Personal beliefs and practices Irmensk population

Main Article Content

S.A. Kovalevskiy Email: koval71@mail.ru

Abstract

This article provides an overview of existing among archaeologists perceptions of beliefs and practices of the population irmensk cultural and historical community of the Late Bronze Age. As a result of the study, the following elements characteristic of ancient beliefs were given: 1) fire rites and rituals; 2) zoolatrichesk cults; 3) presentation of the fate of the soul after death. Fire cults and rituals were presented as in the settlements (in the form ash heap of) and in cemeteries (in the form of hearths, traditions the burning of corpses and cremation on the side). Zoolatrichesk cults were reflected in the veneration of skulls home, rarely wild animals. There were also identified existing in irmensk public presentation of the posthumous fate of the human soul. By engaging ethnographic sources have been shown mechanisms to neutralize the negative impact on the living soul-double. Thus, it was found that irmensk population existed a well-developed system of ideological representations associated with ancestor worship, fertility, as well as solar and fire cults.

Downloads

Download data is not yet available.

Metrics

Metrics Loading ...

Article Details

How to Cite
Kovalevskiy, S. (1). Personal beliefs and practices Irmensk population. NATIONS AND RELIGIONS OF EURASIA, 9(9), 30-42. Retrieved from http://journal.asu.ru/wv/article/view/2095
Section
RELIGIOUS FACTOR IN THE HISTORY OF ANCIENT AND MEDIUM PEOPLES OF EURASIA
Author Biography

S.A. Kovalevskiy, Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачёва

кандидат исторических наук, доцент, и.о. заведующий кафедрой истории, философии и социальных наук, Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева, Кемерово

References

1. Бобров В.В., Михайлов Ю.И. Половозрастная структура ирменского общества (по материалам головного убора)//Вторые исторические чтения памяти М.П. Грязнова. Омск, 1992. С. 70-72.
Контекст: ...Происхождению и роли камней-обелисков посвящен целый ряд работ исследователей (Бобров В.В., 1992, с. 54-57; Савинов Д.Г., 1994; Чле- нова Н.Л., 1999, с. 36-42; Михайлов Ю.И., 2001а, с. 334-341).

2. Бобров В.В. К проблеме вертикально установленных объектов в погребениях эпохи бронзы Сибири и Центральной Азии//Северная Евразия от древности и до средневековья. СПб., 1992. С. 54-57.
Контекст: ...Происхождению и роли камней-обелисков посвящен целый ряд работ исследователей (Бобров В.В., 1992, с. 54-57; Савинов Д.Г., 1994; Чле- нова Н.Л., 1999, с. 36-42; Михайлов Ю.И., 2001а, с. 334-341).

3. Бобров В.В., Горяев В.С. Лошадь в погребальном обряде ирменской культуры//Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 1998. Т. IV. С. 182-186.
Контекст: ...По мнению В.В. Боброва и В.С. Горяева (1998, с. 182-187), эти факты могут свидетельствовать о появлении у ирмен- цев традиции погребений с конем.

4. Бобров В.В., Мыльникова Л.Н., Мыльников В.П. Изучение курганного могильника Танай-7 в полевой сезон 2001 г.//Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 2001. С. 224-230.
5. Бобров В.В., Мыльникова Л.Н., Мыльников В.П. К вопросу об ирменской культуре Кузнецкой котловины//Аридная зона юга Западной Сибири в эпоху бронзы. Барнаул, 2004. С. 4-34.
6. Бобров В.В., Мыльникова Л.Н., Горяев В.С. Новые исследования на могильнике Танай-7//Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 1997. С. 144-149.
7. Бобров В.В., Чикишева Т.А., Михайлов Ю.И. Могильник эпохи поздней бронзы Журавлёво-4. Новосибирск, 1993. 157 с.
8. Грязнов М.П. Отчет об археологических работах Новосибирской экспедиции в зоне затопления Новосибирской ГЭС в 1953 г.//Архив ИА РАН. Р. I, №920. Л., 1953.
Контекст: ...Нет сомнения, что антропоморфная лошадиная бабка, найденная в зольнике, является памятником домашнего семейного культа родовых предков, как у телеутов и других северо- алтайских племен» (Грязнов М.П., 1953, с. 5-6).

9. Зах В.А. Эпоха бронзы Присалаирья (по материалам Изылинского археологического микрорайона). Новосибирск, 1997. 132 с.
Контекст: ...В кургане №9 могильника Заречное-I было совершено погребение лошади со следами обожжения в кладке из сланцевых плиток (Зах В.А., 1997). 6.

