To the question of the cult of fire in burial and funeral rites of the medieval inhabitants of the Semirechye (according to archaeological materials)
Main Article Content
Abstract
The purpose of this investigation is definition of a functional purpose and proposed architectural forms of the monuments IX–X(XI) cc. opened in the vicinity of the medieval town of Kulan in the territory of South-West Semirechye (Zhetysu). Inside the buildings fixed ring-shaped sufa (in the middle there are traces of fire, burned for a long time). To solve the problems investigated structures of burial and funeral rites and the cult of fire Semirechye, South Kazakhstan and Central Asia. The monuments are considered in historical perspective since first centuries AD to the ethnographic time. The cult of ancestors was the basis of all religions (it began from the worship of the remains of the dead). Ethnographic materials demonstrate the presence of relics in funeral rites preserved in some areas of Central Asia and Kazakhstan, despite the dissemination of Islam. For example: «House of Ancestral spirits». Some of them saved before nowadays. Exploring of burial structures and monuments is productive to find out some features of pre-Islamic religions and Islam.
Downloads
Metrics
Article Details
References
Контекст: ...По мнению С.П. Толстова, эти слои предохраняли землю от контакта с телом покойника, согласно предписанию «Видевдата» II.5,8 (Авеста., 2008, с. 157-158).
2. Байпаков К.М. Исследования некрополя Джамуката в Таласской долине//Вестник КазГУ. Сер.: История. Алматы, 1999. №12. С. 36-46.
Контекст: ...Горячева заметила, что большинство наусов подтверждает бытующую гипотезу о возможности совмещения в зороастрийских наусах функций дахм и вместилищ костей, наус одновременно мог совмещать функции ката и дахмы (Горячева В.Д., 1989; Байпаков К.М., 1999; Байпаков К.М., Горячева В.Д., 1999, с. 159).
3. Байпаков К.М., Горячева В.Д. Семиречье//Археология. Средняя Азия в раннем средневековье. М., 1999. С. 151-162.
Контекст: ...Горячева заметила, что большинство наусов подтверждает бытующую гипотезу о возможности совмещения в зороастрийских наусах функций дахм и вместилищ костей, наус одновременно мог совмещать функции ката и дахмы (Горячева В.Д., 1989; Байпаков К.М., 1999; Байпаков К.М., Горячева В.Д., 1999, с. 159).
4. Байпаков К.М., Смагулов Е.А., Ержигитова А.А. Раннесредневековые некрополи Южного Казахстана. Алматы, 2005. 224 с.
5. Байпаков К.М., Терновая Г.А. «Парадиз» в загородном дворцовом комплексе владетелей средневекового Кулана//Известия МОН РК, НАН РК. Сер.: Обществ. науки. Алматы, 2002. №1(236). С. 244-268.
Контекст: ...В северо-восточной нише была передана родословная правителей (Байпаков К.М., Терновая Г.А., 2002; 2004; Bajpakov K.M., Ternovaja G.A., 2005; Ternovaya G.A., 2013).
6. Байпаков К.М., Терновая Г.А. Резная глина Жетысу. Алматы, 2004. 164 с.
Контекст: ...В северо-восточной нише была передана родословная правителей (Байпаков К.М., Терновая Г.А., 2002; 2004; Bajpakov K.M., Ternovaja G.A., 2005; Ternovaya G.A., 2013).
7. Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана//Сочинения. М., 1963. Т. II. C. 169-546.
Контекст: ...Ал-Макдиси писал, что этот город находился на большой таразской дороге (Ибн Хордадбех, 1986, с. 65, 180-181; Бартольд В.В., 1963, с. 230; Волин С., 1960, с. 74, 76, 82-83).
8. Брыкина Г.А. Культы и культовые места в Фергане//Приаралье в древности и средневековье. М., 1998. С. 96-115.
Контекст: ...Считается, что культ предков ведет начало от поклонения останкам умерших, которое сопровождалось жертвоприношением на кладбищах (Брыкина Г.А., 1998, с. 108, 110-112).
9. Борисов А.Я. О значении слова «наус»//Труды Отдела истории культуры и искусства Востока Государственного Эрмитажа. Л., 1940. Т. 3. С. 301-311.
