О символе змеи на каменных изваяниях Юго-Западного Туркменистана

Основное содержание статьи

И. В. Кузнецов Email: sarydashkuznetsov@gmail.com

Аннотация

В статье дан анализ форм уникальных каменных стел в долинах рек Чендыр и Сум-бар (Западный Копетдаг, Туркменистан). Они давно привлекали к себе внимание таких ученых, как Ф. А. Михайлов, А. П. Поцелуевский, М. Е. Массон, С. П. Поляков, D. Stronach. Выдвигались различные версии об их назначении и происхождении, но чаще всего ученые приходили к выводу о том, что намогильники корнями своими восходят к сильно стилизованному изображению человека и отображают антропоморфный образ.


Вопреки таким выводам обосновывается другой базовый образ, заложенный в этих стелах. Последовательно излагаются аргументы, позволяющие утверждать, что это образ змеи. Выделены основные характеристики змеиных признаков: копьевидная форма навершия — голова змеи, тонкое основание стелы — хвост змеи, изгибы стелы — характерная особенность змеиного тела. Анализ комплекса этих и дополнительных характеристик позволяет выявлять лицевую сторону и ориентацию памятников.


Обосновывается правомочность такого взгляда. Обсуждаются различные трактовки образа змеи как хорошо известного и одного из древнейших мифологических образов. Предлагается трактовка значения фигуры ромба как головы змеи, открывающей вход в потусторонний мир. Образ змеи — проводник души умершего в подземном мире Матери-земли, задача которого состояла в том, чтобы принять, провести и передать душу в мир Небесный.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Кузнецов, И. В. (2021). О символе змеи на каменных изваяниях Юго-Западного Туркменистана. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 26(1), 63-81. https://doi.org/10.14258/nreur(2021)1-04
Раздел
АРХЕОЛОГИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ

Литература

Антонова Е. В. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии. М. : Наука, 1984. 264 с.

Аманов Х. Фертовые намогильники Западного Туркменистана // Культурные ценности : международный ежегодник. 1995. СПб. : Европейский дом, 1997. 144 с.

Атаниязов С. Этнонимы в туркменском языке. Ашхабад : Ылым, 1994. 228 с.

Бибиков С. Н. Поселение Лука-Врублевецкая // МИА. 1953. № 38. 205 с.

Граков Б. Н. Скифы. М. : Изд-во Московского ун-та, 1971. 200 с.

Грач А. Д. Древне-тюркские изваяния Тувы. М. : Изд-во восточной литературы, 1961. 95 с.

Грач А. Д. Каменные изваяния Западной Тувы // Сборник Музея антропологии и этнографии. 1955. Т. XVI. С. 401-431.

Губаев А. Изображения животных на археологических находках и их связь с народными верованиями // Памятники Туркменистана. 1990. № 2 (50). С. 24-26.

Джикиев А. Очерк этнической истории и формирования населения Южного Туркменистана. Ашхабад : Ылым, 1977. 168 с.

Джикиев А. Туркмены Юго-Восточного побережья Каспийского моря. Ашхабад : Ылым, 1961. 156 с.

Евсюков В. В. Мифы о мироздании. Вселенная в религ.-миф. представлениях. М. : Политиздат, 1986. 112 с.

Есин Ю. Н. Тайна богов древней степи. Красноярск : Поликор, 2009. 184 с.

Кузнецов В. И. К вопросу об изготовлении мегалитических намогильников долины Чендыра // Великий шелковый путь: от древности до современности. Ашхабад, 2018. С. 24-27.

Кузнецов И. В. Образ змеи в каменных намогильниках долины Чендыра // Великий шелковый путь: от древности до современности. Ашхабад, 2018. С. 28-41.

Леонтьев Н. В., Капелько В. Ф., Есин Ю. Н. Изваяния и стелы Окунёвской культуры. Абакан : Хакасское книжное издательство, 2006. 236 с.

Маккалоу Д. У. Вечная тайна лабиринта. М. : КоЛибри, 2008. 352 с.

Мамедов М. А. Генезис образа драконов в искусстве Центральной Азии // Культурные ценности : международный ежегодник. 2002-2003. СПб. : Европейский дом, 2004. 260 с.

Массон М. Е. О происхождении некоторых каменных намогильников Южного Туркменистана // Материалы ЮТАКЭ. Вып. 1 Ашхабад : Туркменский филиал АН СССР, 1949. С. 42-56.

Массон М. Е. Силуэты Сумбарского района // Туркменоведение. 1931. № 3-4. С. 53-56.

Миронова Е. А. Ромбический орнамент, как признак древнейших евразийских миграций // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества. Благовещенск : Изд-во Благовещенского гос. пед. ун-та, 2019. С. 172-191.

Михайлов Ф. А. Древние кладбища по Сумбару и Чандырю // Протоколы заседаний и сообщений членов Закаспийского кружка любителей археологии и истории Востока. Вып. I. Асхабад, 1915. С. 12-18.

Овезов Д. М. Население долины Чандыра и среднего течения Сумбара. Ашхабад : Ылым, 1976. 232 с.

Поляков С. П. Этническая история Северо-Западной Туркмении в средние века. М. : Изд-во Московского ун-та, 1973. 200 с.

Пославский И. Т. Из поездки на р.Атрек и р.Гюрген // ПТКЛА. 1900. Т. V. С. 191-192.

Поцелуевский А. П. Наскальные изображения в долине реки Чандыр // Известия ТФАН СССР. 1948. № 1. С. 6-9.

Прокина Т. П. Народное искусство. Мордва: историко-культурные очерки. Саранск : Мордовское кн. изд-во, 1995. 65 с.

Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М. : Лабиринт, 2000. 336 с.

Русанова И. П., Тимощук Б. А. Языческие святилища древних славян. М. : Ладо-га-100, 2007. 229 с.

Сарианиди В. И. Змеи и драконы в глиптике Бактрии и Маргианы // Восточный Туркестан и Средняя Азия в системе культур Древнего и Средневекового Востока. М. : Наука, 1986. 253 с.

Сарианиди В. И. Тайны исчезнувшего искусства каракумов. М. : Наука, 1967. 108 с.

Скленаж К. За пещерным человеком. М. : Знание, 1987. 272 с.

Федоров-Давыдов Г. А. Искусство кочевников и Золотой Орды: очерки культуры и искусства народов Евразийских степей и золотоордынских городов. М. : Искусство, 1976. 228 с.

Хлопин И. Н. Эпоха бронзы Юго-Западного Туркменистана. СПб. : Петербургское Востоковедение, 2002. 336 с.

Церен Э. Лунный бог. М. : Наука, 1976. 381 с.

Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М. : Ладомир, 1999. 488 с.

Эппель Г. В. Древний памятник на границе с Персией (близ Сангудака) // ПТКЛА. 1905. Т. Х. 22 с.

Эсенов А. История архитектуры Туркменистана. Ашхабад : Рух, 2001. 603 с.

Stronach D. Standing stones in the Atrek region: the Halat Nabi cemotry // Iran (British Institute of Persian Studies). 1981. P. 147-150. (на англ. яз.).