YZYH TӦS’ES – ‘sacred fetishes’ in the cult practices of the Khakases (end of XIX – mid XX century)

Main Article Content

V.A. Burnakov Email: venariy@ngs.ru

Abstract

The aim is to study patron spirits at Khakases in that its material manifesta- tion Yzyh Tös’es fetishes.  To achieve this goal, the following tasks: determination of their sacred significance and the role of ideology and ritual practices of the people, the analysis of their external characteristics and classification by type and detection their variations the symbolic execution and consideration of ways to ritual interact with this sacred object.


The chronological scope of work covers the end of the XIX – mid XX centuries. Selection temporal boundaries are caused primarily by the status of the database sources on the research topic. The main sources are archival and ethnographic materials. The work is based on comprehensive, system- historical approach to the study of the past. The research methodology is based on historical and ethnographic methods – scientific description, the specific historical and relic.


Tös’es cult – this is a phenomenon that has arisen and existed in a traditional environment, where the shape of the relationship between the world, visible (rational) and invisible (irrational) is characterized by the absence of rigid insurmountable boundaries. Moreover, in the religious- mythological consciousness of the people the idea of a red line runs direct intersection of these worlds, and as result of their constant interaction with each other. Recurring violation of these relations, in the opinion of the faithful led to an imbalance in nature and human life. For the latter, this is turning into a variety of disasters and calamities.


Ritual practices of traditional society in this case was focused on the restoration of the balance sheet and as a consequence, the resolution of contradictions arising between the worlds and the protection of the vital interests of the people. A huge role in this process was assigned to the ministers of worship, including shamans, as well as directly – tös’es. Yzyh tös’es were surrounded by an aura of sacredness and enjoyed special respect. In the traditional consciousness, they were perceive as a powerful patron’s spirits. This fact contributed to their general symbolization and fetishization. Several types and variants of the symbolic images of the deities were represent in religious trappings of the people. Sacral function tös’es were extensive. They are endowed apotropeynymi, healing and protection properties. The ratio of these special rituals, sacrifices expressed in periodic mandatory utterance of prayer requests and initiation of animal Yzyh. Herewith, implementation ritual was strictly regulated and included: special requirements for the performers, special requirements for executing the sequence of actions and the need for special food composition.

Downloads

Download data is not yet available.

Metrics

Metrics Loading ...

Article Details

How to Cite
Burnakov, V. (1). YZYH TӦS’ES – ‘sacred fetishes’ in the cult practices of the Khakases (end of XIX – mid XX century) . NATIONS AND RELIGIONS OF EURASIA, 9(9), 128-141. Retrieved from http://journal.asu.ru/wv/article/view/2119
Section
ТРАДИЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИБИРИ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Author Biography

V.A. Burnakov, Институт археологии и этнографии СО РАН

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН, старший научный сотрудник лаборатории гуманитарных исследований научно-исследовательской части Новосибирского государственного университета

References

1. Архив музея археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского Томского государственного университета (далее -АМАЭС ТГУ). №680-1 «Этнографическая экспедиция ТГУ в Хакасию. Лето 1974. Сагайцы». 33 л.
2. АМАЭС ТГУ, №680-3 «Этнографическая экспедиция ТГУ 1974 г. Сагайцы». 46 л.
3. АМАЭС ТГУ. №680-4 «Этнографическая экспедиция ТГУ 1974 г. Сагайцы». 40 л.
4. АМАЭС ТГУ. № 681-5 «Этнографическая экспедиция ТГУ. Хакасия. Лето (август) 1975 г.». 35 л.
5. Адрианов А.В. Очерки Минусинского края. Томск, 1904. 62 с.
Контекст: ...Они обоготворяют силы природы, отдельные предметы - горы, реки, камни, обоготворяют символические изображения в честь того или другого духа, от которого зависит личное благополучие» (Адрианов А.В., 1904, с. 36); «Собирание этих предметов [тoс'ов] представляет большие затруднения: мало того, что их в большинстве трудно заметить, качинцы с большой неохотой позволяют рассматривать эти предметы и никоим образом не уступают» (Островских П.Е., 1895, с. 338).

