Человеческие жертвоприношения на культовых памятниках Урала

Основное содержание статьи

Ю.Б. Сериков Email: dashkovskiy@fpn.asu.ru

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Сериков, Ю. (1). Человеческие жертвоприношения на культовых памятниках Урала. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 4(4), 83-102. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2347
Раздел
РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯИ ОБРЯДЫ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХНАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИИ СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Литература

1. Адамов А.А., Балюнов И.В., Данилов П.Г. Город Тобольск: ар­хеологический очерк. Тобольск, 2008.
2. Бадер О.Н. Неолитическое погребение в гроте у Каменного Кольца//Проблемы археологии Урала и Сибири. М., 1973.
Контекст: ...Подобная ситуация зафиксирована и в гроте у Каменного Кольца: череп погребенного находился в центре могилы затылочным отверстием вверх (Бадер О.Н., 1973, с. 104-109).

3. Бадер О.Н. Сунгирь. Позднепалеолитические погребения//Позднепалеолитическое поселение Сунгирь (погребения и окружаю­щая среда). М., 1998.
Контекст: ...Самой ранней находкой такого рода (25-24 тыс. лет назад) является обработанный и заполненный охрой диафиз левой бедренной кости человека, который находился в погребальном инвентаре богатейшего погребения подростков на палеолитической стоянке Сунгирь (Бадер О.Н., 1998, с. 79).

4. Берс Е.М. Поздненеолитическое погребение на р. Аять в Сред­нем Зауралье//СА. 1976. №4.
Контекст: ...Голова была захоронена отдельно, в жилище (Берс Е.М., 1976, с. 197-200).

5. Бибиков С.Н. Неолитические и энеолитические остатки культу­ры в пещерах Южного Урала//СА. 1950. Т. ХШ.
Контекст: ...Они залегали над погребением ребенка с богатым погребальным инвентарем, который состоял из 150 подвесок, пронизок и бус из камня, кости и раковин (Бибиков С.Н., 1950, с. 113-117).

6. Бобров В.В. Реконструкция обрядовых действий с головой умершего//Третьи исторические чтения памяти М. П. Грязнова: докл. Всерос. науч. конф. Омск, 1995. Ч. 2.
Контекст: ...В 49 случаях зафиксировано отделение головы умершего с последующим помещением ее в могилу лицом к земле (Бобров В.В., 1995, с. 4-5).

7. Бужилова А.П. Парные и непарные коллективные захоронения верхнего палеолита. Критерии отбора погребенных//Homo sungirensis. Верхнепалеолитический человек: экологические и эволюционные ас­пекты исследования. М., 2000.
Контекст: ...По ее мнению, ритуальная смерть детей должна была обеспечить выживание и процветание всего рода (Бужилова А. П., 2000, с. 441-448).

8. Бутримас А., Гирининкас А. Старые местные и новые погре­бальные обряды в неолите Литвы//Исследования в области балто-славянской духовной культуры: (погребальный обряд). М., 1990.
Контекст: ...Следы необычного ритуала с черепом погребенного отмечены в неолитическом могильнике Дуон-калнис (Литва): все органы контакта человека с окружающим миром (глаза, уши, нос и рот) были заткнуты просверленными резцами лося (Бутримас А., Гирининкас А., 1990, с. 152-153).

9. Вадецкая Э.Б. О культе головы по древним погребениям Мину-сийских степей//Духовная культура народов Сибири. Томск, 1980.
Контекст: ...Такие примеры можно умножить (Вадецкая Э. Б., 1980, с. 104-117; Шерстобитова О.С., 2007, с. 55).

10. Викторова В.Д. Туманское-I поселение, святилище, костище//Охранные археологические исследования на Среднем Урале. Екате­ринбург, 1999. Вып. 3.
Контекст: ...Полуобожженный череп и крупные фрагменты еще двух найдены на Туманском костище (Северный Урал), которое датируется VIII-XIX вв. н.э. (Викторова В.Д., 1999, с. 151-152).

