ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯНА КУЛЬТОВЫХ ПАМЯТНИКАХ УРАЛА

Основное содержание статьи

СЕРИКОВ Ю.Б.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Ю.Б., С. (1). ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯНА КУЛЬТОВЫХ ПАМЯТНИКАХ УРАЛА. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 4(4), 83-102. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2347
Раздел
РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯИ ОБРЯДЫ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХНАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИИ СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Литература

1. Адамов А.А., Балюнов И.В., Данилов П.Г. Город Тобольск: ар­хеологический очерк. Тобольск, 2008.
2. Бадер О.Н. Неолитическое погребение в гроте у Каменного Кольца//Проблемы археологии Урала и Сибири. М., 1973.
Контекст: ...Подобная ситуация зафиксирована и в гроте у Каменного Кольца: череп погребенного находился в центре могилы затылочным отверстием вверх (Бадер О.Н., 1973, с. 104-109).

3. Бадер О.Н. Сунгирь. Позднепалеолитические погребения//Позднепалеолитическое поселение Сунгирь (погребения и окружаю­щая среда). М., 1998.
Контекст: ...Самой ранней находкой такого рода (25-24 тыс. лет назад) является обработанный и заполненный охрой диафиз левой бедренной кости человека, который находился в погребальном инвентаре богатейшего погребения подростков на палеолитической стоянке Сунгирь (Бадер О.Н., 1998, с. 79).

4. Берс Е.М. Поздненеолитическое погребение на р. Аять в Сред­нем Зауралье//СА. 1976. №4.
Контекст: ...Голова была захоронена отдельно, в жилище (Берс Е.М., 1976, с. 197-200).

5. Бибиков С.Н. Неолитические и энеолитические остатки культу­ры в пещерах Южного Урала//СА. 1950. Т. ХШ.
Контекст: ...Они залегали над погребением ребенка с богатым погребальным инвентарем, который состоял из 150 подвесок, пронизок и бус из камня, кости и раковин (Бибиков С.Н., 1950, с. 113-117).

6. Бобров В.В. Реконструкция обрядовых действий с головой умершего//Третьи исторические чтения памяти М. П. Грязнова: докл. Всерос. науч. конф. Омск, 1995. Ч. 2.
Контекст: ...В 49 случаях зафиксировано отделение головы умершего с последующим помещением ее в могилу лицом к земле (Бобров В.В., 1995, с. 4-5).

7. Бужилова А.П. Парные и непарные коллективные захоронения верхнего палеолита. Критерии отбора погребенных//Homo sungirensis. Верхнепалеолитический человек: экологические и эволюционные ас­пекты исследования. М., 2000.
Контекст: ...По ее мнению, ритуальная смерть детей должна была обеспечить выживание и процветание всего рода (Бужилова А. П., 2000, с. 441-448).

8. Бутримас А., Гирининкас А. Старые местные и новые погре­бальные обряды в неолите Литвы//Исследования в области балто-славянской духовной культуры: (погребальный обряд). М., 1990.
Контекст: ...Следы необычного ритуала с черепом погребенного отмечены в неолитическом могильнике Дуон-калнис (Литва): все органы контакта человека с окружающим миром (глаза, уши, нос и рот) были заткнуты просверленными резцами лося (Бутримас А., Гирининкас А., 1990, с. 152-153).

9. Вадецкая Э.Б. О культе головы по древним погребениям Мину-сийских степей//Духовная культура народов Сибири. Томск, 1980.
Контекст: ...Такие примеры можно умножить (Вадецкая Э. Б., 1980, с. 104-117; Шерстобитова О.С., 2007, с. 55).

10. Викторова В.Д. Туманское-I поселение, святилище, костище//Охранные археологические исследования на Среднем Урале. Екате­ринбург, 1999. Вып. 3.
Контекст: ...Полуобожженный череп и крупные фрагменты еще двух найдены на Туманском костище (Северный Урал), которое датируется VIII-XIX вв. н.э. (Викторова В.Д., 1999, с. 151-152).

