Русско-казахские школы в системе государственного управления образовательным пространством Степного генерал-губернаторства начала XX в.

Основное содержание статьи

Мария Викторовна Стурова Email: marie-t@mail.ru

Аннотация

Исследуется место русско-казахских школ в системе управления имперской администрацией Степным краем в начале XX в. Объясняется, каким образом русско-казахская школа (и как ее ответвление специально адаптированная к хозяйственно-бытовым условиям кочевого общества аульная школа) выполняла функцию аккультурации коренного населения. В ходе рассмотрения законодательного регулирования процесса обучения в «инородческих училищах» автор уделяет внимание пересечению интересов министерств, контролировавших образовательную политику в Акмолинской и Семипалатинской областях. Анализируя законодательную базу образовательной интеграции, процесс строительства русско-казахских школ, автор выявляет разновекторную направленность действий Министерства народного просвещения и Министерства внутренних дел: с одной стороны, включение Степного края в имперскую систему образования, с другой — приоритет этноконфессиональной специфики и сдерживание вероисповедной активности казахского населения. Демонстрируется роль русско-казахской школы в политике русификации региона и заинтересованность административных структур во внедрениии русского языка как языка модернизации.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Стурова, М. В. (1). Русско-казахские школы в системе государственного управления образовательным пространством Степного генерал-губернаторства начала XX в. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 16(3), 88-98. https://doi.org/10.14258/nreur(2018)3-08
Раздел
ЭТНОЛОГИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Биография автора

Мария Викторовна Стурова, Генеалогическая компания «Историческая мастерская», Барнаул

кандидат исторических наук, специалист-генеалог генеалогической компании «Историческая мастерская», Барнаул (Россия).

Литература

Алекторов А. Е. Киргизская хрестоматия: сборник статей для переводов на русский язык для классного и домашнего чтения с рисунками. Омск : изд. книжного магазина А. С. Александрова, 1907. 61 с.

Васильев А. В. Букварь для киргиз. Казань : Центральная типография, 1912. 59 с.

Гафаров А. А., Гафаров А. Н. Колониальная аккультурация традиционного уклада мусульман Российской империи // Вестник Казахстанского технологического университета. 2012. Т. 15. № 7. С. 296-303.

Голикова О. А. Формирование инспекции народных училищ Западно-Сибирского учебного округа // Известия Алтайского гос. ун-та. Серия: История, политология. 2010. № 4/3 (68). С. 50-53.

История Казахстана (с древнейших времен до наших дней): в 5 т. Т. 3 / под ред. К. С. Алдажуманова, М. Х. Асылбекова, Ж. К. Касымбаева, М. К. Козыбаева. Алматы : Атам^ра, 2000. 768 с.

Исхан Б. Ж., Даутова С. Б., Оспанова Б. Р. Языковая политика и казахский алфавит // Успехи современного естествознания. 2014. № 9-1. С. 136-140 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34205 (дата обращения: 13.04.2017).

Казиев С. Ш. Национально-просветительское движение и проекты национализма в Казахстане в конце XIX — начале ХХ в. // Известия Алтайского государственного университета. 2014. № 4/2 (84). С. 128-133.

Катаринский В. В. Грамматика киргизского языка. Оренбург : Тургайская областная типография, 1906. 217 с.

Лысенко Ю. А. Миссионерство Русской православной церкви в Казахстане (вторая половина XIX — начало XX в.). Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2010. 195 с.

Министерские училища. Систематический свод законов, распоряжений, правил, инструкций, программ и справочных сведений о двухклассных и одноклассных училищах Министерства народного просвещения. СПб. : Типо-литография Б. М. Вольфа, 1903. 41 с.

Настольная книга по народному образованию. Законы, распоряжения, правила, инструкции, уставы, справочные сведения и прочее по школьному и внешкольному образованию народа. СПб. : Типо-литография Б. М. Вольфа, 1904. Т. 3. 713 с.

Обзор Акмолинской области. Приложение к всеподданнейшему отчету Акмолинского губернатора за 1881 год. Омск : Типография Акмолинского областного правления, 1882. 72 с.

Обзор Акмолинской области. Приложение к всеподданнейшему отчету Акмолинского губернатора за 1882 год. Омск : Типография Акмолинского областного правления, 1883. 73 с.

Плахотник Т. Ю. Деятельность администрации Степного края в сфере начального образования казахского населения в конце XIX — начале XX вв. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Омск, 2007. 22 с. [Электронный ресурс]. — URL: http://www. lib.ua-ru.net/diss/cont/302784.html (дата обращения: 10.02.2017).

Полное собрание законов Российской империи. Собр. третье. Т. XVI. 1896 г. СПб., 1899. № 12423. С. 41-42.

Положение об управлении областей Акмолинской, Семипалатинской, Семиречен-ской, Уральской и Тургайской, 25 марта 1891 года. Омск : Типография А. К. Демидова, 1893. 210 с.

Правила о начальных училищах для инородцев, живущих в восточной и юго-восточной России. На основании Высочайшего повеления от 14 января 1906 г. // Российский государственный исторический архив. Ф. 821. Оп. 8. Д. 816. Л. 238-241об.

Раздыкова Г. М. Этнический компонент в мусульманском образовании казахов степного края в конце XIX — начале XX вв. : дис. ... канд. ист. наук. Павлодар, 2007. 203 с. [Электронный ресурс]. URL: www.dissercat.com/content/etnicheskii-komponent-v-musulmanskom-obrazovanii-kazakhov-stepnogo-kraya-v-kontse-xix-nachal (дата обращения: 09.01.2018).

Садвокасова З. Т. Духовная экспансия царизма в Казахстане в области образования и религии (вторая половина XIX — начало XX в.). Алматы: Казак университету 2005. 345 с.

Труды Частного совещания, созванного 20 мая 1907 года Степным генерал-губернатором по вопросам о нуждах киргизов Степного края. Омск : Типография Акмолинского областного правления, 1908. 93 с.