11. Викторова В.Д. Культовые памятники в верховьях р. Исети//Святилища: археология ритуала и вопросы семантики: материалы те-мат. науч. конф. СПб., 2000.
Контекст: ...Датируется ритуальный комплекс поздним бронзовым веком (Викторова В.Д., 2000, с. 178).

12. Викторова В.Д., Чаиркин С.Е. Останец Старичный -новый па­мятник петрогромской культуры//Охранные археологические иссле­дования на Среднем Урале. Екатеринбург, 1999. Вып. 3.
Контекст: ...Полуобожженный череп и крупные фрагменты еще двух найдены на Туманском костище (Северный Урал), которое датируется VIII-XIX вв. н.э. (Викторова В.Д., 1999, с. 151-152).

13. Воробьева С.Л. Особенности пещерной археологии Южного Урала//История. Право. Образование: материалы III регион. науч. конф. молодых историков. Нижний Тагил, 2008.
Контекст: ...Ай (Башкортостан) (Бибиков С.Н., 1950, с. 98, 113-119; Кокшаров С.Ф., Широков В.Н., 1990, с. 66-69; Петрин В.Т., 1992, с. 157, 197-198; Юрин В.И., 2004, с. 350-352; Воробьева С.Л., 2008, с. 47).

14. Вохменцев В.П. Энеолитические святилища Зауралья//Святи­лища: археология ритуала и вопросы семантики: материалы темат. науч. конф. СПб., 2000.
15. Гемуев И.Н., Сагалаев А.М. Религия народа манси. Культовые места (XIX -начало XX в.). Новосибирск, 1986.
Контекст: ...В этнографии известны и другие случаи человеческих жертвоприношений (Гемуев И.Н., Сагалаев А.М., 1986, с. 108109, 151; Макаров Л.Д., 2000, с. 214-215).

16. Диков Н. Н. Палеолит Камчатки и Чукотки в связи с проблемой первоначального заселения Америки. Магадан, 1993.
Контекст: ...Там же найдено и около десятка зубов с подточенными корнями и тонко просверленными отверстиями для подвешивания (Диков Н. Н., 1993, с. 25).

17. Ефремов С.А. Погребение афанасьевского времени в пещере Каминная (Горный Алтай)//Погребальные и поселенческие комплек­сы эпохи бронзы Горного Алтая. Барнаул, 2006.
Контекст: ...Неоднократно фиксируемые ритуалы с изъятием и использованием нижних челюстей человека (см., например: Ефремов С.А., 2006, с. 44-47; Флеров В.С., 2007, с. 121-128) свидетельствуют о специфике их семантического наполнения.

18. Ефремова Н.С. Антропологические материалы на святилище Кучерла-1 (Куйлю): проблемы интерпретации//Вестник Новосибир­ского гос. университета. Т. 8, вып. 5: Археология и этнография. Сер.: История, филология. 2009.
Контекст: ...Следовательно, единичная кость могла символизировать жертвоприношение человека; 2) единичные кости человека могли приносить на святилище с целью воспроизводства конкретной родовой группы; 3) кость человека могла являться атрибутом культа, бытовавшего на святилище в древности (Ефремова Н.С., 2009, с. 132-136).

19. Зубов С.Э. Кипчаковский культурно-хронологический горизонт в системе пьяноборской культуры//Уфимский археологический вест­ник. Уфа, 2007. Вып. 6-7.
Контекст: ...Датируются данные находки II-I вв. до н.э. (Зубов С.Э., 2007, с. 79, рис. 6).

20. Иванов В.А. Городище Серенькино -памятник пьяноборской культуры в низовьях реки Белой//Уфимский археологический вест­ник. Уфа, 2003. Вып. 4.
Контекст: ...Подобная подвеска из фрагмента просверленной нижней челюсти человека известна на Серенькинском городище раннего железного века (Башкирия) (Иванов В.А., 2003, с. 202).

21. Канивец В.И. Канинская пещера. М., 1964.
Контекст: ...Унья, Северный Урал) - 9 зубов и 3 фаланги от двух особей (Канивец В.И., 1964, с. 130), в гроте Бурмантовский и в пещере Жилище Сокола - по зубу.

