«Процессия» - памятник Согдийско-енисейских культурно-исторических взаимосвязей
Основное содержание статьи
Скачивания
Данные скачивания пока недоступны.
Metrics
Загрузка метрик ...
Детали статьи
Как цитировать
Рыбаков, Н. И. (1). «Процессия» - памятник Согдийско-енисейских культурно-исторических взаимосвязей. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 3(3), 135-159. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2532
Выпуск
Раздел
РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ И ОБРЯДЫ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Литература
1. Байпаков К.М. По следам древних городов Казахстана. Алма-Ата, 1990
Контекст: ...Письменные источники сооб- 152 щают о бухарских музыкантах и декламаторах, исполнявших «плачи магов» о жизни и смерти Сиявуша (Наршахи М., 1897, с. 25, 33; Байпаков К.М., 1990, с. 169-170).
2. Баскаков Н.А. Народный театр Хорезма. Ташкент, 1984
Контекст: ...Маскарабозы (насмешники, комедианты, шуты) были универсальными исполнителями не только театральных представлений, но и декламаций, акробатических номеров, танцев, различных фокусов и жонглерного искусства (Баскаков Н.А., 1984, с. 10, 15, 28).
3. Бауэр В. Энциклопедия символов: Пер. с нем. Г.И. Гаева/В. Бауэр, И. Дюмотц, С. Головин. М., 1995
Контекст: ...Он помог богам подчинить три царства земли: подземелье, мир людей и небесный мир - тремя своими маленькими шашками он объявил все эти три царства (Бауэр В. и др., 1995, с. 73-74).
4. Беленицкий А.М. Вопросы идеологии и культов Согда//Живопись Древнего Пенджикента. М., 1954. С. 25-83
Контекст: ...Женские божества в длиннополых одеждах с набором украшений с настенных росписей Пенджикента, держащие в руках солнце и луну, имеют определенную связь с манихейским культом (Беленицкий А.М., 1954, с. 44-48).
5. Берштам А.Н. Историко-археологические очерки Центрального Тянь-Шаня и Памиро-Алая//МИА. М.; Л., 1952. №26. 346 с
Контекст: ...Вместе с тем единая политическая система западно-тюркского каганата (VI-VIII вв.) повлияла на синкретическое искусство Согда, Ферганы и Синцзяна, последнее было осложнено искусством кочевников Алтая и Енисея (Берштам А.Н., 1952, с. 147-150).
6. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.; Л., 1950. Т. 1-2
Контекст: ...Летопись «Гайму» (в правление Цзин-лун, 708 г.) сообщает: «Указано послать (ко Двору) хана, десять родов Ашина… четырех девиц» (Бичурин Н.Я., 1950, т. 1, с. 297).
7. Владимирцов Б.Я. Монголо-Ойратский героический эпос. М.; СПб., 1923. 255 с
Контекст: ...Мы можем допустить, что карлик-божество имеет тот же статус героя из литературных вариантов тюркского эпоса, где он показан как Мальчик с пальчик, или мальчик-трехлетка, обладающий богатырской силой, готовый к поражению демонов (сил зла) (Владимирцов Б.Я., 1923, с. 204; Неклюдов С.Ю., 1974, с. 129-140). 153 Карлики индоевропейской мифологии и великаны, известные из апокрифической литературы, мифологические герои иудейско-христианских религиозных воззрений, «дети-гиганты падших ангелов», находят реминисценции в традициях
8. Грюнведель А. Краткие заметки о буддийском икусстве в Турфане//ЗВОРАО. М., 1908. №18, вып. 4
Контекст: ...Здесь следует привести сообщение А. Грюнведеля о том, что торжественные шествия церемоний, изображенные на фресках Турфана, включали уйгурских ханов с женами и детьми, с чиновниками, солдатами, жрецами, монахами и тому подобными людьми (Грюнведель А., 1908, с. 70).
9. Дашковский П.К. Итоги и перспективы изучения культуры Енисейских кыргызов на Алтае и сопредельных территориях//Изучение историко-культурного наследия народов Южной Сибири. Горно-Алтайск, 2007. Вып. 5. С. 135-144
Контекст: ...Однако наряду с традиционными шаманистскими верованиями, мировоззрение кочевников в разные периоды истории испытывало влияние иранской религиозной традиции (маздаизм, митраизм, зороастризм), буддизма и несторианства (Дашковский П.К., 2007, с. 140).
