Керамика с зооморфными и антропоморфными признаками с городища Кастек-1

Основное содержание статьи

А. А. Нуржанов Email: arnabai@mail.ru
Г. А. Терновая Email: galina-ternovaya@yandex.ru

Аннотация

Археологические исследования средневекового городища Кастек-1, расположенного на территории Жетысу, осуществляются начиная с 2011 г. За это время была собрана группа культовой керамики VIII–IX и X–XI вв. В 2019 г. коллекция была пополнена. Интерес вызывает фрагмент сосуда с антропоморфными ушами, прикрепленными под венчиком; сосуд-жертвенник с наглухо прикрепленной крышкой и трапециевидным проемом на тулове. Зооморфные изображения представлены образами змеи, барана, волка, утки (мургоби). Находки позволяют выявить своеобразные черты в мировосприятии жителей Кастека-1. Сосуды употреблялись во время календарных праздников, а также могли использоваться в ежедневной практике в связи с обрядами очищения, магическими действиями, обеспечивающими плодородие, защиту от злых духов. Обряды общей трапезы имели ритуальное значение. Их целью было объединение верующих, утверждение их обособленности от других религий. Посуда представлялась вместилищем пищи, как тело — вместилищем души, своим видом она должна была напоминать человека и животных. При определении смысла и значения вещей были привлечены разнообразные исследования и аналогии.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Нуржанов , А. А., & Терновая , Г. А. (2020). Керамика с зооморфными и антропоморфными признаками с городища Кастек-1. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 22(1), 07-28. https://doi.org/10.14258/nreur(2020)1-01
Раздел
АРХЕОЛОГИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ
Биографии авторов

А. А. Нуржанов , Институт археологии им. А. Х. Маргулана, Алматы (Казахстан)

кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии им. А. Х. Маргулана Комитета науки, Министерства образования и науки Республики Казахстан, Алматы (Казахстан)

Г. А. Терновая , Центр сближения культур под эгидой ЮНЕСКО, Алматы (Казахстан)

кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра сближения культур под эгидой ЮНЕСКО Министерства культуры и спорта Республики Казахстан, Алматы (Казахстан)