22. Кокшаров С.Ф., Широков В.Н. Материалы по изобразительной деятельности древнего населения Урала: препринт. Свердловск, 1990.
Контекст: ...Ай (Башкортостан) (Бибиков С.Н., 1950, с. 98, 113-119; Кокшаров С.Ф., Широков В.Н., 1990, с. 66-69; Петрин В.Т., 1992, с. 157, 197-198; Юрин В.И., 2004, с. 350-352; Воробьева С.Л., 2008, с. 47).

23. Кузнецова Т.М. Потг|рюу скифского логоса Геродота//Петер­бургский археологический вестник. СПб., 1993. №4.
Контекст: ...Большей частью они происходят с территории Украины, где относятся к разным культурам поздней бронзы -раннего железа (Кузнецова Т.М., 1993, с. 73-77).

24. Лаушкин К. Д. Онежское святилище. Ч. 1: Новая расшифровка некоторых петроглифов Карелии//Скандинавский сборник. Таллин, 1959. Т. 4.
Контекст: ...Колдуны в Новой Каледонии использовали челюсть из скелета предка в обряде магического управления солнцем (Лаушкин К. Д., 1959, с. 94).

25. Лепихин А. Н. Костища гляденовской культуры в Среднем и Верхнем Прикамье. Березники, 2007.
Контекст: ...К тому же маловероятно, чтобы жертвами боев стали исключительно дети, как на Гремя-чанском святилище (11 особей) (Лепихин А.Н., 2007, с. 114-115).

26. Лепихин А. Н., Мельничук А. Ф. Человеческие жертвоприноше­ния на памятниках ананьинской культуры в Среднем Прикамье//Про­блемы археологии и этнографии Сибири и Дальнего Востока. Красно­ярск, 1991. Т. 3.
Контекст: ...В девяти случаях были разбиты черепа, в пяти -кости носили следы термического воздействия (Лепихин А. Н., Мельничук А.Ф., 1991, с. 41-42).

27. Лысенко С.Д. К семантике захоронения свода черепа//Изобра­зительные памятники: стиль, эпоха, композиции: материалы темат.
28. науч. конф. СПб., 2004.
29. Мазин А. И. Традиционные верования и обряды эвенков-ороча-нов (конец XIX -начало XX в.). Новосибирск, 1984.
Контекст: ...По представлениям эвенков-орочонов, в нижней челюсти находилась душа животного (Мазин А.И., 1984, с. 26-27).

30. Макаров Л.Д. О человеческих жертвоприношениях (по материа­лам Прикамья)//Интеграция археологических и этнографических ис­следований. Владивосток; Омск, 2000.
Контекст: ...В этнографии известны и другие случаи человеческих жертвоприношений (Гемуев И.Н., Сагалаев А.М., 1986, с. 108109, 151; Макаров Л.Д., 2000, с. 214-215).

31. Мамин Д. Н. Отчет по археологическим раскопкам за 1889 год//Древности: (труды Моск. археол. об-ва). М., 1894. Т. ХУ, вып. 2.
Контекст: ...Жертвоприношение человеческого черепа отмечено на береговом валу Карасьего озера (Свердловская обл.) (Мамин Д.Н., 1894, с. 46).

32. Матвеев А.В., Дрябина Л.А., Матвеева Н.П., Дегтярева А.Д. Ре­когносцировочные раскопки в Ингальской долине в 1995 г.//Вестник археологии, антропологии и этнографии. Тюмень, 1997. Вып. 1.
Контекст: ...В одной яме находился череп и первый шейный позвонок ребенка 7-8 лет (можно предполагать, что голова была отрублена или отрезана), а во второй - череп ребенка 4-5 лет (Матвеев А.В. и др., 1997, с. 153).

33. Медникова М.Б. Трепанация у древних народов Евразии. М., 2001.
Контекст: ...В европейской археологии принято выделять строительные жертвы, погребения на святилищах и могильниках представителей родовой знати, детей, а также захоронения «колдунов» (Медникова М.Б., 2001, с. 138).

34. Медникова М.Б. Трепанации в древнем мире и культ головы. М., 2004.
Контекст: ...Этнографические данные свидетельствуют, что черепа считались эмблемами воинской власти, трофеями, амулетами, предметами поклонения (Вадецкая Э.Б., 1980, с. 104-111; Медникова М.Б., 2004, с. 40-45).

