Развитие евразийского мифологического образа гер/Кер Кер-оглы - сына могилы и правителя страны Чамбули Мастон
Main Article Content
Downloads
Download data is not yet available.
Metrics
Metrics Loading ...
Article Details
How to Cite
Гуцуляк, О. (1). Развитие евразийского мифологического образа гер/Кер Кер-оглы - сына могилы и правителя страны Чамбули Мастон. NATIONS AND RELIGIONS OF EURASIA, 4(4), 297-314. Retrieved from http://journal.asu.ru/wv/article/view/2371
Section
ОТРАЖЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ НАРОДОВВ ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
References
1. Аджи М. Европа, тюрки и Великая Степь. От автора: Великое переселение народов . URL: http//adji.by.ru/ch00_03.html
2. Аллен Н. Пять встреч героя//Этнографическое обозрение. 1992. №6.
3. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Древняя Индия: исторический очерк. М., 1969.
Контекст: ...Самый известный представитель Кшахаратов - Лиак Ку-сулак (Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф., 1969, с. 478) (тибет.
4. Бонгард-Левин Г.М., Кошеленко Г.А. От Индии до Скифии//Вестник древней истории. М., 2004. №2.
Контекст: ...Также образ змееногой праматери был распространен среди североиранских племен от Северного Причерноморья до реки Инд (Бонгард-Левин Г.М., Кошеленко Г.А., 2004, с. 58-69). «Неправильно» - из скалы, якобы оплодотверенной пастухом, увидевшим красивую женщину, - рождается нартский герой Сосру-ко (Сасрыква, Сослан).
5. Боровков А.К. Вопросы изучения тюркоязычного эпоса народов Средней Азии и Казахстана//Вопросы изучения эпоса народов СССР. М., 1958.
Контекст: ...В туркменской версии спящего Гер-оглы побуждает к благочестивой деятельности голос святого Камбара (Боровков А. К., 1958, с. 77), а в других версиях - завет ослепленного врагами отца.
6. Героический эпос о Гэсэре. Иркутск, 1969.
Контекст: ...Полное имя Гэсера он записал как Arban ssugi Essin gessur Bogdo chan - «Der zehn weltgegenden regierer oder Monarch Bogdo chan» (Героический эпос.., 1969, с. 13).
7. Жирмунский В. Народный героический эпос: сравнительно-исторические очерки. М.; Л., 1962.
Контекст: ...о невеста - дева-богатырка, которую следует добыть, победив ее в военно-спортивных состязаниях (т. е. невеста устраивает «избрание жениха» и только после победы отец героя может оплатить большой калым (Жирмунский В., 1962, с. 107)).
8. Жирмунский В. М. Сказание об Алпамыше и богатырская сказка. М., 1960.
Контекст: ...Но, в отличие от киргизов, у других тюркских этносов, у которых существует предание об Кер-оглу, персонаж Алпамыш связан исключительно с сюжетом Одиссея («муж на свадьбе своей жены») (Жирмунский В.М., 1960, с. 163-175) и, возможно, генетически исходит через ираноязычных массагетов Средней Азии к герою единого праиндоевропейского (и, может, даже далее - ностратиче-ского) эпоса (его варианты: путешествия Одиссея и Арджуны) (Ал-лен Н., 1992, с. 90-101).
9. Жирмунский В.М., Зарифов Х.Т. Узбекский народный героический эпос. М., 1947.
Контекст: ...Чамбиль, что можно перевести как «сосновый перевал» (Жирмунский В.М., Зарифов Х.Т., 1947, с. 170)), т.е.
10. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: конец XIX -начало ХХ в. М., 1978.
Контекст: ...Специально шли семьями и с отарами овец на высоты до 2 тыс. м и зажигали там священные огни, а на рассвете осуществляли ритуальные обмывания в горных источниках, а затем с веселыми криками встречали восход солнца (Календарные обычаи..., 1978, с. 261-265).
11. Климович Л. К истории изучения эпоса «Кер-оглы» -«Гор-оглы»//Из истории литератур советского Востока. М., 1959.
Контекст: ...Вернувшись в страну Чамбиль, она умерла, но ребенок родился в могиле (Климович Л., 1959, с. 196).
12. Кор-оглы Х. Узбекская литература. М., 1976.
Контекст: ...В азер-байджпнской «Книге моего деде Коркута» есть похожая на Алтун-Гозеки правительница Бурла-хатун, жена главного героя «Книги...» Салор-Казана (Кор-оглы Х., 1976, с. 17). 3.
13. Кюмон Ф. Мистерии Митры. СПб., 2000.
Контекст: ...Кощей как Месяц-Чахлык/Чахнущий), или терракотрах из Украины, где Митра одет в анаксириды (вид штанов) с широким вырезом, что напоминает, по мнению исследователя митраизма Ф. Кюмона (2000, с. 33), об оскоплении Аттиса.
14. Мурзаев Э.М. Словарь народных географических терминов. М., 1984.