11. Викторова В.Д. Культовые памятники в верховьях р. Исети//Святилища: археология ритуала и вопросы семантики: материалы те-мат. науч. конф. СПб., 2000.
Контекст: ...Датируется ритуальный комплекс поздним бронзовым веком (Викторова В.Д., 2000, с. 178).

12. Викторова В.Д., Чаиркин С.Е. Останец Старичный -новый па­мятник петрогромской культуры//Охранные археологические иссле­дования на Среднем Урале. Екатеринбург, 1999. Вып. 3.
Контекст: ...Полуобожженный череп и крупные фрагменты еще двух найдены на Туманском костище (Северный Урал), которое датируется VIII-XIX вв. н.э. (Викторова В.Д., 1999, с. 151-152).

13. Воробьева С.Л. Особенности пещерной археологии Южного Урала//История. Право. Образование: материалы III регион. науч. конф. молодых историков. Нижний Тагил, 2008.
Контекст: ...Ай (Башкортостан) (Бибиков С.Н., 1950, с. 98, 113-119; Кокшаров С.Ф., Широков В.Н., 1990, с. 66-69; Петрин В.Т., 1992, с. 157, 197-198; Юрин В.И., 2004, с. 350-352; Воробьева С.Л., 2008, с. 47).

14. Вохменцев В.П. Энеолитические святилища Зауралья//Святи­лища: археология ритуала и вопросы семантики: материалы темат. науч. конф. СПб., 2000.
15. Гемуев И.Н., Сагалаев А.М. Религия народа манси. Культовые места (XIX -начало XX в.). Новосибирск, 1986.
Контекст: ...В этнографии известны и другие случаи человеческих жертвоприношений (Гемуев И.Н., Сагалаев А.М., 1986, с. 108109, 151; Макаров Л.Д., 2000, с. 214-215).

16. Диков Н. Н. Палеолит Камчатки и Чукотки в связи с проблемой первоначального заселения Америки. Магадан, 1993.
Контекст: ...Там же найдено и около десятка зубов с подточенными корнями и тонко просверленными отверстиями для подвешивания (Диков Н. Н., 1993, с. 25).

17. Ефремов С.А. Погребение афанасьевского времени в пещере Каминная (Горный Алтай)//Погребальные и поселенческие комплек­сы эпохи бронзы Горного Алтая. Барнаул, 2006.
Контекст: ...Неоднократно фиксируемые ритуалы с изъятием и использованием нижних челюстей человека (см., например: Ефремов С.А., 2006, с. 44-47; Флеров В.С., 2007, с. 121-128) свидетельствуют о специфике их семантического наполнения.

18. Ефремова Н.С. Антропологические материалы на святилище Кучерла-1 (Куйлю): проблемы интерпретации//Вестник Новосибир­ского гос. университета. Т. 8, вып. 5: Археология и этнография. Сер.: История, филология. 2009.
Контекст: ...Следовательно, единичная кость могла символизировать жертвоприношение человека; 2) единичные кости человека могли приносить на святилище с целью воспроизводства конкретной родовой группы; 3) кость человека могла являться атрибутом культа, бытовавшего на святилище в древности (Ефремова Н.С., 2009, с. 132-136).

19. Зубов С.Э. Кипчаковский культурно-хронологический горизонт в системе пьяноборской культуры//Уфимский археологический вест­ник. Уфа, 2007. Вып. 6-7.
Контекст: ...Датируются данные находки II-I вв. до н.э. (Зубов С.Э., 2007, с. 79, рис. 6).

20. Иванов В.А. Городище Серенькино -памятник пьяноборской культуры в низовьях реки Белой//Уфимский археологический вест­ник. Уфа, 2003. Вып. 4.
Контекст: ...Подобная подвеска из фрагмента просверленной нижней челюсти человека известна на Серенькинском городище раннего железного века (Башкирия) (Иванов В.А., 2003, с. 202).

21. Канивец В.И. Канинская пещера. М., 1964.
Контекст: ...Унья, Северный Урал) - 9 зубов и 3 фаланги от двух особей (Канивец В.И., 1964, с. 130), в гроте Бурмантовский и в пещере Жилище Сокола - по зубу.

