«Солнце-луна» в петроглифах Июсских степей
Основное содержание статьи
Скачивания
Данные скачивания пока недоступны.
Metrics
Загрузка метрик ...
Детали статьи
Как цитировать
Рыбаков, Н. И. (1). «Солнце-луна» в петроглифах Июсских степей. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 2(2), 60-82. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2384
Выпуск
Раздел
РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ И ОБРЯДЫ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Литература
1. Абдуллаев Е.В. Апостол Фома: генезис одной агиографической традиции среднеазиатских манихеев//«Одиссей». Человек в истории. Трапеза. М., 1999
Контекст: ...Эсхатологическая идея спасения вовлекла в ряды женских богинь, проводников «Судного дня» в небесном путешествии души и божество иранизированного гностицизма - Деву Света, коронованную солярно-лунарной диадемой (рис.1.-1), прообразом которой является Арта-Вахишта (Абдуллаев Е.В., 1999, с. 204; Беленицкий А.М., 1954, с. 69).
2. Беленицкий А.М. Монументальное искусство Пенджикента. Живопись. Скульптура. М., 1973
Контекст: ...Последняя близкородственна богиням демонолатрического круга тибетской «черной веры» - бон Дхармапале (Дхарма-нисла) (Tucci G., 1963, S. 133; Беленицкий А.М., 1973, с. 56).
3. Беленицкий А.М., Маршак Б.И. Черты мировоззрения согдийцев VII -VIII вв. в искусстве Пенджикента//История и культура народов Средней Азии (древность и средние века). М., 1976
Контекст: ...По фактам археологических изысканий, стенные росписи Пенджикента датируются VII -VIII вв. (Беленицкий А.М., Маршак Б.М., 76 1976, с. 75).
4. Беленицкий. А.М. Вопросы идеологии и культа Согда//Живопись Древнего Пянджикента. М., 1954
Контекст: ...Эсхатологическая идея спасения вовлекла в ряды женских богинь, проводников «Судного дня» в небесном путешествии души и божество иранизированного гностицизма - Деву Света, коронованную солярно-лунарной диадемой (рис.1.-1), прообразом которой является Арта-Вахишта (Абдуллаев Е.В., 1999, с. 204; Беленицкий А.М., 1954, с. 69).
5. Беленицкий. А.М. Древний Пенджикент (основные итоги раскопок 1954 -1957гг.)//СА. 1959. №1
6. Белозёрова В.Г. Истоки каллиграфической традиции Китая в свете археологических открытий XX столетия//Археология, этнография и антропология Евразии. 1(21). 2005
7. Берштам А.Н. Согдийская колонизация Семиречья//КСИИМК. Вып. 6. 1940
Контекст: ...VIII в. - экспансия арабов) - хроникальный факт засвидетельствованный в исследовательской литературе, но веком раньше отмечено «сильное увеличение роли и значения согдийской культуры (Берштам А.Н., 1940, с. 41-42) и расширение культурных продвижений по торговым путям запад-восток, юг-север.
8. Борисов А.Я., Луконин В.Г. Сасанидские геммы. Л., 1968
Контекст: ...Туркестане, «небесная пара» в нераздельной и расчлененной зрелищной форме засвидетельствована в памятниках монументальной живописи (Пенджикент, Варахша, Кочо, Кизил), а также в мелкой пластике и материалах геральдики и нумизматики (Борисов А. Я., Луконин В.Г., 1968, с. 39; Зограф А.Н., 1951, с. 191; Маршак Б.И., Распопова В.И., Шкода В.Г., 1989, с. 41; Ставиский Б.Я., 1966, с. 265; Ягодин В.Н., Ходжаев Т., 1970, с. 148; Гудкова А.В., 1968, с. 220-221; Зуев Ю.А., 2002, с. 194, 250; Луконин В.Г., 1969, с. 103, 105).
9. Бутанаев В.Я. Степные законы Хонгорая. Абакан, 2004
Контекст: ...Локально-географическое распределение тамги этнографического периода отмечено среди сагайских родов Юга Хакасии - Сагайского, Д. Каргинского (Бутанаев В.Я., 2004).
10. Вайнберг Б.И., Новгородова Э.А. Заметки о знаках и тамгах Монголии//История и культура народов Средней Азии (древность и средние века). М., 1976
Контекст: ...й известна во множестве, при этом последней, как правило, отводится место под рунами (Васильев Д.Д., 1983, с.62). 64 Далее обратимся к вопросу «знак» или «тамга» (следуем такому размежеванию терминов по (Вайнберг Б.И., Новгородова Э.И., 1976, с.71).
11. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений. Алма-Ата, 1961. Т.!
Контекст: ...» последовательности с добавлением крючков в нижней части каждого последующего знака: «отец - сын - брат - внук» (Кызласов Л.Р., 1979, с. 131) 66 или вариации по принципу кровного братства: «отец - сын - сын - сын» (Валиханов Ч.Ч., 1961, с. 203).
12. Васильев Д. Д. Графический фонд памятников тюркской рунической письменности Азиатского ареала. М., 1983
Контекст: ...е исследовательской литературы по материалам енисейской рунологии не имеет аналогов, но форма обозначения текста тамгой известна во множестве, при этом последней, как правило, отводится место под рунами (Васильев Д.Д., 1983, с.62). 64 Далее обратимся к вопросу «знак» или «тамга» (следуем такому размежеванию терминов по (Вайнберг Б.И., Новгородова Э.И., 1976, с.71).
13. Гродеков Н.И. Киргизы и каракиргизы сырдарьинской обл. Юридический быт. Ташкент, 1889. Т.1
Контекст: ...Тамга принадлежит тюркам рода кияд (Монголия, Рашан-хад: Пэрлээ Х., 1975, с. 255) и ее вариации - родам джалаиров Большой орды (там же с. 254-258; Гродеков Н.И., 1889, с. 6), а в новое время, ее косвенные формальные подобия - «казанским татарам сагайских родов» Хакасии (Катанов Н.Ф., 1897, с. 20-21).
14. Гудкова А. В. Новые материалы по погребальному обряду VII-VIII вв. -в Кердере (Северный Хорезм)//История, археология и этнография Средней Азии (сборник к 60-летию С.П. Толстова). М., 1968
Контекст: ...Кизил), а также в мелкой пластике и материалах геральдики и нумизматики (Борисов А. Я., Луконин В.Г., 1968, с. 39; Зограф А.Н., 1951, с. 191; Маршак Б.И., Распопова В.И., Шкода В.Г., 1989, с. 41; Ставиский Б.Я., 1966, с. 265; Ягодин В.Н., Ходжаев Т., 1970, с. 148; Гудкова А.В., 1968, с. 220-221; Зуев Ю.А., 2002, с. 194, 250; Луконин В.Г., 1969, с. 103, 105).