10. Доде З.В. К вопросу о боктаг//Российская археология. М., 2008. №4. С. 52-63
Контекст: ...: эмблема «круг в круге», убедительно читаемая как на головных уборах двух дам, так и на тождественных тиарах всего свода фигур в мантиях июсского окружения, не имеет места в материалах по иконографии бокки (Доде З.В., 2008, с. 52 -63).
11. Дьяконов М.М. Росписи Пянджикента и живопись Средней Азии//Живопись Древнего Пенджикента. М., 1954. С. 83-159
Контекст: ...Парные фигуры стражей отмечены отечественными учеными в росписях Варахши и Пенджикента: солнечное и лунное божество (Фундикистан) и стражи [(Пенджикент, II.Д и II.Е) (Дьяконов М.М., 1954, с. 149)].
12. Дьяконова Н.В. Буддийские памятники Дунь-хуана//Труды отд. истории культуры и искусства Востока/Гос. Эрмитаж. Л., 1947. Т. IV
Контекст: ...В религиозной иконографии буддийских памятников Дунь-хуана наблюдаются божества с музыкальными инструментами (Дьяконова Н.В., 1947, с. 458) (о небесных музыкантах в иконографии Турфана см.: (Gabain A.V., 1987, с. 14)).
13. Кефалайя («Главы») Коптский манихейский трактат: Пер., коммент. Е.Б. Смагиной. М., 1998. 512 с
14. Кузнецов Н.А. Торговые и политические связи Семиречья и Северного Алтая в I тыс.н.э.//Алтае-Саянская горная страна и история освоения ее кочевниками. Барнаул, 2007. С. 100-101
Контекст: ...Существование западной кыргызской дороги, связывающей Древне-Хакасское государство с Западом и Югом, подтверждается фактами историографии (Супруненко Г.П., 1974, с. 237; Кузнецов Н.А., 2007, с. 100-101).
15. Кызласов И.Л. О свадебном наряде средневековых хакасок//Культура евразийских степей второй половины I тыс.н.э. (из истории костюма). Самара, 2001. С. 152-168. Т. 1
Контекст: ...й чужеземной религиозности на Енисей в эпоху средневековья, как и сам факт этого явления, на сегодняшний день не имеет продвижения или поддержки в научном сообществе (первый опыт второй половины XX в. см.: Кызласов Л.Р., 2001, с. 83-90; Maenchen-Helfen O., 1951, с. 326).
16. Кызласов Л.Р. Сибирское манихейство//ЭО. М., 2001. №5. С. 83-90
Контекст: ...й чужеземной религиозности на Енисей в эпоху средневековья, как и сам факт этого явления, на сегодняшний день не имеет продвижения или поддержки в научном сообществе (первый опыт второй половины XX в. см.: Кызласов Л.Р., 2001, с. 83-90; Maenchen-Helfen O., 1951, с. 326).
17. Левинтон Г.А. Карлики//МНМ. М., 1982. Т. 1. С. 623-624
Контекст: ...С. 83-90. Левинтон Г.А. Карлики // МНМ. М., 1982.
18. Ляпустина Е.В. Римские зрелища, или кое-что о самосознании личности и общества. Одиссей. Человек в истории. М., 1999. С. 8-25
19. Мальчукова Т.Г. К проблеме комического в античности//Античность и современность. К 80-летию Ф.А. Петровского. М., 1972. С. 153-163
Контекст: ...III. 10, 673а, 8: Мальчукова Т.Г., 1972, с. 154).
20. Мелиоранский П.И. Памятник в честь Кюль-Тегина//ЗВОРАО. СПб., 1899. Т. XII
Контекст: ...Тюркский каган Мочжо (692-716) выдал дочь за Кана кыргызов Барс-бега (Мелиоранский П.И., 1899, с. 70).
21. Наршахи Мухаммед. История Бухары: Пер. Н. Лыкошина. Ташкент, 1897
Контекст: ...Письменные источники сооб- 152 щают о бухарских музыкантах и декламаторах, исполнявших «плачи магов» о жизни и смерти Сиявуша (Наршахи М., 1897, с. 25, 33; Байпаков К.М., 1990, с. 169-170).
22. Неклюдов С.Ю. «Героическое детство» в эпосах Востока и Запада//Историко-филологические исследования: Сб. ст. памяти академика Н.И. Конрада. М., 1974. С. 129-140
Контекст: ...Мы можем допустить, что карлик-божество имеет тот же статус героя из литературных вариантов тюркского эпоса, где он показан как Мальчик с пальчик, или мальчик-трехлетка, обладающий богатырской силой, готовый к поражению демонов (сил зла) (Владимирцов Б.Я., 1923, с. 204; Неклюдов С.Ю., 1974, с. 129-140). 153 Карлики индоевропейской мифологии и великаны, известные из апокрифической литературы, мифологические герои иудейско-христианских религиозных воззрений, «дети-гиганты падших ангелов», находят реминисценции в традициях
23. Огнева Е.Д. Тибетская мифология//Мифы народов мира. М., 1982. Т. 2. С. 509-510
Контекст: ...Эти четыре ипостаси - оружие богинь-Великанш (Огнева Е.Д., 1982, с. 509-510).
