Ссыльные польские католические духовные лица в Западной Сибири (60-е — конец 70-х гг. XIX в.): некоторые аспекты изучения

Основное содержание статьи

И. Н. Никулина Email: innikulina@mail.ru

Аннотация

Целью статьи является рассмотрение вопросов постоянно изменяющихся данных общего числа и количества в каждом месте отбытия наказания польских католических духовных лиц в Западной Сибири, освещение их деятельности и жизненных условий в более полном источниковедческом и познавательном объеме. Хронологические рамки работы охватывают 60-е — конец 70-х гг. XIX в. Это объясняется началом массовой высылки участников восстания 1863 г. в Царстве Польском и реальным появлением возможностей их освобождения от полицейского надзора и отъезда из Западной Сибири.


Основными источниками являются официальные документы, мемуары, материалы периодической печати. Среди участников польского январского восстания 18631864 гг., оказавшихся в ссылке в Западной Сибири, были представлены различные сословия общества. Ссыльные католические священники в Западной Сибири размещались в основном в городах Томской и Тобольской губерний. Изучение и систематизация сохранившихся архивных документов позволили определить общее количество ксендзов, сосланных в Западную Сибирь по делу о восстании. В общей сложности оказалось 104 католических священника, высланных на жительство под надзор полиции в Западную Сибирь. Значительная часть духовных лиц, находясь в ссылке, утрачивала имевшийся ранее духовный сан и права состояния. Оказавшись в новых жизненных условиях отбытия наказания, большинство ссыльных столкнулось с материальными трудностями. Некоторые были вынуждены довольствоваться небольшими государственными пособиями или помощью родственников. Стремясь улучшить свое материальное положение, ссыльные католические священники занимались различной деятельностью, в том числе преподаванием вопреки правительственным запретам.


В условиях изгнания ксендзы обеспечивали консолидацию польских ссыльных и способствовали успешному сохранению в их среде этнической идентичности. Лояльность, доброжелательность власти по отношению к ним была вызвана, скорее всего, желанием обеспечить стабильную бесконфликтную ситуацию в регионе, сохранить спокойствие и порядок на территории Западной Сибири. Ссыльные ксендзы имели возможности контактов и сближения с местным населением в различных сферах повседневной жизни. В результате деятельности выдающихся католических священников были заложены основы для интеграции европейской религиозной традиции в пространство православной культуры.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Никулина, И. Н. (2021). Ссыльные польские католические духовные лица в Западной Сибири (60-е — конец 70-х гг. XIX в.): некоторые аспекты изучения. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 26(1), 173-181. https://doi.org/10.14258/nreur(2021)1-10
Раздел
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Биография автора

И. Н. Никулина, Алтайский государственный университет, Барнаул

доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории междисциплинарного изучения археологии Западной Сибири и Алтая Алтайского государственного университета, Барнаул

Литература

Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. 170. Оп. 1. Д. 730-а.

Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 3. Оп. 4. Д. 295.

Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 3. Оп. 4. Д. 527.

Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 3. ф. 3. Оп. 4. Д. 721.

Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 3. Оп. 4. Д. 1153-а.

Государственное учреждение Тюменской области Государственный архив в г. Тобольске (ГУТО ГАТ) Ф. 152. Оп. 1. Д. 133.

Зюлек Я. Римско-католические священники, сосланные в Сибирь после Январского восстания // Сибирь в истории и культуре польского народа. М. : Ладомир, 2002. С. 135-145.

Исторический архив Омской области (ИАОО). Ф. 3. Оп. 4. Д. 6297.

Исторический архив Омской области (ИАОО). Ф. 3. Оп. 4. Д. 6318.

Исторический архив Омской области (ИАОО). Ф. 3. Оп. 4. Д. 12064.

Исторический архив Омской области (ИАОО). Ф. 3. Оп. 6. Д. 10332.

Исторический архив Омской области (ИАОО). Ф. 3. Оп. 7. Д. 10940.

Исторический архив Омской области (ИАОО). Ф. 3. Оп. 8. Д. 11573.

Католический некрополь города Томска (1841-1919 гг.). Томск : ООО «Рау Шмбх», 2001. 282 с.

Масяж В. История костела и польской диаспоры в Тобольске 1838-1922 гг. М. : Типография Московской Федерации профсоюзов, 2012. 195 с.

Милютин Д. А. Воспоминания 1863-1864. М. : Российская политическая энциклопедия, 2003. 688 с.

Никулина И. Н. Религия и политические ссыльные Западной Сибири в XIX в. (20-е — первая половина 70-х гг.). Иркутск : Оттиск, 2011. 254 с.

Пяткова С. Г. Польская политическая ссылка в Западную Сибирь пореформенного

периода. Сургут : РИО СурГПУ, 2008. 161 с.

Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 821. Оп. 3. Д. 232.

Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 821. Оп. 3. Д. 237.

Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 821. Оп. 3. Д. 412.

Томская жизнь // Сибирская жизнь. 1909. 24 марта.

Шостакович Б. С. История поляков в Сибири (XVII-XIX вв.). Иркутск : Иркутский университет, 1995. 165 с.

Dawidowicz J. S. Z listow sybirskiego misyonarza. Krakow: Glowny sktad w ksiçgarni spolki wydawniczej polskiej, wyd. A. Swierzynski, 1901. 88 s. (in Polish).

Jçdrychowska B. Polscy zeslancy na Syberii 1830-1883. Dzialalnosc pedagogiczna, oswiatowa i kulturalna. Wroclaw: Wydawnictwo Uniwersytetu Wroclawskiego, 2000. 240 s. (in Polish).

Niebelski E. Duchowienstwo lubelskie i podlaskie w powstaniu 1863 roku i na zeslaniu w Rosji. Lublin: Redakcja Wydawnictwa Katolickiego Uniwersytetu Lubelskiego, 2002. 656 s. (in Polish).