Контекст: ...В археологической и востоковедческой литературе зороастрий-ские погребальные сооружения - сырцово-пахсовые склепы принято называть наусами (Борисов А.Я., 1940).
10. Волин С. Сведения арабских источников IX-XVI вв. о долине р. Талас и смежных районах//ТИаЭ. Алма-Ата, 1960. Т. 8. С. 72-92.
Контекст: ...Ал-Макдиси писал, что этот город находился на большой таразской дороге (Ибн Хордадбех, 1986, с. 65, 180-181; Бартольд В.В., 1963, с. 230; Волин С., 1960, с. 74, 76, 82-83).
11. Гордлевский В.А. Избранные сочинения. М., 1960. Т. 1. 552 с.
Контекст: ...В.А. Гордлевский (1960, с. 198, прим. 8) писал о захоронениях в старой Бухаре: «...в невысоких кирпичных склепах оставлялось отверстие для того, чтобы “дух” покойника мог выйти наружу».
12. Горячева В.Д. Наусы некрополя Краснореченского городища//Красная Речка и Бурана. Фрунзе, 1989. С. 85-95.
Контекст: ...По мнению исследователей, сочетание в некоторых наусах трупоположения и захоронения костей в оссуариях свидетельствует о том, что они выполняли функции дахмы - места выставления трупов и астодана - костехранилища (Дальверзинтепе..., 1978, с. 112-113; Горячева В.Д., 1989, с. 95; Рас-попова В.И., Шишкина Г.В., 1999, с. 76; Шишкина Г.В., 1999, с. 76; Мейтарчиян М.Б., 2001, с. 70-82).
13. Гудкова А.В. Ток-кала. Ташкент, 1964. 174 с.
Контекст: ...Здесь возле юго-восточной стены имелось сильно прокаленное пятно - след длительного горения огня (Гудкова А.В., 1964, с. 88-89).
14. Гудкова А.В. Новые материалы по погребальному обряду VII-VIII вв. в Кердере (Северный Хорезм)//История, археология и этнография в Средней Азии. М., 1968. С. 214-224.
Контекст: ...Кроме следов интенсивного горения в большой камере науса 2, она отметила большое количество древесных угольков в заполнении наусов, а также пятно от горения и оссуарий с обожженным черепом в наусе 3 (Гудкова А.В., 1968, с. 223).
15. Дальверзинтепе -Кушанский город на юге Узбекистана. Ташкент, 1978. 238 с.
Контекст: ...По мнению исследователей, сочетание в некоторых наусах трупоположения и захоронения костей в оссуариях свидетельствует о том, что они выполняли функции дахмы - места выставления трупов и астодана - костехранилища (Дальверзинтепе..., 1978, с. 112-113; Горячева В.Д., 1989, с. 95; Рас-попова В.И., Шишкина Г.В., 1999, с. 76; Шишкина Г.В., 1999, с. 76; Мейтарчиян М.Б., 2001, с. 70-82).
16. Ибн Хордадбех. Книга путей и стран. Баку, 1986. 428 с.
Контекст: ...Ал-Макдиси писал, что этот город находился на большой таразской дороге (Ибн Хордадбех, 1986, с. 65, 180-181; Бартольд В.В., 1963, с. 230; Волин С., 1960, с. 74, 76, 82-83).
17. Левина Л.М. Этнокультурная история Восточного Приаралья. М., 1996. 398 с.
Контекст: ...Очаги имели круглую, прямоугольную и нишеобразную форму (Левина Л.М., 1996, с. 370-371).
18. Кошеленко Г.А. Культура Парфии. М., 1966. 220 с.
19. Максимова А.Г. Гробницы типа науса у с. Чага (Шага)//В глубь веков. Алма-Ата, 1974. С. 95-118.
Контекст: ...о был ведущий и наиболее распространенный тип погребальных сооружений, и связанный с ним тип погребального обряда господствовал в среде городского и оседло-земледельческого населения Южного Казахстана (Максимова А.Г., 1974; Байпаков К.М., Смагулов Е.А., Ержигитова А.А., 2005, с. 139, 141, 146-148).
20. Мейтарчиян М. Погребальные обряды зороастрийцев. М.; СПб., 2001. 248 с.
