«Живому хорошо гулять, мертвому лежать в камнях» (о дуализме традиционного мировоззрения алтайцев)

Основное содержание статьи

Н А. Тадина Email: dashkovskiy@fpn.asu.ru

Аннотация

«ЖИВОМУ ХОРОШО ГУЛЯТЬ, МЕРТВОМУ ЛЕЖАТЬ В КАМНЯХ» (О ДУАЛИЗМЕ ТРАДИЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ АЛТАЙЦЕВ)

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Тадина, Н. А. (1). «Живому хорошо гулять, мертвому лежать в камнях» (о дуализме традиционного мировоззрения алтайцев). НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 1(1), 173-181. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/2033
Раздел
СОВРЕМЕННЫЕ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЮЖНОЙ СИБИРИ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Биография автора

Н А. Тадина, Горно-Алтайский государственный университет

Кафедра археологи и всеобщей истории (Горно-Алтайск)

Литература

1. Адрианов А.В. Путешествие на Алтай и за Саяны, совершенное в 1881 г. Томск, 1883.
Контекст: ...В речных долинах, как сообщает А.В. Адрианов, путешествовавший на Алтае в 1881 г., хоронили вблизи гор в небольшой могильной яме, а сверху забрасывали камнями: «Каждый из присутствующих на похоронах обязан бросить на могилу три камня» (Адрианов А.В., 1883, с. 187).

2. Вербицкий В.И. Словарь алтайского и аладагского наречий тюркского языка. Казань, 1884. 496 с.
Контекст: ...Такое поселение близкородственных семей, называемое «урт», означает «стойбище, поселение» (Вербицкий В.И., 1884, с. 105).

3. Вербицкий В.И. Алтайские инородцы. М., 1893. 269 с.
Контекст: ...О другой этнотерриториальной группе южных алтайцев - алтай-кижи В.И. Вербицкий писал, что «тела умерших, закапываются в горы вместе с любимыми конями покойников» (Вербицкий В.И., 1893, с. 107).

4. Горохов А.М. Краткое этнографическое описание бийских и алтайских калмыков//Журнал Мин-ва внутр. дел. 1840, ч. 38, № 11, ноябрь.
Контекст: ...О северных алтайцах А.М. Горохов на примере кумандинцев сообщил, что «хоронят вдали от своих жилищ., и заваливают лесом и камнями» (Горохов А.М., 1840, с. 228).

5. Дьяконова В.П. Погребальный обряд тувинцев как историкоэтнографический источник. Л., 1975.
Контекст: ...По сведению В.П. Дьяконовой еще в начале прошлого века тувинцы и теленгиты продолжали использовать насыпи древних курганов для впускного погребения человека и его коня (Дьяконова В.П., 1975, с. 162).

6. Дьяконова В.П. Алтайцы. Горно-Алтайск, 2001. 222 с.
Контекст: ...Их особенности трансформации на протяжении прошлого века изложены в труде Н.И. Шатиновой (Шатинова Н.И., 1981, с. 94-108), а локальные черты на примере теленгитов выявлены в работе В.П. Дьяконовой (Дьяконова В.П., 2001, с. 190-199).

7. Кононов А.Н. Семантика цветообозначений в тюркских языках//Тюркологический сборник 1975. М., 1978. С. 159-179.
8. Луценко Е.А. Поездка к теленгитам//Землеведение. М., 1898. № 1-2.
Контекст: ...В качестве названия статьи взята пословица, записанная Е.А. Луценко в конце XIX в. у теленгитов: «Туруде ойын]акшы, олгондо корум ]акшы» (Живому хорошо гулять, мертвому лежать в камнях) (Луценко Е.А., 1898, с. 34).

9. Потапов Л.П. Тюркоязычных народов мифология//Мифы народов мира. М., 1982. Т. 2. С. 538-540.
Контекст: ...Обычно модель мира принято представлять в виде горизонтального деления на «мир природы» и «мир людей», и вертикального - на три мира по принципу «верхний - нижний»: земной, в котором живут люди, противопоставлен как нижний верхнему - небесному, и как верхний нижнему - подземному (Потапов Л.П., 1982, с. 538-540).

10. Радлов В.В. Из Сибири. Страницы дневника. М., 1989.
Контекст: ...Этот один из способов захоронения подтверждает В.В. Радлов: «Алтайцы обычно погребают своих мертвых в земле в укрытых местах на горах» (Радлов В.В., 1989, с. 180).

11. Руденко С.А. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.-Л., 1953.
Контекст: ...Другое название каменных насыпей прочитывается в наименовании известного археологического памятника «Пазырык», находящегося в Улаганском районе. (Руденко С.А., 1953).

12. Соенов В.И., Эбель А.В. Курганы гунно-сарматской эпохи на Верхней Катуни. Горно-Алтайск, 1992.
Контекст: ...В так называемое скифское и древнетюркское время были возведены целые погребальные комплексы, служившие ритуальным целям (Соенов В.И., Эбель А.В., 1992; Суразаков А.С., 1998; и др.).