Литература

Андреев М. С. По поводу процесса образования примитивных среднеазиатских древних цехов и цеховых сказаний (рисаля) // Этнография. 1927. № 2. С. 323–326.
Антонова Е. В. К исследованию сосудов в картине мира первобытных земледельцев // Восточный Туркестан и Средняя Азия в составе культур древнего и средневекового Востока. М., 1986. С. 35–65.
Ардзинба В. Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии. М., 1982. 252 с.
Байпаков К. М. Антропоморфный сосуд из Талгара // Археологические открытия 1973 года. М., 1974. С. 466–467.
Байпаков К. М. Культ барана у сырдарьинских племен // Археологические исследования древнего и средневекового Казахстана. Алма-Ата, 1980. С. 32–45.
Байпаков К. М., Ерзакович Л. Б. Керамика средневекового Отрара. Алма-Ата, 1991. 212 с.
Байпаков К. М., Подушкин А. Н. Памятники земледельческо-скотоводческой культуры Казахстана (I тыс. н. э.). Алма-Ата, 1989. 160 с.
Байпаков К. М., Терновая Г. А. Маски, личины и мотив «сердечка» в коллекции ременной гарнитуры средневекового города Невакет // Тюркская цивилизация и казахи: материалы научной конференции, посвященной 1400-летию Западно-тюркского каганата. Көкшетау, 2003. С. 5–32.
Байпаков К. М., Терновая Г. А. Религии и культы средневекового Казахстана (по материалам городища Куйрыктобе). Алматы, 2005. 236 с.
Байпаков К. М., Терновая Г. А., Горячева В. Д. Художественный металл городища Красная Речка (VI — начало XIII вв.). Алматы, 2007. 304 с.
Байпаков К. М., Терновая Г. А. Казахстан // Зороастризм и культы маздеисткого круга. Самарканд, 2017. Т. II. С. 8–75.
Байпаков К. М., Ерофеева И. В., Казизов Е. С., Терновая Г. А. История религий в Казахстане. Древность и средневековье. Алматы, 2018. 552 с.
Басилов В. Н. Культ святых в исламе. М., 1970. 144 с.
Бируни А. Избранные произведения. I: Памятники минувших поколений. Ташкент, 1957. 487 с.
Брагинский И. С. Древнеиранская литература // История всемирной литературы: в 9 т. Т. 1: Литература Древнего мира. М., 1983. С. 262–271.
Вишневская Н. Ю. Ремесленные изделия Джигербента (IV в. до н. э. — начало XIII в. н.э.). М., 2001. 175 с.
Вишневская Н. Ю. Хорезм во времена Ибн Фадлана // Путешествие Ибн Фадлана: Волжский путь от Багдада до Булгара. М., 2016. С. 156–185.
Вишневская Н. Ю. Кувшин // Путешествие Ибн Фадлана: Волжский путь от Багдада до Булгара. М., 2016а. С. 155. Кат. 97.
Гаджиев Г. А. Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана. М., 1991. 184 с.
Иностранцев К. А. Сасанидские этюды. III. Сасанидский праздник весны. СПб., 1909. С. 2–109.
Иностранцев К. А. О домусульманской культуре Хивинского оазиса // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1911. № 2. С. 304–316.
Кармышева Д. Х. Земледельческая обрядность у казахов // Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии. М., 1986. С. 47–70.
Кызласов Л. Р., Король Г. Г. Декоративное искусство средневековых хакасов как исторический источник. М., 1990. 216 с.
Лившиц В. А. Общество Авесты // История таджикского народа. М., 1963. Т. 1. С. 140–141.
Лившиц В. А. Хорезмийский календарь и эры древнего Хорезма // История, культура, языки народов востока. М., 1970. С. 5–16.
Лившиц В. А. Зороастрийский календарь // Бикерман Э. Хронология древнего мира: Ближний Восток и античность. М., 1975. С. 320–331.
Литвинский Б. А. Кангюйско-сарматский Фарн (к историко-культурным связям племен Южной России и Средней Азии). Душанбе, 1968. 119 с.
Лобачева Н. П. К истории календарных обрядов у земледельцев Средней Азии // Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии. М., 1986. С. 6–27.
Маршак Б. И. Историко-культурное значение согдийского календаря // Мировая культура: традиции и современность. М., 1991. С. 183–197.
Нуржанов А. А. Культовые сосуды карлуков-несторианцев из городища Кастек // Народы и религии Евразии. Барнаул, 2017. №. 1–2. С. 14–22.
Нуржанов А. А., Терновая Г. А. Находка культового сосуда на городище Кастек-1 в 2013 году // Религия в истории народов России и Центральной Азии: материалы 2-й Международной конференции. Барнаул, 2014. С. 153–157.
Нуржанов А. А., Терновая Г. А. К вопросу об обрядовой практике жителей Жетысу (Семиречья) в VIII–IX веках // Труды IV (XX) Всероссийского археологического съезда в Казани 2014 г. Казань, 2014а. Т. III. С. 308–311.
Нуржанов А. А., Терновая Г. А. Двухступенчатый алтарь в помещении архитектурного комплекса VIII–IX вв. на городище Кастек-1 // Материалы республиканской научно-практической конференции «VI Оразбаевские чтения». Алматы, 2014. С. 94–100.
Пещерева Е. М. Гончарное производство Средней Азии. М. ; Л., 1959. 396 с.
Рак И. В. Зороастрийская мифология. Мифы древнего и раннесредневекового Ирана. СПб., 1998. 560 с.
Розенфельд Б. А., Юшкевич А. П. Омар Хайам. М., 1965. 192 с.
Сарианиди Б. И. Змеи и драконы в глиптике Бактрии и Маргианы // Восточный Туркестан и Средняя Азия в системе культур древнего и средневекового Востока. М., 1986. С. 66–71.
Сенигова Т. Н. Средневековый Тараз. Алма-Ата, 1972. 218 с.
Сенигова Т. Н. Орнаментальные узоры на керамических сосудах VI–IX вв. // В глубь веков. Алма-Ата, 1974. С. 119–142.
Снесарев Г. П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М., 1969. 236 с.
Сосуд — олицетворение неолитической Богини Небес. URL: https://mazayka-urza.livejournal.com/1927.html (дата обращения: 01.11.2019).
Терновая Г. А. Керамика Таласской долины // Известия НАН РК. Сер. обществ. наук. № 5. Алматы, 1993. С. 137–144.
Терновая Г. А. Функциональное использование ритуальной керамики с зоо- и антропоморфными признаками // Известия МН — АН РК. Сер. обществ. наук. № 1 (209). Алматы, 1997. С. 60–69.
Терновая Г. А. Образы искусства как источник по мировоззрению городского населения Южного Казахстана и Семиречья VI–XII вв. (по материалам археологии): автореферат дис. … канд. ист. наук. Алматы, 1998. 26 с.
Терновая Г. Храмы, обряды и праздники Южного Казахстана и Семиречья (I–XII вв.). Saarbrücken, Germany, 2014. 164 c.
Тревер К. В., Луконин В. Г. Сасанидское серебро. Собрание Государственного Эрмитажа. Художественная культура Ирана III–VIII вв. М., 1987. 155 с.
Филанович М. И. О назначении зооморфных сосудов из Ташкента // Общественные науки Узбекистана. № 5–8. Ташкент, 1995. С. 78–82.
Хайям Омар. Науруз-наме. Трактаты. М.; Ашхабад, 1994. 200 с.
Чуйская долина. Труды Семиреченской археологической экспедиции. М.; Л., 1950. 158 с.
Ghirshman R. Perse. Proto-iraniens. Mèdes. Achéménides. Paris, 1963. 444 p.
Melikian-Chirvani A. S. The Iranisn Wine Horn from Pre-Achaemenid Antiquity to the Safavid Age. // Bulletin of the Asia Institute. New Series. № 10. Bradway USA, 1996. 85–139 pp.
Sims-Williams N., de Blois F. The Bactrian Calendar // Bulletin of the Asia Institute. New Series. № 10. Bradway Bld, USA, 1996. Рр. 149–165.