35. Миклухо-Маклай Н.Н. Собрание сочинений: в 5 т. Т. I: Дневни­ки путешествий (1870-1872). М.; Л., 1950.
36. Мифы, сказки, предания хантов и манси. М., 1990.
37. Молодин В.И. Культовые памятники угорского населения лесо­степного Обь-Иртышья//Мировоззрение финно-угорских народов. Новосибирск, 1990.
38. Молодин В.И. Памятник Сопка-2 на реке Оми (культурно-хро­нологический анализ погребальных комплексов эпохи неолита и ран­него металла). Новосибирск, 2001. Т. 1.
Контекст: ...Размеры лопатки - примерно 8x3,5 см (Молодин В.И., 2001, с. 34, 37).

39. Морозов Ю.А. Кара-Якуповская энеолитическая стоянка//Эпо­ха меди юга Восточной Европы. Куйбышев, 1984.
Контекст: ...Он лежал теменем вниз в окружении нескольких подвесок из камня и кости (Морозов Ю.А., 1984, с. 45).

40. Окладников А.П. Неолитические памятники Нижней Ангары. Новосибирск, 1976.
Контекст: ...Возможно, такой же особенностью ритуала является находка двух черепов в неолитическом могильнике Братский Камень, залегавших рядом с могилой и как бы вставленных один в другой (Окладников А.П., 1976, с. 141).

41. Панина С.Н. Археологические исследования на Усть-Вагиль-ском холме (2005-2006 гг.)//Вопросы археологии Урала. Екатерин­бург; Сургут, 2008. Вып. 25.
Контекст: ...У подошвы Усть-Ва-гильского холма вместе с фрагментами бронзовых украшений найден обломок человеческой кости (Панина С.Н., 2008, с. 145).

42. Петрин В. Т. Палеолитическое святилище в Игнатиевской пеще­ре на Южном Урале. Новосибирск, 1992.
Контекст: ...Ай (Башкортостан) (Бибиков С.Н., 1950, с. 98, 113-119; Кокшаров С.Ф., Широков В.Н., 1990, с. 66-69; Петрин В.Т., 1992, с. 157, 197-198; Юрин В.И., 2004, с. 350-352; Воробьева С.Л., 2008, с. 47).

43. Петрин В.Т., Смирнов Н. Г. Палеолитические памятники в гро­тах Среднего Урала и некоторые вопросы палеолитоведения Урала//Вопросы археологии Урала. Свердловск, 1977. Вып. 14.
Контекст: ...Пышма) (Петрин В.Н., Смирнов Н. Г., 1977, с. 64) и в пещере, расположенной в Георгиевских скалах на р.

44. Потемкина Т.М. Древние святилища как источник исследования мировоззренческих традиций: (по материалам Обь-Иртышья)//Миф, обряд и ритуальный предмет в древности. Екатеринбург; Сургут, 2007.
Контекст: ...На энеолитическом святилище Савин-1 в жертву были принесены черепа взрослого человека и ребенка (Потемкина Т.М., 2007, с. 207).

45. Потемкина Т.М., Корочкова О.Н., Стефанов В.И. Лесное Тобо-ло-Иртышье в конце эпохи бронзы. М., 1995.
46. Сериков Ю.Б. Шаманские погребения Зауралья//Вопросы ар­хеологии Урала. Екатеринбург, 1998. Вып. 23.
Контекст: ...Особенности погребального обряда и инвентаря позволяют предполагать в захороненном служителя культа - шамана (Сериков Ю.Б., 1998, с. 33-36).

47. Сериков Ю.Б. Культовые комплексы р. Чусовой//Археология и этнография Среднего Приуралья. Березники, 2001. Вып. 1.
Контекст: ...По-видимому, она должна была выполнить несколько функций: сопровождать душу шамана на нелегком пути в нижнем мире, не дать душе шамана вырваться наружу из пещеры и воспрепятствовать надругательству над телом шамана (Сериков Ю.Б., 2001, с. 53).