24. Панкова С.В. К интерпретации загадочных фигур из Хакасии//История и культура Востока Азии/СО РАН. Новосибирск, 2002. Т. 2. С. 135140
25. Потапов В.Л. Происхождение и формирование хакасской народности. Абакан, 1957
Контекст: ...Тупиковая ветвь Северного торгового пути, по арабским средневековым сообщениям, не имеет точных ориентиров, кроме туманных упоминаний местонахождения кыргызского кагана и его ставки у стен так называемого белого городка (Потапов В.Л., 1957, с. 15-16).
26. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре. М., 1999
Контекст: ...Смех имел определенно религиозное, ритуальное значение (Пропп В.Я., 1999, с. 93-94).
27. Рыбаков Н.И. Иконографические свидетельства манихейства в памятниках Июсских степей//Изучение историко-культурного наследия народов Южной Сибири. Горно-Алтайск, 2007. Вып. 6. С. 101-106
Контекст: ...В своде Июсской иконографии мы находим только персонажей в полном облачении избранных, кроме одной фигуры мальчика с пером на голове, отроческого возраста, не принявшего сан (Рыбаков Н.И., 2007, с. 101-106).
28. Рыбаков Н.И. Манихейский праздник Бема на Июссах. Барбаковы горы//Культуры и народы Северной Азии и сопредельных территорий в контексте междисциплинарного изучения: Сб. Музея археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского. Томск, 2008. Вып. 2. С. 171-182
Контекст: ...я опыт описания не менее сложного памятника, включающего мотив из нескольких шествующих фигур в однотипных длиннополых мантиях, по месту близлежащих территорий - Барбаковы горы («Приношение святых даров» - Рыбаков Н.И., 2008, с. 171-182).
29. Супруненко Г.П. Некоторые ситочники о древней истории кыргызов//История и культура Китая: Сб. памяти академика В.П. Васильева. М., 1974
Контекст: ...Существование западной кыргызской дороги, связывающей Древне-Хакасское государство с Западом и Югом, подтверждается фактами историографии (Супруненко Г.П., 1974, с. 237; Кузнецов Н.А., 2007, с. 100-101).
30. Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936
Контекст: ...Карлик в числе пяти духов-помощников фигурирует для разных поручений у духоведца гольда (Штернберг Л.Я., 1936, с. 146).
31. Appelgren-Kivalo. Alt-Altaische Kunstdenkmaeler. Helsingfors, 1931
32. Assmussen J.P. Manichaean Literature//Representative Texts Chiefly from Middle Persian and Parthian Writings. Delmar; New-York, 1975
33. BeDuhn J. The manichaean body in Discipline and ritual. The Johns Hopkins University Press. Baltimore; London, 2000
34. BeDuhn J. The Metabolism of Salvation: Manichaean Concepts of Human Physiology//The light and the Darkness: studies in Manichaeism and its world/edired by P. Mirecki and J. BeDuhn. Brill. Leiden; Boston; Koln, 2001. C. 5-37
Контекст: ...Очищенный свет проходит через Зодиак на восхождение и т.д.» (BeDuhn D., 2001, с. 13).
35. Bennet B. Didymus the Blind's Knowledge of Manichaeism//The light and the Darkness: studies in Manichaeism and its world/edired by P. Mirecki and J. BeDuhn. Brill. Leiden; Boston; Koln, 2001. C. 38-67
Контекст: ...Согласно Платону, мир получил все хорошее от щедрости бога Отца, зло прилепилось к 155 нему через злобность матери, ее матери (Az) (Bennet B., 2001, с. 57).
36. Boyce Mary. A Reader in Manichaean Middle Persian and Parthian: Texts with Notes. Acta Iranica 9. Leiden: E. J. Brill and Teheran-Liege: Bibliotheque Pahlavi. Р. 7
37. Gabain A.V. Die Formensprache der uigurischen Malerei//Veroffen-tlichungen der Societas Uralo-Altaica; Bd. 22, Wiesbaden: Harrassowitz, 1987
Контекст: ...Костюм донаторов на фресках Кочо и Уйгурских памятников Турфанского оазиса формирует детали одеяния божеств (Gabain V.A., 1987, с. 16-17).
