Прообраз варуны на кинжале из Сеймы

Основное содержание статьи

И.В. Ковтун Email: dashkovskiy@fpn.asu.ru

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Ковтун, И. (1). Прообраз варуны на кинжале из Сеймы. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 6(6), 18-35. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2301
Раздел
РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ

Литература

1. Абаев В.И. К вопросу о прародине и древнейших миграциях индоиранских народов//Древний Восток и античный мир: сб. ст. М., 1972. С. 26-37.
Контекст: ...Мордовское azor или azoro -«господин», соответствует др.-инд. asura - «божество», «демон», «господин, хозяин» (Абаев В.И., 1972, с. 28; Барроу Т., 1976, с. 28).

2. Абаев В.И. Миф и история в Гатах Зороастра//Избранные труды: Религия, фольклор, литература. Владикавказ, 1990. С. 52-70.
Контекст: ...Поэтому неоднократно отмечавшийся параллелизм ведийского Варуны и авестийского Ахура-Мазды восходит к индоиранскому состоянию (Macdonell A. A., 1897, p. 8, 28; Чаттопадхьяя Д., 1961, с. 678; Овсянико-Куликовский Д.Н., 1962, с. 147; Дюмезиль Ж., 1986, с. 85-86; Абаев В.И., 1990, с. 55; Лелеков Л.А., 1978, с. 194).

3. Анисимов А.Ф. Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных верований. М.; Л., 1958. 235 с.
Контекст: ...Как сообщает автор наблюдения: «...они изображали шаманское дерево верхнего мира, которое, по представлениям эвенков, растет корнями вверх, в сторону верхней земли, а вершиною обращено к людям, в средний мир» (Анисимов А.Ф., 1958, с. 194; Топоров В.Н., 2010, с. 217).

4. Атхарваведа (Шаунака): в 3 т./Ин-т востоковедения. М., 2005. Т. I. кн. I-VII. 573 с.
5. Атхарваведа (Шаунака): в 3 т./Ин-т востоковедения. М., 2007. Т. II. кн. VIII-XII. 293 с.
6. Барроу Т. Санскрит. М., 1976. 411 с.
Контекст: ...Мордовское azor или azoro -«господин», соответствует др.-инд. asura - «божество», «демон», «господин, хозяин» (Абаев В.И., 1972, с. 28; Барроу Т., 1976, с. 28).

7. Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. М., 1983. 206 с.
Контекст: ...Культ сомы/хаомы (хаумы) возник еще в индоиранский - общеарийский период (В. Вюст, М. Винтерниц) (Macdonell A.A., 1897, p. 68, 113-114; Бонгард-Левин Г.М., Гран-товский Э.А., 1983, с. 113; Елизаренкова Т.Я., 1999а, с. 324), предшествовавший сейминско-турбинской эпохе и кинжалу галичско-го типа из Сеймы.

8. Быконя В.В. Мифические предки в культуре селькупского этноса (по лингвистическим данным)//Вестник ТГПУ. 2011. Вып. 3 (105). С. 133-139.
Контекст: ...Представление о перевернутом Мировом дереве сохраняется в поздневедийских источниках и представлено в мифологиях некоторых сибирских народов: эвенков, селькупов и якутов (Кёйпер Ф.Б.Я., 1986, с. 159; Топоров В.Н., 2010, с. 216-217, 247; Быконя В.В., 2011, с. 135; Атхарваведа (Шаунака), II. 7. 3; Катха Упанишада, II. 3. 1; Майтри Упанишада, VI. 4).

9. Василевич Г.М. О культе медведя у эвенков//Религиозные представления и обряды у народов Сибири в XIX -начале XX в. Л., 1971. С. 150-169.
Контекст: ...В другом плаще, из шкуры дикого оленя, производились камлания без кровавой жертвы, вместе с плащом называвшиеся угиник тэкэнип, т.е. букв. - «корни сверху» (Василевич Г.М., 1971, с. 165).

10. Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Индоевропейский язык и индоевропейцы: реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и пракультуры. Тбилиси, 1984. Т. I-II. 1328 с.
Контекст: ...В архаических мифах образ Змея действительно связан с Нижним миром и приурочен к низу, к корням Мирового дерева, но одна из его важнейших функций -это соединение Неба и Земли (Гамкрелидзе Т.В., 1984, с. 527; Иванов В.В., 1994, с. 470).

11. Гемуев И.Н. Мировоззрение манси: Дом и Космос. Новосибирск, 1990. 232 с.
Контекст: ...Известно, что Варуне функционально близок угорский Нуми-Торум (Кузьмина Е.Е., 1997, с. 186), взывая к которому, ханты после жертвоприношения оленя забрасывали на дерево аркан, полагая, что бог «привяжет» к нему такого же испрашиваемого зверя (Гемуев И.Н., 1990, с. 175).

12. Гиндин Л. А. Некоторые ареальные характеристики хеттского, I//Этимология. 1970. М., 1972. С. 272-321.
13. Головнёв А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург, 1995. 606 с.
Контекст: ...Параллели таким смысловым значениям обнаруживаются у туруханских селькупов, называющих следы молнии на стволах деревьев в Змеином лесу - «великие змеи» (Головнёв А.В., 1995, с. 524).

14. Гринцер П.А. Шеша//Мифы народов мира. М., 1994. Т. 2. С. 642.
Контекст: ...Его обернули вокруг Мировой горы Мандары, которую выдернули из земли и раскручивают как гигантскую мутовку, взбивая океан (Гринцер П. А., 1994, с. 642; Не-велева С.Л., 1996, с. 114; Темкин Э.Н., 2000, с. 111-116).

15. Дандекар Р.Н. От вед к индуизму: эволюционирующая мифология. М., 2002. 286 с.
Контекст: ...Соперничество «новой религии Индры» с древней «религией Варуны» и замещение-вытеснение первым последнего, вслед за Р. Ротом, У.Д. Уитни, А.Э. Макдонеллом (Macdonell A.A., 1897, p. 20) и А.Б. Кейтсом констатировали и индийские исследователи (Чаттопадхьяя Д., 1961, с. 572, 678-679; Дандекар Р.Н., 2002, с. 118; Радхакришнан С., 2008, с. 55).

16. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М., 1986. 235 с.
Контекст: ...Его эпитет - «гад» или «гадюка», а имена Вритра и Варуна восходят к общей этимологии, оба персонажа связаны со «скованными водами», объединены способностью сковывать-свя-зывать людей и воды (Дюмезиль Ж., 1986, с. 213; Элиаде М., 1998, с. 143; 1999, с. 77-78, 380, 389-390; 2009, с. 252-253), а также с присущей им ночной природой.

17. Елизаренкова Т.Я. Аорист в «Ригведе». М., 1960. 152 с.
Контекст: ...Имя же Варуны, возможно (?), заимствовано из языка переднеазиатского народа, с которым индоарии когда-то соприкасались (Елизаренкова Т.Я., 1960, с. 10; Чаттопадхьяя Д., 1961, с. 678; Иванов В.В., 1974, с. 5, 38; Невелева С.Л., 1975, с. 73; Лелеков Л.А., 1980, с. 121; Дюмезиль Ж., 1986, с. 86; Кёйпер Ф.Б.Я., 1986, с. 48, 75; Эрман В.Г., 1996, с. 113; Элиаде М., 1999, с. 100; Дандекар Р.Н., 2002, с. 22, 118; Элиаде М., 2009, с. 248-249).

18. Елизаренкова Т.Я. Ведийский язык. М., 1987. 181 с.
Контекст: ...При этом именно Варуна (иногда с Митрой) является залогом устойчивости и стабильности троичного мироздания, что отражено уже в древнейшей части Ригведы, общепризнанно включающей так называемые фамильные мандалы со II по VII (Елизаренкова Т.Я., 1987, с. 10-11; 1989, с. 474): Я сделал набухшими текучие воды, Я поддержал небо в сидении закона.

