Развитие евразийского мифологического образа гер/Кер Кер-оглы - сына могилы и правителя страны Чамбули Мастон
Основное содержание статьи
Скачивания
Данные скачивания пока недоступны.
Metrics
Загрузка метрик ...
Детали статьи
Как цитировать
Гуцуляк, О. (1). Развитие евразийского мифологического образа гер/Кер Кер-оглы - сына могилы и правителя страны Чамбули Мастон. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 4(4), 297-314. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2371
Выпуск
Раздел
ОТРАЖЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ НАРОДОВВ ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
Литература
1. Аджи М. Европа, тюрки и Великая Степь. От автора: Великое переселение народов . URL: http//adji.by.ru/ch00_03.html
2. Аллен Н. Пять встреч героя//Этнографическое обозрение. 1992. №6.
3. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Древняя Индия: исторический очерк. М., 1969.
Контекст: ...Самый известный представитель Кшахаратов - Лиак Ку-сулак (Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф., 1969, с. 478) (тибет.
4. Бонгард-Левин Г.М., Кошеленко Г.А. От Индии до Скифии//Вестник древней истории. М., 2004. №2.
Контекст: ...Также образ змееногой праматери был распространен среди североиранских племен от Северного Причерноморья до реки Инд (Бонгард-Левин Г.М., Кошеленко Г.А., 2004, с. 58-69). «Неправильно» - из скалы, якобы оплодотверенной пастухом, увидевшим красивую женщину, - рождается нартский герой Сосру-ко (Сасрыква, Сослан).
5. Боровков А.К. Вопросы изучения тюркоязычного эпоса народов Средней Азии и Казахстана//Вопросы изучения эпоса народов СССР. М., 1958.
Контекст: ...В туркменской версии спящего Гер-оглы побуждает к благочестивой деятельности голос святого Камбара (Боровков А. К., 1958, с. 77), а в других версиях - завет ослепленного врагами отца.
6. Героический эпос о Гэсэре. Иркутск, 1969.
Контекст: ...Полное имя Гэсера он записал как Arban ssugi Essin gessur Bogdo chan - «Der zehn weltgegenden regierer oder Monarch Bogdo chan» (Героический эпос.., 1969, с. 13).
7. Жирмунский В. Народный героический эпос: сравнительно-исторические очерки. М.; Л., 1962.
Контекст: ...о невеста - дева-богатырка, которую следует добыть, победив ее в военно-спортивных состязаниях (т. е. невеста устраивает «избрание жениха» и только после победы отец героя может оплатить большой калым (Жирмунский В., 1962, с. 107)).
8. Жирмунский В. М. Сказание об Алпамыше и богатырская сказка. М., 1960.
Контекст: ...Но, в отличие от киргизов, у других тюркских этносов, у которых существует предание об Кер-оглу, персонаж Алпамыш связан исключительно с сюжетом Одиссея («муж на свадьбе своей жены») (Жирмунский В.М., 1960, с. 163-175) и, возможно, генетически исходит через ираноязычных массагетов Средней Азии к герою единого праиндоевропейского (и, может, даже далее - ностратиче-ского) эпоса (его варианты: путешествия Одиссея и Арджуны) (Ал-лен Н., 1992, с. 90-101).
9. Жирмунский В.М., Зарифов Х.Т. Узбекский народный героический эпос. М., 1947.
Контекст: ...Чамбиль, что можно перевести как «сосновый перевал» (Жирмунский В.М., Зарифов Х.Т., 1947, с. 170)), т.е.
10. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: конец XIX -начало ХХ в. М., 1978.
Контекст: ...Специально шли семьями и с отарами овец на высоты до 2 тыс. м и зажигали там священные огни, а на рассвете осуществляли ритуальные обмывания в горных источниках, а затем с веселыми криками встречали восход солнца (Календарные обычаи..., 1978, с. 261-265).
11. Климович Л. К истории изучения эпоса «Кер-оглы» -«Гор-оглы»//Из истории литератур советского Востока. М., 1959.
Контекст: ...Вернувшись в страну Чамбиль, она умерла, но ребенок родился в могиле (Климович Л., 1959, с. 196).
12. Кор-оглы Х. Узбекская литература. М., 1976.
Контекст: ...В азер-байджпнской «Книге моего деде Коркута» есть похожая на Алтун-Гозеки правительница Бурла-хатун, жена главного героя «Книги...» Салор-Казана (Кор-оглы Х., 1976, с. 17). 3.
13. Кюмон Ф. Мистерии Митры. СПб., 2000.
Контекст: ...Кощей как Месяц-Чахлык/Чахнущий), или терракотрах из Украины, где Митра одет в анаксириды (вид штанов) с широким вырезом, что напоминает, по мнению исследователя митраизма Ф. Кюмона (2000, с. 33), об оскоплении Аттиса.
14. Мурзаев Э.М. Словарь народных географических терминов. М., 1984.
