Orthodox communities of Western Siberia under N. S. Khrushchev's anti-religious policy

Main Article Content

P.K. Dashkovskiy Email: dashkovskiy@fpn.asu.ru
N.P. Zibert Email: zibert.natalya18@mail.ru

Abstract

This article examines the implementation of Soviet state-confessional policy towards Orthodox believers in Western Siberia during the late 1950s and early 1960s. The research is grounded in archival materials from the Historical Archive of Omsk Region, the State Archive of Novosibirsk Region, the State Archive of the Altai Republic, and the State Archive of Altai Krai. Many of these archival documents are being introduced into scientific discourse for the first time, significantly expanding the source base for this study. During this period, the religious life of the population was heavily regulated by numerous decrees and instructions that shaped the state-confessional policy. In addition to economic measures and antireligious propaganda, printed materials discrediting the clergy were widely disseminated. This propaganda campaign coincided with the mass closure of churches in the region, often based on dubious justifications. Simultaneously, there was a simplification of church rites, which were adapted to the prevailing conditions. Most Orthodox believers tended to avoid public displays of their faith. Documents from authorized representatives of the Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church under the Council of Ministers of the USSR, preserved in the archives, indicate that secret religious practices were common among Orthodox believers in Western Siberia. The research also found that folk religiosity was widespread in the region. To eliminate these «religious vestiges» and promote alternative Soviet traditions, officials actively studied and implemented experiences from other regions in Siberia. By the mid-1960s, the administrative closure of churches and pressure from local authorities led to a noticeable decline in religious sentiment among the population.

Downloads

Download data is not yet available.

Metrics

Metrics Loading ...

Article Details

How to Cite
Dashkovskiy, P., & Zibert, N. (2024). Orthodox communities of Western Siberia under N. S. Khrushchev’s anti-religious policy. NATIONS AND RELIGIONS OF EURASIA, 29(3), 147-165. https://doi.org/10.14258/10.14258/nreur(2024)3-08
Section
RELIGIOUS STUDIES AND STATE-CONFESSIONAL RELATIONS
Author Biographies

P.K. Dashkovskiy, Altai State University

doctor of historical sciences, professor, head of the Department of regional studies of Russia, national and state-confessional relations, head of the laboratory of ethnocultural and religious studies of the Altai state university, Barnaul (Russia)

N.P. Zibert, Altai State University

Candidate of Historical Sciences, Altai State University, Barnaul (Russia)

References

Базылев В. Храм Семи отроков Эфесских г. Тобольска Тюменской области после революции // Рязанский богословский вестник. 2021. № 2 (24). С. 100-125.

Баннова В. И. Государственный атеизм в СССР во второй половине XX в.: теория и практика. Новосибирск : СИБПРИНТ, 2012. 138 с.

Бобровникова А. Мой опыт индивидуальной работы с верующими. Барнаул : Алт. кн. изд-во, 1964. 32 с.

Выстрел на колокольне // Сибирская горница. 2000. № 1. С. 76-80.

Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. Р. 1692. Оп. 1. Д. 1.

ГААК. Ф. Р. 1692. Оп. 1. Д. 15.

ГААК. Ф. Р. 1692. Оп. 1. Д. 37.

ГААК. Ф. Р. 1692. Оп. 1. Д. 47.

ГААК. Ф. Р. 1692. Оп. 1. Д. 55.

ГААК. Ф. Р. 1692. Оп. 1. Д. 57.

Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р. 1418. Оп. 1. Д. 47. ГАНО. Ф. Р. 1418. Оп. 1. Д. 58. Л. 4.

ГАНО. Ф. Р. 1418. Оп. 1. Д. 64.

ГАНО. Ф. Р. 1418. Оп. 1. Д. 80.

Государственный архив Республики Алтай. Ф. Р. 51. Оп. 1. Д. 70.

Гизиева К. Ю., Межевикин И. В. Городская культура Омска и Тары в материалах погребального обряда // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 300-летию Омска (Омск, 26-28 ноября 2015 г.) / ред. П. П. Вибе, Т. М. Назарцев. Омск : ОГИК музей, 2015. С. 318-320.

Горбатов А. В. Государство и религиозные организации Сибири в 1940-е — 1960-е гг. Томск : Изд-во ТГПУ, 2008. 406 с.

Горбатов А. В. Закрытие православных обществ в Сибири: основания, формы, методы. 1958-1964 годы // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 4 (142). С. 109-112.

Дашковский П. К., Дворянчикова Н. С. Правовое положение христианских общин в 1953-1964 гг. // Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии: колл. монография / под ред. П. К. Дашковского. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2015а. Т. II: XX век. С. 75-83.

Дашковский П. К., Дворянчикова Н. С. Региональные аспекты атеистической пропаганды в 1953-1964 гг. // Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии : кол. монография / под ред. П. К. Дашковского. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2015б. Т. II: XX век. С. 83-90.

Дашковский П. К., Зиберт Н. П. Особенности регистрации религиозных общин на территории Алтайского края в середине 1950-х — начале 1980-х гг. // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. 2015. № VIII. С. 230-241.