19. Елизаренкова Т.Я. «Ригведа» -великое начало индийской литературы и культуры//Ригведа. Мандалы. I-IV. Приложения. М., 1989. С. 426-543.
Контекст: ...Варуна держит перевернутое Мировое дерево корнями вверх, а его ветви или указанные корни, свисающие вниз, - это солнечные лучи (см. краткий обзор: Елизаренкова Т.Я., 1989а, с. 557).

20. Елизаренкова Т.Я. Примечания//Ригведа. Мандалы. I-IV. Приложения. М., 1989а. С. 544-757.
Контекст: ...Варуна держит перевернутое Мировое дерево корнями вверх, а его ветви или указанные корни, свисающие вниз, - это солнечные лучи (см. краткий обзор: Елизаренкова Т.Я., 1989а, с. 557).

21. Елизаренкова Т.Я. Мир идей ариев Ригведы//Ригведа. Мандалы V-VIII. 2-е изд., испр. Приложения. М., 1999. С. 452-486.
Контекст: ...Примечательно, что и Варуна, обитающий в нижнем конце мировой оси, поддерживает Мировое дерево - дерево жизни (Кёйпер Ф.Б.Я., 1986, с. 159; Елизаренкова Т.Я., 1999, с. 477): В бездонном (пространстве) царь Варуна с чистой силой действия Держит прямо вершину дерева. (Ветви) направлены вниз.

22. Елизаренкова Т.Я. О Соме в Ригведе//Ригведа. Мандалы. IX-X. Приложения. М., 1999а. С. 323-353.
Контекст: ...Примечательно, что и Варуна, обитающий в нижнем конце мировой оси, поддерживает Мировое дерево - дерево жизни (Кёйпер Ф.Б.Я., 1986, с. 159; Елизаренкова Т.Я., 1999, с. 477): В бездонном (пространстве) царь Варуна с чистой силой действия Держит прямо вершину дерева. (Ветви) направлены вниз.

23. Елизаренкова Т.Я. Комментарий//Атхарваведа (Шаунака): в 3 т./Ин-т востоковедения. М., 2005. Т. 1, кн. I-VII. С. 375-569.
Контекст: ...Небезынтересно, что один из змеиных эпитетов Сомы - «удав», образован от корня со значением «обвивать», «обхватывать» (Елизаренкова Т.Я., 2005, с. 423), буквально передающим действие змеи сейминского кинжала.

24. Елизаренкова Т.Я., Топоров В.Н. Древнеиндийская поэтика и ее индоевропейские истоки//Литература и культура древней и средневековой Индии. М., 1979. С. 36-88.
Контекст: ...Так, ведийскому композиту Митра-Варуна в Авесте соответствует Митра-Ахура, Ахура-Митра (Гиндин Л.А., 1972, с. 297; Елизаренкова Т.Я., 1979, с. 52).

25. Иванов В.В. Змей//Мифы народов мира. М., 1994. Т. 1. С. 468471.
Контекст: ...В архаических мифах образ Змея действительно связан с Нижним миром и приурочен к низу, к корням Мирового дерева, но одна из его важнейших функций -это соединение Неба и Земли (Гамкрелидзе Т.В., 1984, с. 527; Иванов В.В., 1994, с. 470).

26. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. М., 1974. 342 с.
Контекст: ...Для индоевропейских и ряда других традиций мотив Змея у корней Мирового дерева универсален, так же как и местонахождение его божественного противника, приуроченное к верху, горе, вершине и т.п., включая вершину трехчастного Мирового дерева (Иванов В.В., 1974, с. 5, 38).

27. Кёйпер Ф.Б.Я. Труды по ведийской мифологии. М., 1986. 196 с.
Контекст: ...Так древнеиндийский Мировой Змей - Шеша -представлялся держащим на себе землю, поддерживая снизу мировую ось (Кёйпер Ф.Б.Я., 1986, с. 159).

