ВОЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ ДРЕВНИХ ТЮРКОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ ОРХОНСКИХ И ЕНИСЕЙСКИХ ПИСЬМЕННЫХ ПАМЯТНИКОВ)

Основное содержание статьи

ЕГОРОЧКИН М.В.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
М.В., Е. (1). ВОЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ ДРЕВНИХ ТЮРКОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ ОРХОНСКИХ И ЕНИСЕЙСКИХ ПИСЬМЕННЫХ ПАМЯТНИКОВ). НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 3(3), 63-76. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2525
Раздел
РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ И ОБРЯДЫ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Литература

1. Анохин А.В. Душа и ее свойства по представлениям телеутов//Сб. МАЭ. 1929. Т. VIII. С. 253-269
Контекст: ...Последнее особенно важно в ситуации кагана, который, как мы помним, является сыном Неба (в связи с данной проблематикой нельзя не напомнить о классических работах: Анохин А.В., 1929; Баскаков Н.А., 1973).

2. Арутюнян Э.Б. О генезисе полиадресованности в текстах эпитафий//Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №12 (85). С. 142-149
Контекст: ...Текст не просто составлен от первого лица, что не является обязательной чертой древнетюркских эпитафий, но принадлежит к классу полиадресатных (см.: Арутюнян Э.Б., 2008).

3. Баскаков Н.А. Душа в верованиях тюрков Алтая (термины, их значение и этимология)//СЭ. 1973. №5. С. 108-113
Контекст: ...Последнее особенно важно в ситуации кагана, который, как мы помним, является сыном Неба (в связи с данной проблематикой нельзя не напомнить о классических работах: Анохин А.В., 1929; Баскаков Н.А., 1973).

4. Бертагаев Т.А. Об этимологии хан ~ хаган, хатун и об их отношении к хат//Тюркологические исследования. М., 1976. С. 45-50
Контекст: ...Более того, согласно Т.А. Бертагаеву (1976, с. 48; см. также: Таскин В.С., 1986): «В слове хан от указанных значений образуются семантические филиации: хан > хад ‘посланцы с небесных просторов, с величественного, божественного неба, ставшие владыками гор и местностей».

5. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.; Л., 1950. Т. I. LXXXVIII, 381 с
Контекст: ...Согласно китайским источникам, тюрки «за славу считают умереть на войне, за стыд - кончить жизнь от болезни» (Бичурин Н.Я, 1950, с. 231).

6. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М., 2001. 288 с
Контекст: ...Именно «исследуя эти центральные точки, мы, возможно, будем в состоянии продемонстрировать общие организационные принципы, придающие структуру и связность культурной сфере в целом и часто имеющие объяснительную силу, которая распространяется на целый ряд областей» (Вежбицкая А., 2001, с. 37).

7. Войтов В.Е. Древнетюркский пантеон и модель мироздания в культово-поминальных памятниках Монголии VI-VIII вв. М., 1996. 152 с
Контекст: ...Опираясь на ряд значений ис-, В.Е. Войтов (1996, с. 75) предположил, что здесь «воплотилось древнее представление об одной из душ умершего, «отлетающей» в виде птицы в Верхний мир».

8. Гаврилова А.А. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племен. М.; Л., 1965. 143 с
Контекст: ...е классы, приводит к коммуникативной асимметрии (ср. сцену коленопреклонения на кудыргинском валуне, композиция которой, вне зависимости от интерпретации, воспроизводит ситуацию статусной нерав-новесности: Гаврилова А.А., 1965, с. 18-21, табл.

9. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1993. 526 с
Контекст: ...Казалось бы, в сложившейся ситуации единственной возможностью было не нападать, а, напротив, занять оборонительную позицию, что, однако, было сопряжено с покровительством буддистам (Гумилев Л.Н., 1993, с. 316; Худяков Ю.С., 2007, с. 98).

10. Древнетюркский словарь. Л., 1969. 676 с
11. Дыбо А.В. Лингвистические контакты ранних тюрков: лексический фонд (пратюркский период). М., 2007. 223 с
12. Ермоленко Л.Н. К вопросу о картине мира древних тюрков (на материале изваяний и оградок)//Военное дело и средневековая археология Центральной Азии. Кемерово, 1995. С. 186-198
Контекст: ...Основанием подобной реконструкции является не только структура мемориальных сооружений (Войтов В.Е., 1996, с. 71-80; Ермоленко Л.Н., 1995), но и непосредственно тексты ор-хонских памятников.

13. Ермоленко Л.Н. Изобразительные памятники и эпическая традиция: по материалам культур древних и средневековых кочевников Евразии. Томск, 2008. 288 с
Контекст: ...Безусловно, более обстоятельное исследование проблемы предполагает привлечение также экстралинг-вистических данных (ср.: Ермоленко Л.Н., 2008), тем более, что, к примеру, изображаемые на стелах «сцены вполне могли заменить словесные описания в рунических памятниках» (Худяков Ю.С., 2004, с. 20).

14. Кляшторный С.Г. История Центральной Азии и памятники рунического письма. СПб., 2003. 560 с
Контекст: ...Именно Тенгри стоит у самого начала творения и ассоциируется с верхним миром (см. разделение на «высокое небо» и «ближнее небо» усматриваемое С.Г. Кляшторным в древнетюркских источниках: Кляшторный С.Г., 2003, с. 241; Потапов Л.П., 1978).

15. Кляшторный С.Г. Памятники древнетюркской письменности и этнокультурная история Центральной Азии. СПб., 2006. 591 с
Контекст: ...Здесь ‘сыны человеческие' не просто являются частью мироздания, но, в соответствии со своей судьбой, занимают определенное в нем место, которое, согласно интерпретациям историков, соответствует среднему миру (Кляшторный С.Г., 2006, с. 255-256; Стеблева И.В., 2007, с. 34-35).

