ этого образа приводит исследователей к мнению о солярной символике «пряслиц» и изображений на них (Черных Е.М., Тищенко И.Г., 2006, с. 125-128).
27. Шаманаев А. В., Зырянова С. Ю. Предметы культового назначения стоянки Шайтанское Озеро I//120 лет археологии восточного склона Урала. Первые чтения памяти В.Ф. Генинга. Часть 1. Из истории уральской археологии. Духовная культура Урала. Екатеринбург, 1999. С. 84-89
Контекст: ...Важно отметить, что в поверхность изделия была втерта охра (Шаманаев А.В., Зырянова С.Ю., 1999, с. 88).
28. Шилов С. Н., Маслюженко Д. Н. Энеолитическое захоронение Гладунино-3 в системе доандроновского погребального обряда//Вопросы археологии Урала. Вып. 24. Екатеринбург, 2002. С. 165-191
Контекст: ...Это погребение Гладунино-3, находящееся в Курганской обл. (Шилов С.Н., Маслюженко Д.Н., 2002, с. 166-168).
29. Шорин А. Ф. История и некоторые итоги изучения Кокшаровского холма//Проблемы археологии: Урал и Западная Сибирь (к 70-летию Т.М. Потемкиной). Курган, 2007. С. 30-42
Контекст: ...Если предположить, что керамические диски, а также их каменные и костяные аналоги, служили маховичками в лучковых приборах для добывания «священного» огня, то становится понятным их присутствие на святилищах (Сериков Ю.Б., Серикова Л.В., 2005, с. 25-26), в мужских погребениях (Берсенева Н.А., 1999, с. 115-117), в металлургических комплексах (Викторова В.Д., Непомнящая О.В., 2006, с. 130-137).
2. Берсенева Н.А., Берсенев А.Г. К проблеме функционального определения артефактов: керамические пряслица саргатской культуры//Шестые исторические чтения памяти М.П. Грязнова: Материалы всероссийской научной конференции. Омск, 2004. С. 202-204
Контекст: ...К сожалению, они не смогли выяснить что-либо определенное по поводу «пряслиц», выточенных из стенок лепных сосудов (Берсенева Н.А., Берсенев А.Г., 2004, с. 202-204).
3. Берсенева Н.А., Берсенев А.Г. Трасологические аспекты изучения керамических пряслиц//Северный Археологический Конгресс. Тезисы докладов. Екатеринбург, 2002. С. 221-222
Контекст: ...Изучив посредством микроанализа керамические «пряслица» из могильников и поселений саргатской культуры, Н.А. Берсенева и A.Г. Берсенев выяснили, что трасологически «пряслица» разбиваются на две основные группы: со следами вращения и со следами подвешивания (Берсенева Н.А., Берсенев А.Г., 2002, с. 221-222).
4. Бишони Р. Неопубликованные находки из Анау, хранящиеся в музее Пибоди (США)//СА. 1977. № 2. С. 152-161
Контекст: ...Если учесть, что «пряслица» с сюжетным орнаментом появляются в эпоху энеолита (Бишони Р., 1977, с. 159-160), а широкое распространение получают только в раннем железном веке (Викторова В.Д., 2003, с. 195), то данную находку следует признать уникальной.
5. Викторова В.Д. Пряслица в мифо -ритуальной практике народов Урала в раннем железном веке//Международное (ХУ! Уральское) археологическое совещание: Материалы международной научной конференции. Пермь, 2003. С. 194-197
Контекст: ...Закодированные тексты мифологической картины мира видит B.Д. Викторова в орнаментах, представленных на «пряслицах» иткуль-ской культуры раннего железного века (Викторова В. Д., 2003, с. 194- 197).
6. Викторова В. Д., Непомнящая О. В. «Пряслица» с памятников иткульского металлургического очага//Пятые Берсовские чтения. Екатеринбург, 2006. С. 130-143
Контекст: ...я «священного» огня, то становится понятным их присутствие на святилищах (Сериков Ю.Б., Серикова Л.В., 2005, с. 25-26), в мужских погребениях (Берсенева Н.А., 1999, с. 115-117), в металлургических комплексах (Викторова В.Д., Непомнящая О.В., 2006, с. 130-137).
7. Гейко А. В., Гавриш П. А. Об использовании обработанных фрагментов керамической посуды (по археологическим и этнографическим данным)//Интеграция археологических и этнографических исследований: Сборник научных трудов. Алматы; Омск, 2004. С. 75-76
Контекст: ...По их мнению, обточенные черепки служили фишками для детских игр (Гейко А.В., Гавриш П.А., 2004, с. 75-76).