28. Ковтун И.В. Змея в змее//Религия в истории народов России и Центральной Азии. Барнаул, 2011. С. 109-111.
Контекст: ...Аналогичную Л-об-разную форму имеет и «купол» галичского кинжала, отделяющий фигурку змеи от змееголового навершия (Ковтун И.В., 2011, с. 109, рис. 1.-1; с. 111).

29. Кузьмина Е.Е. Финно-угры и индоиранцы: динамика культурных связей//Балто-славянские исследования 1988-1996. М., 1997. С. 184-190.
30. Лазаретов И.П. Клад каменных орудий с окуневским изваянием//Труды III (XIX) Всероссийского археологического съезда. СПб.; М.; Великий Новгород, 2011. Т. 1. С. 240-242.
Контекст: ...Небезынтересное соответствие усматривается между подобным семантическим планом ведийского козла-однонога и каменным культовым жезлом-терочником с уникальным навершием в виде головы козла из окуневского могильника Красный Камень (Лазаретов И.П., 2011, с. 241, рис. 1).

31. Лелеков Л. А. Современное состояние и тенденции зарубежной авестологии//НАА. 1978. №2. С. 189-207.
Контекст: ...Поэтому неоднократно отмечавшийся параллелизм ведийского Варуны и авестийского Ахура-Мазды восходит к индоиранскому состоянию (Macdonell A. A., 1897, p. 8, 28; Чаттопадхьяя Д., 1961, с. 678; Овсянико-Куликовский Д.Н., 1962, с. 147; Дюмезиль Ж., 1986, с. 85-86; Абаев В.И., 1990, с. 55; Лелеков Л.А., 1978, с. 194).

32. Лелеков Л.А. Проблема индоиранских аналогий к явлениям скифской культуры//Скифо-сибирское культурно-историческое единство. Кемерово, 1980. С. 118-125.
Контекст: ...Имя же Варуны, возможно (?), заимствовано из языка переднеазиатского народа, с которым индоарии когда-то соприкасались (Елизаренкова Т.Я., 1960, с. 10; Чаттопадхьяя Д., 1961, с. 678; Иванов В.В., 1974, с. 5, 38; Невелева С.Л., 1975, с. 73; Лелеков Л.А., 1980, с. 121; Дюмезиль Ж., 1986, с. 86; Кёйпер Ф.Б.Я., 1986, с. 48, 75; Эрман В.Г., 1996, с. 113; Элиаде М., 1999, с. 100; Дандекар Р.Н., 2002, с. 22, 118; Элиаде М., 2009, с. 248-249).

33. Леонтьев С.Н. Памятник окуневской культуры курган Черновая-XI//Археология, этнография и антропология Евразии. 2001. №4 (8). С. 116-123.
Контекст: ...Свидетельства связи сейминско-турбинского и окуневского комплексов известны (Леонтьев С.Н., 2001, с. 118-122; 2002, с. 181-183).

34. Леонтьев С.Н. К вопросу о сейминско-турбинской традиции на Среднем Енисее//Степи Евразии в древности и средневековье: мат. междунар. науч. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения М.П. Гряз-нова. СПб., 2002. Кн. I. С. 181-183.
Контекст: ...Свидетельства связи сейминско-турбинского и окуневского комплексов известны (Леонтьев С.Н., 2001, с. 118-122; 2002, с. 181-183).

35. Мелетинский Е.М. Мифы древнего мира в сравнительном освещении//Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. М., 1971. С. 68-133.
Контекст: ...Симптоматично, что аналогичное пересечение антропоморфного и вегетативного иерофанических классов, сравнимое с поливалентностью языковых единиц Ригведы (Огибенин Б.Л., 1968, с. 62; критику см.: Мелетинский Е.М., 1971, с. 96), обнаруживается и в мифологии самодийцев.

36. Младшая Эдда. М., 1994. 254 с.
Контекст: ...В скандинавской мифологии аналогичная функция присуща Змею Мидгарда - Ёрмунганду, живущему в океане и опоясывающему всю землю (Иванов В.В., 1994, с. 470): «...и так вырос Змей, что, посреди моря лежа, всю землю опоясал и кусает себя за хвост» (Младшая Эдда, 1994, с. 48).

