Russian-kazakh schools in the system of state administration

Main Article Content

M. V. Sturova Email: marie-t@mail.ru

Abstract

The article presents exploring the place of Russian-Kazakh schools in the system of managing of the Steppe Region at the beginning of the XXth cent. The author explains, how the Russian-Kazakh and "aul school" (which was a separate kind of "other-ethnic-school", specially adapted to the economic and living conditions of the nomadic society) performed as a function of acculturation of the indigenous population. During the consideration of the legislative regulation of educational process in "other-ethnic-colleges' the author pays attention to intersection of interests of the ministries, which controlled the educational policy in Akmola and Semipalatinsk regions. Analyzing the legislative base of educational integration, the process of construction of Russian-Kazakh schools, the author reveals the presence of different interests of the Ministry of public education and the Ministry of internal Affairs. On the one hand, it is the inclusion of the Steppe Region in the imperial education system. On the other hand, it is a priority of ethnic and religious specificity and containment of Kazakh religious activity. The author demonstrates the role of the Russian-Kazakh school in the policy of russification of the region and the interest of administrative structures in the implementation of the Russian language as a language of modernization.

Downloads

Download data is not yet available.

Metrics

Metrics Loading ...

Article Details

How to Cite
Sturova , M. V. (1). Russian-kazakh schools in the system of state administration. NATIONS AND RELIGIONS OF EURASIA, 16(3), 88-98. https://doi.org/10.14258/nreur(2018)3-08
Section
ETHNOLOGY AND NATIONAL POLICY
Author Biography

M. V. Sturova , Genealogical company "Historical workshop", Barnaul

кандидат исторических наук, специалист-генеалог генеалогической компании «Историческая мастерская», Барнаул (Россия).

References

Алекторов А. Е. Киргизская хрестоматия: сборник статей для переводов на русский язык для классного и домашнего чтения с рисунками. Омск : изд. книжного магазина А. С. Александрова, 1907. 61 с.

Васильев А. В. Букварь для киргиз. Казань : Центральная типография, 1912. 59 с.

Гафаров А. А., Гафаров А. Н. Колониальная аккультурация традиционного уклада мусульман Российской империи // Вестник Казахстанского технологического университета. 2012. Т. 15. № 7. С. 296-303.

Голикова О. А. Формирование инспекции народных училищ Западно-Сибирского учебного округа // Известия Алтайского гос. ун-та. Серия: История, политология. 2010. № 4/3 (68). С. 50-53.

История Казахстана (с древнейших времен до наших дней): в 5 т. Т. 3 / под ред. К. С. Алдажуманова, М. Х. Асылбекова, Ж. К. Касымбаева, М. К. Козыбаева. Алматы : Атам^ра, 2000. 768 с.

Исхан Б. Ж., Даутова С. Б., Оспанова Б. Р. Языковая политика и казахский алфавит // Успехи современного естествознания. 2014. № 9-1. С. 136-140 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34205 (дата обращения: 13.04.2017).

Казиев С. Ш. Национально-просветительское движение и проекты национализма в Казахстане в конце XIX — начале ХХ в. // Известия Алтайского государственного университета. 2014. № 4/2 (84). С. 128-133.

Катаринский В. В. Грамматика киргизского языка. Оренбург : Тургайская областная типография, 1906. 217 с.

Лысенко Ю. А. Миссионерство Русской православной церкви в Казахстане (вторая половина XIX — начало XX в.). Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2010. 195 с.

Министерские училища. Систематический свод законов, распоряжений, правил, инструкций, программ и справочных сведений о двухклассных и одноклассных училищах Министерства народного просвещения. СПб. : Типо-литография Б. М. Вольфа, 1903. 41 с.

Настольная книга по народному образованию. Законы, распоряжения, правила, инструкции, уставы, справочные сведения и прочее по школьному и внешкольному образованию народа. СПб. : Типо-литография Б. М. Вольфа, 1904. Т. 3. 713 с.

Обзор Акмолинской области. Приложение к всеподданнейшему отчету Акмолинского губернатора за 1881 год. Омск : Типография Акмолинского областного правления, 1882. 72 с.

Обзор Акмолинской области. Приложение к всеподданнейшему отчету Акмолинского губернатора за 1882 год. Омск : Типография Акмолинского областного правления, 1883. 73 с.

Плахотник Т. Ю. Деятельность администрации Степного края в сфере начального образования казахского населения в конце XIX — начале XX вв. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Омск, 2007. 22 с. [Электронный ресурс]. — URL: http://www. lib.ua-ru.net/diss/cont/302784.html (дата обращения: 10.02.2017).

Полное собрание законов Российской империи. Собр. третье. Т. XVI. 1896 г. СПб., 1899. № 12423. С. 41-42.

Положение об управлении областей Акмолинской, Семипалатинской, Семиречен-ской, Уральской и Тургайской, 25 марта 1891 года. Омск : Типография А. К. Демидова, 1893. 210 с.

Правила о начальных училищах для инородцев, живущих в восточной и юго-восточной России. На основании Высочайшего повеления от 14 января 1906 г. // Российский государственный исторический архив. Ф. 821. Оп. 8. Д. 816. Л. 238-241об.

Раздыкова Г. М. Этнический компонент в мусульманском образовании казахов степного края в конце XIX — начале XX вв. : дис. ... канд. ист. наук. Павлодар, 2007. 203 с. [Электронный ресурс]. URL: www.dissercat.com/content/etnicheskii-komponent-v-musulmanskom-obrazovanii-kazakhov-stepnogo-kraya-v-kontse-xix-nachal (дата обращения: 09.01.2018).

Садвокасова З. Т. Духовная экспансия царизма в Казахстане в области образования и религии (вторая половина XIX — начало XX в.). Алматы: Казак университету 2005. 345 с.

Труды Частного совещания, созванного 20 мая 1907 года Степным генерал-губернатором по вопросам о нуждах киргизов Степного края. Омск : Типография Акмолинского областного правления, 1908. 93 с.