22. Кокшаров С.Ф., Широков В.Н. Материалы по изобразительной деятельности древнего населения Урала: препринт. Свердловск, 1990.
Контекст: ...Ай (Башкортостан) (Бибиков С.Н., 1950, с. 98, 113-119; Кокшаров С.Ф., Широков В.Н., 1990, с. 66-69; Петрин В.Т., 1992, с. 157, 197-198; Юрин В.И., 2004, с. 350-352; Воробьева С.Л., 2008, с. 47).

23. Кузнецова Т.М. Потг|рюу скифского логоса Геродота//Петер­бургский археологический вестник. СПб., 1993. №4.
Контекст: ...Большей частью они происходят с территории Украины, где относятся к разным культурам поздней бронзы -раннего железа (Кузнецова Т.М., 1993, с. 73-77).

24. Лаушкин К. Д. Онежское святилище. Ч. 1: Новая расшифровка некоторых петроглифов Карелии//Скандинавский сборник. Таллин, 1959. Т. 4.
Контекст: ...Колдуны в Новой Каледонии использовали челюсть из скелета предка в обряде магического управления солнцем (Лаушкин К. Д., 1959, с. 94).

25. Лепихин А. Н. Костища гляденовской культуры в Среднем и Верхнем Прикамье. Березники, 2007.
Контекст: ...К тому же маловероятно, чтобы жертвами боев стали исключительно дети, как на Гремя-чанском святилище (11 особей) (Лепихин А.Н., 2007, с. 114-115).

26. Лепихин А. Н., Мельничук А. Ф. Человеческие жертвоприноше­ния на памятниках ананьинской культуры в Среднем Прикамье//Про­блемы археологии и этнографии Сибири и Дальнего Востока. Красно­ярск, 1991. Т. 3.
Контекст: ...В девяти случаях были разбиты черепа, в пяти -кости носили следы термического воздействия (Лепихин А. Н., Мельничук А.Ф., 1991, с. 41-42).

27. Лысенко С.Д. К семантике захоронения свода черепа//Изобра­зительные памятники: стиль, эпоха, композиции: материалы темат.
28. науч. конф. СПб., 2004.
29. Мазин А. И. Традиционные верования и обряды эвенков-ороча-нов (конец XIX -начало XX в.). Новосибирск, 1984.
Контекст: ...По представлениям эвенков-орочонов, в нижней челюсти находилась душа животного (Мазин А.И., 1984, с. 26-27).

30. Макаров Л.Д. О человеческих жертвоприношениях (по материа­лам Прикамья)//Интеграция археологических и этнографических ис­следований. Владивосток; Омск, 2000.
Контекст: ...В этнографии известны и другие случаи человеческих жертвоприношений (Гемуев И.Н., Сагалаев А.М., 1986, с. 108109, 151; Макаров Л.Д., 2000, с. 214-215).

31. Мамин Д. Н. Отчет по археологическим раскопкам за 1889 год//Древности: (труды Моск. археол. об-ва). М., 1894. Т. ХУ, вып. 2.
Контекст: ...Жертвоприношение человеческого черепа отмечено на береговом валу Карасьего озера (Свердловская обл.) (Мамин Д.Н., 1894, с. 46).

32. Матвеев А.В., Дрябина Л.А., Матвеева Н.П., Дегтярева А.Д. Ре­когносцировочные раскопки в Ингальской долине в 1995 г.//Вестник археологии, антропологии и этнографии. Тюмень, 1997. Вып. 1.
Контекст: ...В одной яме находился череп и первый шейный позвонок ребенка 7-8 лет (можно предполагать, что голова была отрублена или отрезана), а во второй - череп ребенка 4-5 лет (Матвеев А.В. и др., 1997, с. 153).

33. Медникова М.Б. Трепанация у древних народов Евразии. М., 2001.
Контекст: ...В европейской археологии принято выделять строительные жертвы, погребения на святилищах и могильниках представителей родовой знати, детей, а также захоронения «колдунов» (Медникова М.Б., 2001, с. 138).

