Военная идеология древних тюрков (по материалам орхонских и енисейских письменных памятников)

Основное содержание статьи

М. В. Егорочкин Email: dashkovskiy@fpn.asu.ru

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Егорочкин, М. В. (1). Военная идеология древних тюрков (по материалам орхонских и енисейских письменных памятников). НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 3(3), 63-76. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2525
Раздел
РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ И ОБРЯДЫ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Литература

1. Анохин А.В. Душа и ее свойства по представлениям телеутов//Сб. МАЭ. 1929. Т. VIII. С. 253-269
Контекст: ...Последнее особенно важно в ситуации кагана, который, как мы помним, является сыном Неба (в связи с данной проблематикой нельзя не напомнить о классических работах: Анохин А.В., 1929; Баскаков Н.А., 1973).

2. Арутюнян Э.Б. О генезисе полиадресованности в текстах эпитафий//Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №12 (85). С. 142-149
Контекст: ...Текст не просто составлен от первого лица, что не является обязательной чертой древнетюркских эпитафий, но принадлежит к классу полиадресатных (см.: Арутюнян Э.Б., 2008).

3. Баскаков Н.А. Душа в верованиях тюрков Алтая (термины, их значение и этимология)//СЭ. 1973. №5. С. 108-113
Контекст: ...Последнее особенно важно в ситуации кагана, который, как мы помним, является сыном Неба (в связи с данной проблематикой нельзя не напомнить о классических работах: Анохин А.В., 1929; Баскаков Н.А., 1973).

4. Бертагаев Т.А. Об этимологии хан ~ хаган, хатун и об их отношении к хат//Тюркологические исследования. М., 1976. С. 45-50
Контекст: ...Более того, согласно Т.А. Бертагаеву (1976, с. 48; см. также: Таскин В.С., 1986): «В слове хан от указанных значений образуются семантические филиации: хан > хад ‘посланцы с небесных просторов, с величественного, божественного неба, ставшие владыками гор и местностей».

5. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.; Л., 1950. Т. I. LXXXVIII, 381 с
Контекст: ...Согласно китайским источникам, тюрки «за славу считают умереть на войне, за стыд - кончить жизнь от болезни» (Бичурин Н.Я, 1950, с. 231).

6. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М., 2001. 288 с
Контекст: ...Именно «исследуя эти центральные точки, мы, возможно, будем в состоянии продемонстрировать общие организационные принципы, придающие структуру и связность культурной сфере в целом и часто имеющие объяснительную силу, которая распространяется на целый ряд областей» (Вежбицкая А., 2001, с. 37).

7. Войтов В.Е. Древнетюркский пантеон и модель мироздания в культово-поминальных памятниках Монголии VI-VIII вв. М., 1996. 152 с
Контекст: ...Опираясь на ряд значений ис-, В.Е. Войтов (1996, с. 75) предположил, что здесь «воплотилось древнее представление об одной из душ умершего, «отлетающей» в виде птицы в Верхний мир».

8. Гаврилова А.А. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племен. М.; Л., 1965. 143 с
Контекст: ...е классы, приводит к коммуникативной асимметрии (ср. сцену коленопреклонения на кудыргинском валуне, композиция которой, вне зависимости от интерпретации, воспроизводит ситуацию статусной нерав-новесности: Гаврилова А.А., 1965, с. 18-21, табл.

9. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1993. 526 с
Контекст: ...Казалось бы, в сложившейся ситуации единственной возможностью было не нападать, а, напротив, занять оборонительную позицию, что, однако, было сопряжено с покровительством буддистам (Гумилев Л.Н., 1993, с. 316; Худяков Ю.С., 2007, с. 98).

10. Древнетюркский словарь. Л., 1969. 676 с
11. Дыбо А.В. Лингвистические контакты ранних тюрков: лексический фонд (пратюркский период). М., 2007. 223 с
12. Ермоленко Л.Н. К вопросу о картине мира древних тюрков (на материале изваяний и оградок)//Военное дело и средневековая археология Центральной Азии. Кемерово, 1995. С. 186-198
Контекст: ...Основанием подобной реконструкции является не только структура мемориальных сооружений (Войтов В.Е., 1996, с. 71-80; Ермоленко Л.Н., 1995), но и непосредственно тексты ор-хонских памятников.

13. Ермоленко Л.Н. Изобразительные памятники и эпическая традиция: по материалам культур древних и средневековых кочевников Евразии. Томск, 2008. 288 с
Контекст: ...Безусловно, более обстоятельное исследование проблемы предполагает привлечение также экстралинг-вистических данных (ср.: Ермоленко Л.Н., 2008), тем более, что, к примеру, изображаемые на стелах «сцены вполне могли заменить словесные описания в рунических памятниках» (Худяков Ю.С., 2004, с. 20).

14. Кляшторный С.Г. История Центральной Азии и памятники рунического письма. СПб., 2003. 560 с
Контекст: ...Именно Тенгри стоит у самого начала творения и ассоциируется с верхним миром (см. разделение на «высокое небо» и «ближнее небо» усматриваемое С.Г. Кляшторным в древнетюркских источниках: Кляшторный С.Г., 2003, с. 241; Потапов Л.П., 1978).

15. Кляшторный С.Г. Памятники древнетюркской письменности и этнокультурная история Центральной Азии. СПб., 2006. 591 с
Контекст: ...Здесь ‘сыны человеческие' не просто являются частью мироздания, но, в соответствии со своей судьбой, занимают определенное в нем место, которое, согласно интерпретациям историков, соответствует среднему миру (Кляшторный С.Г., 2006, с. 255-256; Стеблева И.В., 2007, с. 34-35).