8. Гуляева Ю.П., Коренюк С.Н. Солярная символика на изделиях ананьинской культуры (VIII-III вв. до н. э.)//Полевой симпозиум «Святилища и жертвенные места финно -угорского населения Евразии». Пермь, 1996. С. 24-26
Контекст: ...Интересно еще одно наблюдение: каменные пряслица ананьинской культуры найдены в основном на святилищах, а глиняные и керамические - на поселениях (Гуляева Ю.П., Коренюк С.Н., 1996, с. 24-26).
9. Калинина И. В. Орнаментальные композиции на мезолитических наконечниках стрел в связи с культовым характером пещеры Камень Дыроватый//Тверской археологический сборник. Вып. 6. Т. I. Тверь, 2006. С. 393-402
Контекст: ...Иногда он трактуется как знак закрытия (перекрытия) (Калинина И.В., 2006, с. 400).
10. Коренюк С. Н. Образ волка -собаки в искусстве населения Прикамья в раннем железном веке//ХУ1 Уральское археологическое совещание: Материалы международной научной конференции. Пермь, 2003. С. 203-205
Контекст: ...Несколько работ посвящено семантике образа свернувшегося хищника, изображения которого присутствуют на «пряслицах» анань-инской культуры (Коренюк С.Н., 2003, с. 204).
11. Котов В.Г. Семантика пряслиц ананьинской культуры//Международное (ХУ1 Уральское) археологическое совещание: Материалы международной научной конференции. Пермь, 2003. С. 201-202
Контекст: ...Анализируя сюжеты, изображенные на «пряслицах» ананьин-ской культуры, В.Г. Котов предполагает, что «огневое сверло символизировало собой мировую/космическую ось, под которой воспринималась мировая гора в индоиранской традиции» (Котов В.Г., 2003, с. 201202).
12. Отрощенко В. В. О функции колесовидных дисков эпохи поздней бронзы//Проблемы первобытной археологии Евразии (к 75-летию А. А. Формозова). М., 2004. С. 224-227
Контекст: ...Только в его реконструкции диск, надетый на деревянный стержень, представляет модель священного дерева (Отрощенко В.В., 2004, с. 224-227).
13. Потемкина Т.М. Древние святилища как источник исследования мировоззренческих традиций (по материалам Обь-Иртышья)//Миф, обряд и ритуальный предмет в древности. Екатеринбург-Сургут, 2007. С. 197-223
Контекст: ...Для эпохи неолита - это Кокшаровский холм (Шо-рин А.Ф., 2007) (рис. 2.-2, 4, 8-10), для энеолита - Шайтанское озеро I (Сериков Ю.Б., 2004) (рис. 2.-1, 5-7), для бронзового века - Сузгун II и Чудская Гора (Потемкина Т.М., 2007).
14. Потемкина Т.М., Корочкова О.Н., Стефанов В.И. Лесное Тоболо-Иртышье в конце эпохи бронзы. М., 1995. 152 с
Контекст: ...Некоторые видят в них своеобразные «игральные жетоны» для настольных игр (Потемкина Т.М. и др., 1995, с. 48).
15. Сериков Ю.Б. Исследование грота на камне Дождевом (р.Чусовая)//Вопросы археологии Урала. Вып. 21. Екатеринбург, 1993. С. 120-143
Контекст: ...По мнению автора, они были нашитые на штаны и играли роль своеобразных «паспортов», призванных служить показателями принадлежности к определенным группам или объединениям (Сериков Ю.Б., 1993, с. 141).
16. Сериков Ю. Б. К вопросу о сакральном и функциональном назначении так называемых пряслиц//XIII Уральское археологическое совещание. Тезисы докладов. Часть I. Уфа, 1996. С. 34-36
Контекст: ...Автор уже обращался к вопросу о функциональном и сакральном назначении «пряслиц» (Сериков Ю.Б., 1996; 2005).
17. Сериков Ю.Б. Шаманские погребения Зауралья//Вопросы археологии Урала. Вып. 23. Екатеринбург, 1998. С. 29-47
Контекст: ...Необычное использование фрагментов керамики зафиксировано в самом богатом неолитическом погребении Урала, которое автор трактует как погребение шамана (Сериков Ю.Б., 1998).