16. Кормушин И.В. Тюркские енисейские эпитафии: тексты и исследования. М., 1997. 303 с
17. Кормушин И.В. Тюркские енисейские эпитафии: грамматика, текстология. М., 2008. 342 с
Контекст: ...И.В. Кормушин (2008, с. 246-250), исследуя тексты енисейских эпитафий, приводит следующий перечень сообщений о смерти: 1. dl - а) ‘погибать, умирать (общая констатация)'; б) ‘погибать в силу каких-то причин, во имя чего-то'; в

18. Кызласов И.Л. Изображения Тенгри и Умай на сулекской писанице//ЭО. 1998. №4. С. 39-53
19. Кызласов И.Л. Памятники рунической письменности Горного Алтая. Ч. 1: Памятники енисейского письма. Горно-Алтайск, 2002. 164 с
20. Лившиц В.А. Согдийская эпиграфика Средней Азии и Семиречья. СПб., 2008. 414 с
Контекст: ...Ср., например, следующее место из согдийского памятника (письмо Дёваштйчу): «Во имя бога, средоточия творения!» (Лившиц В.А., 2008, с. 121).

21. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности: тексты и исследования. М.; Л., 1951. 451 с
Контекст: ...Сегодня, с одной стороны, является очевидным, что ulug не только ‘часть', ‘доля', но и - согласно интерпретации С.Е. Малова (1951, с. 440) - ‘судьба', ‘доля'.

22. Малов С.Е. Енисейская письменность тюрков: тексты и переводы. М.; Л., 1952. 116 с
23. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии. М.; Л., 1959. 111 с
24. Мифология смерти: структура, функция и семантика погребального обряда народов Сибири. СПб., 2007. 279 с
Контекст: ...й души не является абсолютно релевантной традиционному мировоззрению, однако обстоятельное исследование данной проблемы -предмет самостоятельной работы; более подробно см.: Потапов Л.П., 1991, с. 27-64; Мифология смерти, 2007).

25. Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994. 320 с
Контекст: ...По всей вероятности, таковыми могут считаться: представление о судьбе - представление о смерти (в данном случае судьба практически синонимична жизни (ср.: Понятие судьбы, 1994, с. 141), образ идеального воина-правителя - образ врага, представление о своей - чужой земле.

26. Потапов Л.П. Древнетюркские черты почитания Неба у саяноалтайских народов//Этнография народов Алтая и Западной Сибири. Новосибирск, 1978. С. 50-65
Контекст: ...Именно Тенгри стоит у самого начала творения и ассоциируется с верхним миром (см. разделение на «высокое небо» и «ближнее небо» усматриваемое С.Г. Кляшторным в древнетюркских источниках: Кляшторный С.Г., 2003, с. 241; Потапов Л.П., 1978).

27. Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. Л., 1991. 320 с
Контекст: ...и (безусловно, концепция парциальной души не является абсолютно релевантной традиционному мировоззрению, однако обстоятельное исследование данной проблемы -предмет самостоятельной работы; более подробно см.: Потапов Л.П., 1991, с. 27-64; Мифология смерти, 2007).

28. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М., 2006. 128 с
Контекст: ...Если пользоваться языком морфологии В.Я. Проппа, то можно сказать, что гибель воина приводит к появлению недостачи (на что недвусмысленно указывает сравнение ряда эпитафий с соответствующей экспликацией В.Я. Проппа (2006, с. 33)), которая в свою очередь требует ликвидации.

29. Стеблева И.В. Поэтика древнетюркской литературы и ее трансформация в раннеклассический период. М., 1976. 214 с
30. Стеблева И.В. Жизнь и литература доисламских тюрков: историкокультурный контекст древнетюркской литературы. М., 2007. 208 с
Контекст: ...Здесь ‘сыны человеческие' не просто являются частью мироздания, но, в соответствии со своей судьбой, занимают определенное в нем место, которое, согласно интерпретациям историков, соответствует среднему миру (Кляшторный С.Г., 2006, с. 255-256; Стеблева И.В., 2007, с. 34-35).

31. Таскин В.С. О титулах шаньюй и каган//Mongolica. М., 1986. С. 213218
Контекст: ...Более того, согласно Т.А. Бертагаеву (1976, с. 48; см. также: Таскин В.С., 1986): «В слове хан от указанных значений образуются семантические филиации: хан > хад ‘посланцы с небесных просторов, с величественного, божественного неба, ставшие владыками гор и местностей».

32. Худяков Ю.С. Военное дело древних кочевников Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск, 1995. 98 с
Контекст: ...Военная идеология тотальна, она пронизывает мифологию, декоративно-прикладное искусство, хозяйственную и воспитательную деятельности кочевого общества (Худяков Ю.С., 1995, с. 12).

33. Худяков Ю.С. Древние тюрки на Енисее. Новосибирск, 2004. 152 с
Контекст: ...Безусловно, более обстоятельное исследование проблемы предполагает привлечение также экстралинг-вистических данных (ср.: Ермоленко Л.Н., 2008), тем более, что, к примеру, изображаемые на стелах «сцены вполне могли заменить словесные описания в рунических памятниках» (Худяков Ю.С., 2004, с. 20).

34. Худяков Ю.С. Золотая волчья голова на боевых знаменах: оружие и войны древних тюрок в степях Евразии. СПб., 2007. 192 с
Контекст: ...Казалось бы, в сложившейся ситуации единственной возможностью было не нападать, а, напротив, занять оборонительную позицию, что, однако, было сопряжено с покровительством буддистам (Гумилев Л.Н., 1993, с. 316; Худяков Ю.С., 2007, с. 98).