Сакральные образы Древа, Животных, Богини и Близнецов у древних кочевников Евразии

Основное содержание статьи

Л. С. Марсадолов Email: marsadolov@hermitage.ru

Аннотация

В статье анализируются образы Дерева с предстоящими перед ним существами и тысячелетняя традиция сохранения древними кочевниками основных изображений в I тыс. до н. э. Изделия этого семантического ряда были найдены на наскальных рисунках; на зеркале из кургана в Келермесе (VII в. до н. э.); на золотой поясной пластине со сложной композицией «Всадники под деревом» из Сибирской коллекции Петра I (V-IV вв. до н. э.); на ряде образов с головного убора из кургана Иссык в Казахстане (V-IV вв. до н. э.) и др. На войлочном ковре из Пятого Пазырыкского кургана изображены сидящая на троне Великая богиня, вероятно, с Древом «Жизни и смерти» в руках и предстоящий перед ней на коне всадник-воин с луком в колчане.


Наиболее полно образы Богини и животных, предстоящих перед Древом, представлены на диадеме из кургана Хохлач в городе Новочеркасске, являющейся одним из шедевров древнего ювелирного искусства, хранящихся в Эрмитаже. Эта уникальная диадема была изготовлена из золота со вставками из полудрагоценных камней в I-II вв. н. э. и принадлежала сарматской царице-жрице. В данной статье предложена новая сакральная семантика, объединяющая вышеуказанные предметы.

Скачивания

Metrics

PDF views
102
Sep 22 '23Sep 25 '23Sep 28 '23Oct 01 '23Oct 04 '23Oct 07 '23Oct 10 '23Oct 13 '23Oct 16 '23Oct 19 '234.0
|
HTML views
33
Jan 2024Jul 2024Jan 2025Jul 2025Jan 20265.0

Детали статьи

Как цитировать
Марсадолов, Л. С. (2023). Сакральные образы Древа, Животных, Богини и Близнецов у древних кочевников Евразии. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 28(3), 194-217. https://doi.org/10.14258/nreur(2023)3-09
Раздел
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Биография автора

Л. С. Марсадолов, Государственный Эрмитаж

Доктор культурологии, ведущий научный сотрудник Отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа

Литература

Акишев А. К. Искусство и мифология саков. Алма-Ата : Наука, 1984. 176 с.

Акишев К. А. Курган Иссык. Искусство саков Казахстана. М. : Искусство, 1978. 132 с.

Грач А. Д. Древние кочевники в центре Азии. М. : Наука, 1980. 256 с.

Грязнов М. П. Древнейшие памятники героического эпоса народов Южной Сибири // Археологический сборник Государственного Эрмитажа. Л., 1961. Вып. 3. С. 7-31.

Грязнов М. П. Первый Пазырыкский курган. Л. : Гос. Эрмитаж, 1950. 90 с.

Дашковский П. К. Мировоззрение кочевников Саяно-Алтая и сопредельных территорий поздней древности и раннего средневековья (отечественная историография и современные исследования). Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2011. 244 с.

Емельянов В. В. Ниппурский календарь и ранняя история зодиака. СПб. : Петербургское востоковедение, 1999. 272 с.

Максимова М. И. Серебряное зеркало из Келермеса // Советская археология. М., 1954. № XXI. С. 281-305.

Марсадолов Л. С. Археологические памятники IX-III вв. до н. э. горных районов Алтая как культурно-исторический источник (феномен пазырыкской культуры) : авто-реф. дис. ... д-ра культурологии. СПб., 2000. 56 с.

Марсадолов Л. С. Большой Салбыкский курган в Хакасии. Абакан : Хакасское кн. изд-во, 2010. 128 с.

Марсадолов Л. С. Жертвоприношения на сакральных путях-направлениях у древних кочевников Саяно-Алтая // Жертвоприношение в архаике: атрибуция, назначение, цель : сборник научных трудов семинара «Теория и методология архаики». СПб. : Кунсткамера, 2012. С. 87-115.

Марсадолов Л. С. Зеркало из алтайской коллекции П. К. Фролова // Сообщения Государственного Эрмитажа. Л., 1982. Вып. 47. С. 30-33.

Марсадолов Л. С. «Зодиакальная» татуировка вождя-жреца из кургана Пазырык-2 на Алтае // Археология Северной и Центральной Азии: новые открытия и результаты междисциплинарных исследований. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2021. С. 265-273.

Марсадолов Л. С. Исследования в Центральном Алтае (Башадар, Талда) // Саяно-Ал-тайская экспедиция Государственного Эрмитажа. СПб. : Гос. Эрмитаж, 1997. Вып. 1. 56 с.

Марсадолов Л. С. Сакральная семантика келермесского зеркала VII в. до н. э. // Ювелирное искусство и материальная культура. СПб. : Гос. Эрмитаж, 2015. С. 198-211.

Мифы народов мира. М. : Советская энциклопедия, 1980. Т. 1. 672 с.

Невский А. Н. Тангутская филология. М. : Изд-во восточной литературы, 1960. Т. 1. 604 с.

Померанцева Н. А. Лотос в Древнем Египте: миф и действительность // Природа. 1977. № 4. С. 157-160.

Руденко С. И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1953. 403 с.

Руденко С. И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1960. 359 с.

Руденко С. И. Сибирская коллекция Петра I. Свод археологических источников (Д 3-9). М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1962. 52 с.

Топоров В. Н. Лотос // Мифы народов мира. М. : Советская энциклопедия, 1982. Т. 2. С. 71-72.

Шер Я. А. «Господин коней» на берегу Енисея // Петербургский археологический вестник. № 6. СПб. : Фарн, 1993. С. 17-22.