6. Андреев А.И. Труды и материалы В.О. Татищева о Сибири//Советская этнография, 1936. №6. С. 93-103.
Контекст: ...К первому типу ‘священных фетишей' можно отнести те, которые состояли из натуральных тел определенных зоологических объектов и их компонентов - высушенных тушек птиц, например, ласточки, филина и орла, а также тетеревиных крыльев или хвостов, пучков птичьих перьев и пр. (Суховской В., 1901, с. 6; Андреев А.И., 1936, с. 100; Патачаков К.М., 1961, с. 47-48; Иванов С.В., 1979, с. 125-134; АМАЭС ТГУ. №680-1.

7. Бурнаков В.А. Традиционные представления хакасов об ызыхах//Археология, этнография и антропология Евразии. 2010. №2 (42). С. 111-121.
Контекст: ...Из них выделялись те, которым ритуально посвящались специальные животные - ызых'и (кони/лошади, коровы, бараны) (Катанов Н.Ф., 1897, с. 24; Зеленин Д.К., 1936, с. 317; Бутанаев В.Я., 2003, с. 136; Бурнаков В.А., 2010, с. 111- 121).

8. Бутанаев В.Я. Хакасско-русский историко-этнографический словарь. Абакан, 1999. 240 с.
Контекст: ...В хакасской речи лексема ызых чаще употребляется в двух основных смыслах: 1) место, защищенное от ветра; подветренная сторона; 2) сакральный, священный, святой (Бутанаев В.Я., 1999, с. 229-230; Хакасско-русский словарь, 2006, с. 1037).

9. Бутанаев В.Я. Бурханизм тюрков Саяно-Алтая. Абакан, 2003. 260 с.
Контекст: ...Из них выделялись те, которым ритуально посвящались специальные животные - ызых'и (кони/лошади, коровы, бараны) (Катанов Н.Ф., 1897, с. 24; Зеленин Д.К., 1936, с. 317; Бутанаев В.Я., 2003, с. 136; Бурнаков В.А., 2010, с. 111- 121).

10. Гладышевский А.Н. Шаманизм Хакасии и его реакционная сущность: дис. … канд. ист. наук. М., 1954. 250 с.
Контекст: ...Повидимому, тёс висел уже десятки лет и пришел в крайне ветхое состояние» (Гладышевский А.Н., 1954, с. 105-106); «В Аскизском районе, в улусе Верх-Аскиз, у 80-летней женщины в юрте мы видели фетиш, называемый ызых тёс.

11. Древнетюркский словарь. М., 1969. 676 с.
Контекст: ...Сам термин историческими корнями восходит к древнетюркскому Idug - священный, святой (Древнетюркский словарь, 1969, с. 217).

12. Зеленин Д.К. Культ онгонов в Сибири. М., 1936. 436 с.
Контекст: ...Из них выделялись те, которым ритуально посвящались специальные животные - ызых'и (кони/лошади, коровы, бараны) (Катанов Н.Ф., 1897, с. 24; Зеленин Д.К., 1936, с. 317; Бутанаев В.Я., 2003, с. 136; Бурнаков В.А., 2010, с. 111- 121).

13. Иванов С.В. Скульптура алтайцев, хакасов и сибирских татар (XVIII -первая четверть XX в.). Л., 1979. 195 с.
Контекст: ...х тушек птиц, например, ласточки, филина и орла, а также тетеревиных крыльев или хвостов, пучков птичьих перьев и пр. (Суховской В., 1901, с. 6; Андреев А.И., 1936, с. 100; Патачаков К.М., 1961, с. 47-48; Иванов С.В., 1979, с. 125-134; АМАЭС ТГУ. №680-1.