Контекст: ...и функции дахмы - места выставления трупов и астодана - костехранилища (Дальверзинтепе..., 1978, с. 112-113; Горячева В.Д., 1989, с. 95; Рас-попова В.И., Шишкина Г.В., 1999, с. 76; Шишкина Г.В., 1999, с. 76; Мейтарчиян М.Б., 2001, с. 70-82).
21. Неразик Е.Е. Сельские поселения афригидского Хорезма. М., 1966. 153 с.
Контекст: ...Это здание, поставленное на невысокий пахсовый цоколь, аналогично купольной погребальной постройке, раскопанной в некрополе Мерва (Неразик Е.Е., 1966, с. 85-89; 1999, с. 41, табл. 9.-9, 10; Кошелен-ко Г.А., 1966, с. 88-89).
22. Неразик Е.Е. Купольная постройка в Якке-Парсанском оазисе раннесредневекового Хорезма//Градостроительство и архитектура. Ташкент, 1989. С. 52-60.
Контекст: ...Кирпичи на верхушке купола были сильно прокалены, что предполагает длительное горение огня, не связанного с пожаром (Неразик Е.Е., 1989; 1999, с. 34, табл. 9.-1-6; 2013, с. 93-96, рис. 28-35).
23. Неразик Е.Е. Хорезм в IV-VIII вв.//Археология. Средняя Азия в раннем средневековье. М., 1999. С. 30-49.
Контекст: ...Это здание, поставленное на невысокий пахсовый цоколь, аналогично купольной погребальной постройке, раскопанной в некрополе Мерва (Неразик Е.Е., 1966, с. 85-89; 1999, с. 41, табл. 9.-9, 10; Кошелен-ко Г.А., 1966, с. 88-89).
24. Неразик Е.Е. Формирование раннесредневекового общества в низовьях Амударьи. М., 2013. 374 с.
Контекст: ...Открытие купольного здания в окрестностях Якке-Парса-на свидетельствует, что подобная архитектурная форма использовалась не только для возведения погребальных построек, но и «храмов огня» (Неразик Е.Е., 2013, с. 95-96; Рапопорт Ю.А., 1971, с. 63).
25. Нуржанов А.А., Терновая Г.А., Акымбек Е.Ш. Святилище огня в окрестности средневекового города Кулан//Восхождение к вершинам археологии. Алматы, 2014. С. 498-511.
26. Поляков С.П., Черемных А.И. Погребальные сооружения населения долины Зеравшана//Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М., 1975. С. 261-280.
Контекст: ...Такие надгробия устанавливаются над захоронениями, расположенными рядом с могилами святых (Поляков С.П., Черемных А.И., 1975, с. 272-273).
27. Рапопорт Ю.А. Из истории религии древнего Хорезма. М., 1971. 127 с.
Контекст: ...Открытие купольного здания в окрестностях Якке-Парса-на свидетельствует, что подобная архитектурная форма использовалась не только для возведения погребальных построек, но и «храмов огня» (Неразик Е.Е., 2013, с. 95-96; Рапопорт Ю.А., 1971, с. 63).
28. Распопова В.И., Шишкина Г.В. Согд//Археология. Средняя Азия в раннем средневековье. М., 1999. С. 50-77.
Контекст: ...В этом помещении обнаружены оссуарии и крупные бытовые сосуды, видимо, также содержавшие кости, которые были сброшены с суфы и раздавлены (Распопова В.И., Шишкина Г.В., 1999, с. 76).
29. Ремпель Л.И. Некрополь древнего Тараза//КСИИМК. М., 1957. Вып. 69. С. 102-110.
Контекст: ...В Таразе в IX-X вв. обычай захоронения костей в оссуариях был вытеснен захоронениями в хумах и «склепиках». «Склепики» представляли собой сооружения из сырцовых кирпичей, положенных плашмя, на них устанавливались кирпичи, поставленные на ребро и соединенные вершинами (Ремпель Л.И., 1957, с. 109-110, рис. 42.-3, 4).
30. Ртвеладзе Э.В. Культовые и погребальные памятники кушанского времени из Кампыр-тепе//Ученые записки Комиссии по изучению памятников цивилизации древнего и средневекового Востока. М., 1989. С. 209-250.
Контекст: ...Они расположены компактными группами к востоку и западу от укрепленной части Кампыртепа (Ртвеладзе Э.В., 1989; 2001).
