Распространение ислама в восточном Дашт-и-Кыпчаке по материалам городища Бозок

Основное содержание статьи

Марал Калымжановна Хабдулина Email: mk_khabdulina@mail.ru
Гульзат Дулатовна Билялова Email: gulzat_84@inbox.ru
Жан Лука Бонора Email: eclglbonora@gmail.com

Аннотация

Приведена историческая справка об этапах проникновения ислама в Дашт-и-Кыпчак. Указано, что уже в VIII–X вв. степи Центрального Казахстана граничили с государствами исламской культуры и идеологии. Центрами распространения ислама являлись Волжская Булгария и мусульманские государства Средней Азии.


При отсутствии прямых письменных сведений по духовной культуре средневеко-вой Сарыарки решающую роль приобретает археологический материал. Историческая часть статьи подкреплена конкретным археологическим материалом, происходящим с городища Бозок (VIII–XV вв.). В статье приведены археологические показатели исламизации: рост городов, возведение мавзолеев; мусульманская стандартизация погребального обряда. На некрополе городища Бозок раскопано 62 мусульманских захоронения. Детали обряда раскрывают степень исламизированности населения, обитавшего в Восточном Даште в эпоху Средневековья. Изложены установления и требования шариата по погребальному обряду и их выполнение на конкретных захоронениях исследованного городища. Приведена типология и классификация погребений с учетом мусульманских могильников Поволжья, где осуществлены масштабные раскопки. Дано краткое описание мавзолеев, остатки которых раскопаны на городище. Мавзолеи по конструкции и деталям погребального обряда датированы XIII–XIV вв. Данные мавзолеи фиксируют северные пределы исламского мира в XIII–XIV вв.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Хабдулина, М. К., Билялова, Г. Д., & Бонора, Ж. Л. (1). Распространение ислама в восточном Дашт-и-Кыпчаке по материалам городища Бозок. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 14(1), 16-30. https://doi.org/10.14258/nreur(2018)1-02
Раздел
РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ
Биографии авторов

Марал Калымжановна Хабдулина, Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева МОН РК, Астана

кандидат исторических наук, доцент кафедрыархеологии и этнологии Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумиле-ва, директор НИИ археологии им. К. А. Акишева, Астана

Гульзат Дулатовна Билялова, Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева МОН РК, Астана

магистр археологии, докторант PhD по специальности 6D020800 «Археология и этнология», научный сотрудник НИИ археологии им. К. А. Акишева, Астана

Жан Лука Бонора, Международная ассоциация средиземноморских и восточных исследований, Рим (Италия)

доктор археологии и антропологии, профессор Международной ассоциации средиземноморских и восточных исследований, Рим