15. Дитлеф Нильсен. О древнеарабской культуре и религии//ВДИ. №3. М., 1938
Контекст: ...т первоначальные священные дихотомии космоса: Венера - Луна (Первоскот), Солнце - Луна (Бык), Солнце - Луна (Полумесяц) (Массон В.М., 1981, с. 77-78; Golan Ariel, 2003, S. 143; Хлопин И.Н., 1983, с. 128; Дитлеф Н., 1938, с. 44).
16. Дьяконова Н.В. «Иранские» божества в буддийском пантеоне Центральной Азии//История и культура Центральной Азии. М., 1983
Контекст: ...Среди них могут быть автохтонные местные божества (Дьяконова Н.В., 1961, с.270; 1983, с. 270-277).
17. Дьяконова Н.В. Материалы по культовой иконографии Центральной Азии домусульманского периода//Культура и искусство народов Востока. Т.5 (6). ТГЭ. Л., 1961. С. 257-271
Контекст: ...Среди них могут быть автохтонные местные божества (Дьяконова Н.В., 1961, с.270; 1983, с. 270-277).
18. Зограф А.Н. Античные монеты//МИА №16. М.-Л., 1951
Контекст: ...Туркестане, «небесная пара» в нераздельной и расчлененной зрелищной форме засвидетельствована в памятниках монументальной живописи (Пенджикент, Варахша, Кочо, Кизил), а также в мелкой пластике и материалах геральдики и нумизматики (Борисов А. Я., Луконин В.Г., 1968, с. 39; Зограф А.Н., 1951, с. 191; Маршак Б.И., Распопова В.И., Шкода В.Г., 1989, с. 41; Ставиский Б.Я., 1966, с. 265; Ягодин В.Н., Ходжаев Т., 1970, с. 148; Гудкова А.В., 1968, с. 220-221; Зуев Ю.А., 2002, с. 194, 250; Луконин В.Г., 1969, с. 103, 105).
19. Зуев Ю.А. Ранние тюрки: очерки истории и идеологии. Алматы, 2002
Контекст: ...Косвенные свидетельства о небесной «деве в колеснице», подарившей плодородие, проявлены в мифогенеалогическом времени сяньби (Зуев Ю.А., 2002, с. 118).
20. Катанов Н.Ф. Отчет о поездке совершенной с 15 мая по 1 сент. 1896 в. в Минусинский окр. Енисейской губернии. Казань, 1897
Контекст: ...Тамга принадлежит тюркам рода кияд (Монголия, Рашан-хад: Пэрлээ Х., 1975, с. 255) и ее вариации - родам джалаиров Большой орды (там же с. 254-258; Гродеков Н.И., 1889, с. 6), а в новое время, ее косвенные формальные подобия - «казанским татарам сагайских родов» Хакасии (Катанов Н.Ф., 1897, с. 20-21).
21. Кефалайа («главы»). Коптский манихейский трактат. Пер. Смагиной Е.Б. М., 1998. 512 с
22. Кормушин И.В. Тюркские Енисейские Эпитафии. Тексты и исследования. М., 1997
Контекст: ...II), расположенных, главным образом, на территории Тувы, создается впечатление, что их авторы воспринимали солнце и луну как двуединое космическое тело». «Парное сочетание солнца-луны один из признаков манихейства» (Зуев Ю.А., 2002, с. 250-252; Кормушин И.В., 1997, с. 151).
23. Кочетова С.М. Божества светил в живописи Хара-Хото//Труды отдела Истории культура и искусства Востока. Л., 1947. С. 472-532
Контекст: ...В текстах «Ши-цзи» упоминается: «Солнцу, луне, пяти планетам приносились в жертву быки» (Кочетова С.М., 1947, с. 474, ссылаясь на Сыма Цяня).
24. Кызласов И.Л. Особенности тюркской рунологии//Центральная Азия: источники, история, культура (к 80-летию Е. А. Давидовича, Б. А. Литвинского). М., 2005
Контекст: ...Более того, как косвенный факт, в енисейской рунической письменности выделено 42 надписи манихейского содержания («38 молитвенных наскальных и 4 эпитафийных»: Кызласов И.Л., 2005, с. 446).
25. Кызласов Л.Р. О древнехакасских личных тамгах//Проблемы истории Хакасии. Абакан, 1979
Контекст: ...Четыре тамги от первой до четвертой (справа налево) передают вариации зависимости личного знака в «семейной» последовательности с добавлением крючков в нижней части каждого последующего знака: «отец - сын - брат - внук» (Кызласов Л.Р., 1979, с. 131) 66 или вариации по принципу кровного братства: «отец - сын - сын - сын» (Валиханов Ч.Ч., 1961, с. 203).
26. Кызласов Л.Р., Леонтьев. Н.В. Народные рисунки хакасов. М., 1980
Контекст: ...Следующая находка «близ улуса Комарково» наименована как «дуга с кружком» (Кызласов Л.Р., Леонтьев. Н.В., 1980, с. 22, фиг. 46., с. 89, табл. 3 V).
27. Луконин В.Г. Культура Сасанидского Ирана. Иран в III-V вв. (Материалы и исследования. Очерки по истории культуры). М., 1969
Контекст: ...А.Н., 1951, с. 191; Маршак Б.И., Распопова В.И., Шкода В.Г., 1989, с. 41; Ставиский Б.Я., 1966, с. 265; Ягодин В.Н., Ходжаев Т., 1970, с. 148; Гудкова А.В., 1968, с. 220-221; Зуев Ю.А., 2002, с. 194, 250; Луконин В.Г., 1969, с. 103, 105).
28. Маршак Б.И., Распопова В.И., Шкода В.Г. Отчет о раскопках городища древнего Пенджикента в 1998 г. СПб., 1999
Контекст: ...Фрагмент реконструкции (по: Маршак Б.И. и другие. 1999, рис. 70). 3 - Хорезм.
29. Массон В.М. Алтындепе//ТЮТАКЭ. Ашхабад, 1981. Т.Х'УШ
Контекст: ...Луна, образуя «небесную пару», символ, которой в пластически ясном сочетании «круг над полудугой», дублирует первоначальные священные дихотомии космоса: Венера - Луна (Первоскот), Солнце - Луна (Бык), Солнце - Луна (Полумесяц) (Массон В.М., 1981, с. 77-78; Golan Ariel, 2003, S. 143; Хлопин И.Н., 1983, с. 128; Дитлеф Н., 1938, с. 44).