37. Овсянико-Куликовский Д.Н. Религия индусов в эпоху вед//Избранные труды русских индологов-филологов. М., 1962. С. 144-173.
Контекст: ...Еще в XIX в. ведийские тексты именовались «заклинатель-ными формулами» (Овсянико-Куликовский Д.Н., 1962, с. 151).

38. Огибенин Б.Л. Структура мифологических текстов «Ригведы» (Ведийская космогония). М., 1968. 115 с.
Контекст: ...Бинарность такого антроповегетативного композита соответствует семиотической эквивалентности Мировому дереву ведийского Пуруши (Огибенин Б.Л., 1968, с. 62).

39. Радхакришнан С. Индийская философия. М., 2008. 1007 с.
Контекст: ...Варуны» и замещение-вытеснение первым последнего, вслед за Р. Ротом, У.Д. Уитни, А.Э. Макдонеллом (Macdonell A.A., 1897, p. 20) и А.Б. Кейтсом констатировали и индийские исследователи (Чаттопадхьяя Д., 1961, с. 572, 678-679; Дандекар Р.Н., 2002, с. 118; Радхакришнан С., 2008, с. 55).

40. Редеи К. Древнейшие индоевропейские заимствования в уральских языках//Балто-славянские исследования 1988-1996. М., 1997. С. 141-155.
41. Ригведа. Мандалы I-IV. М., 1989. 767 с.
42. Ригведа. Мандалы V-VIII. 2-е изд., испр. М., 1999. 743 с.
43. Ригведа. Мандалы IX-X. М., 1999. 559 с.
44. Студзицкая С.В. Некоторые мотивы древнего искусства лесной Евразии: (семантический аспект)//МИФ 7. София, 2001. С. 172-190. Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы Древней Индии. М., 2000. 560 с.
Контекст: ...С.В. Студзицкая (2001, с. 177) полагает, что в сочетании образов лося и змеи на сейминском, а также пермском кинжалах: «...лось символизирует верхний мир, солнце, а змея - нижний мир, подземное «царство» мертвых».

45. Топоров В.Н. Аджа Экапад//Мифы народов мира. М., 1994. Т. 1. С. 44.
Контекст: ...Еще один ведийский «змей глубин» - Ахи Будх-нья, в своих истоках идентичный с Вритрой, также не ограничивается хтоническим «низом» и причастен к иным сферам мироздания и их обитателям: «...к небу и земле, солнцу и месяцу, горам, растениям, животным» (Топоров В.Н., 1994, с. 137).

46. Топоров В.Н. «Мировое дерево»: опыт семиотической интерпретации//Мировое дерево: Универсальные знаковые комплексы. М., 2010. Т. 1. С. 210-262.
Контекст: ...Представление о перевернутом Мировом дереве сохраняется в поздневедийских источниках и представлено в мифологиях некоторых сибирских народов: эвенков, селькупов и якутов (Кёйпер Ф.Б.Я., 1986, с. 159; Топоров В.Н., 2010, с. 216-217, 247; Быконя В.В., 2011, с. 135; Атхарваведа (Шаунака), II. 7. 3; Катха Упанишада, II. 3. 1; Майтри Упанишада, VI. 4).

47. Упанишады: в 3-х кн. М., 1992. Кн. 2. 336 с.
48. Чаттопадхьяя Д. Локаята даршана. История индийского материализма. М., 1961. 736 с.
Контекст: ...Соперничество «новой религии Индры» с древней «религией Варуны» и замещение-вытеснение первым последнего, вслед за Р. Ротом, У.Д. Уитни, А.Э. Макдонеллом (Macdonell A.A., 1897, p. 20) и А.Б. Кейтсом констатировали и индийские исследователи (Чаттопадхьяя Д., 1961, с. 572, 678-679; Дандекар Р.Н., 2002, с. 118; Радхакришнан С., 2008, с. 55).