38. Jackson A.V.W. Researches in Manichaeism. Columbia Univer sity Press, 1932
39. Harrison G. The Authenficity and Doktrine of (Ps?) Mani's Letter to Menoch./G. Harrison, J. BeDuhn//The light and the Darkness: studies in Manichaeism and its world/edired by P. Mirecki and J. BeDuhn. Brill. Leiden-Boston-Koln, 2001, C. 128-172
Контекст: ...Из высказываний Августина: «…создателем тел через похоть является дьявол, скрывающийся в своей ловушке, в похоти женщин, где дьявол ждет не души, а тела» (Harrison G., BeDuhn J., 2001, с. 133).
40. Heuser M. Studier in Manichaean, Literature and Art/M. Heuser, H.J. Klimkeit. Brill. Leiden; Boston; Koln, 1998
Контекст: ...Согласно дуалистической системе учения, число два - важнейшая понятийная пара нормативных нумерологических конфигураций манихейского гнозиса и поведенческой жизни общины (о понятии «два» см.: Heuser M., 1998, с. 103; Keph., 1992, 17,4; 102,15; 164,15).
41. Flugel. Mani seine Zchre und sciene Schrift. Leipzig, 1862. C. 202-203
Контекст: ...Среди перворожденных богов света и место Девы Света (по другой версии - «12 добродетелей») в окружении Отца Величия; как и «12 божеств», она имеет схожий с ним облик (об этом см. выше), другими словами, они составляют его высокую свиту (Flugel, 1862, с. 202-203). «Манихеи думают, что души людей… имеют сущность Бога и фактически части Бога (BeDuhn J., 1998, с. 77, согласно словам св.
42. Coyle J.K. Prolegomena to a Study of Women in Manichaeism//The light and the Darkness: studies in Manichaeism and its world/edired by P. Mirecki and J. BeDuhn. Brill. Leiden; Boston; Koln, 2001. C. 79-92
Контекст: ...ММ II стр. 323-316). (Сестры-слушательницы - самый низший ранг манихейского сообщества, Святые девы - избранные. - Н.Р.) Манихейская церковь допускала разделение женщин в составе сообщества на слушательниц и святых Еlecti (Coyle J.K, 2001, с. 81), но нет каких-либо убедительных свидетельств повышения церковного чина выше Еlecti - избранных.
43. Maenchen-Helfen O. Manichaens in Siberia//Semitig and Oriental Stadies. Berkeley; Los Angeles, 1951
Контекст: ...Енисей в эпоху средневековья, как и сам факт этого явления, на сегодняшний день не имеет продвижения или поддержки в научном сообществе (первый опыт второй половины XX в. см.: Кызласов Л.Р., 2001, с. 83-90; Maenchen-Helfen O., 1951, с. 326).
44. Mirecki Paul. Manichaean Allusions to Ritual and Magic: Spells for Invisibility in the Coptic Kephalaia//The light and the Darkness: studies in Mani-chaeism and its world/edired by P. Mirecki and J. BeDuhn. Brill. Leiden; Boston; Koln, 2001. C. 173-180
Контекст: ...Из новейших исследований, касательно волшебства, известно, что приверженцы Мани в свое время увлекались популярным ритуалом волшебства, таким как «Заклинание на невидимость» (Mirecki P., 2001, с. 174). 151 Б. Беннет свидетельствует относительно Мани: «Мани также отчетливо написал предупредительную записку, где он заявил, что … человек - самое маленькое существо во вселенной.
45. Reeves J.C. Jewish Lore in Manichaean cosmogony: studies in the Book of Giants tradition. Hebrew Union College Press Cincinnati, 1992
Контекст: ...Те и другие связаны по происхождению, соответственно: с иудейско-эссейским кругом представлений и месопотамской мистической космологией (Зундерман В., 1979, с. 95-133; Reeves J.C., 1992, c. 21).
46. Sundermann W. Namen von Gottern, Damonen und Menschen in iranischen Versionen des manichaischen Mythos. -Altorientalische Forschungen, VI. B. 1979. C. 95-133
Контекст: ...Его эпитет - «четырехликий страж» земли, обращенный на все стороны света, «виспед», титул персидской социальной иерархии - «сельский староста» (Смагина Е.Б., 1992, с. 365; Sundermann, 1979, c. 95-133).
