ПРООБРАЗ ВАРУНЫ НА КИНЖАЛЕ ИЗ СЕЙМЫ

Основное содержание статьи

КОВТУН И.В.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
И.В., К. (1). ПРООБРАЗ ВАРУНЫ НА КИНЖАЛЕ ИЗ СЕЙМЫ. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 6(6), 18-35. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2301
Раздел
РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ

Литература

1. Абаев В.И. К вопросу о прародине и древнейших миграциях индоиранских народов//Древний Восток и античный мир: сб. ст. М., 1972. С. 26-37.
Контекст: ...Мордовское azor или azoro -«господин», соответствует др.-инд. asura - «божество», «демон», «господин, хозяин» (Абаев В.И., 1972, с. 28; Барроу Т., 1976, с. 28).

2. Абаев В.И. Миф и история в Гатах Зороастра//Избранные труды: Религия, фольклор, литература. Владикавказ, 1990. С. 52-70.
Контекст: ...Поэтому неоднократно отмечавшийся параллелизм ведийского Варуны и авестийского Ахура-Мазды восходит к индоиранскому состоянию (Macdonell A. A., 1897, p. 8, 28; Чаттопадхьяя Д., 1961, с. 678; Овсянико-Куликовский Д.Н., 1962, с. 147; Дюмезиль Ж., 1986, с. 85-86; Абаев В.И., 1990, с. 55; Лелеков Л.А., 1978, с. 194).

3. Анисимов А.Ф. Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных верований. М.; Л., 1958. 235 с.
Контекст: ...Как сообщает автор наблюдения: «...они изображали шаманское дерево верхнего мира, которое, по представлениям эвенков, растет корнями вверх, в сторону верхней земли, а вершиною обращено к людям, в средний мир» (Анисимов А.Ф., 1958, с. 194; Топоров В.Н., 2010, с. 217).

4. Атхарваведа (Шаунака): в 3 т./Ин-т востоковедения. М., 2005. Т. I. кн. I-VII. 573 с.
5. Атхарваведа (Шаунака): в 3 т./Ин-т востоковедения. М., 2007. Т. II. кн. VIII-XII. 293 с.
6. Барроу Т. Санскрит. М., 1976. 411 с.
Контекст: ...Мордовское azor или azoro -«господин», соответствует др.-инд. asura - «божество», «демон», «господин, хозяин» (Абаев В.И., 1972, с. 28; Барроу Т., 1976, с. 28).

7. Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. М., 1983. 206 с.
Контекст: ...Культ сомы/хаомы (хаумы) возник еще в индоиранский - общеарийский период (В. Вюст, М. Винтерниц) (Macdonell A.A., 1897, p. 68, 113-114; Бонгард-Левин Г.М., Гран-товский Э.А., 1983, с. 113; Елизаренкова Т.Я., 1999а, с. 324), предшествовавший сейминско-турбинской эпохе и кинжалу галичско-го типа из Сеймы.

8. Быконя В.В. Мифические предки в культуре селькупского этноса (по лингвистическим данным)//Вестник ТГПУ. 2011. Вып. 3 (105). С. 133-139.
Контекст: ...Представление о перевернутом Мировом дереве сохраняется в поздневедийских источниках и представлено в мифологиях некоторых сибирских народов: эвенков, селькупов и якутов (Кёйпер Ф.Б.Я., 1986, с. 159; Топоров В.Н., 2010, с. 216-217, 247; Быконя В.В., 2011, с. 135; Атхарваведа (Шаунака), II. 7. 3; Катха Упанишада, II. 3. 1; Майтри Упанишада, VI. 4).

9. Василевич Г.М. О культе медведя у эвенков//Религиозные представления и обряды у народов Сибири в XIX -начале XX в. Л., 1971. С. 150-169.
Контекст: ...В другом плаще, из шкуры дикого оленя, производились камлания без кровавой жертвы, вместе с плащом называвшиеся угиник тэкэнип, т.е. букв. - «корни сверху» (Василевич Г.М., 1971, с. 165).

10. Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Индоевропейский язык и индоевропейцы: реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и пракультуры. Тбилиси, 1984. Т. I-II. 1328 с.
Контекст: ...В архаических мифах образ Змея действительно связан с Нижним миром и приурочен к низу, к корням Мирового дерева, но одна из его важнейших функций -это соединение Неба и Земли (Гамкрелидзе Т.В., 1984, с. 527; Иванов В.В., 1994, с. 470).

11. Гемуев И.Н. Мировоззрение манси: Дом и Космос. Новосибирск, 1990. 232 с.
Контекст: ...Известно, что Варуне функционально близок угорский Нуми-Торум (Кузьмина Е.Е., 1997, с. 186), взывая к которому, ханты после жертвоприношения оленя забрасывали на дерево аркан, полагая, что бог «привяжет» к нему такого же испрашиваемого зверя (Гемуев И.Н., 1990, с. 175).

12. Гиндин Л. А. Некоторые ареальные характеристики хеттского, I//Этимология. 1970. М., 1972. С. 272-321.
13. Головнёв А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург, 1995. 606 с.
Контекст: ...Параллели таким смысловым значениям обнаруживаются у туруханских селькупов, называющих следы молнии на стволах деревьев в Змеином лесу - «великие змеи» (Головнёв А.В., 1995, с. 524).

14. Гринцер П.А. Шеша//Мифы народов мира. М., 1994. Т. 2. С. 642.
Контекст: ...Его обернули вокруг Мировой горы Мандары, которую выдернули из земли и раскручивают как гигантскую мутовку, взбивая океан (Гринцер П. А., 1994, с. 642; Не-велева С.Л., 1996, с. 114; Темкин Э.Н., 2000, с. 111-116).

15. Дандекар Р.Н. От вед к индуизму: эволюционирующая мифология. М., 2002. 286 с.
Контекст: ...Соперничество «новой религии Индры» с древней «религией Варуны» и замещение-вытеснение первым последнего, вслед за Р. Ротом, У.Д. Уитни, А.Э. Макдонеллом (Macdonell A.A., 1897, p. 20) и А.Б. Кейтсом констатировали и индийские исследователи (Чаттопадхьяя Д., 1961, с. 572, 678-679; Дандекар Р.Н., 2002, с. 118; Радхакришнан С., 2008, с. 55).

16. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М., 1986. 235 с.
Контекст: ...Его эпитет - «гад» или «гадюка», а имена Вритра и Варуна восходят к общей этимологии, оба персонажа связаны со «скованными водами», объединены способностью сковывать-свя-зывать людей и воды (Дюмезиль Ж., 1986, с. 213; Элиаде М., 1998, с. 143; 1999, с. 77-78, 380, 389-390; 2009, с. 252-253), а также с присущей им ночной природой.

17. Елизаренкова Т.Я. Аорист в «Ригведе». М., 1960. 152 с.
Контекст: ...Имя же Варуны, возможно (?), заимствовано из языка переднеазиатского народа, с которым индоарии когда-то соприкасались (Елизаренкова Т.Я., 1960, с. 10; Чаттопадхьяя Д., 1961, с. 678; Иванов В.В., 1974, с. 5, 38; Невелева С.Л., 1975, с. 73; Лелеков Л.А., 1980, с. 121; Дюмезиль Ж., 1986, с. 86; Кёйпер Ф.Б.Я., 1986, с. 48, 75; Эрман В.Г., 1996, с. 113; Элиаде М., 1999, с. 100; Дандекар Р.Н., 2002, с. 22, 118; Элиаде М., 2009, с. 248-249).

18. Елизаренкова Т.Я. Ведийский язык. М., 1987. 181 с.
Контекст: ...При этом именно Варуна (иногда с Митрой) является залогом устойчивости и стабильности троичного мироздания, что отражено уже в древнейшей части Ригведы, общепризнанно включающей так называемые фамильные мандалы со II по VII (Елизаренкова Т.Я., 1987, с. 10-11; 1989, с. 474): Я сделал набухшими текучие воды, Я поддержал небо в сидении закона.