49. Членова Н.Л. Археологические материалы к вопросу об иранцах доскифской эпохи и индоиранцах//СА. 1984. №1. С. 88-103.
Контекст: ...Т.В. Гамкрелидзе и В.В. Иванов, как и Т. Барроу, добавляют к этому мансийское ater, oter - «князь», которое Т. Барроу переводит как «герой» (Барроу Т., 1976, с. 28), но вслед за А. Йоки относит его к раннеиранскому заимствованию в финно-угорском (Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В., 1984, с. 923; Членова Н.Л., 1984, с. 98).

50. Шер Я.А. Петроглифы -древнейший изобразительный фольклор//Наскальное искусство Азии. Кемерово, 1997. Вып. 2. С. 28-35.
Контекст: ...В этот дописьменный период словесные мифопоэтические формулы могли воплощаться и закрепляться в своих изобразительных эквивалентах (Шер Я.А., 1997, с. 29).

51. Элиаде М. Миф о воссоединении//Азиатская алхимия: сб. эссе. М., 1998. С. 273-323.
Контекст: ...По мнению М. Элиаде, такое смысловое совпадение противоположностей в божестве характерно уже для ведийского периода, а позднее приобретает аллегорические формы, например, в виде Гаруды и наги, - орла со змеей в когтях (Элиаде М., 1998, с. 295-296).

52. Элиаде М. Избранные сочинения: очерки сравнительного религиоведения. М., 1999. 488 с.
Контекст: ...Отсюда же проистекает и неочевидная змеиная природа некоторых, главным образом, древнейших ведийских божественных персонажей (Элиаде М., 1998, с. 290-292; 1999, с. 145-146, 380, 389-390; 2009, с. 252-254).

53. Элиаде М. История веры и религиозных идей: от каменного века до элевсинских мистерий. М., 2009. 622 с.
Контекст: ...Индра убивает «перворожденного из драконов» - Вритру (Ригведа, I. 32. 3, 4), накрывшего собой дом своего отца-создателя Тваштара, где и находились Небо, Земля и Воды (Элиаде М., 2009, с. 257), т.е. всё сущее: «Он убил дракона, что покоился на горе». (Ригведа, I. 32. 2).

54. Эрман В.Г. Очерк истории ведийской литературы. М., 1980. 231 с.
Контекст: ...Именно древнейшее смысловое значение, заимствованной финно-уграми индоиранской и индоарийской вокабулы - «асура», определяет змеиность Варуны и его отождествление с Вритрой (Элиаде М., 2009, с. 249; Эрман В.Г., 1980, с. 90).

55. Эрман В.Г. Варуна//Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: словарь. М., 1996. С. 113.
Контекст: ...Змея - противника демиурга (Иванов В.В., 1974, с. 5, 38), в дове-дийский период являлся божеством хаоса и космических вод, находящихся под землей, а позднее стал хранителем космического закона (Кёйпер Ф.Б.Я., 1986, с. 48, 75; Эрман В.Г., 1996, с. 113).

56. Macdonell A.A. Vedic mythology. Strassburg, 1897. 189 p.
Контекст: ...Соперничество «новой религии Индры» с древней «религией Варуны» и замещение-вытеснение первым последнего, вслед за Р. Ротом, У.Д. Уитни, А.Э. Макдонеллом (Macdonell A.A., 1897, p. 20) и А.Б. Кейтсом констатировали и индийские исследователи (Чаттопадхьяя Д., 1961, с. 572, 678-679; Дандекар Р.Н., 2002, с. 118; Радхакришнан С., 2008, с. 55).

57. Sarianidi V. Necropolis of Gonur. Athens, 2007. 339 p.
Контекст: ...Содержательной параллелью подобного сюжетного мотива представляются три витка-кольца змеиной пары с общим телом, составляющем скульптурную рукоять кинжала из некрополя Гонур в Бактрийско-Маргианском археологическом комплексе (см. по: Sarianidi V., 2007, p. 82, fig. 75).

58. The Satapatha-Brahmana. According to the text of the Madhyandina school. Part V. Books XI, XII, XIII, and XIV//The sacred books of the east. Oxford, 1900. Vol. XLIV. 596 + 8 p.