Литература

Акишев К. А., Хабдулина М. К. Результаты пятилетних раскопок городища Бозок //Бозок в панораме средневековых культур Евразии : материалы Международного полевого семинара. Астана, 2008. С. 25–40.
Ахинжанов С. М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Алма-Ата, 1989.293 с.
Байпаков К. М., Смагулов Е. А., Ахатов Г. А. Средневековое городище Жайык. Алматы, 2005. 220 c.
Бартольд В. В. Хазары // Соч. М., 1968. Т. V. 752 с.
Бисембаев А. А., Ахатов Г. А. Городища эпохи Золотой Орды на территории Западного Казахстана // Диалог городской и степной культур на Евразийском пространстве.
Историческая география Золотой Орды : материалы Седьмой международной конференции, посвященной памяти Г. А. Федорова-Давыдова. Казань ; Ялта ; Кишинев, 2016.
С. 74–76.
Васильев Д. В. Ислам в Золотой Орде: историко-археологическое исследование. Астрахань, 2007. 192 с.
Дашковский П. К. Мировоззрение кочевников Саяно-Алтая и сопредельных территорий поздней древности и раннего средневековья (отечественная историография
и современные исследования). Барнаул, 2011. 244 с.
Дашковский П. К. Распространение прозелитарных религий у тюркоязычных кочевников в Южной Сибири и Центральной Азии в эпоху средневековья // Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии : монография под ред. П. К. Дашковского. Т. I: Поздняя древность — начало XX в. Барнаул, 2014. С. 37–46.
Дашковский П. К. Кыргызы на Алтае в контексте этнокультурных процессов в Центральной Азии. Барнаул, 2015. 224 с.
Иванов В. А., Кригер В. А. Курганы кыпчакского времени на Южном Урале (XII–XIV вв.). М., 1988. 250 с.
Керимов Г. М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978. 222 c.
Кожа М. Б. Изображение Тенгри и Умай на резном дереве из Отрарского оазиса // Мировоззрение населения Южной Сибири и центральной Азии в исторической ретроспективе. Вып. VIII. Барнаул, 2017. С. 34–47.
Король Г. Г. Мотивы летящей птицы и крылатой богини в средневековой торевтике и традиционное наследие народов Саяно-Алтая // Мировоззрение населения Южной Сибири и центральной Азии в исторической ретроспективе. Вып. VIII. Барнаул,2015. С. 47–63.
Кумеков Б. Е. Государство кимаков IX–XI вв. по арабским источникам. Алма-Ата,1972. 156 с.
Кумеков Б. Е. О триаде этнополитических объединений Кыпчакского мира по мусульманским источникам // Древнетюркская цивилизация: памятники письменности.
Алматы, 2001. С. 156–163.
Маргулан А., Басенов Т., Мендикулов М. Архитектура Казахстана. Алма-Ата, 1959. 173 с.
Маргулан А. Х. Из истории городов и строительного искусства древнего Казахстана. Алма-Ата, 1950. 122 с.
Маргулан А. Х. Остатки оседлых поселений в Центральном Казахстане // Археологические памятники Казахстана. Алма-Ата, 1978. С. 3–37.
Могильников В. А. Курганы с сырцовыми выкладками на юге Западной Сибири // Вестник археологии, антропологии и этнографии. Тюмень, 1999. Вып. 2. С. 64–68.
Нуржанов А. А. Мусульманское денежное отношение Средней Азии и Казахстана в эпоху Средневековья (VII–XVIII вв.) // Мировоззрение населения Южной Сибири
и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Вып. VI. Барнаул, 2013. С. 50–62.
Нуржанов А. А. Культовый сосуд карлуков-несторианцев из городища Кастек // Народы и религии Евразии. Вып. 1–2 (10–11). Барнаул, 2017. С. 14–22.
Рыбаков Н. И. Дополнительные материалы о религии кыргызов Енисея: VIII–X вв. // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Вып. VIII. Барнаул, 2015. С. 93–101.
Рыбаков Н. И. Петроглифы горы Чуртаг и ее окрестностей // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Вып. IX.
Барнаул, 2016. С. 135–159.
Рыбаков Н. И. Дипломатические контакты карлуков Семиречья и кыргызов Енисея: начало IX в. // Народы и религии Евразии. Вып. 1–2 (10–11). Барнаул, 2017. С. 56–66.
Смаилов Ж. Е. Памятники археологии Западной Сары-Арки (Средневековые городища и поселения). Балхаш, 1997. 63 с.
Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 1: Извлечения из сочинений арабских. СПб., 1884. 560 с.
Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 2: Извлечения из персидских сочинений. М. ; Л., 1941. С. 15–16.
Трепалов В. В. Сарайчук: переправа, некрополь, столица, развалины // Тюркологический сборник. 2001: Золотая Орда и ее наследие. М., 2002. С. 225–243.
Тулибаева Ж. М. Персоязычные источники по истории казахов и Казахстана XIII–XIX вв. Астана, 2006. 256 с.
Хабдулина М. К. Мавзолеи средневекового городища Бозок (р. Ишим) // Археология Нижнего Поволжья: проблемы, поиски, открытия : материалы III Международной Нижневолжской археологической конференции. 18–21 октября 2010 г. Астрахань, 2010. С. 384–391.
Халикова Е. А. Мусульманские некрополи Волжской Булгарии X — начала XIII вв. Казань, 1986. 160 с.
Шиврина Н. В. Культовая обрядность и архитектура Северного Казахстана XVII–XIX вв. // Историко-политическая роль Астаны : доклады научно-практической конференции. Астана, 2005. С. 53–61.