Контекст: ...Kotel) водораздельный хребет между Кочкорской и Наринской котловинами в Киргизии и хребтами Долона, там же и Долонабулак в Таджикистане (Мурзаев Э.М., 1984, с. 186).
15. Неклюдов С.Ю. Шулмасы//Мифологический словарь. М., 1990.
Контекст: ...Затем он спасает свою страну Бумба от разорения ханом шулмасов Шара Гюр-гю (считается, что понятие «шулмасы» происходит от «шимну» -согдийской формы имени иранского бога тьмы Ангро-Манью, Ах-римана, при принятии согдийцами буддизма, отождествленного с демоном Марой (Неклюдов С.Ю., 1990, с. 609)).
16. Пастухов А. Шах Куруш Бузург и его загадка . URL: http://www.avesta.org.ru/articles/kurush.htm
17. «Псалмы Фомы» (I-IV)/вступ. ст., пер. с коптск. и коммент. Е.Б. Смагиной//Восток. М., 1992. №4.
18. Рис А., Рис Б. Наследие кельтов: Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе: пер. с англ. и послесл. Т.А. Михайловой. М., 1999.
Контекст: ...Отец убитого любовника воскресил сына с помощью волшебного жезла, а затем Лугу пришлось столкнуться с местью сына Кермата Мак Куила (Рис А., Рис Б., 1999, с. 56-59).
19. Тихомирова О.Ю. Былина о Дунае: Образ невесты -богатырши//Русская речь. М., 2002. №5.
Контекст: ...Он победил ее в поединке (вариант: героиня сбрасывает богатыря с лошади и принуждает к браку) (Тихомирова О.Ю., 2002, с. 90-95).
20. Томас Е. Шамбала, оаза свгтла//Всесвгт. Кшв, 1991. №9.
Контекст: ...А. Девид-Лин описала легенды о Гэсере в книге «Сверхчеловеческая жизнь Гэсера из Лиина», перед этим посетив места, связанные с этим персонажем (Томас Е., 1991, с. 222).
21. Фрай Р. Наследие Ирана. М., 1971.
Контекст: ...Pasargadai «за (pasa) горой Аг1Й8» (Фрай Р., 1971, с. 120)) возле Парсы (греч.
22. Хевит Р. Эпос "Манас" и Библия имеют общие корни . URL: http://www.narratif.narod.ru/manas01; http://cent-rasia.org/newsA
23. Roerich G.N. The Epic of King Kesar of Ling//JRASB: Letters. 1942. Vol. VIII, N 2. P. 277-311.
Контекст: ...Когда новое перерождение демоницы - сын царя хоров (хор-глин) Гур-Дкару, сумел осквернить магическую силу Гэсера и похитить его жену, Гэсер очистился от скверны, совершил ряд завоеваний и, вооруженный волшебным камнем-жемчужиной с девятью глазами, отправился в подземный мир спасать жену (Roerich G.N., 1942, p. 277-311).
2. Аллен Н. Пять встреч героя//Этнографическое обозрение. 1992. №6.
3. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Древняя Индия: исторический очерк. М., 1969.
Контекст: ...Самый известный представитель Кшахаратов - Лиак Ку-сулак (Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф., 1969, с. 478) (тибет.
4. Бонгард-Левин Г.М., Кошеленко Г.А. От Индии до Скифии//Вестник древней истории. М., 2004. №2.
Контекст: ...Также образ змееногой праматери был распространен среди североиранских племен от Северного Причерноморья до реки Инд (Бонгард-Левин Г.М., Кошеленко Г.А., 2004, с. 58-69). «Неправильно» - из скалы, якобы оплодотверенной пастухом, увидевшим красивую женщину, - рождается нартский герой Сосру-ко (Сасрыква, Сослан).
5. Боровков А.К. Вопросы изучения тюркоязычного эпоса народов Средней Азии и Казахстана//Вопросы изучения эпоса народов СССР. М., 1958.
Контекст: ...В туркменской версии спящего Гер-оглы побуждает к благочестивой деятельности голос святого Камбара (Боровков А. К., 1958, с. 77), а в других версиях - завет ослепленного врагами отца.
6. Героический эпос о Гэсэре. Иркутск, 1969.
Контекст: ...Полное имя Гэсера он записал как Arban ssugi Essin gessur Bogdo chan - «Der zehn weltgegenden regierer oder Monarch Bogdo chan» (Героический эпос.., 1969, с. 13).
7. Жирмунский В. Народный героический эпос: сравнительно-исторические очерки. М.; Л., 1962.
Контекст: ...о невеста - дева-богатырка, которую следует добыть, победив ее в военно-спортивных состязаниях (т. е. невеста устраивает «избрание жениха» и только после победы отец героя может оплатить большой калым (Жирмунский В., 1962, с. 107)).
8. Жирмунский В. М. Сказание об Алпамыше и богатырская сказка. М., 1960.
