Новая семантика зооморфных образов на саркофаге из кургана Башадар-2 на Алтае

Основное содержание статьи

Л. С. Марсадолов

Аннотация

В статье анализируются изображения на огромной деревянной колоде-саркофаге, найденном экспедицией С. И. Руденко в большом кургане Башадар-2. Этот саркофаг — один из самых значимых и ритуально важных предметов VI в. до н. э. на Алтае.


В древности мастера вырезали на крышке и стенке колоды образы 16 животных, из них — 8 тигров и 8 копытных (по три лося и горных козла и два кабана). Верхние образы тигров являются главными, а нижние образы копытных животных — второстепенными. Изображения тигров с зимним мехом находятся в нижней части саркофага, а на крышке тигры с летней шерстью опираются на спины копытных животных. Два крайних лося, лежащих на спине, отражают переломные природно-сакральные моменты в дни весеннего и осеннего равноденствий.


Образ тигра можно сопоставить с созвездием Орион, которое «господствует» в северной части неба в зимний период. Это созвездие не видно летом, но на небе оно находится рядом с созвездиями Быка/Лося и Овна/Барана. Вероятно, изображения на саркофаге должны были помочь в дальнейшем процессе «возрождения» вождя из Башадара-2.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Марсадолов, Л. С. (2020). Новая семантика зооморфных образов на саркофаге из кургана Башадар-2 на Алтае. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 24(3), 127-150. https://doi.org/10.14258/nreur(2020)3-08
Раздел
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Биография автора

Л. С. Марсадолов, Государственный Эрмитаж

доктор культурологии, ведущий научный сотрудник отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург

Литература

Азбелев П. П. Пазырыкские татуировки как художественное свидетельство древних войн и бракосочетаний // Актуальные проблемы теории и истории искусства. Вып. 7. СПб., 2017. С. 51-60.

Баркова Л. Л. Резные изображения животных на саркофаге из 2-го Башадарского кургана // Археологический сборник Государственного Эрмитажа. Вып. 25. Л., 1984. С. 83-89.

Баркова Л. Л., Панкова С. В. Татуировки на мумиях из Пазырыкских курганов в инфракрасных лучах // Вестник истории, литературы, искусства. М., 2006. Вып. 3. С. 31-42.

Богданов Е. С. Образ хищника в пластическом искусстве кочевых народов Центральной Азии (скифо-сибирская художественная традиция). Новосибирск, 2006. 240 с. Волков В. В. Оленные камни Монголии. М., 2002. 248 с.

Грязнов М. П. Аржан. Царский курган раннескифского времени. Л., 1980. 61 с.

Дашковский П. К. Мировоззрение кочевников Саяно-Алтая и сопредельных территорий поздней древности и раннего средневековья (отечественная историография и современные исследования) : монография. Барнаул, 2011. 244 с.

Кубарев В. Д. Древние изваяния Алтая (оленные камни). Новосибирск, 1979. 120 с.

Леонтьев Н. В., Капелько В. Ф., Есин Ю. Н. Изваяния и стелы окуневской культуры. Абакан, 2006. 236 с.

Марсадолов Л. С. Исследования в Центральном Алтае (Башадар, Талда) // Саяно-Алтайская археологическая экспедиция Государственного Эрмитажа. Вып. 1. СПб., 1997. 56 с.

Марсадолов Л. С. Художественные образы и идеи на Великом степном пути Евразии в IX-VII вв. до н. э. // Международная конференция по первобытному искусству. 3-8 августа 1998 г. Кемерово, 1999. Т. 1. С. 152-163.

Марсадолов Л. С. «Оленные» камни из посёлка Аржан в Центре Азии // Древности Евразии: от ранней бронзы до раннего средневековья. Памяти В. С. Ольховского : сборник статей. М., 2005. С. 301-311.

Марсадолов Л. С. Гордион в Анатолии (Турция) — военная база кочевников Евразии в VIII-VI веках до н. э. // Современные проблемы археологии России : материалы Всероссийского археол. съезда (23-28 октября 2006 г.). Новосибирск, 2006. Т. II. С. 40-42.

Марсадолов Л. С. Палеоастрономические, метрологические и религиозные аспекты больших курганов и святилищ Южной Сибири в I тыс. до н. э. // Астроархеология — естественно-научный инструмент познания протонаук и астральных религий жречества древних культур Хакасии : сб. ст. Красноярск, 2009. С. 59-72.

Марсадолов Л. С. Календарные символы на двух культовых предметах из Ольвии и Келермеса // Боспорский феномен. Греки и варвары на евразийском перекрёстке : материалы Международной конференции. СПб., 2013. С. 386-394.

Марсадолов Л. С. Преемственность в знаковых и изобразительных системах на Сая-но-Алтае // Современные решения актуальных проблем евразийской археологии : сб. ст. Вып. 2. Барнаул, 2018. С. 278-286.

Марсадолов Л. С. Чернитенко Ю. А. О пяти основных участках звездного неба в древнем Китае // Древняя астрономия: небо и человек. М., 1998. C. 218-224.

Мифы народов мира : энциклопедия : в 2 т. М., 1992. Т. 2. 720 с.

Природа Сибири. Звери Алтая. Лось или сохатый. URL: https://prirodasibiri.ru/?id_ page=18&id_razd=66/ (дата обращения: 23.04.2020).

Руденко С. И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М. ; Л., 1960. 360 с.

Суразаков А. С. К семантике изображений на башадарском саркофаге // Скифская эпоха Алтая. Барнаул, 1986. С. 23-26.

Тишкин А. А. Украшения раннескифского времени из Горного Алтая // Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий: сб. ст. Барнаул, 1999. C. 184-190.

Тресиддер Дж. Словарь символов. М., 1999. 430 с.

Чугунов К. В., Парцингер Г., Наглер А. Царский курган скифского времени Аржан-2 в Туве. Новосибирск, 2017. 499 с.