34. Медникова М.Б. Трепанации в древнем мире и культ головы. М., 2004.
Контекст: ...Этнографические данные свидетельствуют, что черепа считались эмблемами воинской власти, трофеями, амулетами, предметами поклонения (Вадецкая Э.Б., 1980, с. 104-111; Медникова М.Б., 2004, с. 40-45).

35. Миклухо-Маклай Н.Н. Собрание сочинений: в 5 т. Т. I: Дневни­ки путешествий (1870-1872). М.; Л., 1950.
36. Мифы, сказки, предания хантов и манси. М., 1990.
37. Молодин В.И. Культовые памятники угорского населения лесо­степного Обь-Иртышья//Мировоззрение финно-угорских народов. Новосибирск, 1990.
38. Молодин В.И. Памятник Сопка-2 на реке Оми (культурно-хро­нологический анализ погребальных комплексов эпохи неолита и ран­него металла). Новосибирск, 2001. Т. 1.
Контекст: ...Размеры лопатки - примерно 8x3,5 см (Молодин В.И., 2001, с. 34, 37).

39. Морозов Ю.А. Кара-Якуповская энеолитическая стоянка//Эпо­ха меди юга Восточной Европы. Куйбышев, 1984.
Контекст: ...Он лежал теменем вниз в окружении нескольких подвесок из камня и кости (Морозов Ю.А., 1984, с. 45).

40. Окладников А.П. Неолитические памятники Нижней Ангары. Новосибирск, 1976.
Контекст: ...Возможно, такой же особенностью ритуала является находка двух черепов в неолитическом могильнике Братский Камень, залегавших рядом с могилой и как бы вставленных один в другой (Окладников А.П., 1976, с. 141).

41. Панина С.Н. Археологические исследования на Усть-Вагиль-ском холме (2005-2006 гг.)//Вопросы археологии Урала. Екатерин­бург; Сургут, 2008. Вып. 25.
Контекст: ...У подошвы Усть-Ва-гильского холма вместе с фрагментами бронзовых украшений найден обломок человеческой кости (Панина С.Н., 2008, с. 145).

42. Петрин В. Т. Палеолитическое святилище в Игнатиевской пеще­ре на Южном Урале. Новосибирск, 1992.
Контекст: ...Ай (Башкортостан) (Бибиков С.Н., 1950, с. 98, 113-119; Кокшаров С.Ф., Широков В.Н., 1990, с. 66-69; Петрин В.Т., 1992, с. 157, 197-198; Юрин В.И., 2004, с. 350-352; Воробьева С.Л., 2008, с. 47).

43. Петрин В.Т., Смирнов Н. Г. Палеолитические памятники в гро­тах Среднего Урала и некоторые вопросы палеолитоведения Урала//Вопросы археологии Урала. Свердловск, 1977. Вып. 14.
Контекст: ...Пышма) (Петрин В.Н., Смирнов Н. Г., 1977, с. 64) и в пещере, расположенной в Георгиевских скалах на р.

44. Потемкина Т.М. Древние святилища как источник исследования мировоззренческих традиций: (по материалам Обь-Иртышья)//Миф, обряд и ритуальный предмет в древности. Екатеринбург; Сургут, 2007.
Контекст: ...На энеолитическом святилище Савин-1 в жертву были принесены черепа взрослого человека и ребенка (Потемкина Т.М., 2007, с. 207).

45. Потемкина Т.М., Корочкова О.Н., Стефанов В.И. Лесное Тобо-ло-Иртышье в конце эпохи бронзы. М., 1995.
46. Сериков Ю.Б. Шаманские погребения Зауралья//Вопросы ар­хеологии Урала. Екатеринбург, 1998. Вып. 23.
Контекст: ...Особенности погребального обряда и инвентаря позволяют предполагать в захороненном служителя культа - шамана (Сериков Ю.Б., 1998, с. 33-36).

47. Сериков Ю.Б. Культовые комплексы р. Чусовой//Археология и этнография Среднего Приуралья. Березники, 2001. Вып. 1.
Контекст: ...По-видимому, она должна была выполнить несколько функций: сопровождать душу шамана на нелегком пути в нижнем мире, не дать душе шамана вырваться наружу из пещеры и воспрепятствовать надругательству над телом шамана (Сериков Ю.Б., 2001, с. 53).

