Русско-казахские школы в системе государственного управления образовательным пространством Степного генерал-губернаторства начала XX в.

Основное содержание статьи

Мария Викторовна Стурова Email: marie-t@mail.ru

Аннотация

Исследуется место русско-казахских школ в системе управления имперской администрацией Степным краем в начале XX в. Объясняется, каким образом русско-казахская школа (и как ее ответвление специально адаптированная к хозяйственно-бытовым условиям кочевого общества аульная школа) выполняла функцию аккультурации коренного населения. В ходе рассмотрения законодательного регулирования процесса обучения в «инородческих училищах» автор уделяет внимание пересечению интересов министерств, контролировавших образовательную политику в Акмолинской и Семипалатинской областях. Анализируя законодательную базу образовательной интеграции, процесс строительства русско-казахских школ, автор выявляет разновекторную направленность действий Министерства народного просвещения и Министерства внутренних дел: с одной стороны, включение Степного края в имперскую систему образования, с другой — приоритет этноконфессиональной специфики и сдерживание вероисповедной активности казахского населения. Демонстрируется роль русско-казахской школы в политике русификации региона и заинтересованность административных структур во внедрениии русского языка как языка модернизации.

Скачивания

Metrics

PDF views
226
Jan 2018Jul 2018Jan 2019Jul 2019Jan 2020Jul 2020Jan 2021Jul 2021Jan 2022Jul 2022Jan 2023Jul 2023Jan 2024Jul 2024Jan 2025Jul 2025Jan 202619
|

Детали статьи

Как цитировать
Стурова, М. В. (1). Русско-казахские школы в системе государственного управления образовательным пространством Степного генерал-губернаторства начала XX в. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 16(3), 88-98. https://doi.org/10.14258/nreur(2018)3-08
Раздел
ЭТНОЛОГИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Биография автора

Мария Викторовна Стурова, Генеалогическая компания «Историческая мастерская», Барнаул

кандидат исторических наук, специалист-генеалог генеалогической компании «Историческая мастерская», Барнаул (Россия).

Литература

Алекторов А. Е. Киргизская хрестоматия: сборник статей для переводов на русский язык для классного и домашнего чтения с рисунками. Омск : изд. книжного магазина А. С. Александрова, 1907. 61 с.

Васильев А. В. Букварь для киргиз. Казань : Центральная типография, 1912. 59 с.

Гафаров А. А., Гафаров А. Н. Колониальная аккультурация традиционного уклада мусульман Российской империи // Вестник Казахстанского технологического университета. 2012. Т. 15. № 7. С. 296-303.

Голикова О. А. Формирование инспекции народных училищ Западно-Сибирского учебного округа // Известия Алтайского гос. ун-та. Серия: История, политология. 2010. № 4/3 (68). С. 50-53.

История Казахстана (с древнейших времен до наших дней): в 5 т. Т. 3 / под ред. К. С. Алдажуманова, М. Х. Асылбекова, Ж. К. Касымбаева, М. К. Козыбаева. Алматы : Атам^ра, 2000. 768 с.

Исхан Б. Ж., Даутова С. Б., Оспанова Б. Р. Языковая политика и казахский алфавит // Успехи современного естествознания. 2014. № 9-1. С. 136-140 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34205 (дата обращения: 13.04.2017).

Казиев С. Ш. Национально-просветительское движение и проекты национализма в Казахстане в конце XIX — начале ХХ в. // Известия Алтайского государственного университета. 2014. № 4/2 (84). С. 128-133.

Катаринский В. В. Грамматика киргизского языка. Оренбург : Тургайская областная типография, 1906. 217 с.

Лысенко Ю. А. Миссионерство Русской православной церкви в Казахстане (вторая половина XIX — начало XX в.). Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2010. 195 с.

Министерские училища. Систематический свод законов, распоряжений, правил, инструкций, программ и справочных сведений о двухклассных и одноклассных училищах Министерства народного просвещения. СПб. : Типо-литография Б. М. Вольфа, 1903. 41 с.

Настольная книга по народному образованию. Законы, распоряжения, правила, инструкции, уставы, справочные сведения и прочее по школьному и внешкольному образованию народа. СПб. : Типо-литография Б. М. Вольфа, 1904. Т. 3. 713 с.

Обзор Акмолинской области. Приложение к всеподданнейшему отчету Акмолинского губернатора за 1881 год. Омск : Типография Акмолинского областного правления, 1882. 72 с.

Обзор Акмолинской области. Приложение к всеподданнейшему отчету Акмолинского губернатора за 1882 год. Омск : Типография Акмолинского областного правления, 1883. 73 с.

Плахотник Т. Ю. Деятельность администрации Степного края в сфере начального образования казахского населения в конце XIX — начале XX вв. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Омск, 2007. 22 с. [Электронный ресурс]. — URL: http://www. lib.ua-ru.net/diss/cont/302784.html (дата обращения: 10.02.2017).

Полное собрание законов Российской империи. Собр. третье. Т. XVI. 1896 г. СПб., 1899. № 12423. С. 41-42.

Положение об управлении областей Акмолинской, Семипалатинской, Семиречен-ской, Уральской и Тургайской, 25 марта 1891 года. Омск : Типография А. К. Демидова, 1893. 210 с.

Правила о начальных училищах для инородцев, живущих в восточной и юго-восточной России. На основании Высочайшего повеления от 14 января 1906 г. // Российский государственный исторический архив. Ф. 821. Оп. 8. Д. 816. Л. 238-241об.

Раздыкова Г. М. Этнический компонент в мусульманском образовании казахов степного края в конце XIX — начале XX вв. : дис. ... канд. ист. наук. Павлодар, 2007. 203 с. [Электронный ресурс]. URL: www.dissercat.com/content/etnicheskii-komponent-v-musulmanskom-obrazovanii-kazakhov-stepnogo-kraya-v-kontse-xix-nachal (дата обращения: 09.01.2018).

Садвокасова З. Т. Духовная экспансия царизма в Казахстане в области образования и религии (вторая половина XIX — начало XX в.). Алматы: Казак университету 2005. 345 с.

Труды Частного совещания, созванного 20 мая 1907 года Степным генерал-губернатором по вопросам о нуждах киргизов Степного края. Омск : Типография Акмолинского областного правления, 1908. 93 с.