Коллекция ильтаханов с Селитренного городища

Основное содержание статьи

Евгений Михайлович Пигарёв

Аннотация

За пятидесятилетнюю историю изучения Селитренного городища (столица Улуса Джучи город Сарай (ал-Махруса, ал-Джедид) была сформирована многотысячная коллекция находок, характеризующих золотоордынскую культуру в ряде ее аспектов. Однако предметов, связанных с тюрко-монгольским кочевым миром, с этого памятника известно крайне небольшое количество. Строительство города приходится на время правления хана Узбека (1313-1341 гг.), при котором происходит большой приток мусульманского населения из Хорезма и Закавказья на Нижнюю Волгу. Активная политика по исламизации государства, и прежде всего нижневолжского ханского домена, не вызывает сомнений. Тем не менее на основании изучения отдельных предметов можно высказывать предположения о качестве и степени проникновения ислама у населения золотоордынских городов.


Статья посвящена атрибуции серии археологических находок — бронзовым человеческим фигуркам, найденным на Селитренном городище. Большинством исследователей эти фигурки считаются «ильтаханами» — символами духов-покровителей и духов-помощников у ряда тюркских и монгольских народов. Подобные находки показывают, что несмотря на проводимую ханами политику исламизации государства, часть золотоордынского населения тюркского и монгольского происхождения продолжала исповедовать традиционные для себя религиозные формы.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Пигарёв, Е. М. (1). Коллекция ильтаханов с Селитренного городища. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 12(3-4), 34-42. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/3491
Раздел
РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ
Биография автора

Евгений Михайлович Пигарёв, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола (Россия)

Кандидат исторических наук, начальник Учебно-научного археолого-этнологического центра Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола (Россия)

Литература

Бартольд В. В. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов // Сочинения. Т. V. М. : Наука, 1968. 720 с.

Басилов В. Н. Кафтан с хвостом, «корона» с рогами [Электронный ресурс]. URL: http://costumer. narod. ru/text/sibir/shaman. Htm/ (дата обращения 15.07.2016).

Васильев Д. В. Ислам в Золотой Орде: Историко-археологическое исследование. Астрахань : ИД «Астраханский университет», 2007. 192 с.

Глухов А. А. Археологические исследования отряда «Гюлистан» в 2007 г. // Нижневолжский археологический вестник. 2008. Вып. 9. С. 310-311.

Иванов С. В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX — начала XX в. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1954. 838 с.

Кочкина А. Ф., Сташенков Д. А. Находки предметов религиозных культов на памятниках Самарской Луки // Краеведческие записки. Вып. XII. Самара, 2005. С. 107-117.

Масловский А. Н. Раскопки в г. Азове в 2002 году // Историко-археологические исследования в Азове и на Нижнем Дону в 2002 г. Вып. 19. Азов, 2004. С. 76-90.

Пигарёв Е. М. Отчет о разведках в Харабалинском районе Астраханской области в 2001 году // Архив АГОИАМЗ, НВ 14565. 78 с.

Пигарёв Е. М. Бронзовые фигурки человека с Селитренного городища // РА. 2011. № 2. С. 161-162.

Полубояринова М. Д. Русские люди в Золотой Орде. М. : Наука, 1978. 136 с. Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Гильома де Рубрука. Алматы, 1993. 248 с.

Фёдоров-Давыдов Г. А. Бронзовые фигурки человека из средневековых памятников Поволжья // Новое в советской археологии. М., 1965. С. 275-277.

Фёдоров-Давыдов Г. А. Золотоордынские города Поволжья. М. : Наука, 1994. 232 с.

Фёдоров-Давыдов Г. А. Религия и верования в городах Золотой Орды // Историческая археология. М., 1998. С. 28-39.

Юрченко А. Г. Элита Монгольской империи: время праздников, время казней. СПб. : Евразия, 2013. 432 с.