48. Сериков Ю.Б. «Культ голов» в каменном веке Урала//Истори­ческие истоки, опыт взаимодействия и толерантности народов При-уралья: материалы Междунар. науч. конф. Ижевск, 2002.
Контекст: ...Особенности в обрядовых действиях с черепами людей, зафиксированные на разных памятниках, на взгляд автора, свидетельствуют о неоднозначности ритуалов, связанных с представлениями о черепе (Усманова Э.Р., 2001, с. 116-117; Сериков Ю.Б., 2002, с. 173180).

49. Сериков Ю.Б. Культовые пещеры реки Чусовой//Культовые памятники горно-лесного Урала. Екатеринбург, 2004.
Контекст: ...Чусовая) найден обломок бедренной кости (Сериков Ю.Б., 2004, с. 42), в Уньинской (р.

50. Сериков Ю. Б. Скальные культовые памятники Шайтанского озера//Проблемы археологии: Урал и Западная Сибирь (к 70-летию Т.М. Потемкиной). Курган, 2007.
Контекст: ...Раздавленный череп человека найден еще на одном святилище Шайтанского озера - Шайтанском Шихане (Сериков Ю.Б., 2007, с. 45).

51. Сериков Ю.Б. Южный Шихан -новый тип святилища на Шай-танском озере//Труды II (XVIII) Всероссийского археологического съезда в Суздале. М., 2008. Т. II.
Контекст: ...Захоронение относится к иткульской культуре раннего железного века - V-III вв. до н.э. (Сериков Ю.Б., 2008, с. 291).

52. Сериков Ю.Б., Корочкова О.Н., Кузьминых С.В., Стефанов В.И. Шайтанское озеро-II: новые сюжеты в изучении бронзового века Урала//Археология, этнография и антропология Евразии. Новосибирск, 2009. №2.
Контекст: ...На культовой площадке бронзового века памятника Шайтанское озеро-II в каменой оградке мелкие кальцинированные косточки черепа младенца залегали в сопровождении миниатюрного сосудика (Сериков Ю.Б. и др., 2009, с. 70).

53. Соловьев А.И. О жертвоприношениях людей у древнего населе­ния Прииртышья//Мировоззрение финно-угорских народов. Новоси­бирск, 1990.
Контекст: ...А.И. Соловьев (1990, с. 102) высказал предположение, что смерть шамана сопровождалась смертью его сородичей.

54. Степанов П.Д. Воинские трофеи в погребениях Андреевского кургана Мордовской АССР//КСИА. М., 1973. Вып. 136.
Контекст: ...П. Д. Степанов (1973, с. 86-87; рис. 27-29) считает их военным трофеем, который крепился на конской упряжи и являлся показателем воинской доблести.

55. Сыроватко А.С. Юго-восточное Подмосковье в железном веке: к характеристике локальных вариантов дьяковской культуры. М., 2009.
Контекст: ...Из современных находок можно отметить обработанные кости левого бедра человека, обнаруженные на Протопоповском городище дьяковской культуры в Подмосковье (Сыроватко А.С., 2009, с. 81).

56. Усманова Э.Р. «Культ черепа» в андроновском погребальном об­ряде (по материалам могильника Лисаковский)//XV Уральское архео­логическое совещание: тез. докл. междунар. науч. конф. Оренбург, 2001.
Контекст: ...Особенности в обрядовых действиях с черепами людей, зафиксированные на разных памятниках, на взгляд автора, свидетельствуют о неоднозначности ритуалов, связанных с представлениями о черепе (Усманова Э.Р., 2001, с. 116-117; Сериков Ю.Б., 2002, с. 173180).

57. Усманова Э.Р. О ритуале намеренного разрушения погребения//Проблемы историко-культурного развития древних и традиционных обществ Западной Сибири и сопредельных территорий: материалы XIII Западно-Сибирской арх.-этнограф. конф. Томск, 2005.
Контекст: ...Одни исследователи считают, что ритуальные действия с черепом связаны с культом предков и культом плодородия (Усманова Э.Р., 2005, с. 340-341).