19. Елизаренкова Т.Я. «Ригведа» -великое начало индийской литературы и культуры//Ригведа. Мандалы. I-IV. Приложения. М., 1989. С. 426-543.
Контекст: ...Варуна держит перевернутое Мировое дерево корнями вверх, а его ветви или указанные корни, свисающие вниз, - это солнечные лучи (см. краткий обзор: Елизаренкова Т.Я., 1989а, с. 557).

20. Елизаренкова Т.Я. Примечания//Ригведа. Мандалы. I-IV. Приложения. М., 1989а. С. 544-757.
Контекст: ...Варуна держит перевернутое Мировое дерево корнями вверх, а его ветви или указанные корни, свисающие вниз, - это солнечные лучи (см. краткий обзор: Елизаренкова Т.Я., 1989а, с. 557).

21. Елизаренкова Т.Я. Мир идей ариев Ригведы//Ригведа. Мандалы V-VIII. 2-е изд., испр. Приложения. М., 1999. С. 452-486.
Контекст: ...Примечательно, что и Варуна, обитающий в нижнем конце мировой оси, поддерживает Мировое дерево - дерево жизни (Кёйпер Ф.Б.Я., 1986, с. 159; Елизаренкова Т.Я., 1999, с. 477): В бездонном (пространстве) царь Варуна с чистой силой действия Держит прямо вершину дерева. (Ветви) направлены вниз.

22. Елизаренкова Т.Я. О Соме в Ригведе//Ригведа. Мандалы. IX-X. Приложения. М., 1999а. С. 323-353.
Контекст: ...Примечательно, что и Варуна, обитающий в нижнем конце мировой оси, поддерживает Мировое дерево - дерево жизни (Кёйпер Ф.Б.Я., 1986, с. 159; Елизаренкова Т.Я., 1999, с. 477): В бездонном (пространстве) царь Варуна с чистой силой действия Держит прямо вершину дерева. (Ветви) направлены вниз.

23. Елизаренкова Т.Я. Комментарий//Атхарваведа (Шаунака): в 3 т./Ин-т востоковедения. М., 2005. Т. 1, кн. I-VII. С. 375-569.
Контекст: ...Небезынтересно, что один из змеиных эпитетов Сомы - «удав», образован от корня со значением «обвивать», «обхватывать» (Елизаренкова Т.Я., 2005, с. 423), буквально передающим действие змеи сейминского кинжала.

24. Елизаренкова Т.Я., Топоров В.Н. Древнеиндийская поэтика и ее индоевропейские истоки//Литература и культура древней и средневековой Индии. М., 1979. С. 36-88.
Контекст: ...Так, ведийскому композиту Митра-Варуна в Авесте соответствует Митра-Ахура, Ахура-Митра (Гиндин Л.А., 1972, с. 297; Елизаренкова Т.Я., 1979, с. 52).

25. Иванов В.В. Змей//Мифы народов мира. М., 1994. Т. 1. С. 468471.
Контекст: ...В архаических мифах образ Змея действительно связан с Нижним миром и приурочен к низу, к корням Мирового дерева, но одна из его важнейших функций -это соединение Неба и Земли (Гамкрелидзе Т.В., 1984, с. 527; Иванов В.В., 1994, с. 470).

26. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. М., 1974. 342 с.
Контекст: ...Для индоевропейских и ряда других традиций мотив Змея у корней Мирового дерева универсален, так же как и местонахождение его божественного противника, приуроченное к верху, горе, вершине и т.п., включая вершину трехчастного Мирового дерева (Иванов В.В., 1974, с. 5, 38).

27. Кёйпер Ф.Б.Я. Труды по ведийской мифологии. М., 1986. 196 с.
Контекст: ...Так древнеиндийский Мировой Змей - Шеша -представлялся держащим на себе землю, поддерживая снизу мировую ось (Кёйпер Ф.Б.Я., 1986, с. 159).

