Megalithic religious objects of the Ancient Ural

Main Article Content

Y.B. Serikov Email: u.b.serikov@mail.ru

Abstract

The usage of megaliths in cultic life of anсient people is well known in different territories. Ural – is a mountainous country, that is why different rocks objects – mountains, rocks, caves, stones and its groups – often were the objects of worship. Megalithic objects like rocks, field stones and groups of them, both natural and artificial, invoke special interest. Last decade in Ural region usage of field stones (sometimes anthropomorphous or zoomorphic), «cup-form» and «trace-form» stones, menhirs and background image 119different rocks objects in cultic aims were found by scientists. So called shichans are new type of cultic rocks monuments. The most interesting are cultic megaliths of Shaitanskoe Lake (Sverdlovsk region) and megaliths of Vera Island on Turgoyak Lake (Chelyabinsk region). Geoglif in shape of elk figure 200 meters long is a unique rock object founded near Zuratkul Lake (Satkinsky district of Chelyabinsk region).

Downloads

Download data is not yet available.

Metrics

Metrics Loading ...

Article Details

How to Cite
Serikov , Y. (1). Megalithic religious objects of the Ancient Ural . NATIONS AND RELIGIONS OF EURASIA, 8(8), 101-121. Retrieved from http://journal.asu.ru/wv/article/view/2265
Section
RELIGIOUS FACTOR IN THE HISTORY OF ANCIENT AND MEDIUM PEOPLES OF EURASIA
Author Biography

Y.B. Serikov , Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт

доктор исторических наук, профессор кафедры истории, теории и методики обучения Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии

References

1. Бадер О.Н. Жертвенное место под ПиСАным камнем на р. Вишере//СА. 1954. Т. XXI. С. 241-258
Контекст: ...На Урале скалы с писаницами зафиксированы на реках Вишера, Колва, Тагил, Нейва, Реж, Исеть, Ай, Юрюзань, Белая, Уфа, Серга, Тура, а также на озерах Аракуль, Аргази, Большие Аллаки, Иткуль (Бадер О.Н., 1954; Генинг В.Ф., 1954; Чернецов В.Н., 1971; Широков В.Н., 2004; 2007; 2009; 2010; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., 2011; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Чемякин Ю.П., 2000; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Широкова Н.А., 2005).

2. Байбурин А. К. Семиотические аспекты функционирования вещей//Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. С. 63-87
Контекст: ...Эти точки маркировались помещением в них разнообразных сакральных ценностей или же охранителей границ пространства (Байбурин А.К., 1989, с. 82-86).

3. Балалаева О.Э. Священные места хантов Средней и Нижней Оби//Очерки истории традиционного землепользования хантов: (материалы к атласу). Екатеринбург, 1999. С. 139-156
4. Берс Е.М. Археологическая карта г. Свердловска и его окрестностей//МИА. 1951. Вып. 21. С. 182-248
Контекст: ...Исеть (Берс Е.М., 1951) (Средний Урал).

5. Викторова В.Д. Чаши на скалах горно-лесного Зауралья//Проблемы археологии: Урал и Западная Сибирь (к 70-летию Т.М. Потемкиной). Курган, 2007. С. 55-59
Контекст: ...Мелкое, Свердловская обл.) найден тальковый «утюжок» (Викторова В.Д., 2007, с. 55-59).

6. Викторова В.Д. Новации и традиции в культурах древнего населения верховьев реки Исети (эпоха раннего металла)//Наука. Общество. Человек: Вестник Уральского отделения РАН. Екатеринбург, 2008. №1 (23). С. 31-45
Контекст: ...Раскопки вокруг других объектов дали большое количество гранитных обломков, которые, по мнению автора раскопок, являются фигурками зверей и птиц (их количество доходит до нескольких сотен) (Викторова В.Д., 2008, с. 39).