Контекст: ...Kotel) водораздельный хребет между Кочкорской и Наринской котловинами в Киргизии и хребтами Долона, там же и Долонабулак в Таджикистане (Мурзаев Э.М., 1984, с. 186).
15. Неклюдов С.Ю. Шулмасы//Мифологический словарь. М., 1990.
Контекст: ...Затем он спасает свою страну Бумба от разорения ханом шулмасов Шара Гюр-гю (считается, что понятие «шулмасы» происходит от «шимну» -согдийской формы имени иранского бога тьмы Ангро-Манью, Ах-римана, при принятии согдийцами буддизма, отождествленного с демоном Марой (Неклюдов С.Ю., 1990, с. 609)).
16. Пастухов А. Шах Куруш Бузург и его загадка . URL: http://www.avesta.org.ru/articles/kurush.htm
17. «Псалмы Фомы» (I-IV)/вступ. ст., пер. с коптск. и коммент. Е.Б. Смагиной//Восток. М., 1992. №4.
18. Рис А., Рис Б. Наследие кельтов: Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе: пер. с англ. и послесл. Т.А. Михайловой. М., 1999.
Контекст: ...Отец убитого любовника воскресил сына с помощью волшебного жезла, а затем Лугу пришлось столкнуться с местью сына Кермата Мак Куила (Рис А., Рис Б., 1999, с. 56-59).
19. Тихомирова О.Ю. Былина о Дунае: Образ невесты -богатырши//Русская речь. М., 2002. №5.
Контекст: ...Он победил ее в поединке (вариант: героиня сбрасывает богатыря с лошади и принуждает к браку) (Тихомирова О.Ю., 2002, с. 90-95).
20. Томас Е. Шамбала, оаза свгтла//Всесвгт. Кшв, 1991. №9.
Контекст: ...А. Девид-Лин описала легенды о Гэсере в книге «Сверхчеловеческая жизнь Гэсера из Лиина», перед этим посетив места, связанные с этим персонажем (Томас Е., 1991, с. 222).
21. Фрай Р. Наследие Ирана. М., 1971.
Контекст: ...Pasargadai «за (pasa) горой Аг1Й8» (Фрай Р., 1971, с. 120)) возле Парсы (греч.
22. Хевит Р. Эпос "Манас" и Библия имеют общие корни . URL: http://www.narratif.narod.ru/manas01; http://cent-rasia.org/newsA
23. Roerich G.N. The Epic of King Kesar of Ling//JRASB: Letters. 1942. Vol. VIII, N 2. P. 277-311.
Контекст: ...Когда новое перерождение демоницы - сын царя хоров (хор-глин) Гур-Дкару, сумел осквернить магическую силу Гэсера и похитить его жену, Гэсер очистился от скверны, совершил ряд завоеваний и, вооруженный волшебным камнем-жемчужиной с девятью глазами, отправился в подземный мир спасать жену (Roerich G.N., 1942, p. 277-311).
2. Аллен Н. Пять встреч героя//Этнографическое обозрение. 1992. №6.
3. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Древняя Индия: исторический очерк. М., 1969.
Контекст: ...Самый известный представитель Кшахаратов - Лиак Ку-сулак (Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф., 1969, с. 478) (тибет.
4. Бонгард-Левин Г.М., Кошеленко Г.А. От Индии до Скифии//Вестник древней истории. М., 2004. №2.
Контекст: ...Также образ змееногой праматери был распространен среди североиранских племен от Северного Причерноморья до реки Инд (Бонгард-Левин Г.М., Кошеленко Г.А., 2004, с. 58-69). «Неправильно» - из скалы, якобы оплодотверенной пастухом, увидевшим красивую женщину, - рождается нартский герой Сосру-ко (Сасрыква, Сослан).
5. Боровков А.К. Вопросы изучения тюркоязычного эпоса народов Средней Азии и Казахстана//Вопросы изучения эпоса народов СССР. М., 1958.
Контекст: ...В туркменской версии спящего Гер-оглы побуждает к благочестивой деятельности голос святого Камбара (Боровков А. К., 1958, с. 77), а в других версиях - завет ослепленного врагами отца.
6. Героический эпос о Гэсэре. Иркутск, 1969.
Контекст: ...Полное имя Гэсера он записал как Arban ssugi Essin gessur Bogdo chan - «Der zehn weltgegenden regierer oder Monarch Bogdo chan» (Героический эпос.., 1969, с. 13).
7. Жирмунский В. Народный героический эпос: сравнительно-исторические очерки. М.; Л., 1962.
Контекст: ...о невеста - дева-богатырка, которую следует добыть, победив ее в военно-спортивных состязаниях (т. е. невеста устраивает «избрание жениха» и только после победы отец героя может оплатить большой калым (Жирмунский В., 1962, с. 107)).
8. Жирмунский В. М. Сказание об Алпамыше и богатырская сказка. М., 1960.