18. Сериков Ю.Б. Вторичное использование изделий предшествующих эпох//ХУ Уральское археологическое совещание. Тезисы докладов международной научной конференции. Оренбург, 2001. С. 56-57
Контекст: ...Автор неоднократно сталкивался с фактами вторичного использования изделий предшествующих эпох (Сериков Ю.Б., 2001).
19. Сериков Ю.Б. Произведения первобытного искусства с восточного склона Урала//Вопросы археологии Урала. Вып. 24. Екатеринбург, 2002. С. 127-150
Контекст: ...Поверх орнамента уже по сухой глине были прочерчены непонятные знаки, напоминающие руническое письмо (рис. 6.-6) (Сериков Ю.Б., 2002, с. 134).
20. Сериков Ю.Б. Культовый памятник нового типа на западном берегу Шайтанского озера//Ученые записки Нижнетагильской государственной социально -педагогической академии. Общественные науки. Нижний Тагил, 2004. С. 101-146
Контекст: ...Для эпохи неолита - это Кокшаровский холм (Шо-рин А.Ф., 2007) (рис. 2.-2, 4, 8-10), для энеолита - Шайтанское озеро I (Сериков Ю.Б., 2004) (рис. 2.-1, 5-7), для бронзового века - Сузгун II и Чудская Гора (Потемкина Т.М., 2007).
21. Сериков Ю. Б. К вопросу о сакральном и функциональном назначении так называемых пряслиц//Археология Урала и Западной Сибири. Екатеринбург, 2005. С. 93-101
Контекст: ...Автор уже обращался к вопросу о функциональном и сакральном назначении «пряслиц» (Сериков Ю.Б., 1996; 2005).
22. Сериков Ю. Б. Украшения древнего человека по материалам археологических памятников Урала//Памятники археологии и художественное творчество: Материалы осеннего коллоквиума. Вып. 4. Омск, 2007. С. 78-84
Контекст: ...Обычно бляшки строго индивидуальны и крайне редко образуют серии (Сериков Ю.Б., 2007, с. 78-84).
23. Сериков Ю.Б., Серикова Л.В. Святилище на вершине горы Голый Камень (Нижний Тагил). Нижний Тагил, 2005. 79 с
Контекст: ...Автор уже обращался к вопросу о функциональном и сакральном назначении «пряслиц» (Сериков Ю.Б., 1996; 2005).
24. Усачева И.В. Иррациональное в «утюжках»//XVII Уральское археологическое совещание. Материалы научной конференции. Екатеринбург-Сургут, 2007. С. 119-120
Контекст: ...Уникальными находками являются так называемые «утюжки», выполненные из фрагментов керамических сосудов (Усачева И.В., 2007, с. 119).
25. Чаиркина Н.М. Энеолит Среднего Зауралья. Екатеринбург, 2005. 312 с
Контекст: ...Там же присутствуют и законченные изделия из фрагментов липчинских сосудов, которые Н. М. Чаиркина считает шпателями (Чаиркина Н.М., 2005, с. 143, рис. 34.-1-3).
26. Черных Е.М., Тищенко И.Г. «Свернувшийся зверь» -волк, медведь, дракон? (К вопросу о появлении мотива в декоре пряслиц ананьинской культуры//Пятые Берсовские чтения. Екатеринбург, 2006. С. 125-129
Контекст: ...Разносторонний анализ этого образа приводит исследователей к мнению о солярной символике «пряслиц» и изображений на них (Черных Е.М., Тищенко И.Г., 2006, с. 125-128).
27. Шаманаев А. В., Зырянова С. Ю. Предметы культового назначения стоянки Шайтанское Озеро I//120 лет археологии восточного склона Урала. Первые чтения памяти В.Ф. Генинга. Часть 1. Из истории уральской археологии. Духовная культура Урала. Екатеринбург, 1999. С. 84-89
Контекст: ...Важно отметить, что в поверхность изделия была втерта охра (Шаманаев А.В., Зырянова С.Ю., 1999, с. 88).
28. Шилов С. Н., Маслюженко Д. Н. Энеолитическое захоронение Гладунино-3 в системе доандроновского погребального обряда//Вопросы археологии Урала. Вып. 24. Екатеринбург, 2002. С. 165-191
Контекст: ...Это погребение Гладунино-3, находящееся в Курганской обл. (Шилов С.Н., Маслюженко Д.Н., 2002, с. 166-168).
29. Шорин А. Ф. История и некоторые итоги изучения Кокшаровского холма//Проблемы археологии: Урал и Западная Сибирь (к 70-летию Т.М. Потемкиной). Курган, 2007. С. 30-42