10. Илюшин А.М., Ковалевский С.А., Сулейменов М.Г. Аварийные раскопки курганов близ села Сапогово // Труды Кузнецкой комплексной археолого-этнографической экспедиции. Кемерово, 1996. Т. 1. 204 с.
11. Илюшин А.М., Ковалевский С.А. Курганный могильник Шабаново-4//Вопросы археологии Северной и Центральной Азии. Кемерово; Гурьевск, 1998. С. 15-53.
Контекст: ...Подобную функцию кострища выполняли, вероятно, в таких некро- полях, как Преображенка-III и Шабаново-IV (Молодин В.И., Чикише- ва Т.А., 1988; Илюшин А.М., Ковалевский С.А., 1998). 2.

12. Ковалевский С.А. Ритуально-жертвенные комплексы с черепами животных в эпоху поздней бронзы у населения ирменской культуры//Вестник КузГТУ. 2004. №5. С. 126-130.
Контекст: ...Также было высказано предположение о связи обнаруженных конских черепов с солярными культами и камнями- обелисками (Ковалевский С.А., 2004, с. 126-130; 2007, с. 85-89).

13. Ковалевский С.А. Конские черепа и камни-обелиски в системе погребально-поминальной обрядности ирменской культуры//Алтае-Саянская горная страна и история освоения ее кочевниками. Барнаул, 2007. С. 85-89.
Контекст: ...Также было высказано предположение о связи обнаруженных конских черепов с солярными культами и камнями- обелисками (Ковалевский С.А., 2004, с. 126-130; 2007, с. 85-89).

14. Ковалевский С.А. О роли огня в погребально-поминальной обрядности населения ирменской культурно-исторической общности юга Западной Сибири//Известия Алтайского государственного университета. Сер.: История. 2010. №4/2 (68). С. 105-110.
Контекст: ...К настоящему времени огненным культам ирменского населения посвящена отдельная статья (Ковалевский С.А., 2010, с. 105-110).

15. Ковтун И.В. Предыстория индоарийской мифологии. Кемерово, 2013. 702 с.
Контекст: ...Отмечая сакральное значение северо-востока у танайских «ирменцев», И.В. Ковтун (2013, с. 259-261) видит истоки описанных мифо-календарных представлений ирменского населения, олицетворяемых конскими образами, в ростовкинских и елунинских древностях сейминско-турбинской эпохи.

16. Корочкова О.Ф. Пахомовская культура эпохи поздней бронзы//Археология, этнография и антропология Евразии. 2009. №3 (39). С. 75-84.
Контекст: ...Разрозненные останки 14 человеческих скелетов были обнаружены и в зольнике поселения пахомовской культуры Ново-Шадрино-VII (Корочкова О.Ф., 2009, с. 80).

17. Косарев М.Ф. Бронзовый век Западной Сибири. М., 1981. 279 с. Матвеев А.В. Ирменская культура в лесостепном Приобье. Новосибирск, 1993. 182 с.
18. Матющенко В.И. Древняя история населения лесного и лесостепного Приобья (неолит и бронзовый век). Еловско-ирменская культура//Из истории Сибири. Томск, 1974б. Вып. 12. 196 с.
Контекст: ...В свое время В.И. Матющенко (1974, с. 126-127), анализируя идеологические представления еловско-ирменского населения, предполагал наличие определенного культа мертвых, включавшего анимистические представления в существование потустороннего двойника человека.

19. Михайлов Ю.И. К проблеме исследования коммуникативной символики каменных стел и изваяний в контексте палеосоциологического анализа комплексов эпохи поздней бронзы юга Западной Сибири//Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 2001а. Т. VII. С. 334-341.
Контекст: ...Происхождению и роли камней-обелисков посвящен целый ряд работ исследователей (Бобров В.В., 1992, с. 54-57; Савинов Д.Г., 1994; Чле- нова Н.Л., 1999, с. 36-42; Михайлов Ю.И., 2001а, с. 334-341).

20. Михайлов Ю.И. Мировоззрение древних обществ юга Западной Сибири (эпоха бронзы). Кемерово, 2001б. 363 с.
Контекст: ...Происхождению и роли камней-обелисков посвящен целый ряд работ исследователей (Бобров В.В., 1992, с. 54-57; Савинов Д.Г., 1994; Чле- нова Н.Л., 1999, с. 36-42; Михайлов Ю.И., 2001а, с. 334-341).