47. Gulacsi Z. Identifying the Corpus of Manichaean Art among the Turfan Remains//Emerging from Darkness: Studies in the Recovery of Manichaeans Sources, edited by P. Mirecki and J.Beduhn, Leiden: E.J. Brill, 1997. С. 177215
48. Widengren G. Die Religionen Irans. W. Kohlhammer Verlag. Stuttgart, 1965
Контекст: ...В Персии, как и в «Согдиане, всякое волшебство приводимо в движение» (Widengren G., 1965, с. 327).
Контекст: ...Письменные источники сооб- 152 щают о бухарских музыкантах и декламаторах, исполнявших «плачи магов» о жизни и смерти Сиявуша (Наршахи М., 1897, с. 25, 33; Байпаков К.М., 1990, с. 169-170).
2. Баскаков Н.А. Народный театр Хорезма. Ташкент, 1984
Контекст: ...Маскарабозы (насмешники, комедианты, шуты) были универсальными исполнителями не только театральных представлений, но и декламаций, акробатических номеров, танцев, различных фокусов и жонглерного искусства (Баскаков Н.А., 1984, с. 10, 15, 28).
3. Бауэр В. Энциклопедия символов: Пер. с нем. Г.И. Гаева/В. Бауэр, И. Дюмотц, С. Головин. М., 1995
Контекст: ...Он помог богам подчинить три царства земли: подземелье, мир людей и небесный мир - тремя своими маленькими шашками он объявил все эти три царства (Бауэр В. и др., 1995, с. 73-74).
4. Беленицкий А.М. Вопросы идеологии и культов Согда//Живопись Древнего Пенджикента. М., 1954. С. 25-83
Контекст: ...Женские божества в длиннополых одеждах с набором украшений с настенных росписей Пенджикента, держащие в руках солнце и луну, имеют определенную связь с манихейским культом (Беленицкий А.М., 1954, с. 44-48).
5. Берштам А.Н. Историко-археологические очерки Центрального Тянь-Шаня и Памиро-Алая//МИА. М.; Л., 1952. №26. 346 с
Контекст: ...Вместе с тем единая политическая система западно-тюркского каганата (VI-VIII вв.) повлияла на синкретическое искусство Согда, Ферганы и Синцзяна, последнее было осложнено искусством кочевников Алтая и Енисея (Берштам А.Н., 1952, с. 147-150).
6. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.; Л., 1950. Т. 1-2
Контекст: ...Летопись «Гайму» (в правление Цзин-лун, 708 г.) сообщает: «Указано послать (ко Двору) хана, десять родов Ашина… четырех девиц» (Бичурин Н.Я., 1950, т. 1, с. 297).
7. Владимирцов Б.Я. Монголо-Ойратский героический эпос. М.; СПб., 1923. 255 с
Контекст: ...Мы можем допустить, что карлик-божество имеет тот же статус героя из литературных вариантов тюркского эпоса, где он показан как Мальчик с пальчик, или мальчик-трехлетка, обладающий богатырской силой, готовый к поражению демонов (сил зла) (Владимирцов Б.Я., 1923, с. 204; Неклюдов С.Ю., 1974, с. 129-140). 153 Карлики индоевропейской мифологии и великаны, известные из апокрифической литературы, мифологические герои иудейско-христианских религиозных воззрений, «дети-гиганты падших ангелов», находят реминисценции в традициях
8. Грюнведель А. Краткие заметки о буддийском икусстве в Турфане//ЗВОРАО. М., 1908. №18, вып. 4
Контекст: ...Здесь следует привести сообщение А. Грюнведеля о том, что торжественные шествия церемоний, изображенные на фресках Турфана, включали уйгурских ханов с женами и детьми, с чиновниками, солдатами, жрецами, монахами и тому подобными людьми (Грюнведель А., 1908, с. 70).
9. Дашковский П.К. Итоги и перспективы изучения культуры Енисейских кыргызов на Алтае и сопредельных территориях//Изучение историко-культурного наследия народов Южной Сибири. Горно-Алтайск, 2007. Вып. 5. С. 135-144
Контекст: ...Однако наряду с традиционными шаманистскими верованиями, мировоззрение кочевников в разные периоды истории испытывало влияние иранской религиозной традиции (маздаизм, митраизм, зороастризм), буддизма и несторианства (Дашковский П.К., 2007, с. 140).
10. Доде З.В. К вопросу о боктаг//Российская археология. М., 2008. №4. С. 52-63
Контекст: ...: эмблема «круг в круге», убедительно читаемая как на головных уборах двух дам, так и на тождественных тиарах всего свода фигур в мантиях июсского окружения, не имеет места в материалах по иконографии бокки (Доде З.В., 2008, с. 52 -63).
