Introducing new rituals in the russian village of the 1920s as a factor in the evolution of the relationship between peasant generations

Main Article Content

A. A. Slezin Email: anatoly.slezin@yandex.ru

Abstract

The article examines the changes in the ritual culture of the NEP village and their influence on the relationship between peasant generations based on archival documents and publications of the 1920s, many of which have been in special storage for a long time. The main attention is paid to the difference in the perception of the new rituals by the “children of the revolution” (their childhood and youth occurred on the first anniversary of the 15th Soviet century) and peasants of the “revolutionary turning point” (most of them were born in the 1890s). The fight against religion, which became one of the priorities in the Komsomol activities since the early 1920s, was considered by communist ideologists as a method of overcoming cultural backwardness of the masses. In this sense, the fight against the “remnants of the past” in everyday life, which included the replacement of old rituals with new ones, was proclaimed an integral part of this ideology. First, attention is drawn to innovative approaches to rituals associated with the birth of children, marriages, and funerals. The author came to the conclusion that the introduction of new rituals in the village did not lead to extreme conflicts; however, it significantly affected the complication of relationship between peasant generations.

Downloads

Download data is not yet available.

Metrics

Metrics Loading ...

Article Details

How to Cite
Slezin, A. A. (2023). Introducing new rituals in the russian village of the 1920s as a factor in the evolution of the relationship between peasant generations. NATIONS AND RELIGIONS OF EURASIA, 28(4), 147-162. https://doi.org/10.14258/nreur(2023)4-10
Section
RELIGIOUS STUDIES AND STATE-CONFESSIONAL RELATIONS
Author Biography

A. A. Slezin, Tambov State Technical University

Doctor of History, Professor, Chief Researcher, Tambov State Technical University

References

А. Р. Обручальные кольца // Антирелигиозник. 1930. № 7. С. 58-61.

АЛЕКО. Комсомольские похороны // Новь. 1924. 11 апр.

Алексеев В. А. «Штурм небес» отменяется?: Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР. М. : Россия молодая, 1992. 304 с.

Андриец У. М. В авангарде атеистического воспитания: к вопросу антирелигиозной деятельности дальневосточного комсомола в 1920-е гг. // Инновационные технологии в области общественных наук. Хабаровск, 2016. С. 5-10.

Антирелигиозная пропаганда (Материалы по организации и пропаганде безбожия). Тула, 1925. 68 с.

Арго. Антиобрядные частушки // Синяя блуза. 1927. № 53-54. С. 58.

Асташов А. Б. Крестьянско-молодежный мир в эпоху «великого перелома» // Вестник Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2022. № 9. С. 101-119.

Безгин В. Б. Старый и новый быт в традиционной крестьянской культуре (советская доколхозная деревня) // Тамбовское крестьянство: от капитализма к социализму (вторая половина XIX — начало ХХ в.). Вып. 2. Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1998. С. 136-154.

Безгин В. Б., Якимов К. А. «Приказчики революции»: еврейская молодежь провинции в событиях Гражданской войны (на материалах Тамбовской губернии) // Научный диалог. 2022. Т. 11. № 9. С. 301-319.

Билим Н. Н. Комсомол и атеистическое воспитание молодежи в 1920-е годы (региональный аспект) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 3-2. С. 33-36.

Большаков А. М. Деревня. 1917-1927. М. : Работник просвещения, 1927. 471 с.

Большаков А. М. Советская деревня (1917-1925 гг.): экономика и быт. 2-е изд., доп. Л. : Прибой, 1925. 264 с.

Вересаев В. В. Об обрядах старых и новых (к художественному оформлению быта). М. : Новая Москва, 1926. 34 с.

Волжский А. Свадебная вечеринка. М. ; Л. : Молодая гвардия, 1927. 56 с.

Вязинкин А. Ю. Поколение «революционного перелома» в судьбе русской деревни первой трети XX в.: проблемы историографии // Вопросы истории. 2022. № 7-2. С. 153-165.

Гайлит О. Религия в «молодом» обществе: заметки о становлении советской повседневности / /Антропологический форум. 2012. № 16. С. 288-308.

Голос народа. Письма и отклики рядовых советских граждан о событиях 19181932 гг. М. : РОССПЭН, 1997. 323 с.

Гончарова И. В. Крестьянская повседневность Центрального Черноземья в 1920-х гг. // Диалог со временем. 2010. № 30. С. 362-371.

Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 5407. Оп. 1. Д. 5. Л. 30.

Государственный архив социально-политической истории Тамбовской области (ГАСПИТО). Ф. П-1205. Оп. 1. Д. 842. Л. 46 об.; Д. 844. Л. 71-72; Д. 859. Л. 108; Д. 882. Л. 8.

Давыдов Д. Красная комсомольская свадьба 1920-х гг. // Эхо веков. 2011. № 1-2. С. 283-285.

Данилевский М. Праздники общественного быта. Торжественное заседание, октябрины, годовщины // Организация, методика, практика. М. : Долой неграмотность, 1927. С. 3-12.