16. Кормушин И.В. Тюркские енисейские эпитафии: тексты и исследования. М., 1997. 303 с
17. Кормушин И.В. Тюркские енисейские эпитафии: грамматика, текстология. М., 2008. 342 с
Контекст: ...И.В. Кормушин (2008, с. 246-250), исследуя тексты енисейских эпитафий, приводит следующий перечень сообщений о смерти: 1. dl - а) ‘погибать, умирать (общая констатация)'; б) ‘погибать в силу каких-то причин, во имя чего-то'; в

18. Кызласов И.Л. Изображения Тенгри и Умай на сулекской писанице//ЭО. 1998. №4. С. 39-53
19. Кызласов И.Л. Памятники рунической письменности Горного Алтая. Ч. 1: Памятники енисейского письма. Горно-Алтайск, 2002. 164 с
20. Лившиц В.А. Согдийская эпиграфика Средней Азии и Семиречья. СПб., 2008. 414 с
Контекст: ...Ср., например, следующее место из согдийского памятника (письмо Дёваштйчу): «Во имя бога, средоточия творения!» (Лившиц В.А., 2008, с. 121).

21. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности: тексты и исследования. М.; Л., 1951. 451 с
Контекст: ...Сегодня, с одной стороны, является очевидным, что ulug не только ‘часть', ‘доля', но и - согласно интерпретации С.Е. Малова (1951, с. 440) - ‘судьба', ‘доля'.

22. Малов С.Е. Енисейская письменность тюрков: тексты и переводы. М.; Л., 1952. 116 с
23. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии. М.; Л., 1959. 111 с
24. Мифология смерти: структура, функция и семантика погребального обряда народов Сибири. СПб., 2007. 279 с
Контекст: ...й души не является абсолютно релевантной традиционному мировоззрению, однако обстоятельное исследование данной проблемы -предмет самостоятельной работы; более подробно см.: Потапов Л.П., 1991, с. 27-64; Мифология смерти, 2007).

25. Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994. 320 с
Контекст: ...По всей вероятности, таковыми могут считаться: представление о судьбе - представление о смерти (в данном случае судьба практически синонимична жизни (ср.: Понятие судьбы, 1994, с. 141), образ идеального воина-правителя - образ врага, представление о своей - чужой земле.

26. Потапов Л.П. Древнетюркские черты почитания Неба у саяноалтайских народов//Этнография народов Алтая и Западной Сибири. Новосибирск, 1978. С. 50-65
Контекст: ...Именно Тенгри стоит у самого начала творения и ассоциируется с верхним миром (см. разделение на «высокое небо» и «ближнее небо» усматриваемое С.Г. Кляшторным в древнетюркских источниках: Кляшторный С.Г., 2003, с. 241; Потапов Л.П., 1978).

27. Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. Л., 1991. 320 с
Контекст: ...и (безусловно, концепция парциальной души не является абсолютно релевантной традиционному мировоззрению, однако обстоятельное исследование данной проблемы -предмет самостоятельной работы; более подробно см.: Потапов Л.П., 1991, с. 27-64; Мифология смерти, 2007).

28. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М., 2006. 128 с
Контекст: ...Если пользоваться языком морфологии В.Я. Проппа, то можно сказать, что гибель воина приводит к появлению недостачи (на что недвусмысленно указывает сравнение ряда эпитафий с соответствующей экспликацией В.Я. Проппа (2006, с. 33)), которая в свою очередь требует ликвидации.

29. Стеблева И.В. Поэтика древнетюркской литературы и ее трансформация в раннеклассический период. М., 1976. 214 с
30. Стеблева И.В. Жизнь и литература доисламских тюрков: историкокультурный контекст древнетюркской литературы. М., 2007. 208 с
Контекст: ...Здесь ‘сыны человеческие' не просто являются частью мироздания, но, в соответствии со своей судьбой, занимают определенное в нем место, которое, согласно интерпретациям историков, соответствует среднему миру (Кляшторный С.Г., 2006, с. 255-256; Стеблева И.В., 2007, с. 34-35).

31. Таскин В.С. О титулах шаньюй и каган//Mongolica. М., 1986. С. 213218
Контекст: ...Более того, согласно Т.А. Бертагаеву (1976, с. 48; см. также: Таскин В.С., 1986): «В слове хан от указанных значений образуются семантические филиации: хан > хад ‘посланцы с небесных просторов, с величественного, божественного неба, ставшие владыками гор и местностей».

32. Худяков Ю.С. Военное дело древних кочевников Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск, 1995. 98 с
Контекст: ...Военная идеология тотальна, она пронизывает мифологию, декоративно-прикладное искусство, хозяйственную и воспитательную деятельности кочевого общества (Худяков Ю.С., 1995, с. 12).

33. Худяков Ю.С. Древние тюрки на Енисее. Новосибирск, 2004. 152 с
Контекст: ...Безусловно, более обстоятельное исследование проблемы предполагает привлечение также экстралинг-вистических данных (ср.: Ермоленко Л.Н., 2008), тем более, что, к примеру, изображаемые на стелах «сцены вполне могли заменить словесные описания в рунических памятниках» (Худяков Ю.С., 2004, с. 20).

34. Худяков Ю.С. Золотая волчья голова на боевых знаменах: оружие и войны древних тюрок в степях Евразии. СПб., 2007. 192 с
Контекст: ...Казалось бы, в сложившейся ситуации единственной возможностью было не нападать, а, напротив, занять оборонительную позицию, что, однако, было сопряжено с покровительством буддистам (Гумилев Л.Н., 1993, с. 316; Худяков Ю.С., 2007, с. 98).