КОМПЛЕКС ВООРУЖЕНИЯ «АЙ-ХУУЧИН» (К ВОПРОСУ ИСТОРИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЭПИЧЕСКИХ ПАНОПЛИЙ)

Основное содержание статьи

ЕГОРОЧКИН М.В.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
М.В., Е. (1). КОМПЛЕКС ВООРУЖЕНИЯ «АЙ-ХУУЧИН» (К ВОПРОСУ ИСТОРИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЭПИЧЕСКИХ ПАНОПЛИЙ). НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 2(2), 124-140. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2388
Раздел
РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ И ОБРЯДЫ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Литература

1. Алтайские героические сказания: Очи-Бала; Кан-Алтын/Сказители А. Калкин, Т. Чачияков, С. Савдин. Новосибирск, 1997. 668 с
Контекст: ...Кстати, материалы героической эпики южносибирских тюрков подтверждают возможность его наспинного расположения (см. напр., сведения алтайского сказания «Очи-Бала»: Алтайские героические сказания, 1997, ст. 305-310).

2. Бутанаев В.Я. Вооружение и военное дело хакасов в позднем средневековье (по материалам фольклора)//Военное дело древних племен Сибири и Центральной Азии. Новосибирск, 1981. С. 188-197
Контекст: ...Исключение составляют исторические исследования В.Я. Бутанаева «Вооружение и военное дело хакасов в позднем средневековье (по материалам фольклора)» (Бутанаев В.Я., 1981) и В.И. Соенова «Обзор вооружения и военной тактики кочевников Алтая в XIII-XVIII вв. по материалам героического эпоса» (Соенов В.И., 1994).

3. Бутанаев В.Я., Бутанаева И.И. Хакасский исторический фольклор. Абакан, 2001. 148 с
Контекст: ...Представленные фрагменты указывают на возможность непояс- 132 ного крепежа оружия, что, безусловно, должно учитываться в историческом исследовании паноплии номадов Южной Сибири (см.: Бутанаев В.Я., Бутанаева И.И., 2001, с. 38).

4. Горбунов В.В. Военное дело населения Алтая в III-XIV вв. Барнаул, 2003 2006. Ч. I-II
5. Горелик М.В. Ранний монгольский доспех (IX -первая половина XIV в.)//Археология, этнография и антропология Монголии. Новосибирск, 1987. С. 163-208
Контекст: ...Согласно реконструкции М.В. Горелика данный тип доспеха представлял собой халат с нашивкой железных пластин, причем верхняя его часть изготавливалась из дорогих тканей (Горелик М.В., 1987, с. 183).

6. Гребнев Л.В. Тувинский героический эпос (опыт историкоэтнографического анализа). М., 1960. 147 с
Контекст: ...Несмотря на то, что в отечественной науке существует целый ряд фольклороведческих работ, авторы которых касаются проблематики военного дела и в том числе вопросов его исторической интерпретации (см.: Гребнев Л.В., 1960; Курбатский Г.Н., 2001; Липец Р.С., 1984; Суразаков С.С., 1985; Функ Д.А., 2005; Чудояков А.И., ? Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ-МинОКН Монголии (проект №08-01- 92004а/G, «Этносоциальные процессы и формирование синкретичных мировоззренческих систем у кочевников

7. Дыбо А. В. Лингвистические контакты ранних тюрков: лексический фонд (пратюркский период). М., 2007. 223 с
Контекст: ...С.А., 1995, с. 276, 269; при этом первая параллель не вызывается сомнения в рамках современной алтаистики, проблема состоит скорее в определении вектора заимствования между общетюркским и енисейским языками см.: Дыбо А.В., 2007, с. 156-157).

8. Кубарев Г.В. Культура древних тюрок Алтая (по материалам погребальных памятников). Новосибирск, 2005. 400 с
Контекст: ...При этом основное отличие тюркского и монгольского луков от лука хуннского заключается в изменении функций накладок; здесь они играют роль не усилителей, а скорее рефлекторов (в том числе это определяется также сменой способа сборки лука (см.: Кубарев Г.В., 2005, с. 84), что при уменьшении общей длинны кибити сохраняло распространенность зоны поражения (Худяков Ю.С., 1997, с. 121-123).