30. Новгородова Э. А. Аршан -хад древнейший памятник изобразительного искусства Восточной Монголии//История и культура Центральной Азии. М., 1983
31. Новгородова Э.А. Новые данные о культе Матери -прародительницы в Центральной Азии//Центральная Азия. Новые памятники письменности и искусства. М., 1987
Контекст: ...Из материалов историографии известны знаки-символы формального тождества и подобия, где полудуга может быть рожками вверх и наоборот: «семя-лоно», «лоно богини-матери» (Рашан-хат: Новгородова Э.А., 1987, с. 249-252; Golan A., 2003, s. 38, а среди родовых знаков-тамг допустимы формы символов, возникшие под влиянием манихейства (Пэрлээ Х., 1975, с. 193, 219, 224).
32. Потапов Л. П. Происхождение и формирование хакасской народности. Абакан, 1957
Контекст: ...Сагайское родо-племенное объединение в XVII-XVIII вв. проживало вблизи Белого Июса (Потапов Л.П., 1957, с. 159).
33. Пэрлээ Х.А. Изучение этногенеза монгольских народностей по родовым знакам. Институт истории. Улан-Батор, 1975. (на монг. яз.)
Контекст: ...Позже продвижение подобной геральдики связано с кочевыми этносами (сарматы) с III-II вв. до.н.э. (Вайнберг Б.И., Новгородова Э.И., 1976, с. 71; Пэрлээ Х., 1975, с. 249).
34. Рапопорт Ю.А. Из Истории религии Древнего Хорезма (ассуарии). М., 1971
Контекст: ...Эмблема Анахиты «более вероятно» украшает крышки ассуариев в памятниках Хорезма, серебрянные блюда и блюда эфталитских царей (Рапопорт Ю.А., 1971, с. 107, 121).
35. Рапопорт Ю. А. Некоторые итоги изучения дворца на городище Топрак-Кала//Культура и искусство древнего Хорезма. М., 1981
Контекст: ...Арта-Вахишта - «небесные плясуньи и блудницы», унаследовавшие древнейшие языческие (хтонические) черты, в бесконечном ряде гностических импровизаций свадебных обычаев приобрели образ вестников божественного происхождения души и астральных проводников, участвуя в акте спасения души (Рапопорт Ю.А., 1981, с. 234).
36. Рапопорт Ю.А. Об изображении на Бартымском блюде, найденном в 1951 г.//СА. 1962. №2
37. Рыбаков Н.И. Око Зурвана Мани-Будды//Изучение историко -культурного наследия народов Южной Сибири. Горно-Алтайск, 2007а. Вып. 5. С. 121-134
Контекст: ...Полагаю, здесь в отношении специфической иконографии «небесной пары», нашло отражение одно из мистических положений манихейской космогонии «Свет-сияние», как одна из сакрализованных форм небесной субстанции изначальной традиции (Рыбаков Н.И., 2007а, с. 121-134).
38. Рыбаков Н.И. Манихейский праздник Бема на Июсах. Барбаковы горы//Культура и народы Северной Азии и сопредельных территорий в контексте междисциплинарного изучения: Сборник Музея археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского. Томск, 2007б. Вып.2
Контекст: ...Полагаю, здесь в отношении специфической иконографии «небесной пары», нашло отражение одно из мистических положений манихейской космогонии «Свет-сияние», как одна из сакрализованных форм небесной субстанции изначальной традиции (Рыбаков Н.И., 2007а, с. 121-134).
39. Рыбаков Н.И. Енисейские муже -девы в мантиях: кто они?//Алтае-Саянская горная страна и история освоения её кочевниками. Барнаул, 2007в. С. 137-141
Контекст: ...Полагаю, здесь в отношении специфической иконографии «небесной пары», нашло отражение одно из мистических положений манихейской космогонии «Свет-сияние», как одна из сакрализованных форм небесной субстанции изначальной традиции (Рыбаков Н.И., 2007а, с. 121-134).
40. Рыгдылон Э.Р. О знаках на плитах с руническими надписями//Эпиграфика Востока. Л., 1954. Вып.1Х
Контекст: ...Кизилки): «небесная пара» в ряду двух тамг, см. с лева на право: тамга «полумесяц над перекладиной», вариант «дуга на кресте» в перевернутом виде или «обращенный крест на полудуге» (Рыгдылон Э.Р., 1954, с. 67), далее - знак «небесная пара» в своеобразном иконографическом состоянии пробит точечной косой выбивкой внутри и по окружению.
41. Смагина Е. Б. «Псалмы Фомы» (I-IV). Перевод с коптского и комментарий Е.Б. Смагиной//Восток №4. Сокровищница мысли Востока. М., 1992
Контекст: ...Читаем в «Псалмах Фомы»: «Ладья, чьи борта сияют; снасти на ней из света…» - судно с сокровищем, в аллегорическом распространенном словоизложении манихейских текстов (Смагина Е.Б., 1992, с. 117).
42. Смагина Е.Б. Studies Presented to Professor Julien ries on the occasion of his seventiehth birthday. Lovanii, 1991//Восток. Афро -азиатские общества: история и современность I. 1993
Контекст: ...Вместе с тем термин «корабль света» в системе манихейской структуры архетипов (тождества и различия) в коптской книге «псалмов» употребляется как метафора, а в повествовании о начале битвы сил мрака со светлыми силами как вместилище частиц света; в эсхатологии как обозначение «Солнца и Луны» (Смагина Е.Б., 1993, с. 213, ссылка на П.ван Линдт). «Эсхатологическое» обозначение «солнца-луны» весьма существенно для группы памятников Междуречья Июсов (будущее в манихейской литературе трактуется как последняя стадия отделения Света от Тьмы: окончательное упразднение полов).
43. Ставиский Б.Я. Между Памиром и Каспием. М., 1966
Контекст: ...Кочо, Кизил), а также в мелкой пластике и материалах геральдики и нумизматики (Борисов А. Я., Луконин В.Г., 1968, с. 39; Зограф А.Н., 1951, с. 191; Маршак Б.И., Распопова В.И., Шкода В.Г., 1989, с. 41; Ставиский Б.Я., 1966, с. 265; Ягодин В.Н., Ходжаев Т., 1970, с. 148; Гудкова А.В., 1968, с. 220-221; Зуев Ю.А., 2002, с. 194, 250; Луконин В.Г., 1969, с. 103, 105).
44. Степи Евразии в эпоху средневековья. Археология СССР. / Отв. ред. тома Плетнёва С.А. М., 1981
Контекст: ...Овеществленный символ тамги подмечен в виде подвески на крупе коня (Сулек: Степи Евразии… 1981, с. 126, рис. 21. - 5).
45. Тревер К.В. Новое «сасанидское» блюдце Эрмитажа (из истории культуры народов Ср. Азии)//Исследования по истории культуры народов Востока. М.-Л., 1960
Контекст: ...Эмблемой «божественной власти» увенчаны короны сасанидских царей (Эздегерд II (438- 457гг.), Пероз (457-484) (Рапопорт Ю.А., 1951, с. 59; Тревер К.В., 1960, с. 260).