58. Флеров В. С. Постпогребальные обряды Центрального Предкав­казья в I в. до н. э. -IV в. н. э. и Восточной Европы в IV в. до н. э. -XIV в. н. э. М., 2007.
Контекст: ...Следует учитывать и точку зрения В. С. Флерова (2007, с. 157-158), который считает, что ритуальные действия с черепами являлись отражением в том числе обрядов обезвреживания погребенных и перезахоронений.

59. Хвостов В. А. Захоронения эпохи энеолита могильника Боровян-ка-XVII в Среднем Прииртышье//Проблемы изучения неолита Запад­ной Сибири. Тюмень, 2001.
Контекст: ...Встречены и отдельные захоронения черепов, в одном случае групповые (могила 83) (Хвостов В.А., 2001, с. 134).

60. Чаиркина Н. М. Тайны торфяников//Культовые памятники гор­но-лесного Урала. Екатеринбург, 2004.
Контекст: ...На Горбуновском торфянике в районе 4-го разреза обнаружено несколько человеческих костей неясного происхождения и возраста (Чаиркина Н.М., 2004, с. 128).

61. Чернецов В.Н. Представления о душе у обских угров//Исследо­вания и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. М., 1959.
Контекст: ...Он также подчеркивает, что и у человека, и у животного первоначальной обителью души после третьей, окончательной, смерти являлся именно череп (Чернецов В. Н., 1959, с. 154-156).

62. Чернецов В.Н. Наскальные изображения Урала. САИ. В4-12(2). М., 1971.
Контекст: ...Большие Аллаки, Южный Урал) (Чернецов В. Н., 1971, с. 47).

63. Шерстобитова О.С. Символы смерти в погребальном обряде древнего населения Западной Сибири//Миф и символ в прошлом и настоящем. Нижний Тагил, 2007.
Контекст: ...Такие примеры можно умножить (Вадецкая Э. Б., 1980, с. 104-117; Шерстобитова О.С., 2007, с. 55).

64. Широков В.Н., Чаиркин С.Е. Писаница Старичная (река Нейва, Средний Урал)//Охранные археологические исследования на Среднем Урале. Екатеринбург, 1997. Вып. 1.
Контекст: ...Из трещины под писаницей вместе с каменными орудиями и отщепами извлекли локтевую кость человека (Широков В.Н., Чаиркин С.Е., 1997, с. 45-47).

65. Шорин А.Ф. Энеолитическое погребение у поселка Дружный в Южном Зауралье//Волго-Уральская степь и лесостепь в эпоху ранне­го металла. Куйбышев, 1982.
Контекст: ...Голова стояла теменем вверх, а шейные позвонки находились в сосуде (Шорин А.Ф., 1982, с. 184-185).

66. Шорин А.Ф. Доандроновское погребение могильника Берез-ки-Уг в горно-лесном Зауралье//Неолитические памятники Урала. Свердловск, 1991.
Контекст: ...Второе погребение (пол не определен) было безынвентарным (Шорин А.Ф., 1991, с. 68-71).

67. Шутова Н. И. Дохристианские культовые памятники в удмурт­ской религиозной традиции: Опыт комплексного исследования. Ижевск, 2001.
Контекст: ...По свидетельству старожилов, прежде во время эпидемий и в других исключительных случаях у этого озера совершались человеческие жертвоприношения, которые впоследствии были заменены принесением в жертву овцы (Шутова Н. И., 2001, с. 88-89).

68. Юрин В.И. Комплексные исследования в Южном Зауралье//Археологические открытия 2003 года. М., 2004.
Контекст: ...Ай (Башкортостан) (Бибиков С.Н., 1950, с. 98, 113-119; Кокшаров С.Ф., Широков В.Н., 1990, с. 66-69; Петрин В.Т., 1992, с. 157, 197-198; Юрин В.И., 2004, с. 350-352; Воробьева С.Л., 2008, с. 47).

69. Zagorskis F. Zvejnieku akmens laikmeta kapulauks. Riga, 1987.
Контекст: ...В одном из позднемезолитических погребений могильника Звейниеки (Латвия) найдены две подвески из зубов человека (Zagorskis F., 1987, p. 125).