48. Сериков Ю.Б. «Культ голов» в каменном веке Урала//Истори­ческие истоки, опыт взаимодействия и толерантности народов При-уралья: материалы Междунар. науч. конф. Ижевск, 2002.
Контекст: ...Особенности в обрядовых действиях с черепами людей, зафиксированные на разных памятниках, на взгляд автора, свидетельствуют о неоднозначности ритуалов, связанных с представлениями о черепе (Усманова Э.Р., 2001, с. 116-117; Сериков Ю.Б., 2002, с. 173180).

49. Сериков Ю.Б. Культовые пещеры реки Чусовой//Культовые памятники горно-лесного Урала. Екатеринбург, 2004.
Контекст: ...Чусовая) найден обломок бедренной кости (Сериков Ю.Б., 2004, с. 42), в Уньинской (р.

50. Сериков Ю. Б. Скальные культовые памятники Шайтанского озера//Проблемы археологии: Урал и Западная Сибирь (к 70-летию Т.М. Потемкиной). Курган, 2007.
Контекст: ...Раздавленный череп человека найден еще на одном святилище Шайтанского озера - Шайтанском Шихане (Сериков Ю.Б., 2007, с. 45).

51. Сериков Ю.Б. Южный Шихан -новый тип святилища на Шай-танском озере//Труды II (XVIII) Всероссийского археологического съезда в Суздале. М., 2008. Т. II.
Контекст: ...Захоронение относится к иткульской культуре раннего железного века - V-III вв. до н.э. (Сериков Ю.Б., 2008, с. 291).

52. Сериков Ю.Б., Корочкова О.Н., Кузьминых С.В., Стефанов В.И. Шайтанское озеро-II: новые сюжеты в изучении бронзового века Урала//Археология, этнография и антропология Евразии. Новосибирск, 2009. №2.
Контекст: ...На культовой площадке бронзового века памятника Шайтанское озеро-II в каменой оградке мелкие кальцинированные косточки черепа младенца залегали в сопровождении миниатюрного сосудика (Сериков Ю.Б. и др., 2009, с. 70).

53. Соловьев А.И. О жертвоприношениях людей у древнего населе­ния Прииртышья//Мировоззрение финно-угорских народов. Новоси­бирск, 1990.
Контекст: ...А.И. Соловьев (1990, с. 102) высказал предположение, что смерть шамана сопровождалась смертью его сородичей.

54. Степанов П.Д. Воинские трофеи в погребениях Андреевского кургана Мордовской АССР//КСИА. М., 1973. Вып. 136.
Контекст: ...П. Д. Степанов (1973, с. 86-87; рис. 27-29) считает их военным трофеем, который крепился на конской упряжи и являлся показателем воинской доблести.

55. Сыроватко А.С. Юго-восточное Подмосковье в железном веке: к характеристике локальных вариантов дьяковской культуры. М., 2009.
Контекст: ...Из современных находок можно отметить обработанные кости левого бедра человека, обнаруженные на Протопоповском городище дьяковской культуры в Подмосковье (Сыроватко А.С., 2009, с. 81).

56. Усманова Э.Р. «Культ черепа» в андроновском погребальном об­ряде (по материалам могильника Лисаковский)//XV Уральское архео­логическое совещание: тез. докл. междунар. науч. конф. Оренбург, 2001.
Контекст: ...Особенности в обрядовых действиях с черепами людей, зафиксированные на разных памятниках, на взгляд автора, свидетельствуют о неоднозначности ритуалов, связанных с представлениями о черепе (Усманова Э.Р., 2001, с. 116-117; Сериков Ю.Б., 2002, с. 173180).

57. Усманова Э.Р. О ритуале намеренного разрушения погребения//Проблемы историко-культурного развития древних и традиционных обществ Западной Сибири и сопредельных территорий: материалы XIII Западно-Сибирской арх.-этнограф. конф. Томск, 2005.
Контекст: ...Одни исследователи считают, что ритуальные действия с черепом связаны с культом предков и культом плодородия (Усманова Э.Р., 2005, с. 340-341).