46. Трофимова М.К. «Гром. Совершенный ум» (Наг-Хаммади, VI, 2)//Текст -культура -семиотика нарратива. Труды по знаковым системам XXIII. УЗ-ТУ. Вып. 855. Тарту, 1989
Контекст: ...Во множестве противоположностей и градаций метафоры отливается представление о единстве всеобъемлющей природы образа некой Девы-души и, как полагает М.К. Трофимова, за текстом читается образ небесной посредницы Софии Эпинойи или другой гностической девы (Трофимова М.К., 1989, с. 52-58).
47. Туччи Д. Религии Тибета. пер. с итальянск. О. Б. Альбериль. СПб., 2005
Контекст: ...Знакисимволы в буддизме (сила тайных формул) отражают синкретическую форму набора символов буддиско-манихейских контактов, также в регионально-хронологическом аспекте - примеры ранних бонмитраистских, древне-иранских традиций (Ак-Бешим I: Кызласов Л.Р., 2006, с. 287, рис. 87; Туччи Д., 2005, с. 163, рис. 7; 226, рис. 16).
48. Хлопин И.Н. Юго -западная Туркмения в эпоху поздней бронзы. Л., 1983
Контекст: ...Луна, образуя «небесную пару», символ, которой в пластически ясном сочетании «круг над полудугой», дублирует первоначальные священные дихотомии космоса: Венера - Луна (Первоскот), Солнце - Луна (Бык), Солнце - Луна (Полумесяц) (Массон В.М., 1981, с. 77-78; Golan Ariel, 2003, S. 143; Хлопин И.Н., 1983, с. 128; Дитлеф Н., 1938, с. 44).
49. Ягодин В.Н., Ходжаев Т. Некрополь Древнего Миздахкана.Ташкент, 1970
Контекст: ...Кизил), а также в мелкой пластике и материалах геральдики и нумизматики (Борисов А. Я., Луконин В.Г., 1968, с. 39; Зограф А.Н., 1951, с. 191; Маршак Б.И., Распопова В.И., Шкода В.Г., 1989, с. 41; Ставиский Б.Я., 1966, с. 265; Ягодин В.Н., Ходжаев Т., 1970, с. 148; Гудкова А.В., 1968, с. 220-221; Зуев Ю.А., 2002, с. 194, 250; Луконин В.Г., 1969, с. 103, 105).
50. Яценко С.А. Знаки -тамги ираноязычных народов древности и раннего средневековья. М., 2001. 190 с
Контекст: ...Её второе значение - рунический знак (Яценко С. А., 2001, рис. 30, 49; Кормушин И.В., 1992, с. 24).
51. Asmussen J. P. Manichaean Literature. Repesentative Texts chiefly from Middle Persian and Parthian Writings//Persian Heritage Series № 22. Delmar -New-York, 1975
Контекст: ...ММ III, 890-91: Asmussen J, P., 1975, S. 122 и ниже - S. 8, 23, 131); вызвана Отцом Величия на битву с Тьмой в период первой мифологической войны. «… Она ворвалась в них (в среду архонтов - Н.Р.), подобно пронзительной молнии.
52. Be Duhn J.D. The manichaean body in Discipline and ritual. The Johns Hopkins University Press. Baltimore -London, 2000. 354 s
53. Boyce M. A Reader in Manichaean Middle Persian and Parthian. Acta Iranica 9. Textes Et memoires. volume II. 1975 Bibliotohe Que Pahlavi Tegeran-Liege. E.J. Brill Leiden
Контекст: ...ММ II, 301-06), или «опекунский дух Восточной области патриаршества» (Boyce M., 1975, S. 156).
54. Bussagli M. Painting in Central-Asia. Gent, 1963. S. 61-68
55. Gabain A., Winter W. Ein Hymnusden Vater Mani auf «tocharish» B mit alt -turkescher Ubersetzung//rkshe Turfantexte 9. Berlin, 1958
Контекст: ...Ю.А., 2002, с. 192). 4 - образ «кыргызской богини» с солнцем и луной несет заимствование иконографических формул туркестанской иконографии подобного круга. «О Могущественный бог Луны, подобный венцу бога Хормузды, подобный короне бога Зурвана, мой отец Мани-Будда» (из тюрко-тохарского гимна: Gabain A., Winter W., 1958, s. 10-11).
56. Golan Ariel Prehistoric religion: Mythology. Symbolism/А. Jerusalem, 2003
Контекст: ...Луна, образуя «небесную пару», символ, которой в пластически ясном сочетании «круг над полудугой», дублирует первоначальные священные дихотомии космоса: Венера - Луна (Первоскот), Солнце - Луна (Бык), Солнце - Луна (Полумесяц) (Массон В.М., 1981, с. 77-78; Golan Ariel, 2003, S. 143; Хлопин И.Н., 1983, с. 128; Дитлеф Н., 1938, с. 44).
57. Gulacsi Z. Mediaeval Manichaean Book Art//Nag Hammadi and Manichaean
58. Gulacsi Z. Reconstructing manichaean book painting through the technique of their makers: the case of the work of the religion scene on MIK III 4974 recta//The light and the Darkness. Edited by P. Mirecki and J. Be Duhn. Leiden-Boston-Kolh, 2001
Контекст: ...Здесь же исследовательница сообщает факт передачи Девой Света «спасительного света к небесам» тем же характерным жестом mydra и дополнительно - способом иконографического присутствия уменьшающейся луны (полумесяц) над левой рукой (миниатюра MIK III 5251: Gulacsi Z., 2001, s. 122) - важный фактор к нашему толкованию.
59. Heuser M. The Manichaean Myth According to the Coptic Sources//Studies in Manichaean Literature and art/by Manfred Heuser and Hans-Joachim Klim -keit. Leiden; Boston; Koln: Brill. 1998
Контекст: ...Согласно точке зрения Х. Полоцкого, двойная природа Кораблей света (солнце-луна) в сотериологическом процессе освобождения света соответствует двоичности зависимых от них богов (Heuser M., 1998, s. 56).
60. Klimkeit H.-J., Heuser M. Studies in manichaean literature and art. Leiden: 1998
Контекст: ...У шести хаканов, правивших в период с 789 по 833 гг., в именах и титулах есть эти определения (Klimkeit H.J.,1998, S. 221, 236, 284).
61. Schaeder H.H. Iranica. Abhandlungen der Gesellschaft der Wissenschaften zu Cottingen, 1934
62. Studies. Leiden-Boston. Brill. 2005
63. Tucci G. The Tibetan «white -cun -moon» and cognate deites//East and West. Rom -New Series. Vol.14. Nos. 3-4. 1963
Контекст: ...Последняя близкородственна богиням демонолатрического круга тибетской «черной веры» - бон Дхармапале (Дхарма-нисла) (Tucci G., 1963, S. 133; Беленицкий А.М., 1973, с. 56).