28. Ковтун И.В. Змея в змее//Религия в истории народов России и Центральной Азии. Барнаул, 2011. С. 109-111.
Контекст: ...Аналогичную Л-об-разную форму имеет и «купол» галичского кинжала, отделяющий фигурку змеи от змееголового навершия (Ковтун И.В., 2011, с. 109, рис. 1.-1; с. 111).

29. Кузьмина Е.Е. Финно-угры и индоиранцы: динамика культурных связей//Балто-славянские исследования 1988-1996. М., 1997. С. 184-190.
30. Лазаретов И.П. Клад каменных орудий с окуневским изваянием//Труды III (XIX) Всероссийского археологического съезда. СПб.; М.; Великий Новгород, 2011. Т. 1. С. 240-242.
Контекст: ...Небезынтересное соответствие усматривается между подобным семантическим планом ведийского козла-однонога и каменным культовым жезлом-терочником с уникальным навершием в виде головы козла из окуневского могильника Красный Камень (Лазаретов И.П., 2011, с. 241, рис. 1).

31. Лелеков Л. А. Современное состояние и тенденции зарубежной авестологии//НАА. 1978. №2. С. 189-207.
Контекст: ...Поэтому неоднократно отмечавшийся параллелизм ведийского Варуны и авестийского Ахура-Мазды восходит к индоиранскому состоянию (Macdonell A. A., 1897, p. 8, 28; Чаттопадхьяя Д., 1961, с. 678; Овсянико-Куликовский Д.Н., 1962, с. 147; Дюмезиль Ж., 1986, с. 85-86; Абаев В.И., 1990, с. 55; Лелеков Л.А., 1978, с. 194).

32. Лелеков Л.А. Проблема индоиранских аналогий к явлениям скифской культуры//Скифо-сибирское культурно-историческое единство. Кемерово, 1980. С. 118-125.
Контекст: ...Имя же Варуны, возможно (?), заимствовано из языка переднеазиатского народа, с которым индоарии когда-то соприкасались (Елизаренкова Т.Я., 1960, с. 10; Чаттопадхьяя Д., 1961, с. 678; Иванов В.В., 1974, с. 5, 38; Невелева С.Л., 1975, с. 73; Лелеков Л.А., 1980, с. 121; Дюмезиль Ж., 1986, с. 86; Кёйпер Ф.Б.Я., 1986, с. 48, 75; Эрман В.Г., 1996, с. 113; Элиаде М., 1999, с. 100; Дандекар Р.Н., 2002, с. 22, 118; Элиаде М., 2009, с. 248-249).

33. Леонтьев С.Н. Памятник окуневской культуры курган Черновая-XI//Археология, этнография и антропология Евразии. 2001. №4 (8). С. 116-123.
Контекст: ...Свидетельства связи сейминско-турбинского и окуневского комплексов известны (Леонтьев С.Н., 2001, с. 118-122; 2002, с. 181-183).

34. Леонтьев С.Н. К вопросу о сейминско-турбинской традиции на Среднем Енисее//Степи Евразии в древности и средневековье: мат. междунар. науч. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения М.П. Гряз-нова. СПб., 2002. Кн. I. С. 181-183.
Контекст: ...Свидетельства связи сейминско-турбинского и окуневского комплексов известны (Леонтьев С.Н., 2001, с. 118-122; 2002, с. 181-183).

35. Мелетинский Е.М. Мифы древнего мира в сравнительном освещении//Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. М., 1971. С. 68-133.
Контекст: ...Симптоматично, что аналогичное пересечение антропоморфного и вегетативного иерофанических классов, сравнимое с поливалентностью языковых единиц Ригведы (Огибенин Б.Л., 1968, с. 62; критику см.: Мелетинский Е.М., 1971, с. 96), обнаруживается и в мифологии самодийцев.

36. Младшая Эдда. М., 1994. 254 с.
Контекст: ...В скандинавской мифологии аналогичная функция присуща Змею Мидгарда - Ёрмунганду, живущему в океане и опоясывающему всю землю (Иванов В.В., 1994, с. 470): «...и так вырос Змей, что, посреди моря лежа, всю землю опоясал и кусает себя за хвост» (Младшая Эдда, 1994, с. 48).