7. Викторова В.Д. Природные и рукотворные мегалитические изваяния//Наука. Общество. Человек: Вестник Уральского отделения РАН. Екатеринбург, 2010. №1 (31). C. 119-125
Контекст: ...Космический снимок геоглифа на хребте Зюраткуль К сожалению, чрезмерная увлеченность некоторых исследователей изучением мегалитов привела к тому, что на Урале стали находить и камни зооморфных очертаний, и менгиры, и дольмены, и цисты, и тоннели (Викторова В.Д., 2010, с. 119-125).

8. Викторова В.Д., Колмакова В.В., Федорова Ф.Ю. И разные народы побывали здесь...//Образы и сакральное пространство древних эпох. Екатеринбург, 2003. С. 9-20
Контекст: ...На острове Каменные Палатки (окрестности Екатеринбурга) крупный валун (длиной 2,4 м) в виде головы лося находился на границе жилой площадки памятника Палатки-I (Викторова В.Д. и др., 2003, с. 9).

9. Викторова В.Д., Чаиркин С.Е. Останец Старинный -новый памятник петрогромской культуры//Охранные археологические исследования на Среднем Урале. Екатеринбург, 1999. Вып. 3. С. 166-174
Контекст: ...Нейве (Викторова В.Д., Чаиркин С.Е., 1999), на скале Адуйский камень на р.

10. Волков Р.Б., Ерохин Н.Г, Тихонова Н.Р. Гранитный грот (навес) Шай-таноозерский Каменный Остров-1//Охранные археологические исследования на Среднем Урале. Екатеринбург, 1999. Вып. 3. С. 110-116
Контекст: ...Оригинальными находками из этого комплекса можно считать 915 фрагментов костяных пластин от панциря, 149 из которых украшены циркульным орнаментом (Волков Р.Б. и др., 1999, с. 110-116).

11. Генинг В.Ф. Наскальные изображения ПиСАного камня на р. Вишере//СА. 1954. Т. XXI. С. 241-258; 259-280
Контекст: ...На Урале скалы с писаницами зафиксированы на реках Вишера, Колва, Тагил, Нейва, Реж, Исеть, Ай, Юрюзань, Белая, Уфа, Серга, Тура, а также на озерах Аракуль, Аргази, Большие Аллаки, Иткуль (Бадер О.Н., 1954; Генинг В.Ф., 1954; Чернецов В.Н., 1971; Широков В.Н., 2004; 2007; 2009; 2010; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., 2011; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Чемякин Ю.П., 2000; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Широкова Н.А., 2005).

12. Григорьев С.А., Котов В.Г., Куприянов В.А. Геоглиф на хребте Зюрат-куль и его культурно-хронологический контекст//Уфимский археологический вестник. 2013. Вып. 13. С. 13-39
Контекст: ...На территории России это единственное мегалитическое сооружение подобного рода (Григорьев С.А. и др., 2013, с. 13-39).

13. Григорьев С.А., Меньшенин Н.М. Мегалитические сооружения острова Веры на озере Тургояк в Южном Зауралье//Известия Челябинского научного центра. 2004. Вып. 1 (22). С. 209-213
Контекст: ...Турго-як, Челябинская обл.) (Григорьев С.А., Меньшенин Н.М., 2004, с. 209-213).

14. Гурвич И.С. Культ священных камней в тундровой зоне Евразии//Проблемы антропологии и исторической этнографии Азии. М., 1968. С. 230-239
Контекст: ...Причем их использование известно на разных территориях (Священные камни., 2005; Гурвич И.С., 1968; Уртанс Ю.В., 1987).

15. Дэвлет М.А. Священные скалы//Сибирь в панораме тысячелетий: (мат. междунар. симпозиума). Новосибирск, 1998. Т. 1. С. 187-193
Контекст: ...М.А. Дэвлет (1998, с. 192) считает, что «лицо камня» первобытный художник только доработал: нос личины совпал с выступающим изгибом скальной поверхности.

16. Канивец В.И. Канинская пещера. М., 1964. 136 с
Контекст: ...С давних времен эти каменные идолы служили местом поклонения духам (Канивец В.И., 1964, с. 40).