11. Дьяконов М.М. Росписи Пянджикента и живопись Средней Азии//Живопись Древнего Пенджикента. М., 1954. С. 83-159
Контекст: ...Парные фигуры стражей отмечены отечественными учеными в росписях Варахши и Пенджикента: солнечное и лунное божество (Фундикистан) и стражи [(Пенджикент, II.Д и II.Е) (Дьяконов М.М., 1954, с. 149)].
12. Дьяконова Н.В. Буддийские памятники Дунь-хуана//Труды отд. истории культуры и искусства Востока/Гос. Эрмитаж. Л., 1947. Т. IV
Контекст: ...В религиозной иконографии буддийских памятников Дунь-хуана наблюдаются божества с музыкальными инструментами (Дьяконова Н.В., 1947, с. 458) (о небесных музыкантах в иконографии Турфана см.: (Gabain A.V., 1987, с. 14)).
13. Кефалайя («Главы») Коптский манихейский трактат: Пер., коммент. Е.Б. Смагиной. М., 1998. 512 с
14. Кузнецов Н.А. Торговые и политические связи Семиречья и Северного Алтая в I тыс.н.э.//Алтае-Саянская горная страна и история освоения ее кочевниками. Барнаул, 2007. С. 100-101
Контекст: ...Существование западной кыргызской дороги, связывающей Древне-Хакасское государство с Западом и Югом, подтверждается фактами историографии (Супруненко Г.П., 1974, с. 237; Кузнецов Н.А., 2007, с. 100-101).
15. Кызласов И.Л. О свадебном наряде средневековых хакасок//Культура евразийских степей второй половины I тыс.н.э. (из истории костюма). Самара, 2001. С. 152-168. Т. 1
Контекст: ...й чужеземной религиозности на Енисей в эпоху средневековья, как и сам факт этого явления, на сегодняшний день не имеет продвижения или поддержки в научном сообществе (первый опыт второй половины XX в. см.: Кызласов Л.Р., 2001, с. 83-90; Maenchen-Helfen O., 1951, с. 326).
16. Кызласов Л.Р. Сибирское манихейство//ЭО. М., 2001. №5. С. 83-90
Контекст: ...й чужеземной религиозности на Енисей в эпоху средневековья, как и сам факт этого явления, на сегодняшний день не имеет продвижения или поддержки в научном сообществе (первый опыт второй половины XX в. см.: Кызласов Л.Р., 2001, с. 83-90; Maenchen-Helfen O., 1951, с. 326).
17. Левинтон Г.А. Карлики//МНМ. М., 1982. Т. 1. С. 623-624
Контекст: ...С. 83-90. Левинтон Г.А. Карлики // МНМ. М., 1982.
18. Ляпустина Е.В. Римские зрелища, или кое-что о самосознании личности и общества. Одиссей. Человек в истории. М., 1999. С. 8-25
19. Мальчукова Т.Г. К проблеме комического в античности//Античность и современность. К 80-летию Ф.А. Петровского. М., 1972. С. 153-163
Контекст: ...III. 10, 673а, 8: Мальчукова Т.Г., 1972, с. 154).
20. Мелиоранский П.И. Памятник в честь Кюль-Тегина//ЗВОРАО. СПб., 1899. Т. XII
Контекст: ...Тюркский каган Мочжо (692-716) выдал дочь за Кана кыргызов Барс-бега (Мелиоранский П.И., 1899, с. 70).
21. Наршахи Мухаммед. История Бухары: Пер. Н. Лыкошина. Ташкент, 1897
Контекст: ...Письменные источники сооб- 152 щают о бухарских музыкантах и декламаторах, исполнявших «плачи магов» о жизни и смерти Сиявуша (Наршахи М., 1897, с. 25, 33; Байпаков К.М., 1990, с. 169-170).
22. Неклюдов С.Ю. «Героическое детство» в эпосах Востока и Запада//Историко-филологические исследования: Сб. ст. памяти академика Н.И. Конрада. М., 1974. С. 129-140
Контекст: ...Мы можем допустить, что карлик-божество имеет тот же статус героя из литературных вариантов тюркского эпоса, где он показан как Мальчик с пальчик, или мальчик-трехлетка, обладающий богатырской силой, готовый к поражению демонов (сил зла) (Владимирцов Б.Я., 1923, с. 204; Неклюдов С.Ю., 1974, с. 129-140). 153 Карлики индоевропейской мифологии и великаны, известные из апокрифической литературы, мифологические герои иудейско-христианских религиозных воззрений, «дети-гиганты падших ангелов», находят реминисценции в традициях
23. Огнева Е.Д. Тибетская мифология//Мифы народов мира. М., 1982. Т. 2. С. 509-510
Контекст: ...Эти четыре ипостаси - оружие богинь-Великанш (Огнева Е.Д., 1982, с. 509-510).