Дашковский П. К., Зиберт Н. П. Государственно-конфессиональная политика на юге Западной Сибири в конце 1917 — середине 1960-х гг. Барнаул : Из-во Алт. ун-та, 2020. 140 с. (Этнокультурные и религиоведческие исследования в Евразии).

Дашковский П. К., Зиберт, Н. П. Деятельность незарегистрированных групп евангельских христиан-баптистов в областных центрах Западной Сибири в конце 1950-х — начале 1960-х гг. (на примере Омска) // Народы и религии Евразии. 2023. Т. 28 № 1. С. 1 41-156. https://doi.org/10.14258/nreur (2023) 1-10

Дворец бракосочетаний. URL: http://altlib.ru/territorii/barnaul/dvorets-brakosochetaniy/ (дата обращения: 17.07.2022).

Демографическая история Западной Сибири (конец XIX-XX вв.) / отв. ред.: В. А. Исупов. Новосибирск : Ин-т истории СО РАН, 2017. 238 с.

Добровольский А. П., Воробьева Н. В. Деятельность уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви при Совете Народных Комиссаров — Совете Министров по Омской области в 40-60-е гг. XX в. // Вестник Омской православной духовной семинарии. 2018. № 2 (5). С. 170-179.

Добровольский А. П. Конфессиональная политика советского государства в 1950-е гг. (на примере отчетов уполномоченных по Омской области) // Вестник Оренбургской духовной семинарии. 2019. № 2 (11). С. 350-357.

Еленова М. Как проводить громкие чтения по антирелигиозной литературе // Беседы на научно-атеистические темы: сб. ст. / общ. ред. И. Казанцев. Барнаул : Алт. кн. изд-во, 1959. С. 104-109.

Исмагилова Е. И. Православные песнопения в фольклорных традициях сибирского бытования. Новосибирск : Наука, 2021. 240 с.

Исторический архив Омской области. Ф. Р. 2603. Оп. 1. Д. 37.

Исторический архив Омской области. Ф. Р. 2603. Оп. 1. Д. 39.

Истюков В. Э. Новосибирская епархия в годы нового этапа антирелигиозной политики. (1958-1964) // Богословский сборник Новосибирской духовной семинарии. 2018. № 1 (12). С. 33-51.

Козлов В. А. Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе (1953 — начало 1980-х гг.). Новосибирск : Сибирский хронограф, 1999. 416 с.

Ларина А. Как возник «Святой ключ» в селе Сорочий лог Краюшкинского района // Беседы на научно-атеистические темы: сб. ст. / общ. ред. И. Казанцев. Барнаул : Алт. кн. изд-во, 1959. С. 97-103.

Лебина Н. Свадьба в эпоху космоса и коммунизма // Родина. 2012. № 1. С. 84-88.

Люля Н. В. Свадебная обрядность украинского сельского населения Алтайского края // Томский журнал ЛИНГ и АНТР. 2015. № 3 (9). С. 90-96.

О задачах партийной пропаганды в современных условиях: постановление Пленума ЦК КПСС // Борец за темпы. 16 января 1960 г. № 7 (2028). С. 2-4.

Цыпин В., протоирей. История Русской Церкви. Книга девятая: История русской церкви 1917-1997. М. : Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. 831 с.

Рублева А. А. Общее и особенное в свадебных обычаях потомков сибирских старожилов Притомья во второй половине XX века (по материалам полевых исследований 2018-2021 годов) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. 2021. Т. 27. С. 827-832.

Скворцова (Климова) Е. С. Кемеровское благочиние Новосибирской и Барнаульской епархии в системе государственно-церковных отношений в 1949-1963 гг. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2018. № 4 (48). С. 82-88.

Скульбеда Я. В. Хлеб в пасхальной трапезе сельского украинского населения Западной Сибири в XX веке // Материалы LVIII Российской (с международным участием) археолого-этнографической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Омск, 25-27 апреля 2018 г.) / ред. М. Л. Бережнова, И. В. Толпеко. Омск : Издатель-Полиграфист, 2015. С. 259-261.

Смирнова Т. Б. Обычай венчания покойников у немцев Сибири // Этнографическое обозрение. 2008. № 5. С. 133-144.

Сосковец Л. И. Положение Русской православной церкви в период «Хрущевской оттепели» // Вестник Томского государственного университета. История. 2011. № 4 (16). С. 29-35.

Сосковец Л. И. Религиозные конфессии Западной Сибири в 40-60-е годы XX века. Томск : Томский гос. ун-т, 2003. 346 с.

Сосковец Л. И. Религиозные организации и верующие в советском государстве. Томск, 2008. 249 с.

Шильдяшов И. А. Из опыта антирелигиозной работы // Беседы на научно-атеистические темы : сб. ст. / общ. ред. И. Казанцев. Барнаул : Алт. кн. изд-во, 1959. С. 52-55.

Шильдяшов И. М. Атеисты наступают. Барнаул : Алт. кн. изд-во, 1961. 32 с.

Шильдяшов И. М. Жертва «Святого» ключа // Блокнот агитатора. 1960. № 20. С. 36-45.

Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах. М. : Крутицкое Патриаршее подворье, 2005. 424 с.

30 октября 1965 год. URL: http://altlib.ru/dvorets-brakosochetaniya-v-barnaule/ (дата обращения: 17.07.2022).