17. Короткевич Б.С. Воловжа: уникальное святилище -типичный культовый памятник Псковской области//Европа -Азия: Проблемы этнокультурных контактов. СПб., 2002. С. 220-227
18. Косменко М.Г. Древности приморской зоны южного и западного Бе-ломорья. Проблемы происхождения и адаптации культуры древнего населения//Комплексные гуманитарные исследования в бассейне Белого моря. Петрозаводск, 2007. С. 6-42
Контекст: ...Вот что пишет по этому поводу М.Г. Косменко (2007, с. 3132): «Как правило, интерпретаторы опираются на собственные догадки и предвзятые убеждения и не приводят оснований для определения назначения и хронологии сооружений, кроме поверхностных сопоставлений с памятниками северной Фенноскандии, наподобие сейдов.

19. Ленц Г.Т. Сакральные камни Севера//Тверской археологический сборник. 2011. Т. 2, вып. 8. С. 175-185
Контекст: ...Слудки, также в Вологодской области, находится гранитный валун, на котором «читается изображение лица старца с длинным носом и глубоко запавшими пронзительными глазами» (Ленц Г.Т., 2011, с. 175).

20. Марсадолов Л.С., Паранина Г.Н. Сакральные объекты в системе жизнеобеспечения (по мегалитическим объектам Сибири и Северо-Запада России)//Экология древних и традиционных обществ: сб. докл. конф. Тюмень, 2011. Вып. 4. С. 111-114
Контекст: ...Этот факт может свидетельствовать в пользу того, что и менгиры, и утюжки использовались для астрономических наблюдений (Марсадолов Л.С., Паранина Г.Н., 2011, с. 111-114; Сериков Ю.Б., 2013а, с. 4-11).

21. Мельников И.В. Святилища древней Карелии: (палеоэтнографические очерки о культовых памятниках). Петрозаводск, 1998. 133 с
Контекст: ...С двух сторон изображение «хозяина» ограничивают «идолы» в виде каменных останцев высотой до 2 м, на которых присутствуют углубления, напоминающие глаза, нос и рот человека (Мельников И.В., 1998, с. 79-80).

22. Мищенко О.П. Святилище на скалах Три Сестры//Четвертые исторические чтения памяти М.П. Грязнова: мат. науч. конф. Омск, 1997. С. 106-108
Контекст: ...Следы жертвоприношений выявлены на вершинах скал Три Сестры под Новоуральском (Мищенко О.П., 1997), на камне Старичный на р.

23. Никитинский И.Ф. Тиуновское святилище -школа кокшаров XV в.? Вологда, 2007. 64 с
Контекст: ...Центральным объектом Тиуновского святилища XIV-XV вв. в Вологодской области служил трехметровый валун, на который были нанесены различные знаки и рисунки (Никитинский И.Ф., 2007, с. 24-29).

24. Окладников А.П. Исторические рассказы и легенды Нижней Лены//Сборник МАЭ. 1949. Т. XI. С. 73-109
Контекст: ...На ее вершине стоят камни, очень похожие на человека: «...нос, глаза и все человеческие черты видны» (Окладников А.П., 1949, с. 84).

25. Петрин В.Т., Нохрина Т.И., Кулик Н.А., Усачева И.В. Верхнепалеолитический комплекс из горного хрусталя с юго-восточного побережья озера Большие Аллаки (Южный Урал)//Археология, этнография и антропология Евразии. 2012. №4 (52). С. 28-40
Контекст: ...Заметная их часть была изготовлена из горного хрусталя (Петрин В.Т. и др., 2012, с. 28-30).

26. Петров Ф.Н., Полякова Е.Л. Археологические памятники массива горы Чека//Вестник общества открытых исследований. Челябинск, 2002. Вып. 2. С. 81-113
Контекст: ...Исследователи относят их к бронзовому веку (Петров Ф.Н., Полякова Е.Л., 2002).