24. Панкова С.В. К интерпретации загадочных фигур из Хакасии//История и культура Востока Азии/СО РАН. Новосибирск, 2002. Т. 2. С. 135140
25. Потапов В.Л. Происхождение и формирование хакасской народности. Абакан, 1957
Контекст: ...Тупиковая ветвь Северного торгового пути, по арабским средневековым сообщениям, не имеет точных ориентиров, кроме туманных упоминаний местонахождения кыргызского кагана и его ставки у стен так называемого белого городка (Потапов В.Л., 1957, с. 15-16).
26. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре. М., 1999
Контекст: ...Смех имел определенно религиозное, ритуальное значение (Пропп В.Я., 1999, с. 93-94).
27. Рыбаков Н.И. Иконографические свидетельства манихейства в памятниках Июсских степей//Изучение историко-культурного наследия народов Южной Сибири. Горно-Алтайск, 2007. Вып. 6. С. 101-106
Контекст: ...В своде Июсской иконографии мы находим только персонажей в полном облачении избранных, кроме одной фигуры мальчика с пером на голове, отроческого возраста, не принявшего сан (Рыбаков Н.И., 2007, с. 101-106).
28. Рыбаков Н.И. Манихейский праздник Бема на Июссах. Барбаковы горы//Культуры и народы Северной Азии и сопредельных территорий в контексте междисциплинарного изучения: Сб. Музея археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского. Томск, 2008. Вып. 2. С. 171-182
Контекст: ...я опыт описания не менее сложного памятника, включающего мотив из нескольких шествующих фигур в однотипных длиннополых мантиях, по месту близлежащих территорий - Барбаковы горы («Приношение святых даров» - Рыбаков Н.И., 2008, с. 171-182).
29. Супруненко Г.П. Некоторые ситочники о древней истории кыргызов//История и культура Китая: Сб. памяти академика В.П. Васильева. М., 1974
Контекст: ...Существование западной кыргызской дороги, связывающей Древне-Хакасское государство с Западом и Югом, подтверждается фактами историографии (Супруненко Г.П., 1974, с. 237; Кузнецов Н.А., 2007, с. 100-101).
30. Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936
Контекст: ...Карлик в числе пяти духов-помощников фигурирует для разных поручений у духоведца гольда (Штернберг Л.Я., 1936, с. 146).
31. Appelgren-Kivalo. Alt-Altaische Kunstdenkmaeler. Helsingfors, 1931
32. Assmussen J.P. Manichaean Literature//Representative Texts Chiefly from Middle Persian and Parthian Writings. Delmar; New-York, 1975
33. BeDuhn J. The manichaean body in Discipline and ritual. The Johns Hopkins University Press. Baltimore; London, 2000
34. BeDuhn J. The Metabolism of Salvation: Manichaean Concepts of Human Physiology//The light and the Darkness: studies in Manichaeism and its world/edired by P. Mirecki and J. BeDuhn. Brill. Leiden; Boston; Koln, 2001. C. 5-37
Контекст: ...Очищенный свет проходит через Зодиак на восхождение и т.д.» (BeDuhn D., 2001, с. 13).
35. Bennet B. Didymus the Blind's Knowledge of Manichaeism//The light and the Darkness: studies in Manichaeism and its world/edired by P. Mirecki and J. BeDuhn. Brill. Leiden; Boston; Koln, 2001. C. 38-67
Контекст: ...Согласно Платону, мир получил все хорошее от щедрости бога Отца, зло прилепилось к 155 нему через злобность матери, ее матери (Az) (Bennet B., 2001, с. 57).
36. Boyce Mary. A Reader in Manichaean Middle Persian and Parthian: Texts with Notes. Acta Iranica 9. Leiden: E. J. Brill and Teheran-Liege: Bibliotheque Pahlavi. Р. 7
37. Gabain A.V. Die Formensprache der uigurischen Malerei//Veroffen-tlichungen der Societas Uralo-Altaica; Bd. 22, Wiesbaden: Harrassowitz, 1987
Контекст: ...Костюм донаторов на фресках Кочо и Уйгурских памятников Турфанского оазиса формирует детали одеяния божеств (Gabain V.A., 1987, с. 16-17).