14. Катанов Н.Ф. Отчет о поездке, совершенной с 15 мая по 1 сентября 1896 г. в Минусинский округ Енисейской губернии. Казань, 1897. 104 с.
Контекст: ...Из них выделялись те, которым ритуально посвящались специальные животные - ызых'и (кони/лошади, коровы, бараны) (Катанов Н.Ф., 1897, с. 24; Зеленин Д.К., 1936, с. 317; Бутанаев В.Я., 2003, с. 136; Бурнаков В.А., 2010, с. 111- 121).

15. Катанов Н.Ф. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов: (Образцы народной литературы тюркских племен, изданные В.В. Радловым). СПб., 1907. Т. 9. 640 с.
Контекст: ...Н.Ф. Катанов (1907, с. 576) в своем исследовании описал схожую разновидность рассматриваемого ритуального предмета.

16. Клеменц Д.А. Заметка о тюсях//Известия Восточно-сибирского отдела ИРГО, 1892. Т. XXIII. №4-5. С. 23-35.
Контекст: ...По материалам Д.А. Клеменца (1892, с. 33) и Е.К. Яковлева (1900, с. 63), он состоял из палочки с прикрепленными к ней лоскутками ткани синего и белого цветов.

17. Островских П.Е. Этнографические заметки о тюрках Минусинского края//Живая старина, 1895. Вып. III-IV. С. 297-348.
Контекст: ...А.В., 1904, с. 36); «Собирание этих предметов [тoс'ов] представляет большие затруднения: мало того, что их в большинстве трудно заметить, качинцы с большой неохотой позволяют рассматривать эти предметы и никоим образом не уступают» (Островских П.Е., 1895, с. 338).

18. Патачаков К.М. Религиозно-бытовые пережитки у хакасов и пути их преодоления//Тридцатилетие Хакасской автономной области: из материалов научной конференции. Абакан, 1961. С. 46-56.
Контекст: ...Таких фетишей (тёсов) можно найти почти в каждом улусе, где живут люди старшего поколения, детство которых проходило в дореволюционное время» (Патачаков К.М., 1961, с. 47-48).

19. Сагалаев А.М. О символике хакасских тёсей//Евразия сквозь века: сб. науч. тр., посвящ. 60-летию со дня рождения Д.Г. Савинова. СПб., 2001. С. 216-217.
Контекст: ...На данную культурную особенность, проявляемую в переосмыслении символики и фольклор- ной «биографии» некоторых хакасских тoс'ов, в свое время обращал внимание и А.М. Сагалаев (2001, с. 217).

20. Севортян Э.В. Этимологический словарь тюркских языков. М., 1974.768 с.
Контекст: ...Во многих тюркских языках данное слово в соответствующем и иных значениях представлено в форме ыйык (Севортян Э.В., 1974, с. 649).

21. Суховской В. О шаманстве в Минусинском крае//Отдельный оттиск. Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Т. XVII, 1901. 9 с.
Контекст: ...К первому типу ‘священных фетишей' можно отнести те, которые состояли из натуральных тел определенных зоологических объектов и их компонентов - высушенных тушек птиц, например, ласточки, филина и орла, а также тетеревиных крыльев или хвостов, пучков птичьих перьев и пр. (Суховской В., 1901, с. 6; Андреев А.И., 1936, с. 100; Патачаков К.М., 1961, с. 47-48; Иванов С.В., 1979, с. 125-134; АМАЭС ТГУ. №680-1.

22. Хакасско-русский словарь. Новосибирск, 2006. 1114 с.
Контекст: ...В хакасской речи лексема ызых чаще употребляется в двух основных смыслах: 1) место, защищенное от ветра; подветренная сторона; 2) сакральный, священный, святой (Бутанаев В.Я., 1999, с. 229-230; Хакасско-русский словарь, 2006, с. 1037).