64. Widengren G. Die Religionen Irans. 1965 W. Kohlhammer verlag. Stuttgard, 1965
Контекст: ...Из писем Теодора Мопсуеста (340-425) (Widengren G., 1965. s. 284): Зурван «тысячи лет приносил жертвы, чтобы у него появился потомок - светлый сын Ормузд».
Контекст: ...Эсхатологическая идея спасения вовлекла в ряды женских богинь, проводников «Судного дня» в небесном путешествии души и божество иранизированного гностицизма - Деву Света, коронованную солярно-лунарной диадемой (рис.1.-1), прообразом которой является Арта-Вахишта (Абдуллаев Е.В., 1999, с. 204; Беленицкий А.М., 1954, с. 69).
2. Беленицкий А.М. Монументальное искусство Пенджикента. Живопись. Скульптура. М., 1973
Контекст: ...Последняя близкородственна богиням демонолатрического круга тибетской «черной веры» - бон Дхармапале (Дхарма-нисла) (Tucci G., 1963, S. 133; Беленицкий А.М., 1973, с. 56).
3. Беленицкий А.М., Маршак Б.И. Черты мировоззрения согдийцев VII -VIII вв. в искусстве Пенджикента//История и культура народов Средней Азии (древность и средние века). М., 1976
Контекст: ...По фактам археологических изысканий, стенные росписи Пенджикента датируются VII -VIII вв. (Беленицкий А.М., Маршак Б.М., 76 1976, с. 75).
4. Беленицкий. А.М. Вопросы идеологии и культа Согда//Живопись Древнего Пянджикента. М., 1954
Контекст: ...Эсхатологическая идея спасения вовлекла в ряды женских богинь, проводников «Судного дня» в небесном путешествии души и божество иранизированного гностицизма - Деву Света, коронованную солярно-лунарной диадемой (рис.1.-1), прообразом которой является Арта-Вахишта (Абдуллаев Е.В., 1999, с. 204; Беленицкий А.М., 1954, с. 69).
5. Беленицкий. А.М. Древний Пенджикент (основные итоги раскопок 1954 -1957гг.)//СА. 1959. №1
6. Белозёрова В.Г. Истоки каллиграфической традиции Китая в свете археологических открытий XX столетия//Археология, этнография и антропология Евразии. 1(21). 2005
7. Берштам А.Н. Согдийская колонизация Семиречья//КСИИМК. Вып. 6. 1940
Контекст: ...VIII в. - экспансия арабов) - хроникальный факт засвидетельствованный в исследовательской литературе, но веком раньше отмечено «сильное увеличение роли и значения согдийской культуры (Берштам А.Н., 1940, с. 41-42) и расширение культурных продвижений по торговым путям запад-восток, юг-север.
8. Борисов А.Я., Луконин В.Г. Сасанидские геммы. Л., 1968
Контекст: ...Туркестане, «небесная пара» в нераздельной и расчлененной зрелищной форме засвидетельствована в памятниках монументальной живописи (Пенджикент, Варахша, Кочо, Кизил), а также в мелкой пластике и материалах геральдики и нумизматики (Борисов А. Я., Луконин В.Г., 1968, с. 39; Зограф А.Н., 1951, с. 191; Маршак Б.И., Распопова В.И., Шкода В.Г., 1989, с. 41; Ставиский Б.Я., 1966, с. 265; Ягодин В.Н., Ходжаев Т., 1970, с. 148; Гудкова А.В., 1968, с. 220-221; Зуев Ю.А., 2002, с. 194, 250; Луконин В.Г., 1969, с. 103, 105).
9. Бутанаев В.Я. Степные законы Хонгорая. Абакан, 2004
Контекст: ...Локально-географическое распределение тамги этнографического периода отмечено среди сагайских родов Юга Хакасии - Сагайского, Д. Каргинского (Бутанаев В.Я., 2004).
10. Вайнберг Б.И., Новгородова Э.А. Заметки о знаках и тамгах Монголии//История и культура народов Средней Азии (древность и средние века). М., 1976
Контекст: ...й известна во множестве, при этом последней, как правило, отводится место под рунами (Васильев Д.Д., 1983, с.62). 64 Далее обратимся к вопросу «знак» или «тамга» (следуем такому размежеванию терминов по (Вайнберг Б.И., Новгородова Э.И., 1976, с.71).
11. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений. Алма-Ата, 1961. Т.!
Контекст: ...» последовательности с добавлением крючков в нижней части каждого последующего знака: «отец - сын - брат - внук» (Кызласов Л.Р., 1979, с. 131) 66 или вариации по принципу кровного братства: «отец - сын - сын - сын» (Валиханов Ч.Ч., 1961, с. 203).
12. Васильев Д. Д. Графический фонд памятников тюркской рунической письменности Азиатского ареала. М., 1983
Контекст: ...е исследовательской литературы по материалам енисейской рунологии не имеет аналогов, но форма обозначения текста тамгой известна во множестве, при этом последней, как правило, отводится место под рунами (Васильев Д.Д., 1983, с.62). 64 Далее обратимся к вопросу «знак» или «тамга» (следуем такому размежеванию терминов по (Вайнберг Б.И., Новгородова Э.И., 1976, с.71).
13. Гродеков Н.И. Киргизы и каракиргизы сырдарьинской обл. Юридический быт. Ташкент, 1889. Т.1
Контекст: ...Тамга принадлежит тюркам рода кияд (Монголия, Рашан-хад: Пэрлээ Х., 1975, с. 255) и ее вариации - родам джалаиров Большой орды (там же с. 254-258; Гродеков Н.И., 1889, с. 6), а в новое время, ее косвенные формальные подобия - «казанским татарам сагайских родов» Хакасии (Катанов Н.Ф., 1897, с. 20-21).
14. Гудкова А. В. Новые материалы по погребальному обряду VII-VIII вв. -в Кердере (Северный Хорезм)//История, археология и этнография Средней Азии (сборник к 60-летию С.П. Толстова). М., 1968
Контекст: ...Кизил), а также в мелкой пластике и материалах геральдики и нумизматики (Борисов А. Я., Луконин В.Г., 1968, с. 39; Зограф А.Н., 1951, с. 191; Маршак Б.И., Распопова В.И., Шкода В.Г., 1989, с. 41; Ставиский Б.Я., 1966, с. 265; Ягодин В.Н., Ходжаев Т., 1970, с. 148; Гудкова А.В., 1968, с. 220-221; Зуев Ю.А., 2002, с. 194, 250; Луконин В.Г., 1969, с. 103, 105).
15. Дитлеф Нильсен. О древнеарабской культуре и религии//ВДИ. №3. М., 1938
Контекст: ...т первоначальные священные дихотомии космоса: Венера - Луна (Первоскот), Солнце - Луна (Бык), Солнце - Луна (Полумесяц) (Массон В.М., 1981, с. 77-78; Golan Ariel, 2003, S. 143; Хлопин И.Н., 1983, с. 128; Дитлеф Н., 1938, с. 44).