Контекст: ...Но, в отличие от киргизов, у других тюркских этносов, у которых существует предание об Кер-оглу, персонаж Алпамыш связан исключительно с сюжетом Одиссея («муж на свадьбе своей жены») (Жирмунский В.М., 1960, с. 163-175) и, возможно, генетически исходит через ираноязычных массагетов Средней Азии к герою единого праиндоевропейского (и, может, даже далее - ностратиче-ского) эпоса (его варианты: путешествия Одиссея и Арджуны) (Ал-лен Н., 1992, с. 90-101).
9. Жирмунский В.М., Зарифов Х.Т. Узбекский народный героический эпос. М., 1947.
Контекст: ...Чамбиль, что можно перевести как «сосновый перевал» (Жирмунский В.М., Зарифов Х.Т., 1947, с. 170)), т.е.
10. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: конец XIX -начало ХХ в. М., 1978.
Контекст: ...Специально шли семьями и с отарами овец на высоты до 2 тыс. м и зажигали там священные огни, а на рассвете осуществляли ритуальные обмывания в горных источниках, а затем с веселыми криками встречали восход солнца (Календарные обычаи..., 1978, с. 261-265).
11. Климович Л. К истории изучения эпоса «Кер-оглы» -«Гор-оглы»//Из истории литератур советского Востока. М., 1959.
Контекст: ...Вернувшись в страну Чамбиль, она умерла, но ребенок родился в могиле (Климович Л., 1959, с. 196).
12. Кор-оглы Х. Узбекская литература. М., 1976.
Контекст: ...В азер-байджпнской «Книге моего деде Коркута» есть похожая на Алтун-Гозеки правительница Бурла-хатун, жена главного героя «Книги...» Салор-Казана (Кор-оглы Х., 1976, с. 17). 3.
13. Кюмон Ф. Мистерии Митры. СПб., 2000.
Контекст: ...Кощей как Месяц-Чахлык/Чахнущий), или терракотрах из Украины, где Митра одет в анаксириды (вид штанов) с широким вырезом, что напоминает, по мнению исследователя митраизма Ф. Кюмона (2000, с. 33), об оскоплении Аттиса.
14. Мурзаев Э.М. Словарь народных географических терминов. М., 1984.
Контекст: ...Kotel) водораздельный хребет между Кочкорской и Наринской котловинами в Киргизии и хребтами Долона, там же и Долонабулак в Таджикистане (Мурзаев Э.М., 1984, с. 186).
15. Неклюдов С.Ю. Шулмасы//Мифологический словарь. М., 1990.
Контекст: ...Затем он спасает свою страну Бумба от разорения ханом шулмасов Шара Гюр-гю (считается, что понятие «шулмасы» происходит от «шимну» -согдийской формы имени иранского бога тьмы Ангро-Манью, Ах-римана, при принятии согдийцами буддизма, отождествленного с демоном Марой (Неклюдов С.Ю., 1990, с. 609)).
16. Пастухов А. Шах Куруш Бузург и его загадка . URL: http://www.avesta.org.ru/articles/kurush.htm
17. «Псалмы Фомы» (I-IV)/вступ. ст., пер. с коптск. и коммент. Е.Б. Смагиной//Восток. М., 1992. №4.
18. Рис А., Рис Б. Наследие кельтов: Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе: пер. с англ. и послесл. Т.А. Михайловой. М., 1999.
Контекст: ...Отец убитого любовника воскресил сына с помощью волшебного жезла, а затем Лугу пришлось столкнуться с местью сына Кермата Мак Куила (Рис А., Рис Б., 1999, с. 56-59).
19. Тихомирова О.Ю. Былина о Дунае: Образ невесты -богатырши//Русская речь. М., 2002. №5.
Контекст: ...Он победил ее в поединке (вариант: героиня сбрасывает богатыря с лошади и принуждает к браку) (Тихомирова О.Ю., 2002, с. 90-95).
20. Томас Е. Шамбала, оаза свгтла//Всесвгт. Кшв, 1991. №9.
Контекст: ...А. Девид-Лин описала легенды о Гэсере в книге «Сверхчеловеческая жизнь Гэсера из Лиина», перед этим посетив места, связанные с этим персонажем (Томас Е., 1991, с. 222).
21. Фрай Р. Наследие Ирана. М., 1971.
Контекст: ...Pasargadai «за (pasa) горой Аг1Й8» (Фрай Р., 1971, с. 120)) возле Парсы (греч.
22. Хевит Р. Эпос "Манас" и Библия имеют общие корни . URL: http://www.narratif.narod.ru/manas01; http://cent-rasia.org/newsA
23. Roerich G.N. The Epic of King Kesar of Ling//JRASB: Letters. 1942. Vol. VIII, N 2. P. 277-311.
Контекст: ...Когда новое перерождение демоницы - сын царя хоров (хор-глин) Гур-Дкару, сумел осквернить магическую силу Гэсера и похитить его жену, Гэсер очистился от скверны, совершил ряд завоеваний и, вооруженный волшебным камнем-жемчужиной с девятью глазами, отправился в подземный мир спасать жену (Roerich G.N., 1942, p. 277-311).