37. Овсянико-Куликовский Д.Н. Религия индусов в эпоху вед//Избранные труды русских индологов-филологов. М., 1962. С. 144-173.
Контекст: ...Еще в XIX в. ведийские тексты именовались «заклинатель-ными формулами» (Овсянико-Куликовский Д.Н., 1962, с. 151).

38. Огибенин Б.Л. Структура мифологических текстов «Ригведы» (Ведийская космогония). М., 1968. 115 с.
Контекст: ...Бинарность такого антроповегетативного композита соответствует семиотической эквивалентности Мировому дереву ведийского Пуруши (Огибенин Б.Л., 1968, с. 62).

39. Радхакришнан С. Индийская философия. М., 2008. 1007 с.
Контекст: ...Варуны» и замещение-вытеснение первым последнего, вслед за Р. Ротом, У.Д. Уитни, А.Э. Макдонеллом (Macdonell A.A., 1897, p. 20) и А.Б. Кейтсом констатировали и индийские исследователи (Чаттопадхьяя Д., 1961, с. 572, 678-679; Дандекар Р.Н., 2002, с. 118; Радхакришнан С., 2008, с. 55).

40. Редеи К. Древнейшие индоевропейские заимствования в уральских языках//Балто-славянские исследования 1988-1996. М., 1997. С. 141-155.
41. Ригведа. Мандалы I-IV. М., 1989. 767 с.
42. Ригведа. Мандалы V-VIII. 2-е изд., испр. М., 1999. 743 с.
43. Ригведа. Мандалы IX-X. М., 1999. 559 с.
44. Студзицкая С.В. Некоторые мотивы древнего искусства лесной Евразии: (семантический аспект)//МИФ 7. София, 2001. С. 172-190. Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы Древней Индии. М., 2000. 560 с.
Контекст: ...С.В. Студзицкая (2001, с. 177) полагает, что в сочетании образов лося и змеи на сейминском, а также пермском кинжалах: «...лось символизирует верхний мир, солнце, а змея - нижний мир, подземное «царство» мертвых».

45. Топоров В.Н. Аджа Экапад//Мифы народов мира. М., 1994. Т. 1. С. 44.
Контекст: ...Еще один ведийский «змей глубин» - Ахи Будх-нья, в своих истоках идентичный с Вритрой, также не ограничивается хтоническим «низом» и причастен к иным сферам мироздания и их обитателям: «...к небу и земле, солнцу и месяцу, горам, растениям, животным» (Топоров В.Н., 1994, с. 137).

46. Топоров В.Н. «Мировое дерево»: опыт семиотической интерпретации//Мировое дерево: Универсальные знаковые комплексы. М., 2010. Т. 1. С. 210-262.
Контекст: ...Представление о перевернутом Мировом дереве сохраняется в поздневедийских источниках и представлено в мифологиях некоторых сибирских народов: эвенков, селькупов и якутов (Кёйпер Ф.Б.Я., 1986, с. 159; Топоров В.Н., 2010, с. 216-217, 247; Быконя В.В., 2011, с. 135; Атхарваведа (Шаунака), II. 7. 3; Катха Упанишада, II. 3. 1; Майтри Упанишада, VI. 4).

47. Упанишады: в 3-х кн. М., 1992. Кн. 2. 336 с.
48. Чаттопадхьяя Д. Локаята даршана. История индийского материализма. М., 1961. 736 с.
Контекст: ...Соперничество «новой религии Индры» с древней «религией Варуны» и замещение-вытеснение первым последнего, вслед за Р. Ротом, У.Д. Уитни, А.Э. Макдонеллом (Macdonell A.A., 1897, p. 20) и А.Б. Кейтсом констатировали и индийские исследователи (Чаттопадхьяя Д., 1961, с. 572, 678-679; Дандекар Р.Н., 2002, с. 118; Радхакришнан С., 2008, с. 55).