16. Дьяконова Н.В. «Иранские» божества в буддийском пантеоне Центральной Азии//История и культура Центральной Азии. М., 1983
Контекст: ...Среди них могут быть автохтонные местные божества (Дьяконова Н.В., 1961, с.270; 1983, с. 270-277).
17. Дьяконова Н.В. Материалы по культовой иконографии Центральной Азии домусульманского периода//Культура и искусство народов Востока. Т.5 (6). ТГЭ. Л., 1961. С. 257-271
Контекст: ...Среди них могут быть автохтонные местные божества (Дьяконова Н.В., 1961, с.270; 1983, с. 270-277).
18. Зограф А.Н. Античные монеты//МИА №16. М.-Л., 1951
Контекст: ...Туркестане, «небесная пара» в нераздельной и расчлененной зрелищной форме засвидетельствована в памятниках монументальной живописи (Пенджикент, Варахша, Кочо, Кизил), а также в мелкой пластике и материалах геральдики и нумизматики (Борисов А. Я., Луконин В.Г., 1968, с. 39; Зограф А.Н., 1951, с. 191; Маршак Б.И., Распопова В.И., Шкода В.Г., 1989, с. 41; Ставиский Б.Я., 1966, с. 265; Ягодин В.Н., Ходжаев Т., 1970, с. 148; Гудкова А.В., 1968, с. 220-221; Зуев Ю.А., 2002, с. 194, 250; Луконин В.Г., 1969, с. 103, 105).
19. Зуев Ю.А. Ранние тюрки: очерки истории и идеологии. Алматы, 2002
Контекст: ...Косвенные свидетельства о небесной «деве в колеснице», подарившей плодородие, проявлены в мифогенеалогическом времени сяньби (Зуев Ю.А., 2002, с. 118).
20. Катанов Н.Ф. Отчет о поездке совершенной с 15 мая по 1 сент. 1896 в. в Минусинский окр. Енисейской губернии. Казань, 1897
Контекст: ...Тамга принадлежит тюркам рода кияд (Монголия, Рашан-хад: Пэрлээ Х., 1975, с. 255) и ее вариации - родам джалаиров Большой орды (там же с. 254-258; Гродеков Н.И., 1889, с. 6), а в новое время, ее косвенные формальные подобия - «казанским татарам сагайских родов» Хакасии (Катанов Н.Ф., 1897, с. 20-21).
21. Кефалайа («главы»). Коптский манихейский трактат. Пер. Смагиной Е.Б. М., 1998. 512 с
22. Кормушин И.В. Тюркские Енисейские Эпитафии. Тексты и исследования. М., 1997
Контекст: ...II), расположенных, главным образом, на территории Тувы, создается впечатление, что их авторы воспринимали солнце и луну как двуединое космическое тело». «Парное сочетание солнца-луны один из признаков манихейства» (Зуев Ю.А., 2002, с. 250-252; Кормушин И.В., 1997, с. 151).
23. Кочетова С.М. Божества светил в живописи Хара-Хото//Труды отдела Истории культура и искусства Востока. Л., 1947. С. 472-532
Контекст: ...В текстах «Ши-цзи» упоминается: «Солнцу, луне, пяти планетам приносились в жертву быки» (Кочетова С.М., 1947, с. 474, ссылаясь на Сыма Цяня).
24. Кызласов И.Л. Особенности тюркской рунологии//Центральная Азия: источники, история, культура (к 80-летию Е. А. Давидовича, Б. А. Литвинского). М., 2005
Контекст: ...Более того, как косвенный факт, в енисейской рунической письменности выделено 42 надписи манихейского содержания («38 молитвенных наскальных и 4 эпитафийных»: Кызласов И.Л., 2005, с. 446).
25. Кызласов Л.Р. О древнехакасских личных тамгах//Проблемы истории Хакасии. Абакан, 1979
Контекст: ...Четыре тамги от первой до четвертой (справа налево) передают вариации зависимости личного знака в «семейной» последовательности с добавлением крючков в нижней части каждого последующего знака: «отец - сын - брат - внук» (Кызласов Л.Р., 1979, с. 131) 66 или вариации по принципу кровного братства: «отец - сын - сын - сын» (Валиханов Ч.Ч., 1961, с. 203).
26. Кызласов Л.Р., Леонтьев. Н.В. Народные рисунки хакасов. М., 1980
Контекст: ...Следующая находка «близ улуса Комарково» наименована как «дуга с кружком» (Кызласов Л.Р., Леонтьев. Н.В., 1980, с. 22, фиг. 46., с. 89, табл. 3 V).
27. Луконин В.Г. Культура Сасанидского Ирана. Иран в III-V вв. (Материалы и исследования. Очерки по истории культуры). М., 1969
Контекст: ...А.Н., 1951, с. 191; Маршак Б.И., Распопова В.И., Шкода В.Г., 1989, с. 41; Ставиский Б.Я., 1966, с. 265; Ягодин В.Н., Ходжаев Т., 1970, с. 148; Гудкова А.В., 1968, с. 220-221; Зуев Ю.А., 2002, с. 194, 250; Луконин В.Г., 1969, с. 103, 105).
28. Маршак Б.И., Распопова В.И., Шкода В.Г. Отчет о раскопках городища древнего Пенджикента в 1998 г. СПб., 1999
Контекст: ...Фрагмент реконструкции (по: Маршак Б.И. и другие. 1999, рис. 70). 3 - Хорезм.
29. Массон В.М. Алтындепе//ТЮТАКЭ. Ашхабад, 1981. Т.Х'УШ
Контекст: ...Луна, образуя «небесную пару», символ, которой в пластически ясном сочетании «круг над полудугой», дублирует первоначальные священные дихотомии космоса: Венера - Луна (Первоскот), Солнце - Луна (Бык), Солнце - Луна (Полумесяц) (Массон В.М., 1981, с. 77-78; Golan Ariel, 2003, S. 143; Хлопин И.Н., 1983, с. 128; Дитлеф Н., 1938, с. 44).
30. Новгородова Э. А. Аршан -хад древнейший памятник изобразительного искусства Восточной Монголии//История и культура Центральной Азии. М., 1983
31. Новгородова Э.А. Новые данные о культе Матери -прародительницы в Центральной Азии//Центральная Азия. Новые памятники письменности и искусства. М., 1987
Контекст: ...Из материалов историографии известны знаки-символы формального тождества и подобия, где полудуга может быть рожками вверх и наоборот: «семя-лоно», «лоно богини-матери» (Рашан-хат: Новгородова Э.А., 1987, с. 249-252; Golan A., 2003, s. 38, а среди родовых знаков-тамг допустимы формы символов, возникшие под влиянием манихейства (Пэрлээ Х., 1975, с. 193, 219, 224).