31. Ртвеладзе Э. Погребально-культовые сооружения Кампыртепа//Материалы Тохаристанской экспедиции. Вып. 2: Археологические исследования Кампыртепа. Ташкент, 2001. С. 65-94.
Контекст: ...Они расположены компактными группами к востоку и западу от укрепленной части Кампыртепа (Ртвеладзе Э.В., 1989; 2001).
32. Снесарев Г.П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М., 1969. 236 с.
Контекст: ...Возле некоторых мазаров такие «домики» занимали значительный участок земли (Снесарев Г.П., 1969, с. 111).
33. Сулейманов Р.Х. Древний Нахшаб. Проблемы цивилизации Узбекистана VII в. до н.э. -VII в. н.э. Самарканд; Ташкент, 2000. 342 с.
Контекст: ...В храме Еркургана пепел находился на специальной открытой площадке к западу от постройки и периодически замазывался или засыпался глиной (Сулейманов Р.Х., 2000, с. 95, 112-115, 271).
34. Сухарева О.А. Пережитки демонологии и шаманства у равнинных таджиков//Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М., 1975. С. 5-93.
Контекст: ...Число и форма светильников, посвящаемых момо, и места, где их ставили, неодинаковы (Сухарева О.А., 1975, с. 17-19). «Дома для духов предков» сохранились до настоящего времени в ряде районов Средней Азии.
35. Толстов С.П. Древний Хорезм: опыт историко-археологического исследования. М., 1948. 440 с.
Контекст: ...В комнате №3, в северном углу верхнего этажа донжона, были обнаружены прямоугольные алебастровые ос-суарии на высоких ножках (Толстов С.П., 1948, с. 149).
36. Филанович М.И. Ташкент. Зарождение и развитие города и городской культуры. Ташкент, 1983. 231 с.
Контекст: ...Другие помещения предположительно предназначались для поминальных жертв и обитания обслуживавшего храм священнослужителя (Филанович М.И., 1983, с. 109).
37. Хисматулин А.А., Крюкова В.Ю. Смерть и похоронный обряд в исламе и зороастризме. СПб., 1997. 267 с.
Контекст: ...В разновременных редакциях «Видевдата» временная могила в одном случае названа «ямой», а в другом - «домом» (kata) (Хисматулин А.А., Крюкова В.Ю., 1997, с. 216-217).
38. Чвырь Л.А. Судьба одного обряда (о бактрийско-таджикских соответствиях в похоронно-погребальной обрядности)//Проблемы интерпретации памятников культуры Востока. М., 1991. С. 141-158.
Контекст: ...Они были встречены на северо-западе Ферганы, на Верхнем Зеравшане, в Дарвазе и Гиссарской долине, Ленинабаде и Исфаре (Чвырь Л.А., 1991, с. 196).
39. Шоназаров Ш.Б. Миниатюрный светильник из Каратепе эпохи Кара-ханидов (по археологическим материалам Кашкадарьи)//Новые исследования по археологии Казахстана: тр. науч.-практ. конф. «Маргулановские чтения-15». Алматы, 2004. С. 113-116.
Контекст: ...Ш.Б Шоназаров (2004) соотнес этот предмет с культом огня и с заупокойным культом.
40. Bajpakov K.M., Ternovaja G.A. Tonerne Architekturornamentik aus Zetysu//BAND 37-2005. Archaologische Mitteilungen aus Iran und Turan. Deutsches Archaologisches Institut. Eurasien-Abteilung AuBenstelle Teheran. Berlin, 2005. S. 377-421 (на немец. яз.).
Контекст: ...В северо-восточной нише была передана родословная правителей (Байпаков К.М., Терновая Г.А., 2002; 2004; Bajpakov K.M., Ternovaja G.A., 2005; Ternovaya G.A., 2013).
41. Ternovaya G.A. Medieval city Kulan in Kazakhstan on the Great silk way//Global Science and Innovation: materials of the international scientific conference. December 17-18th, 2013. Chicago, 2013. Vol. I. Р. 26-1266.
Контекст: ...В северо-восточной нише была передана родословная правителей (Байпаков К.М., Терновая Г.А., 2002; 2004; Bajpakov K.M., Ternovaja G.A., 2005; Ternovaya G.A., 2013).