27. Прокофьева Е.Д. Костюм селькупского (остяко-самоедского) шамана//Сборник МАЭ. Т. XI. М.; Л., 1949. С. 335-375
Контекст: ...Тым (правый приток Оби) возле каждого селения на столбах находились черепа медведей, охранявшие селение от злых духов (Прокофьева Е.Д., 1949, с. 368-369).

28. Священные камни Гипербореи. Петрозаводск, 2005. 96 с
Контекст: ...Причем их использование известно на разных территориях (Священные камни., 2005; Гурвич И.С., 1968; Уртанс Ю.В., 1987).

29. Сериков Ю.Б. К вопросу о семантике наконечников стрел с пещерного святилища на Камне Дыроватом//Этнографическое обозрение. 2007а. №6. С. 142-155
Контекст: ...Судя по расположению, количеству (25,5 тыс.) и составу (21,8 тыс. наконечников стрел) находок, данная скала занимала особое место среди культовых памятников Урала (Сериков Ю.Б., 2007а, с. 142-155; 2009, с. 68-121).

30. Сериков Ю.Б. Скальные культовые памятники Шайтанского озера//Проблемы археологии: Урал и Западная Сибирь (к 70-летию Т.М. Потемкиной). Курган, 2007б. С. 42-49
Контекст: ...Судя по расположению, количеству (25,5 тыс.) и составу (21,8 тыс. наконечников стрел) находок, данная скала занимала особое место среди культовых памятников Урала (Сериков Ю.Б., 2007а, с. 142-155; 2009, с. 68-121).

31. Сериков Ю.Б. Пещерные святилища реки Чусовой. Нижний Тагил, 2009. 368 с
Контекст: ...Судя по расположению, количеству (25,5 тыс.) и составу (21,8 тыс. наконечников стрел) находок, данная скала занимала особое место среди культовых памятников Урала (Сериков Ю.Б., 2007а, с. 142-155; 2009, с. 68-121).

32. Сериков Ю.Б. Скальное святилище на северном острове Шайтанского озера//Ученые записки. Общественные науки/Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия. Нижний Тагил, 2011а. С. 113-140
Контекст: ...На Шайтанском шихане - самом крупном скальном святилище Шайтан-ского озера - обнаружено свыше 4,5 тыс. находок, которые представляют все археологические эпохи: от мезолита до раннего железного века (Сериков Ю.Б., 2011а, с. 113-140).

33. Сериков Ю.Б. Новое энеолитическое погребение с Шайтанского озера (Среднее Зауралье)//Вопросы археологии Урала. Екатеринбург; Сургут, 2011б. Вып. 26. С. 145-150
Контекст: ...На Шайтанском шихане - самом крупном скальном святилище Шайтан-ского озера - обнаружено свыше 4,5 тыс. находок, которые представляют все археологические эпохи: от мезолита до раннего железного века (Сериков Ю.Б., 2011а, с. 113-140).

34. Сериков Ю.Б. Скальные святилища западного берега Шайтанского озера//AB ORIGINE: археолого-этнографический сборник Тюменского государственного университета. Тюмень, 2011в. Вып. 3. С. 33-50
Контекст: ...На Шайтанском шихане - самом крупном скальном святилище Шайтан-ского озера - обнаружено свыше 4,5 тыс. находок, которые представляют все археологические эпохи: от мезолита до раннего железного века (Сериков Ю.Б., 2011а, с. 113-140).

35. Сериков Ю.Б. К вопросу о функциональном и сакральном назначении так называемых утюжков//Уфимский археологический вестник. 2013а. Вып. 13. С. 4-12
Контекст: ...Этот факт может свидетельствовать в пользу того, что и менгиры, и утюжки использовались для астрономических наблюдений (Марсадолов Л.С., Паранина Г.Н., 2011, с. 111-114; Сериков Ю.Б., 2013а, с. 4-11).