32. Потапов Л. П. Происхождение и формирование хакасской народности. Абакан, 1957
Контекст: ...Сагайское родо-племенное объединение в XVII-XVIII вв. проживало вблизи Белого Июса (Потапов Л.П., 1957, с. 159).
33. Пэрлээ Х.А. Изучение этногенеза монгольских народностей по родовым знакам. Институт истории. Улан-Батор, 1975. (на монг. яз.)
Контекст: ...Позже продвижение подобной геральдики связано с кочевыми этносами (сарматы) с III-II вв. до.н.э. (Вайнберг Б.И., Новгородова Э.И., 1976, с. 71; Пэрлээ Х., 1975, с. 249).
34. Рапопорт Ю.А. Из Истории религии Древнего Хорезма (ассуарии). М., 1971
Контекст: ...Эмблема Анахиты «более вероятно» украшает крышки ассуариев в памятниках Хорезма, серебрянные блюда и блюда эфталитских царей (Рапопорт Ю.А., 1971, с. 107, 121).
35. Рапопорт Ю. А. Некоторые итоги изучения дворца на городище Топрак-Кала//Культура и искусство древнего Хорезма. М., 1981
Контекст: ...Арта-Вахишта - «небесные плясуньи и блудницы», унаследовавшие древнейшие языческие (хтонические) черты, в бесконечном ряде гностических импровизаций свадебных обычаев приобрели образ вестников божественного происхождения души и астральных проводников, участвуя в акте спасения души (Рапопорт Ю.А., 1981, с. 234).
36. Рапопорт Ю.А. Об изображении на Бартымском блюде, найденном в 1951 г.//СА. 1962. №2
37. Рыбаков Н.И. Око Зурвана Мани-Будды//Изучение историко -культурного наследия народов Южной Сибири. Горно-Алтайск, 2007а. Вып. 5. С. 121-134
Контекст: ...Полагаю, здесь в отношении специфической иконографии «небесной пары», нашло отражение одно из мистических положений манихейской космогонии «Свет-сияние», как одна из сакрализованных форм небесной субстанции изначальной традиции (Рыбаков Н.И., 2007а, с. 121-134).
38. Рыбаков Н.И. Манихейский праздник Бема на Июсах. Барбаковы горы//Культура и народы Северной Азии и сопредельных территорий в контексте междисциплинарного изучения: Сборник Музея археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского. Томск, 2007б. Вып.2
Контекст: ...Полагаю, здесь в отношении специфической иконографии «небесной пары», нашло отражение одно из мистических положений манихейской космогонии «Свет-сияние», как одна из сакрализованных форм небесной субстанции изначальной традиции (Рыбаков Н.И., 2007а, с. 121-134).
39. Рыбаков Н.И. Енисейские муже -девы в мантиях: кто они?//Алтае-Саянская горная страна и история освоения её кочевниками. Барнаул, 2007в. С. 137-141
Контекст: ...Полагаю, здесь в отношении специфической иконографии «небесной пары», нашло отражение одно из мистических положений манихейской космогонии «Свет-сияние», как одна из сакрализованных форм небесной субстанции изначальной традиции (Рыбаков Н.И., 2007а, с. 121-134).
40. Рыгдылон Э.Р. О знаках на плитах с руническими надписями//Эпиграфика Востока. Л., 1954. Вып.1Х
Контекст: ...Кизилки): «небесная пара» в ряду двух тамг, см. с лева на право: тамга «полумесяц над перекладиной», вариант «дуга на кресте» в перевернутом виде или «обращенный крест на полудуге» (Рыгдылон Э.Р., 1954, с. 67), далее - знак «небесная пара» в своеобразном иконографическом состоянии пробит точечной косой выбивкой внутри и по окружению.
41. Смагина Е. Б. «Псалмы Фомы» (I-IV). Перевод с коптского и комментарий Е.Б. Смагиной//Восток №4. Сокровищница мысли Востока. М., 1992
Контекст: ...Читаем в «Псалмах Фомы»: «Ладья, чьи борта сияют; снасти на ней из света…» - судно с сокровищем, в аллегорическом распространенном словоизложении манихейских текстов (Смагина Е.Б., 1992, с. 117).
42. Смагина Е.Б. Studies Presented to Professor Julien ries on the occasion of his seventiehth birthday. Lovanii, 1991//Восток. Афро -азиатские общества: история и современность I. 1993
Контекст: ...Вместе с тем термин «корабль света» в системе манихейской структуры архетипов (тождества и различия) в коптской книге «псалмов» употребляется как метафора, а в повествовании о начале битвы сил мрака со светлыми силами как вместилище частиц света; в эсхатологии как обозначение «Солнца и Луны» (Смагина Е.Б., 1993, с. 213, ссылка на П.ван Линдт). «Эсхатологическое» обозначение «солнца-луны» весьма существенно для группы памятников Междуречья Июсов (будущее в манихейской литературе трактуется как последняя стадия отделения Света от Тьмы: окончательное упразднение полов).
43. Ставиский Б.Я. Между Памиром и Каспием. М., 1966
Контекст: ...Кочо, Кизил), а также в мелкой пластике и материалах геральдики и нумизматики (Борисов А. Я., Луконин В.Г., 1968, с. 39; Зограф А.Н., 1951, с. 191; Маршак Б.И., Распопова В.И., Шкода В.Г., 1989, с. 41; Ставиский Б.Я., 1966, с. 265; Ягодин В.Н., Ходжаев Т., 1970, с. 148; Гудкова А.В., 1968, с. 220-221; Зуев Ю.А., 2002, с. 194, 250; Луконин В.Г., 1969, с. 103, 105).
44. Степи Евразии в эпоху средневековья. Археология СССР. / Отв. ред. тома Плетнёва С.А. М., 1981
Контекст: ...Овеществленный символ тамги подмечен в виде подвески на крупе коня (Сулек: Степи Евразии… 1981, с. 126, рис. 21. - 5).
45. Тревер К.В. Новое «сасанидское» блюдце Эрмитажа (из истории культуры народов Ср. Азии)//Исследования по истории культуры народов Востока. М.-Л., 1960
Контекст: ...Эмблемой «божественной власти» увенчаны короны сасанидских царей (Эздегерд II (438- 457гг.), Пероз (457-484) (Рапопорт Ю.А., 1951, с. 59; Тревер К.В., 1960, с. 260).
46. Трофимова М.К. «Гром. Совершенный ум» (Наг-Хаммади, VI, 2)//Текст -культура -семиотика нарратива. Труды по знаковым системам XXIII. УЗ-ТУ. Вып. 855. Тарту, 1989
Контекст: ...Во множестве противоположностей и градаций метафоры отливается представление о единстве всеобъемлющей природы образа некой Девы-души и, как полагает М.К. Трофимова, за текстом читается образ небесной посредницы Софии Эпинойи или другой гностической девы (Трофимова М.К., 1989, с. 52-58).
