Паломничество к православным святыням в сельской местности Западной Сибири в конце XIX — начала XX в. как социокультурный феномен
Основное содержание статьи
Аннотация
Целью статьи является изучение феномена паломничеств к святым местам сельской местности Западной Сибири на рубеже XIX-XX вв. Хронологические рамки темы исследования обусловлены прежде всего наличием основных источников (дореволюционные светские и духовные периодические издания). За основу рассмотрения взята элементарная типология паломнических объектов с делением их на рукотворные (искусственные) и природные. Изучение рукотворных паломнических центров показывает на преимущественную популяризацию посещений знаковых мест, связанных с постоянными хранением или обретением особо чтимых икон, их масштабность и массовость, привязку к престольным праздникам. Причем факт исторической древности иконы не являлся основным критерием для внесения ее в категорию святыни. Рассмотрение многообразия паломничеств к природным православным святыням (ключи, горы, пещеры и т. д.) в Западной Сибири данного периода показывает их меньшую массовость, масштабность, официальность (по сравнению с предыдущим временем), а также тяготение к устройству и патронажу иноческих обителей. Процедуры официального признания церковной властью вновь появившихся святынь, в первую очередь природных, носила сложный и скрупулезный характер.
Скачивания
Metrics
Детали статьи
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Литература
Волоснов Р. Ю. Мемориальные иконы в сельской местности Западной Сибири конца XIX — начала XX в. // Вестник славянских культур. 2016. № 4 (42). С. 198-207.
Журналы съезда духовенства и церковных старост Томской епархии. Журнал № 66 // Томские епархиальные ведомости. 1914. № 22. С 556.
Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона в храме села Курьинско-го, Змеиногорского уезда, Томской епархии // Томские епархиальные ведомости. 1902. № 9. С. 26-27.
Летнее обозрение епархии Его Преосвященством, Преосвященнейшим Макарием, Епископом Томским и Барнаульским // Томские епархиальные ведомости. 1905. № 15. С. 9-13.
Любимова Г. В. Сибирская традиция почитания святых мест в контексте народной исторической памяти // Studia mythologica Slavica. 2013. Т. 16. С. 27-45.
Никольский Н. Поездка учеников церковно-приходской школы села Чингизского, Барнаульского округа, в деревню Дресвянку для поклонения икон Св. Пророка Божия Илии // Томские епархиальные ведомости. 1894. № 3. С. 13-17.
Новиков И. Обозрение епархии Его Преосвященством, Преосвященнейшим Мака-рием, Епископом Томским и Барнаульским в летние месяцы 1903 г. // Томские епархиальные ведомости. 1904. № 5. С. 11-27.
Обозрение епархии Высокопреосвященнейшим Макарием Архиепископом Томским, в 1907 году (вторая летняя поездка) // Томские епархиальные ведомости. 1910. № 4. С. 173-181.
Обозрение епархии Его Преосвященством, Преосвященнейшим Макарием, Епископом Томским и Барнаульским в летние месяцы 1903 г. // Томские епархиальные ведомости. 1904. № 1. С. 15-31.
Панов Т. И. Дер. Алеус, Барн[аульского] у[езда] // Жизнь Алтая. 1911. № 152 (13 июля). С. 3.
Поездка Преосвященного Иннокентия, епископа Бийского, викария Томской епархии, для обозрения церквей благочиния № 26 и др. // Томские епархиальные ведомости. 1907. № 20. С. 16-22.
Село Ординское, Барнаульского уезда // Жизнь Алтая. 1912. № 119 (31 мая). С. 2.