36. Сериков Ю.Б. Шайтанское озеро -священное озеро древности. Нижний Тагил, 2013б. 408 с
Контекст: ...Этот факт может свидетельствовать в пользу того, что и менгиры, и утюжки использовались для астрономических наблюдений (Марсадолов Л.С., Паранина Г.Н., 2011, с. 111-114; Сериков Ю.Б., 2013а, с. 4-11).

37. Сериков Ю.Б. Природные объекты в культах и обрядах древнего населения Урала//Тверской археологический сборник. Тверь, 2013. Вып. 9. С. 31-44
Контекст: ...Этот факт может свидетельствовать в пользу того, что и менгиры, и утюжки использовались для астрономических наблюдений (Марсадолов Л.С., Паранина Г.Н., 2011, с. 111-114; Сериков Ю.Б., 2013а, с. 4-11).

38. Уртанс Ю.В. Культовые камни с углублениями в Латвии//КСИА. 1987. Вып. 190. С. 69-72
Контекст: ...Причем их использование известно на разных территориях (Священные камни., 2005; Гурвич И.С., 1968; Уртанс Ю.В., 1987).

39. Хомич А.В. Ненцы: историко-этнографические очерки. М.; Л., 1966. 330 с
Контекст: ...Жертвенные места ненцев обычно располагались возле камня какой-нибудь особенной формы, на вершине сопки, которая в разную погоду «меняет» свои очертания (Хомич А.В., 1966, с. 200).

40. Чаиркин С.Е. Святилище Ушминское-1/Кадастр культовых памятников//Культовые памятники горно-лесного Урала. Екатеринбург, 2004
Контекст: ...По наблюдениям С.Е. Чаиркина (2004, с. 317), трещины скалы при определенном освещении «рисуют» голову лося.

41. Чернецов В.Н. Наскальные изображения Урала. М., 1971. 120 с
Контекст: ...На Урале скалы с писаницами зафиксированы на реках Вишера, Колва, Тагил, Нейва, Реж, Исеть, Ай, Юрюзань, Белая, Уфа, Серга, Тура, а также на озерах Аракуль, Аргази, Большие Аллаки, Иткуль (Бадер О.Н., 1954; Генинг В.Ф., 1954; Чернецов В.Н., 1971; Широков В.Н., 2004; 2007; 2009; 2010; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., 2011; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Чемякин Ю.П., 2000; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Широкова Н.А., 2005).

42. Шарапов В.Э. О почитании священных камней в традиционной культуре коми//Археоминералогия и ранняя история минералогии: мат. Между-нар. семинара. Сыктывкар, 2005. С. 156-157
Контекст: ...Некоторые исследователи отмечают, что культовые камни обычно располагаются на границе освоенной и неосвоенной территории (Корот-кевич Б.С., 2002, с. 222, 227; Шарапов В.Э., 2005, с. 156).

43. Шимаковская К.В. Чаши на скалах Шайтанского озера (Среднее Зауралье)//Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. Вып. V: Университет и историко-культурное наследие региона. Пермь, 2008. С. 126-130
Контекст: ...Раскопки в районе одиночной большой чаши (рис.) выявили керамику бронзового века, отще-пы и несколько костей животных (Шимаковская К.В., 2008, с. 128-130).

44. Шимаковская К.В. Культовые скальные объекты восточного берега Шайтанского озера (Среднее Зауралье)//III Северный археологический конгресс: тез. докл. Ханты-Мансийск; Екатеринбург, 2010. С. 216-217
Контекст: ...Основная часть находок относится к раннему железному веку, отдельные каменные изделия и фрагменты керамики датируются энеолитом и поздней бронзой (Шимаковская К.В., 2010, с. 216).

45. Широков В.Н. Древние образы священных скал//Культовые памятники горно-лесного Урала. Екатеринбург, 2004. С. 63-83
Контекст: ...На Урале скалы с писаницами зафиксированы на реках Вишера, Колва, Тагил, Нейва, Реж, Исеть, Ай, Юрюзань, Белая, Уфа, Серга, Тура, а также на озерах Аракуль, Аргази, Большие Аллаки, Иткуль (Бадер О.Н., 1954; Генинг В.Ф., 1954; Чернецов В.Н., 1971; Широков В.Н., 2004; 2007; 2009; 2010; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., 2011; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Чемякин Ю.П., 2000; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Широкова Н.А., 2005).