9. Курбатский Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре (историко-этнографические аспекты тувинского фольклора). Кызыл, 2001. 464 с
Контекст: ...Несмотря на то, что в отечественной науке существует целый ряд фольклороведческих работ, авторы которых касаются проблематики военного дела и в том числе вопросов его исторической интерпретации (см.: Гребнев Л.В., 1960; Курбатский Г.Н., 2001; Липец Р.С., 1984; Суразаков С.С., 1985; Функ Д.А., 2005; Чудояков А.И., ? Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ-МинОКН Монголии (проект №08-01- 92004а/G, «Этносоциальные процессы и формирование синкретичных мировоззренческих систем у кочевников

10. Липец Р. С. Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. М., 1984. 263 с
Контекст: ...Несмотря на то, что в отечественной науке существует целый ряд фольклороведческих работ, авторы которых касаются проблематики военного дела и в том числе вопросов его исторической интерпретации (см.: Гребнев Л.В., 1960; Курбатский Г.Н., 2001; Липец Р.С., 1984; Суразаков С.С., 1985; Функ Д.А., 2005; Чудояков А.И., ? Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ-МинОКН Монголии (проект №08-01- 92004а/G, «Этносоциальные процессы и формирование синкретичных мировоззренческих систем у кочевников

11. Маадай-Кара: алтайский героический эпос/Сказитель А.Г. Калкин. М., 1973. 474 с
12. Майногашева В.Е. Развитие хакасского эпоса и его поэтика//Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока. Горно-Алтайск, 1986. С. 169-176
13. Майногашева В. Е. О хакасском героическом эпосе и алыптых нымахе «Ай-Хуучин»//Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. Новосибирск, 1997. С. 11-47
Контекст: ...Это подтверждается жанровой дефиницией эпоса: хакасские сказители отличают нымах - ‘сказка' (ср. а?хустарда?ар нымах - ‘сказки о животных'; при этом, нымах может обозначать ‘богатырскую сказку' и даже ‘сказание') от алыптых нымах - ‘сказание о богатыре' или чаалы? нымах - ‘сказание о войне (Майногашева В.Е., 1997, с. 16-17).

14. Соенов В. И. Обзор вооружения и военной тактики кочевников Алтая в XIII-XVIII вв. по материалам героического эпоса//Археология и фольклорные источники по истории Алтая. Горно-Алтайск, 1994. С. 176-187
Контекст: ...Исключение составляют исторические исследования В.Я. Бутанаева «Вооружение и военное дело хакасов в позднем средневековье (по материалам фольклора)» (Бутанаев В.Я., 1981) и В.И. Соенова «Обзор вооружения и военной тактики кочевников Алтая в XIII-XVIII вв. по материалам героического эпоса» (Соенов В.И., 1994).

15. Старостин С.А. Сравнительный словарь енисейских языков//Кетский сборник. М., 1995. С. 176-315
Контекст: ...В связи с рассматриваемым материалом здесь нельзя не упомянуть возможные параллели с енисейскими языками: 1. * so ? om ‘стрела с тупым наконечником, томар'; 2. * sa ? r 1 ‘острие' (Старостин С.А., 1995, с. 276, 269; при этом первая параллель не вызывается сомнения в рамках современной алтаистики, проблема состоит скорее в определении вектора заимствования между общетюркским и енисейским языками см.: Дыбо А.В., 2007, с. 156-157).

16. Суразаков С.С. Алтайский героический эпос. М., 1985. 256 с
Контекст: ...Несмотря на то, что в отечественной науке существует целый ряд фольклороведческих работ, авторы которых касаются проблематики военного дела и в том числе вопросов его исторической интерпретации (см.: Гребнев Л.В., 1960; Курбатский Г.Н., 2001; Липец Р.С., 1984; Суразаков С.С., 1985; Функ Д.А., 2005; Чудояков А.И., ? Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ-МинОКН Монголии (проект №08-01- 92004а/G, «Этносоциальные процессы и формирование синкретичных мировоззренческих систем у кочевников

17. Унгвицкая М.А., Майногашева В.Е. Хакасское народное поэтическое творчество. Абакан, 1972. 311 с
Контекст: ...Военные историки обращаются к материалам героической эпики для реконструкции паноплии номадов позднего средневековья, что зачастую не совпадает с датировками фольклористов (так, например, сложение «Ай-Хуучин» относится исследователями к периоду до основания кыргызского государства (Унгвицкая М.А., Майногашева В.Е., 1972, с. 97), при этом комплекс героического вооружения вполне сопоставим с комплексом кыргызского тяжеловооруженного воина XI-XII вв. (см.: Худяков Ю.С., 2003б, с. 142, рис. 26).

18. Функ Д. А. Миры шаманов и сказителей: комплексное исследование телеутских и шорских материалов. М., 2005. 398 с
Контекст: ...Несмотря на то, что в отечественной науке существует целый ряд фольклороведческих работ, авторы которых касаются проблематики военного дела и в том числе вопросов его исторической интерпретации (см.: Гребнев Л.В., 1960; Курбатский Г.Н., 2001; Липец Р.С., 1984; Суразаков С.С., 1985; Функ Д.А., 2005; Чудояков А.И., ? Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ-МинОКН Монголии (проект №08-01- 92004а/G, «Этносоциальные процессы и формирование синкретичных мировоззренческих систем у кочевников Алтая и Северо-Западной Монголии») 124 1995), данные работы не носят систематического характера.

19. Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин/Сказитель П.В. Курбижеков. Новосибирск, 1997. 479 с
20. Хакасско-русский словарь. Новосибирск, 2006. 1114 с
Контекст: ...Дело в том, что азыр чыда должно пониматься не столько как ‘обоюдное' или ‘двуконечное копье', но скорее как ‘копье имеющее раздвоенное, или вильчатое, перо' (ср. азыр а?ас ‘развилистое дерево', ‘раздвоенная на конце палка', азыр хамџы ‘раздвоенный на конце бич', а так же азыр в значении ‘вилы' (Хакасско-русский словарь, 2006, с. 35-36) подобно стреле с вильчатым наконечником, который был известен кочевникам Южной Сибири и Центральной Азии).

21. Худяков Ю.С. Вооружение средневековых кочевников Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск, 1986. 268 с
Контекст: ...VIII в. (Горбунов В.В., II, с. 69; Худяков Ю.С., 1986, с. 156).

22. Худяков Ю.С. Вооружение центральноазиатских кочевников в эпоху раннего и развитого средневековья. Новосибирск, 1991. 190 с
23. Худяков Ю.С. Военное дело древних кочевников Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск, 1995. 98 с
Контекст: ...Центральной Азии - это не только история вооружения и тактики боя, но также история героической эпики. «Героический эпос, изобразительное и прикладное искусство ориентировано на воспитание воинского идеала» (Худяков Ю.С., 1995, с. 12), а значит, имеет непосредственное отношение к военному делу.

24. Худяков Ю. С. Вооружение кочевников Южной Сибири и Центральной Азии в эпоху развитого средневековья. Новосибирск, 1997. 160 с
Контекст: ...а скорее рефлекторов (в том числе это определяется также сменой способа сборки лука (см.: Кубарев Г.В., 2005, с. 84), что при уменьшении общей длинны кибити сохраняло распространенность зоны поражения (Худяков Ю.С., 1997, с. 121-123).

25. Худяков Ю.С. Комплекс вооружения кочевников Южной Сибири позднего средневековья//Военное дело номадов Северной и Центральной Азии. Новосибирск, 2002. С. 65-88
Контекст: ...Сибири и Центральной Азии в эпоху «великого переселения народов» и сохраняют свою значимость вплоть до развитого средневековья (Горбунов В.В., I, с. 65-74), так и позднесредневековые кыргызские шлемы (Худяков Ю.С., 2002, с. 72).

26. Худяков Ю.С. Защитное вооружение номадов Центральной Азии. Новосибирск, 2003а. 202 с
Контекст: ...С другой фольклорные источники не склонны к степени детализации, необходимой для соответствующих исторических реконструкций (Худяков Ю.С., 2003а, с. 20).

27. Худяков Ю. С. Сабля Багыра: вооружение и военное искусство средневековых кочевников. СПб., 2003б. 192 с
Контекст: ...С другой фольклорные источники не склонны к степени детализации, необходимой для соответствующих исторических реконструкций (Худяков Ю.С., 2003а, с. 20).

28. Чудояков А.И. Этюды шорского эпоса. Кемерово, 1995. 222 с
Контекст: ...Более того, возникновение героического эпоса, согласно точке зрения А.И. Чудоякова, напрямую связанно с военным делом, в частности с повествовательным вводом элементов вооружения (Чудояков А.И., 1995, с. 72, 161-185).

29. Этимологический словарь тюркских языков: общетюркские и межтюркские лексические основы на букву «К». Вып. II. М., 2000. 256 с
Контекст: ...В свою очередь, упомянутый в представленных выше фрагментах чалбах молат ‘широкий меч' (молат ‘меч', ‘кинжал', но также ‘сталь', ср. молат осхас хаты? ‘прочный, как сталь', молат хылыс ‘булатная сабля'; вместе с тем хылыс может значить и ‘меч', напр. iкi пiстiг хылыс ‘обоюдоострый меч' (подр. см.: Этимологический словарь тюркских языков, 2000, с. 212-214) исторически вполне конкретен.

30. Этимологический словарь тюркских языков: общетюркские и межтюркские лексические основы на буквы «Л», «М», «Н», «П», «С». М., 2003. 446 с
Контекст: ...Во-вторых, посредством со?ан (см. фолькл. соха пасты? со?ан ‘стрела с утолщенным наконечником', полбахты? па?ыр со?ан ‘медная стрела с тремя наконечниками'; в тюркских языках зафиксированы также значения ‘железный наконечник стрелы', ‘острие стрелы' (Этимологический словарь тюркских языков, 2003, с. 277).