Контекст: ...Но, в отличие от киргизов, у других тюркских этносов, у которых существует предание об Кер-оглу, персонаж Алпамыш связан исключительно с сюжетом Одиссея («муж на свадьбе своей жены») (Жирмунский В.М., 1960, с. 163-175) и, возможно, генетически исходит через ираноязычных массагетов Средней Азии к герою единого праиндоевропейского (и, может, даже далее - ностратиче-ского) эпоса (его варианты: путешествия Одиссея и Арджуны) (Ал-лен Н., 1992, с. 90-101).
9. Жирмунский В.М., Зарифов Х.Т. Узбекский народный героический эпос. М., 1947.
Контекст: ...Чамбиль, что можно перевести как «сосновый перевал» (Жирмунский В.М., Зарифов Х.Т., 1947, с. 170)), т.е.
10. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: конец XIX -начало ХХ в. М., 1978.
Контекст: ...Специально шли семьями и с отарами овец на высоты до 2 тыс. м и зажигали там священные огни, а на рассвете осуществляли ритуальные обмывания в горных источниках, а затем с веселыми криками встречали восход солнца (Календарные обычаи..., 1978, с. 261-265).
11. Климович Л. К истории изучения эпоса «Кер-оглы» -«Гор-оглы»//Из истории литератур советского Востока. М., 1959.
Контекст: ...Вернувшись в страну Чамбиль, она умерла, но ребенок родился в могиле (Климович Л., 1959, с. 196).
12. Кор-оглы Х. Узбекская литература. М., 1976.
Контекст: ...В азер-байджпнской «Книге моего деде Коркута» есть похожая на Алтун-Гозеки правительница Бурла-хатун, жена главного героя «Книги...» Салор-Казана (Кор-оглы Х., 1976, с. 17). 3.
13. Кюмон Ф. Мистерии Митры. СПб., 2000.
Контекст: ...Кощей как Месяц-Чахлык/Чахнущий), или терракотрах из Украины, где Митра одет в анаксириды (вид штанов) с широким вырезом, что напоминает, по мнению исследователя митраизма Ф. Кюмона (2000, с. 33), об оскоплении Аттиса.
14. Мурзаев Э.М. Словарь народных географических терминов. М., 1984.
Контекст: ...Kotel) водораздельный хребет между Кочкорской и Наринской котловинами в Киргизии и хребтами Долона, там же и Долонабулак в Таджикистане (Мурзаев Э.М., 1984, с. 186).
15. Неклюдов С.Ю. Шулмасы//Мифологический словарь. М., 1990.
Контекст: ...Затем он спасает свою страну Бумба от разорения ханом шулмасов Шара Гюр-гю (считается, что понятие «шулмасы» происходит от «шимну» -согдийской формы имени иранского бога тьмы Ангро-Манью, Ах-римана, при принятии согдийцами буддизма, отождествленного с демоном Марой (Неклюдов С.Ю., 1990, с. 609)).
16. Пастухов А. Шах Куруш Бузург и его загадка . URL: http://www.avesta.org.ru/articles/kurush.htm
17. «Псалмы Фомы» (I-IV)/вступ. ст., пер. с коптск. и коммент. Е.Б. Смагиной//Восток. М., 1992. №4.
18. Рис А., Рис Б. Наследие кельтов: Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе: пер. с англ. и послесл. Т.А. Михайловой. М., 1999.
Контекст: ...Отец убитого любовника воскресил сына с помощью волшебного жезла, а затем Лугу пришлось столкнуться с местью сына Кермата Мак Куила (Рис А., Рис Б., 1999, с. 56-59).
19. Тихомирова О.Ю. Былина о Дунае: Образ невесты -богатырши//Русская речь. М., 2002. №5.
Контекст: ...Он победил ее в поединке (вариант: героиня сбрасывает богатыря с лошади и принуждает к браку) (Тихомирова О.Ю., 2002, с. 90-95).
20. Томас Е. Шамбала, оаза свгтла//Всесвгт. Кшв, 1991. №9.
Контекст: ...А. Девид-Лин описала легенды о Гэсере в книге «Сверхчеловеческая жизнь Гэсера из Лиина», перед этим посетив места, связанные с этим персонажем (Томас Е., 1991, с. 222).
21. Фрай Р. Наследие Ирана. М., 1971.
Контекст: ...Pasargadai «за (pasa) горой Аг1Й8» (Фрай Р., 1971, с. 120)) возле Парсы (греч.
22. Хевит Р. Эпос "Манас" и Библия имеют общие корни . URL: http://www.narratif.narod.ru/manas01; http://cent-rasia.org/newsA
23. Roerich G.N. The Epic of King Kesar of Ling//JRASB: Letters. 1942. Vol. VIII, N 2. P. 277-311.
Контекст: ...Когда новое перерождение демоницы - сын царя хоров (хор-глин) Гур-Дкару, сумел осквернить магическую силу Гэсера и похитить его жену, Гэсер очистился от скверны, совершил ряд завоеваний и, вооруженный волшебным камнем-жемчужиной с девятью глазами, отправился в подземный мир спасать жену (Roerich G.N., 1942, p. 277-311).