46. Широков В.Н. Композиции с рисунками птиц, копытных и змей в наскальных изображениях Урала//Уральский исторический вестник. 2010. №1 (26). С. 92-99
Контекст: ...На Урале скалы с писаницами зафиксированы на реках Вишера, Колва, Тагил, Нейва, Реж, Исеть, Ай, Юрюзань, Белая, Уфа, Серга, Тура, а также на озерах Аракуль, Аргази, Большие Аллаки, Иткуль (Бадер О.Н., 1954; Генинг В.Ф., 1954; Чернецов В.Н., 1971; Широков В.Н., 2004; 2007; 2009; 2010; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., 2011; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Чемякин Ю.П., 2000; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Широкова Н.А., 2005).

47. Широков В.Н. Уральские писаницы. Южный Урал. Екатеринбург, 2009. 128 с
Контекст: ...На Урале скалы с писаницами зафиксированы на реках Вишера, Колва, Тагил, Нейва, Реж, Исеть, Ай, Юрюзань, Белая, Уфа, Серга, Тура, а также на озерах Аракуль, Аргази, Большие Аллаки, Иткуль (Бадер О.Н., 1954; Генинг В.Ф., 1954; Чернецов В.Н., 1971; Широков В.Н., 2004; 2007; 2009; 2010; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., 2011; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Чемякин Ю.П., 2000; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Широкова Н.А., 2005).

48. Широков В.Н. Уральские писаницы: Реки Реж и Ирбит. Екатеринбург, 2007. 80 с
Контекст: ...На Урале скалы с писаницами зафиксированы на реках Вишера, Колва, Тагил, Нейва, Реж, Исеть, Ай, Юрюзань, Белая, Уфа, Серга, Тура, а также на озерах Аракуль, Аргази, Большие Аллаки, Иткуль (Бадер О.Н., 1954; Генинг В.Ф., 1954; Чернецов В.Н., 1971; Широков В.Н., 2004; 2007; 2009; 2010; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., 2011; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Чемякин Ю.П., 2000; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Широкова Н.А., 2005).

49. Широков В.Н., Чаиркин С.Е. Наскальные изображения Северного и Среднего Урала. Екатеринбург, 2011. 182 с
Контекст: ...На Урале скалы с писаницами зафиксированы на реках Вишера, Колва, Тагил, Нейва, Реж, Исеть, Ай, Юрюзань, Белая, Уфа, Серга, Тура, а также на озерах Аракуль, Аргази, Большие Аллаки, Иткуль (Бадер О.Н., 1954; Генинг В.Ф., 1954; Чернецов В.Н., 1971; Широков В.Н., 2004; 2007; 2009; 2010; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., 2011; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Чемякин Ю.П., 2000; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Широкова Н.А., 2005).

50. Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Чемякин Ю.П. Уральские писаницы: река Нейва. Екатеринбург, 2000. 52 с
51. Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Широкова Н.А. Уральские писаницы: река Тагил. Екатеринбург, 2005. 110 с
Контекст: ...Иткуль (Бадер О.Н., 1954; Генинг В.Ф., 1954; Чернецов В.Н., 1971; Широков В.Н., 2004; 2007; 2009; 2010; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., 2011; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Чемякин Ю.П., 2000; Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Широкова Н.А., 2005).

52. Шутова Н.И., Капитонов В.И., Кириллова Л.Е., Останина Т.И. Историко-культурный ландшафт Камско-Вятского региона. Ижевск, 2009. 244 с
Контекст: ...До настоящего времени почитается огромный известняковый камень на горе Чумбулат (Кировская обл.) (Шутова Н.И. и др., 2009, с. 28).