49. Членова Н.Л. Археологические материалы к вопросу об иранцах доскифской эпохи и индоиранцах//СА. 1984. №1. С. 88-103.
Контекст: ...Т.В. Гамкрелидзе и В.В. Иванов, как и Т. Барроу, добавляют к этому мансийское ater, oter - «князь», которое Т. Барроу переводит как «герой» (Барроу Т., 1976, с. 28), но вслед за А. Йоки относит его к раннеиранскому заимствованию в финно-угорском (Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В., 1984, с. 923; Членова Н.Л., 1984, с. 98).

50. Шер Я.А. Петроглифы -древнейший изобразительный фольклор//Наскальное искусство Азии. Кемерово, 1997. Вып. 2. С. 28-35.
Контекст: ...В этот дописьменный период словесные мифопоэтические формулы могли воплощаться и закрепляться в своих изобразительных эквивалентах (Шер Я.А., 1997, с. 29).

51. Элиаде М. Миф о воссоединении//Азиатская алхимия: сб. эссе. М., 1998. С. 273-323.
Контекст: ...По мнению М. Элиаде, такое смысловое совпадение противоположностей в божестве характерно уже для ведийского периода, а позднее приобретает аллегорические формы, например, в виде Гаруды и наги, - орла со змеей в когтях (Элиаде М., 1998, с. 295-296).

52. Элиаде М. Избранные сочинения: очерки сравнительного религиоведения. М., 1999. 488 с.
Контекст: ...Отсюда же проистекает и неочевидная змеиная природа некоторых, главным образом, древнейших ведийских божественных персонажей (Элиаде М., 1998, с. 290-292; 1999, с. 145-146, 380, 389-390; 2009, с. 252-254).

53. Элиаде М. История веры и религиозных идей: от каменного века до элевсинских мистерий. М., 2009. 622 с.
Контекст: ...Индра убивает «перворожденного из драконов» - Вритру (Ригведа, I. 32. 3, 4), накрывшего собой дом своего отца-создателя Тваштара, где и находились Небо, Земля и Воды (Элиаде М., 2009, с. 257), т.е. всё сущее: «Он убил дракона, что покоился на горе». (Ригведа, I. 32. 2).

54. Эрман В.Г. Очерк истории ведийской литературы. М., 1980. 231 с.
Контекст: ...Именно древнейшее смысловое значение, заимствованной финно-уграми индоиранской и индоарийской вокабулы - «асура», определяет змеиность Варуны и его отождествление с Вритрой (Элиаде М., 2009, с. 249; Эрман В.Г., 1980, с. 90).

55. Эрман В.Г. Варуна//Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: словарь. М., 1996. С. 113.
Контекст: ...Змея - противника демиурга (Иванов В.В., 1974, с. 5, 38), в дове-дийский период являлся божеством хаоса и космических вод, находящихся под землей, а позднее стал хранителем космического закона (Кёйпер Ф.Б.Я., 1986, с. 48, 75; Эрман В.Г., 1996, с. 113).

56. Macdonell A.A. Vedic mythology. Strassburg, 1897. 189 p.
Контекст: ...Соперничество «новой религии Индры» с древней «религией Варуны» и замещение-вытеснение первым последнего, вслед за Р. Ротом, У.Д. Уитни, А.Э. Макдонеллом (Macdonell A.A., 1897, p. 20) и А.Б. Кейтсом констатировали и индийские исследователи (Чаттопадхьяя Д., 1961, с. 572, 678-679; Дандекар Р.Н., 2002, с. 118; Радхакришнан С., 2008, с. 55).

57. Sarianidi V. Necropolis of Gonur. Athens, 2007. 339 p.
Контекст: ...Содержательной параллелью подобного сюжетного мотива представляются три витка-кольца змеиной пары с общим телом, составляющем скульптурную рукоять кинжала из некрополя Гонур в Бактрийско-Маргианском археологическом комплексе (см. по: Sarianidi V., 2007, p. 82, fig. 75).

58. The Satapatha-Brahmana. According to the text of the Madhyandina school. Part V. Books XI, XII, XIII, and XIV//The sacred books of the east. Oxford, 1900. Vol. XLIV. 596 + 8 p.