47. Туччи Д. Религии Тибета. пер. с итальянск. О. Б. Альбериль. СПб., 2005
Контекст: ...Знакисимволы в буддизме (сила тайных формул) отражают синкретическую форму набора символов буддиско-манихейских контактов, также в регионально-хронологическом аспекте - примеры ранних бонмитраистских, древне-иранских традиций (Ак-Бешим I: Кызласов Л.Р., 2006, с. 287, рис. 87; Туччи Д., 2005, с. 163, рис. 7; 226, рис. 16).
48. Хлопин И.Н. Юго -западная Туркмения в эпоху поздней бронзы. Л., 1983
Контекст: ...Луна, образуя «небесную пару», символ, которой в пластически ясном сочетании «круг над полудугой», дублирует первоначальные священные дихотомии космоса: Венера - Луна (Первоскот), Солнце - Луна (Бык), Солнце - Луна (Полумесяц) (Массон В.М., 1981, с. 77-78; Golan Ariel, 2003, S. 143; Хлопин И.Н., 1983, с. 128; Дитлеф Н., 1938, с. 44).
49. Ягодин В.Н., Ходжаев Т. Некрополь Древнего Миздахкана.Ташкент, 1970
Контекст: ...Кизил), а также в мелкой пластике и материалах геральдики и нумизматики (Борисов А. Я., Луконин В.Г., 1968, с. 39; Зограф А.Н., 1951, с. 191; Маршак Б.И., Распопова В.И., Шкода В.Г., 1989, с. 41; Ставиский Б.Я., 1966, с. 265; Ягодин В.Н., Ходжаев Т., 1970, с. 148; Гудкова А.В., 1968, с. 220-221; Зуев Ю.А., 2002, с. 194, 250; Луконин В.Г., 1969, с. 103, 105).
50. Яценко С.А. Знаки -тамги ираноязычных народов древности и раннего средневековья. М., 2001. 190 с
Контекст: ...Её второе значение - рунический знак (Яценко С. А., 2001, рис. 30, 49; Кормушин И.В., 1992, с. 24).
51. Asmussen J. P. Manichaean Literature. Repesentative Texts chiefly from Middle Persian and Parthian Writings//Persian Heritage Series № 22. Delmar -New-York, 1975
Контекст: ...ММ III, 890-91: Asmussen J, P., 1975, S. 122 и ниже - S. 8, 23, 131); вызвана Отцом Величия на битву с Тьмой в период первой мифологической войны. «… Она ворвалась в них (в среду архонтов - Н.Р.), подобно пронзительной молнии.
52. Be Duhn J.D. The manichaean body in Discipline and ritual. The Johns Hopkins University Press. Baltimore -London, 2000. 354 s
53. Boyce M. A Reader in Manichaean Middle Persian and Parthian. Acta Iranica 9. Textes Et memoires. volume II. 1975 Bibliotohe Que Pahlavi Tegeran-Liege. E.J. Brill Leiden
Контекст: ...ММ II, 301-06), или «опекунский дух Восточной области патриаршества» (Boyce M., 1975, S. 156).
54. Bussagli M. Painting in Central-Asia. Gent, 1963. S. 61-68
55. Gabain A., Winter W. Ein Hymnusden Vater Mani auf «tocharish» B mit alt -turkescher Ubersetzung//rkshe Turfantexte 9. Berlin, 1958
Контекст: ...Ю.А., 2002, с. 192). 4 - образ «кыргызской богини» с солнцем и луной несет заимствование иконографических формул туркестанской иконографии подобного круга. «О Могущественный бог Луны, подобный венцу бога Хормузды, подобный короне бога Зурвана, мой отец Мани-Будда» (из тюрко-тохарского гимна: Gabain A., Winter W., 1958, s. 10-11).
56. Golan Ariel Prehistoric religion: Mythology. Symbolism/А. Jerusalem, 2003
Контекст: ...Луна, образуя «небесную пару», символ, которой в пластически ясном сочетании «круг над полудугой», дублирует первоначальные священные дихотомии космоса: Венера - Луна (Первоскот), Солнце - Луна (Бык), Солнце - Луна (Полумесяц) (Массон В.М., 1981, с. 77-78; Golan Ariel, 2003, S. 143; Хлопин И.Н., 1983, с. 128; Дитлеф Н., 1938, с. 44).
57. Gulacsi Z. Mediaeval Manichaean Book Art//Nag Hammadi and Manichaean
58. Gulacsi Z. Reconstructing manichaean book painting through the technique of their makers: the case of the work of the religion scene on MIK III 4974 recta//The light and the Darkness. Edited by P. Mirecki and J. Be Duhn. Leiden-Boston-Kolh, 2001
Контекст: ...Здесь же исследовательница сообщает факт передачи Девой Света «спасительного света к небесам» тем же характерным жестом mydra и дополнительно - способом иконографического присутствия уменьшающейся луны (полумесяц) над левой рукой (миниатюра MIK III 5251: Gulacsi Z., 2001, s. 122) - важный фактор к нашему толкованию.
59. Heuser M. The Manichaean Myth According to the Coptic Sources//Studies in Manichaean Literature and art/by Manfred Heuser and Hans-Joachim Klim -keit. Leiden; Boston; Koln: Brill. 1998
Контекст: ...Согласно точке зрения Х. Полоцкого, двойная природа Кораблей света (солнце-луна) в сотериологическом процессе освобождения света соответствует двоичности зависимых от них богов (Heuser M., 1998, s. 56).
60. Klimkeit H.-J., Heuser M. Studies in manichaean literature and art. Leiden: 1998
Контекст: ...У шести хаканов, правивших в период с 789 по 833 гг., в именах и титулах есть эти определения (Klimkeit H.J.,1998, S. 221, 236, 284).
61. Schaeder H.H. Iranica. Abhandlungen der Gesellschaft der Wissenschaften zu Cottingen, 1934
62. Studies. Leiden-Boston. Brill. 2005
63. Tucci G. The Tibetan «white -cun -moon» and cognate deites//East and West. Rom -New Series. Vol.14. Nos. 3-4. 1963
Контекст: ...Последняя близкородственна богиням демонолатрического круга тибетской «черной веры» - бон Дхармапале (Дхарма-нисла) (Tucci G., 1963, S. 133; Беленицкий А.М., 1973, с. 56).
64. Widengren G. Die Religionen Irans. 1965 W. Kohlhammer verlag. Stuttgard, 1965
Контекст: ...Из писем Теодора Мопсуеста (340-425) (Widengren G., 1965. s. 284): Зурван «тысячи лет приносил жертвы, чтобы у него появился потомок - светлый сын Ормузд».