38. Jackson A.V.W. Researches in Manichaeism. Columbia Univer sity Press, 1932
39. Harrison G. The Authenficity and Doktrine of (Ps?) Mani's Letter to Menoch./G. Harrison, J. BeDuhn//The light and the Darkness: studies in Manichaeism and its world/edired by P. Mirecki and J. BeDuhn. Brill. Leiden-Boston-Koln, 2001, C. 128-172
Контекст: ...Из высказываний Августина: «…создателем тел через похоть является дьявол, скрывающийся в своей ловушке, в похоти женщин, где дьявол ждет не души, а тела» (Harrison G., BeDuhn J., 2001, с. 133).
40. Heuser M. Studier in Manichaean, Literature and Art/M. Heuser, H.J. Klimkeit. Brill. Leiden; Boston; Koln, 1998
Контекст: ...Согласно дуалистической системе учения, число два - важнейшая понятийная пара нормативных нумерологических конфигураций манихейского гнозиса и поведенческой жизни общины (о понятии «два» см.: Heuser M., 1998, с. 103; Keph., 1992, 17,4; 102,15; 164,15).
41. Flugel. Mani seine Zchre und sciene Schrift. Leipzig, 1862. C. 202-203
Контекст: ...Среди перворожденных богов света и место Девы Света (по другой версии - «12 добродетелей») в окружении Отца Величия; как и «12 божеств», она имеет схожий с ним облик (об этом см. выше), другими словами, они составляют его высокую свиту (Flugel, 1862, с. 202-203). «Манихеи думают, что души людей… имеют сущность Бога и фактически части Бога (BeDuhn J., 1998, с. 77, согласно словам св.
42. Coyle J.K. Prolegomena to a Study of Women in Manichaeism//The light and the Darkness: studies in Manichaeism and its world/edired by P. Mirecki and J. BeDuhn. Brill. Leiden; Boston; Koln, 2001. C. 79-92
Контекст: ...ММ II стр. 323-316). (Сестры-слушательницы - самый низший ранг манихейского сообщества, Святые девы - избранные. - Н.Р.) Манихейская церковь допускала разделение женщин в составе сообщества на слушательниц и святых Еlecti (Coyle J.K, 2001, с. 81), но нет каких-либо убедительных свидетельств повышения церковного чина выше Еlecti - избранных.
43. Maenchen-Helfen O. Manichaens in Siberia//Semitig and Oriental Stadies. Berkeley; Los Angeles, 1951
Контекст: ...Енисей в эпоху средневековья, как и сам факт этого явления, на сегодняшний день не имеет продвижения или поддержки в научном сообществе (первый опыт второй половины XX в. см.: Кызласов Л.Р., 2001, с. 83-90; Maenchen-Helfen O., 1951, с. 326).
44. Mirecki Paul. Manichaean Allusions to Ritual and Magic: Spells for Invisibility in the Coptic Kephalaia//The light and the Darkness: studies in Mani-chaeism and its world/edired by P. Mirecki and J. BeDuhn. Brill. Leiden; Boston; Koln, 2001. C. 173-180
Контекст: ...Из новейших исследований, касательно волшебства, известно, что приверженцы Мани в свое время увлекались популярным ритуалом волшебства, таким как «Заклинание на невидимость» (Mirecki P., 2001, с. 174). 151 Б. Беннет свидетельствует относительно Мани: «Мани также отчетливо написал предупредительную записку, где он заявил, что … человек - самое маленькое существо во вселенной.
45. Reeves J.C. Jewish Lore in Manichaean cosmogony: studies in the Book of Giants tradition. Hebrew Union College Press Cincinnati, 1992
Контекст: ...Те и другие связаны по происхождению, соответственно: с иудейско-эссейским кругом представлений и месопотамской мистической космологией (Зундерман В., 1979, с. 95-133; Reeves J.C., 1992, c. 21).
46. Sundermann W. Namen von Gottern, Damonen und Menschen in iranischen Versionen des manichaischen Mythos. -Altorientalische Forschungen, VI. B. 1979. C. 95-133
Контекст: ...Его эпитет - «четырехликий страж» земли, обращенный на все стороны света, «виспед», титул персидской социальной иерархии - «сельский староста» (Смагина Е.Б., 1992, с. 365; Sundermann, 1979, c. 95-133).
47. Gulacsi Z. Identifying the Corpus of Manichaean Art among the Turfan Remains//Emerging from Darkness: Studies in the Recovery of Manichaeans Sources, edited by P. Mirecki and J.Beduhn, Leiden: E.J. Brill, 1997. С. 177215
48. Widengren G. Die Religionen Irans. W. Kohlhammer Verlag. Stuttgart, 1965
Контекст: ...В Персии, как и в «Согдиане, всякое волшебство приводимо в движение» (Widengren G., 1965, с. 327).