Еще о гражданских похоронах // Безбожник у станка. 1923. № 6. С. 19.

Ипполитов В. А. Влияние голода 1924-1925 годов на общественно-политические настроения крестьянства в Тамбовской губернии // Научный диалог. 2023. Т. 12, № 2. С. 336-362.

Калинин М. И. О молодёжи. Избранные статьи и речи. М. : Молодая гвардия, 1969. 400 с.

Козлов Ф. Н. Антирелигиозная пропаганда в Чувашии в начале 1920-х гг. // Эхо веков. 2010. № 3-4. С. 301-306.

Козлов Ф. Н. Молодежные реакции на инновационный концепт советского безбожия: Историко-психологический аспект // PolitBook. 2014. № 3. С. 68-79.

Кольцов М. Е. Фельетоны и очерки. М. : Гослитиздат, 1961. 407 с.

Комсомол в деревне: очерки / под ред. В. Г. Тана-Богораза. М. ; Л. : Госиздат, 1926. 202 с.

«Крестины» по новому // Советская Сибирь. 1923. 9 окт.

Крещенный «Маркс» // Донской пахарь. 1923. 16 окт.

Кулачков В. В. Социокультурные аспекты развития крестьянства в 1920-е гг.: на материалах западных губерний Европейской России. Брянск : Брянский государственный инженерно-технологический университет, 2022. 258 с.

Левада Ю. А. Поколения XX века: Возможности исследования // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001. № 5. С. 7-14.

Лисовский В. Т. «Отцы» и «дети»: за диалог в отношениях // Социологические исследования. 2002. № 7. С. 111-116.

Маллори Д. Огненные похороны // Огонек. 1927. № 50. С. 14.

Мангейм К. Очерки социологии знания: Проблема поколений — состязательность — экономические амбиции. М. : ИНИОН РАН, 2000. 162 с.

Марков В. Д. Красная свадьба в деревне. М. : Долой неграмотность, 1927. 48 с.

Маслов А. Комсомольская свадьба // Призыв. 1923. 5 дек.

Маторин Н. М. Религия у народов Волжско-Камского края прежде и теперь: язычество — ислам — православие — сектантство. М. : Безбожник, 1929. 174 с.

Мурин В. А. Быт и нравы деревенской молодежи. М. : Новая Москва, 1926. 158 с.

Новый быт // Бурят-Монгольская правда. 1925. 14 апр.

Обещал Октябрины, а сделал крестины // Голос Молодежи. 1924. 8 окт.

Огненное погребение // Пионерская правда. 1927. 22 июля.

Олещук Ф. Огненное погребение // Безбожник. 1927. № 15. С. 2-4.

Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. М-1. Оп. 23. Д. 392. Л. 23.

Сидоров Е. С. Конфликт поколений в контексте процесса развития культуры и общества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 2. С. 175-178.

Слезин А. А. Межпоколенческий разлом российской деревни: влияние «антирелигиозного наступления» коммунистической молодежи на рубеже 1920-1930-х годов // Научный диалог. 2023. Т. 12, № 3. С. 446-477.

Соболева А. Н. «Осовечивание» религиозных праздников в 1920-е гг. // Вестник Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования внутренней Азии. 2019. № 3. С. 19-25.

Сухопляев Ив. Октябрины. М. : Госиздат Украины, 1925. 50 с.

Табунщикова Л. В. «Красная обрядность» на территории Донобласти в 19231924 гг. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской православной церкви. 2015. № 6. С. 85-94.

Тарадин И. Слобода Ровеньки. Воронеж: Воронежское краевед. об-во, 1926. 171 с.

Троцкий Л. О задачах деревенской молодежи. О новом быте. М. : Новая Москва, 1924. 22 с.

Цветков В. С. Огненное погребение // Безбожник. 1926. № 6. С. 8-9.

Центр документации новейшей истории Ростовской области (ЦДНИРО). Ф. 4. Оп. 1. Д. 4. Л. 102.

Чистякова Д. П. Типологизация поколений по Ю. Леваде: социолого-культурологический аспект // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. 2016. № 9. С. 99-103.

Яшина М. А. Антирелигиозные образование и воспитание в СССР в 1920-е годы: уроки истории и современность // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2011. № 3. С. 201-208.

Mead M. Culture and Commitment. A Study of the Generation Gap. N. Y., 1970.

Peris D. Storming the Heavens. Ithaca and London: Cornell university Press, 1998.

Stites R. Bolshevik Ritual Building in the 1920-s // Russia in the era of NEP. Explorations in the Soviet Society and Culture / Ed. by Sh. Fitzpatrick, A. Rabinovich, R. Stites. Bloomington and Indianapolis: Indiana University Press, 1991.

Slezin A. A. Opposition of Peasants and Komsomol Members in the Spiritual Sphere of the Russian Village in the Early 1920-s // Agrarian History. 2023. No. 13. P. 22-42