13. Суразаков А.С. К изучению прошлых мировоззрений//История и культура народов Саяно-Алтая: в прошлом, настоящем и будущем. Горно-Алтайск, 1998. С. 10-13.
Контекст: ...В так называемое скифское и древнетюркское время были возведены целые погребальные комплексы, служившие ритуальным целям (Соенов В.И., Эбель А.В., 1992; Суразаков А.С., 1998; и др.).

14. Тадина Н.А. Регламентация поведения во время траура в традиционно-бытовой обрядности алтайцев//Археологические и фольклорные источники по истории Алтая. Горно-Алтайск, 1994. С. 132-136.
Контекст: ...В это время не шумят, не выносят огонь из очага, молоко и молочные продукты, а также мусор из жилья, не берут из источника воду (Тадина Н.А., 1994, с. 132-136).

15. Тадина Н.А. Пазырыкские черты алтайской этнографии//Интеграция археологических и этнографических исследований. Омск-СПб., 1998. С. 90-92.
Контекст: ...Если основываться на методе исторической ретроспекции, опробованном в одной из предыдущих статей (Тадина Н.А,, 1998, с. 90-92), то следует исходить из того, что традиция дуалистического понимания окружающего мира, свойственная модели мира алтайцев, имеет свое глубокое происхождение в дуализме мышления древнего населения Алтая.

16. Тадина Н.А. Алтайская традиция очеловечивания гор//Россия и мировой исторический процесс. Бийск, 1999. С. 120-122.
Контекст: ...Она предстает в образе спящего богатыря: ее вершина называется «головой» (баш), ее северный склон, поросший лесом, «хребтом» (арка), южная сторона с солнцепеками, «передней» (меес), подножье горы - «подолом» (эдек), нижний выступ - «ногой» (бут), верхний выступ - «плечом» (ийин) (Тадина Н.А., 1999, с. 120122).

17. Тадина Н.А. Человек в модели мира как основы культуры общения алтайцев//Культурное наследие народов Сибири и Севера. (Материалы V Сибирских чтений). СПб., 2004. Ч. 2. С. 84-88.
Контекст: ...Таким образом, судьба (салым) человека в ведении двух пар миров: рождение и жизнь «небесного - земного», а судьба и смерть «земного - потустороннего» (Тадина Н.А., 2004, с. 84-85).

18. Тадина Н.А. Алтайская языковая картина мира по данным словаря Н.А. Баскакова//Тюркские языки: проблемы и исследования. Горно-Алтайск, 2006а. С. 255-258.
Контекст: ...В честь живых - символы земного и небесного миров, в память умерших - символы земного и подземного миров (Тадина Н.А., 2006, с. 112-121).

19. Тадина Н.А. Традиционная картина мира как основа культуры общения алтайцев//Картина мира (лингвистические и этнокультурные аспекты). Вестник ТГУ. Бюллетень № 60. Томск, 2006б. С. 112-121.
Контекст: ...В честь живых - символы земного и небесного миров, в память умерших - символы земного и подземного миров (Тадина Н.А., 2006, с. 112-121).

20. Тадина Н.А. О «Мировоззрении в ландшафте» на примере этнокультурных процессов у алтайцев//Научный вестник ГорноАлтайского госуниверситета. Горно-Алтайск, 2007. С. 84-88.
Контекст: ...Наша этнографическая подгруппа собрала полевой материал по проекту (Тадина Н.А., 2007, с. 84-88), который позволяет выявить степень сохранения в народной памяти алтайцев отдельных черт древнего способа захоронения в каменных насыпях.

21. Тощакова Е.М. Традиционные черты народной культуры алтайцев (XIX -начало XX в.). Новосибирск, 1978. 159 с.
Контекст: ...Здесь не имеет смысла останавливаться на погребальных обрядах, типах и способах захоронения, освещенных в монографии Е.М. Тощаковой (Тощакова Е.М., 1978, с. 125-158).

22. Шатинова Н.И. Семья у алтайцев. Горно-Алтайск, 1981. 184 с.
Контекст: ...Их особенности трансформации на протяжении прошлого века изложены в труде Н.И. Шатиновой (Шатинова Н.И., 1981, с. 94-108), а локальные черты на примере теленгитов выявлены в работе В.П. Дьяконовой (Дьяконова В.П., 2001, с. 190-199).

23. Элиаде Мирча. Священное и мирское. М., 1994.
Контекст: ...Для человека традиционного культуры весь окружающий мир подразделяется на две части: «мир вещей» и «мир знаков» (Элиаде Мирча, 1994).

24. Ядринцев Н.М. Об алтайских и черневых татарах//Известия РГО. СПб., 1881. Т. XVII. Вып. 4. С. 228-254.
Контекст: ...Около Телецкого озера им было записано, что «у телесов покойников кладут между камнями» (Ядринцев Н.М., 1881, с. 246).