58. Флеров В. С. Постпогребальные обряды Центрального Предкав­казья в I в. до н. э. -IV в. н. э. и Восточной Европы в IV в. до н. э. -XIV в. н. э. М., 2007.
Контекст: ...Следует учитывать и точку зрения В. С. Флерова (2007, с. 157-158), который считает, что ритуальные действия с черепами являлись отражением в том числе обрядов обезвреживания погребенных и перезахоронений.

59. Хвостов В. А. Захоронения эпохи энеолита могильника Боровян-ка-XVII в Среднем Прииртышье//Проблемы изучения неолита Запад­ной Сибири. Тюмень, 2001.
Контекст: ...Встречены и отдельные захоронения черепов, в одном случае групповые (могила 83) (Хвостов В.А., 2001, с. 134).

60. Чаиркина Н. М. Тайны торфяников//Культовые памятники гор­но-лесного Урала. Екатеринбург, 2004.
Контекст: ...На Горбуновском торфянике в районе 4-го разреза обнаружено несколько человеческих костей неясного происхождения и возраста (Чаиркина Н.М., 2004, с. 128).

61. Чернецов В.Н. Представления о душе у обских угров//Исследо­вания и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. М., 1959.
Контекст: ...Он также подчеркивает, что и у человека, и у животного первоначальной обителью души после третьей, окончательной, смерти являлся именно череп (Чернецов В. Н., 1959, с. 154-156).

62. Чернецов В.Н. Наскальные изображения Урала. САИ. В4-12(2). М., 1971.
Контекст: ...Большие Аллаки, Южный Урал) (Чернецов В. Н., 1971, с. 47).

63. Шерстобитова О.С. Символы смерти в погребальном обряде древнего населения Западной Сибири//Миф и символ в прошлом и настоящем. Нижний Тагил, 2007.
Контекст: ...Такие примеры можно умножить (Вадецкая Э. Б., 1980, с. 104-117; Шерстобитова О.С., 2007, с. 55).

64. Широков В.Н., Чаиркин С.Е. Писаница Старичная (река Нейва, Средний Урал)//Охранные археологические исследования на Среднем Урале. Екатеринбург, 1997. Вып. 1.
Контекст: ...Из трещины под писаницей вместе с каменными орудиями и отщепами извлекли локтевую кость человека (Широков В.Н., Чаиркин С.Е., 1997, с. 45-47).

65. Шорин А.Ф. Энеолитическое погребение у поселка Дружный в Южном Зауралье//Волго-Уральская степь и лесостепь в эпоху ранне­го металла. Куйбышев, 1982.
Контекст: ...Голова стояла теменем вверх, а шейные позвонки находились в сосуде (Шорин А.Ф., 1982, с. 184-185).

66. Шорин А.Ф. Доандроновское погребение могильника Берез-ки-Уг в горно-лесном Зауралье//Неолитические памятники Урала. Свердловск, 1991.
Контекст: ...Второе погребение (пол не определен) было безынвентарным (Шорин А.Ф., 1991, с. 68-71).

67. Шутова Н. И. Дохристианские культовые памятники в удмурт­ской религиозной традиции: Опыт комплексного исследования. Ижевск, 2001.
Контекст: ...По свидетельству старожилов, прежде во время эпидемий и в других исключительных случаях у этого озера совершались человеческие жертвоприношения, которые впоследствии были заменены принесением в жертву овцы (Шутова Н. И., 2001, с. 88-89).

68. Юрин В.И. Комплексные исследования в Южном Зауралье//Археологические открытия 2003 года. М., 2004.
Контекст: ...Ай (Башкортостан) (Бибиков С.Н., 1950, с. 98, 113-119; Кокшаров С.Ф., Широков В.Н., 1990, с. 66-69; Петрин В.Т., 1992, с. 157, 197-198; Юрин В.И., 2004, с. 350-352; Воробьева С.Л., 2008, с. 47).

69. Zagorskis F. Zvejnieku akmens laikmeta kapulauks. Riga, 1987.
Контекст: ...В одном из позднемезолитических погребений могильника Звейниеки (Латвия) найдены две подвески из зубов человека (Zagorskis F., 1987, p. 125).