21. Молодин В.И., Соболев В.И. Предметы мелкой пластики с Абрашинского городища (эпоха поздней бронзы)//Пластика и рисунки древних культур. Новосибирск, 1983. С. 105-108.
22. Молодин В.И., Чемякина М.А., Парцингер Г., Новикова О.И., Ефремова Н.С., Гришин А.Е., Марченко Ж.В. Глиняные скульптурки городища Чича-1//Исторический опыт хозяйственного и культурного освоения Западной Сибири. Барнаул, 2003. Т. 1. С. 333-340.
23. Молодин В.И., Чикишева Т.А. Курганный могильник Преображенка-3 -памятник культур эпохи бронзы Барабинской лесостепи//Палеоантропология и археология Западной и Южной Сибири. Новосибирск, 1988. С. 125-201.
Контекст: ...Подобную функцию кострища выполняли, вероятно, в таких некро- полях, как Преображенка-III и Шабаново-IV (Молодин В.И., Чикише- ва Т.А., 1988; Илюшин А.М., Ковалевский С.А., 1998). 2.

24. Папин Д.В. Предварительные итоги изучения поселения Малый Гоньбинский Кордон-I/3//Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 2000. Т. VI. С. 380-384.
Контекст: ...Исследователь считает, что предметы мелкой глиняной пластики являются определенным индикатором ирменской культурной традиции и отражают некоторые стороны мировоззрения данной традиции (Папин Д.В., 2000, с. 380-384; 2001, с. 148-150; 2007, с. 62-64).

25. Папин Д.В. Зооморфная глиняная пластика поселения МГК-I/3//Исследования молодых ученых в области археологии и этнографии. Новосибирск, 2001. С. 380-384.
Контекст: ...Исследователь считает, что предметы мелкой глиняной пластики являются определенным индикатором ирменской культурной традиции и отражают некоторые стороны мировоззрения данной традиции (Папин Д.В., 2000, с. 380-384; 2001, с. 148-150; 2007, с. 62-64).

26. Папин Д.В. Особенности функционирования зольника эпохи поздней бронзы поселения Рублево-VI//Северная Азия в эпоху бронзы: пространство, время, культура. Барнаул, 2002. С. 181-183.
Контекст: ...Этот вывод опирается на находки в зольнике поселения Рублёво-VI специфической керамической посуды, находок человеческих костей и бронзовых вещей, намеренно помещенных в зольник (Папин Д.В., 2002, с. 181- 183).

27. Папин Д.В. Предметы мелкой глиняной пластики с поселения Малый Гоньбинский Кордон-I/3//Каменная скульптура и мелкая пластика древних и средневековых народов Евразии (Труды САИПИ. Вып. 3). Барнаул, 2007. С. 62-64.
28. Папин Д.В., Грушин С.П. Ирменский комплекс на памятнике Телеутский Взвоз-1//Аридная зона юга Западной Сибири в эпоху бронзы. Барнаул, 2004. С. 93-103. 208 с.
29. Пелих Г.И. Происхождение селькупов. Томск, 1972. 424 с. Савинов Д.Г. Оленные камни в культуре кочевников Евразии. Л., 1994.
30. Сидоров Е.А. Некоторые самодийские параллели в ирменском погребальном обряде//Проблемы этногенеза и этнической истории самодийских народов. Омск, 1983. С. 17-19.
Контекст: ...Этнографические параллели этому обычаю исследователь находит у самодийских народов Западной Сибири (селькупов) (Сидоров Е.А., 1983, с. 17-19).

31. Троицкая Т.Н. Карасукская эпоха в Новосибирском Приобье//Бронзовый и железный век Сибири. Древняя Сибирь. Новосибирск, 1974. Вып. 4. С. 32-46.
Контекст: ...Религиозные представления ирменского населения были охарактеризованы ею как связанные с культом огня и духов домашнего очага (Троицкая Т.Н., 1974, с. 32, 43-46).

32. Троицкая Т.Н., Молодин В.И., Соболев В.И. Археологическая карта Новосибирской области. Новосибирск, 1980. 184 с.
33. Чемякина М.А., Дергачёва М.И. О существовании земледелия в Барабинской лесостепи в эпоху поздней бронзы -переходного времени от бронзы к железу//Актуальные проблемы археологии, истории и культуры: сб. науч. тр. Новосибирск, 2005. Т. 1. С. 194-205.
34. Членова Н.Л. К вопросу о происхождении оленных камней//Вопросы археологии и истории Южной Сибири. Барнаул, 1999. С. 36-42.
35. Уманский А.П. Могильник карасукского времени у ст. Плотинная по аварийным раскопкам 1968 г.//Археология и краеведение Алтая. Барнаул, 1972. С. 22-26.
Контекст: ...Подобная практика была отмечена в могильниках Шабаново-IV, Плотинная-I, Телеутский Взвоз-I (Илюшин А.М., Ковалевский С.А., 1998, с. 17; Уманский А.П., 1972, с. 22-26; Папин Д.В., Грушин С.П., 2006, с. 93-103). 5.